Проект "Исторический туризм"
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Карпова Елена Витальевна

Проект «Исторический туризм» может использоваться во внеурочной деятельности, во внеклассной работе, а может рассматриваться как вариант урока-обобщения определенной темы по истории, проводимого не в форме традиционной контрольной работы или теста, а в виде интересной деловой игры.

При изучении истории проект может реализовываться в параллелях с 5-го по 11 класс.

Как внеклассное мероприятие может быть организован и для учащихся начальных классов, но потребует большего участия со стороны педагогов.

Проект предполагает подготовку и проведение деловой игры, при которой учащиеся делятся на несколько команд, каждая из которых становится "туристической фирмой". Капитан команды - директором фирмы. Задача каждой "турфирмы" максимально интересно представить определённую страну в определённый исторический период. Члены жюри - это туристы, задача которых - выбрать "турфирму"  для покупки путёвки в заинтересовавшую их страну.

Методическая разработка содержит подробное описание этапов подготовки и проведения игры, цели, задачи и ожидаемые результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Исторический туризм»

Цели проекта

  1. Расширение и углубление знаний учащихся по истории.
  2. Формирование метапредметных умений.
  3. Формирование положительных личностных качеств учащихся.
  4. Патриотическое воспитание учащихся.
  5. Воспитание уважения к иным культурам, религиозным воззрениям, толерантности.
  6. Формирование профориентационных ориентиров учащихся.

Задачи проекта

  1. Формировать интерес у учащихся к истории и культуре своего и других народов, углубить их знания по предмету «история».
  2. Развивать умение применять знания и навыки, полученные при изучении других предметов на занятиях по истории, во внеурочной деятельности.
  3. Вырабатывать чувство личной ответственности каждого учащегося за порученное дело.
  4. Вырабатывать навыки коллективизма, умение работать в команде, добиваться достижения коллективного результата.
  5. Воспитывать патриотическое отношение к истории и культуре своего народа.
  6. Воспитывать толерантное отношение учащихся к иному образу жизни, поведению, обычаям, традициям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. 
  7. Развивать различные творческие навыки, фантазию учащихся.
  8. Формировать представление учащихся о работе современных фирм на примере туристических компаний.

Краткое описание замысла проекта

Проект «Исторический туризм» может использоваться во внеурочной деятельности, во внеклассной работе, а может рассматриваться как вариант урока-обобщения определенной темы по истории, проводимого не в форме традиционной контрольной работы или теста, а в виде интересной деловой игры. При изучении истории может проводиться в параллелях с 5-го по 11 класс.

Как внеклассное мероприятие может быть организован и для учащихся начальных классов. Многолетний опыт проведения данной деловой игры позволяет утверждать, что буквально каждая параллель имеет возможность принимать в ней участие, задача только в формулировании темы игры. Алгоритм проведения мероприятия может быть использован по разным темам, например:

1. «Семь чудес света» - 5 класс.

2. «Рыцарский замок» - 6 класс

3. «Путешествие в Древнюю Русь» - 6 класс

4. «По королевской Европе» - 7 класс

5. «Европа Нового времени» - 8 класс

6. «Петербург – три века истории» – 8-9 класс

7. «Путешествие в революции (Англия, Франция, Австрия, США)» – 10 класс.

8. «Петербург в ХХ веке» – 11 класс

9. «Мир между мировыми войнами» – 11 класс

10. «С нами – по всему свету» (новейшая история зарубежных   стран) – 11 класс

11. «Туристический фестиваль» - внеклассное мероприятие ко Дню толерантности для учащихся 1 – 11 классов.

Этапы реализации проекта

Наименование этапа

Сроки реализации:

  1. Подготовительный этап

  1. недели до проведения самой деловой игры.

  1. Деловая игра в классе

В конце изучения большой темы по истории, как урок-обобщение.

  1. Подготовительный этап к финальной игре

1-2 недели до проведения финальной игры.

  1. Финальная игра в параллели.

Может проводиться в конце четверти, как итоговый урок повторения и обобщения.

