Музейная педагогика
статья по истории

Басхамжаева Елена Михайловна

Предварительный просмотр:

Система музейно- педагогических занятий на базе школьных музеев.

Своеобразным образовательным полигоном является музей, созданный на образовательного учреждения. Во многих школах  нашей республики имеются уголки или музеи традиционного направления по теме «Калмыки в годы Великой Отечественной войны», «Сибирь ,оставившая отпечаток в памяти народа» и т.д.В условиях , максимально приближенных к естественным, обучающиеся школ знакомятся с достижениями духовной и материальной культуры своего народа.

Так, например макет кибитки используется при проведении урока русского языка при изучении темы «Склонение имен существительных», урока технологии в 5 классе по теме «Оборудование кухни и калмыцкой кибитки». Учителя русского языка и литературы очень часто обращаются  к музейным уголкам на уроках литературы  при знакомстве с убранством кибитки калмыцкого народа в произведениях калмыцких писателей,где обучающиеся знакомятся с предметами быта и обычаями , связанными с культурой , традициями и обычаями своего народа.

На примере калмыцких орнаментов учителя знакомят обучающихся с некоторыми понятиями, связанных с математическими терминами, формируют навыки построения  симметричных фигур.

Таким образом, музейная педагогика предоставляет широкие возможности для обеспечения междисциплинарного подхода, позволяет свести воедино знания по всем предметам на основе анализа музейных предметов.

Можно утверждать, что как правило, при использовании музейного пространства и предметов проводятся интегрированные уроки, например, цель урока музыки в 6 классе по теме : «В чем сила музыки?»- раскрытие красоты культуры калмыцкого народа  достигается посредством интеграции литературы.

Новая форма учебных занятий (музейные уроки) значительно дополняют традиционную классно- урочную систему как по форме содержания, так и по форме проведения.

На всех музейных уроках даются исторические сведения о музейных предметах, народных традициях и обычаях. Успешно решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

Музейные уроки позволяют учителям – предметникам расширить и углубить учебную программу, наполнить содержанием национально- региональный компонент предмета , обеспечить межпредметные связи и связь теории с практикой.

Современная школа призвана обеспечить новые подходы к организации образовательного процесса, в котором акцент делается на создание школьного пространства, дающего возможность развить и реализовать способности детей,их навыки исследовательской деятельности.

Работа в этом направлении способствует формированию исследовательских навыков учащихся, становлению творческой деятельности.

Таким образом, введение музейной педагогики в образовательный процесс способствует эффективному достижению триединой педагогической  цели: обучению, воспитанию и развитию учащихся. При этом расширяется образовательное пространство школы, реализуется системно – деятельностный , интерактивный подход в обучении и воспитании, формируются ключевые компетенции обучающихся. Музейная педагогика становится одной из активных форм работы по духовно- нравственному воспитанию личности в едином образовательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музейной педагогики в работе классного руководителя

      В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила  70-летний юбилей. Торжественное празднова...

Роль музейной педагогики в воспитательной работе

      В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила  70-летний юбилей. Торжественное празднова...

Статья. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"

Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обес...

Музейная педагогика в учебном процессе

Роль кабинета-музея в учебном процессе. Использование материалов предметного кабинета-музея "История притчи" в  урочной и внеклассной раьоте по литературе....

Рабочая программа «Музейная педагогика»

Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10-16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая....

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...