Содержание проекта

Мероприятия

Сроки

реализации

Ответственный

1.

Тема будущей деловой игры оговаривается заранее. На ее подготовку отводится 2-3 недели. Как показывает многолетний опыт проведения этого мероприятия, этого времени вполне достаточно, чтобы учащиеся смогли достойно подготовиться.

Учащиеся класса делятся на несколько команд (каждая из которых не должна включать в себя более 6 человек). Команда выбирает капитана, который координирует и направляет деятельность всех остальных.

В зависимости от темы игры, команда в подготовительный период накапливает материал, расширяет свои знания по теме, готовит свое выступление, его презентацию.

На период игры каждая команда становится туристической компанией, в обязанность которой входит продажа туристических путевок в выбранную страну, в те исторические периоды, по которым проводится игра. А капитан команды – директором туристической фирмы.

Например: в 6 классе проводится игра по теме «Рыцарский замок». Название игры может быть таким: «Построй свой замок», «Средневековый замок» и т.п. Эта тема изучается в курсе «Истории средних веков». Каждая команда выбирает себе страну – Англию, Францию, Италию, Германию, Испанию, Чехию.

Все эти страны имеют богатую средневековую историю, на их территориях до сих пор сохранились величественные замки. Команда должна разыскать информацию об одном из таких замков (приветствуются все формы поиска информации). На основе реальной истории им необходимо придумать свою историю замка, его легенды, тех, кто там мог жить. И, это самое трудное и интересное, - создать макет своего замка.

Задача команды – так рассказать историю своего замка, так привлечь к нему внимание, чтобы у «туриста» (он же – член жюри игры) возникло желание купить путевку именно в этот замок.

За рамки игры выносится вопрос, как совершается путешествие во времени. Это просто принимается как данность.

На подготовительном этапе команда должна:

- подготовить презентацию своего выступления перед гостями туристической фирмы (потенциальными клиентами);

- подготовить так называемый «стенд» -  должен быть представлен иллюстративный материал (фото, книги, альбомы), а также сувенирная продукция. В этом пункте особую помощь могут оказать родители, которые, как показывает практика, весьма охотно это делают;

- разработать систему рекламных предложений (визитки, буклеты, сувениры, специальные акции) – т.е. все, что повышает заинтересованность «клиента» в путешествии именно по маршрутам этой «турфирмы».

2-3 недели до проведения самой деловой  игры

Учитель, капитаны команд (они же – директора туристических фирм)

2.

На проведение игры отводится один урок (45 минут). Наилучшим вариантом здесь становится первый урок – во время мероприятия учащиеся тратят слишком много сил и очень волнуются, поэтому нецелесообразно заставлять их ждать до конца учебного дня. Все участники игры находятся в одном помещении.

Количество членов жюри рассчитывается, исходя из количества команд. Как правило, оптимальным становится по два человека на каждую команду. То есть, если 4 команды – 8 судей. На эту роль можно пригласить как учащихся более старших классов, так и учителей. С большим интересом в игре принимают участие классные руководители. Понадобится поддержка завуча, который составит расписание на время проведения игры с учетом необходимых замещений уроков на время проведения игры, чтобы в ней могли принять участие все желающие педагоги.

Главный принцип этой игры – «ход по кругу». Т.е. каждая пара судей должна за отведенное время «посетить» все команды-фирмы. Это делается для получения объективной и полной картины. Но команды-фирмы оказываются в ситуации, когда им надо одно и то же выступление-презентацию повторить несколько раз. С одной стороны, это сложно, но с другой – каждый раз появляется возможность прямо по ходу игры что-то исправить или дополнить.

На каждое выступление для одной пары судей отводится не более 8-9 минут. За это время надо успеть все – рассказать о стране, её истории в изучаемый период, достопримечательностях; о своей фирме. Причем необходимо сделать это в самом привлекательном для туристов варианте, а также ответить на их возможные вопросы. Не редкостью становиться и угощение гостей-судей блюдами национальных кухонь (разумеется, в очень небольших объемах). Некоторые команды поют песни, показывают фрагменты национальных танцев, играют на музыкальных инструментах, разыгрывают сценки.

Поскольку все команды говорят одновременно, зачастую используя музыкальное сопровождение, целесообразно игру проводить в актовом зале, размещая команды на некотором расстоянии друг от друга, чтобы они не мешали друг другу, и «туристы» могли всё услышать.

После того, как «туристы» пройдут через все команды-фирмы, они превращаются в членов жюри и получают «Лист оценивания», отвечая на вопросы которого, они должны оценить работу участников игры и определить победителя.

1 урок

Учителя истории, капитаны команд (они же – директора туристических фирм), старшеклассники

3.

          «Лист оценивания» предусматривает ответы на несколько вопросов, а также заполнение таблицы, в которой каждая команда оценивается по ряду позиций.

Главным считается вопрос: «Путевку какой из фирм вы желаете приобрести? Почему?». Та команда, которая в ответе на этот вопрос получит большинство голосов, становится победителем игры. При этом важно отметить, что турист может купить путевку необязательно только у одной фирмы. Это только повышает конкурентную борьбу между фирмами.

В таблице каждый член жюри оценивает работу каждой команды по четырем позициям:

- оформление стенда

- презентация

- уровень знаний

- работа команды

- оригинальность представления

Оценка производится по 5-балльной системе, оценки суммируются, и учитель, проводящий игру, сможет использовать эти баллы при подведении итогов игры.

Две команды выходят в финал, где будут бороться за победу с командами из параллельных классов. При этом команды могут сохранить свое выступление в неизменном виде, но имеют право его изменить, если сочтут, что оно содержало в себе недостатки.

После окончания игры

Учителя истории, старшеклассники

  1. 3

4.

Подготовка к финальной игре в параллели

1-2 недели

Учитель, капитаны команд

5.

Финальная игра

Проводится по аналогии с отборочными турами в классах.

1-2 урока (в зависимости от кол-ва команд в финале)

Учителя школы, капитаны команд, старшеклассники

Ожидаемые результаты реализации проекта

Ожидаемым результатом реализации проекта является максимально полное осуществление его целей и задач.

Данная деловая игра неизменно вызывает интерес у учащихся, которые в процессе ее подготовки узнают гораздо больше, чем это было бы возможно только во время учебного процесса. Кроме того, каждый ребёнок может проявить свои умения и творческие способности. При подготовке к выступлению дети рисуют, делают плакаты, готовят компьютерные презентации, пишут сценарии, репетируют сценки, разучивают стихи и песни, порой на иностранных языках, готовят вместе с родителями блюда национальной кухни, изготавливают своими руками сувениры, туристические буклеты и т.д.  

В ходе проведения игры они могут показать различные свои способности – от ораторских до артистических, проявить свои навыки работы в команде, что также способствует формированию более устойчивого детского коллектива и дружбы между учащимися. Также следствием этой игры становится формирование навыков самостоятельной работы – ведь все для своей игры они готовят сами. Учитель и родители могут помочь только в оформлении, все остальное учащимся придется делать самим.

 Проигрывая роли представителей туристической фирмы, учащиеся получают возможность попробовать себя в качестве работников конкретной профессии, что важно с точки зрения их профессионального ориентирования.

Проект служит также целям формирования толерантного отношения к людям другой национальности, иной религии, культуры. Это может иметь особенно важное значение для школ, в которых много учащихся из семей мигрантов.

 Игра становится праздником как для тех, кто ее готовит, так и тех, кто выступает в роли судей или зрителей, которых также рекомендуется приглашать, по крайней мере, на финальную игру.

Участники реализации проекта

Учащиеся, учителя, родители.

Автор  описания проекта

Карпова Е.В., учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 541 Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"

в программе размещены все необходимые сведения для работы...

Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме

Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...

Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма» - «Я выбираю туризм»

Открытие республиканского  проекта «Развитие детского туризма в Ч.Р. на 2012-2014 гг.» - «Я выбираю туризм»...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10  Туризм...

Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм

Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм...