урок истории в 5 классе "Искусство Древнего Египта"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Глазунова Ирина Федоровна

Тема урока -  «Искусство Древнего Египта» для учащихся 5 класса. Цели урока: познакомить обучающихся с выдающимися достижениями искусства крупнейшей цивилизации древнего Востока – Древнего Египта, развивать умение работать с фактическим материалом, развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации, на основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения. Цели урока открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них. 

Урок соответствует требованиям ФГОС. Тема урока, его структура и используемые технологии позволяют создать условия для формирования как предметных, личностных, так и метапредметных результатов, в том числе универсальных учебных действий. Главное внимание уделено формированию таких метапредметных учебных универсальных действий, как готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, планирование и регуляция своей деятельности, владение устной, письменной и монологической речью.

Содержание урока оптимально раскрывает научные подходы к изучению загадок египетских пирамид, особенностей строительства гробниц и особенностей искусства мастеров Древнего Египта. Детям предоставлена возможность побыть в роли древнеегипетских художников, скульпторов, вельмож и жрецов, подумать над загадками египетских пирамид, продумать план собственной экскурсии по достопримечательностям Древнего Египта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_iskusstvo_drevnego_egipta.docx29.44 КБ
Файл iskusstvo_drevnego_egipta.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 классе «Искусство Древнего Египта»

Цели урока:

  • познакомить обучающихся с выдающимися достижениями искусства крупнейшей цивилизации древнего Востока – Древнего Египта
  • развивать умение работать с фактическим материалом.
  • развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации.
  • на основе анализа, обобщения, делать выводы, аргументируя свои рассуждения.
  • рассматривать исторические события с позиции участников исторического процесса. 
  • развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой

Тип и вид урока: урок открытия новых знаний/урок-исследование

Планируемые результаты:

  • Предметные: применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира, умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты.
  • Личностные: понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность
  • Метапредметные: готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, планирование и регуляция своей деятельности, владение устной, письменной и монологической речью.

Образовательные ресурсы: учебник Вигасин А.А. и др. История Древнего мира, 5 кл, М. «Просвещение», - 2014 г., электронное приложение к учебнику, учебная презентация, рабочая тетрадь № 1, карточки с заданиями на группы

Технологическая карта урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Читая стихотворение на фоне слайдов, включает эмоциональный настрой учащихся на изучение темы

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Контроль знаний

Индивидуальная, фронтальная работа

Осуществляет контроль знаний по заданиям в презентации, поощряет ответивших баллами в в форме знака:жука-скарабея

Отвечают на вопросы и задания

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Фронтальный опрос

III.Постановка учебной задачи

Фронтальная. Вопросы учителя

Задаёт наводящие вопросы по искусству первобытной эпохи, чтобы помочь ученикам сформулировать тему урока; предлагает попробовать себя в роли экскурсоводов по достопримечательностям Древнего Египта

Отвечают на вопросы, приходят к самостоятельному выводу о теме урока.

Регулятивные: формируют учебную тему, принимают учебную задачу, предложенную учителем

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

Групповая, фронтальная. Словесный, наглядный, творческий. Работа с текстами, тетрадью, беседа, рассказ

1. Рассказ учителя о пирамидах и загадках пирамиды Хеопса по электронному приложению к учебнику

2. Организует работу по группам с текстом учебника и дополнительным материалом по изучению гробницы Тутанхамона, искусства художников и скульпторов Египта

Слушают учителя, пытаются разгадать загадки Большой пирамиды, высказывают свои предположения

Работают в группах, составляют связный рассказ об обряде захоронения в Египте, о работе художников и скульпторов

Регулятивные: составляют план и последовательность своих действий

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации в учебнике и дополнительном материале

Коммуникативные: принимают участие в работе группами, договариваются, приходят к общему решению

Выполняют задание № 34 в рабочей тетради

Рассказ групп

V. Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная. Словесный, наглядный

Задаёт вопросы о следах Древнего Египта в Санкт-Петербурге, предлагает эту тему в качестве исследовательской работы

Предлагает выступить в роли экскурсовода и кратко рассказать план своей экскурсии

Отвечают на вопросы, высказываются и выступают в роли экскурсоводов, перечисляя достопримечательности Древнего Египта

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Выступления учащихся

VI. Информация о домашнем задании

Сообщение учителя

Параграф 11 на пересказ или подготовить виртуальную экскурсию по Древнему Египту для учеников параллельного класса

Уточняют и записывают дом. задание

Регулятивные: принимают учебную задачу. Определяют способы действий

Подробное описание урока:

Слайд №1-2:

Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения: (читает на фоне картинок Древнего Египта и музыкального сопровождения)

Как картинка из книжки старинной,

Услаждавшей мои вечера,

Изумрудные эти равнины

И раскидистых пальм веера

Вот таким ты увидишь Египет

В час божественный трижды, когда

Солнцем день человеческий выпит

И, колдуя, дымится вода

Это взор благосклонный Исиды

Иль мерцанье встающей луны?

Но опомнись! Растут пирамиды

Пред тобою, черны и страшны

Сфинкс улёгся на страже святыни

И с улыбкой глядит с высоты

Ожидая гостей из пустыни,

О которых не ведаешь ты.

Ребята, о какой стране идёт речь? (дети отвечают)

Слайд №3

Учитель: Мы уже не первый урок изучаем с вами эту удивительную страну, а какие из перечисленных понятий относятся к Древнему Египту?

Ответ: саркофаг, богиня-кошка, мумия, фараон, пирамиды, сфинкс

Учитель: а за ответы я сегодня буду вам давать символ мудрости в Египте – изображение жука-скарабея ( в данном случае за полностью правильный ответ – двух жуков, за одну ошибку – одного)

Слайды №4-5

Учитель: на прошлом уроке вы узнали о религиозных верованиях древних египтян. Вспомните мифы и ответьте на вопросы

Ученики отвечают, получают за ответы «жуков-скарабеев»

Слайды №6-10

Учитель: вспомните сказания о богах. Кто из них мог бы сказать о себе такие слова?

Ученики отвечают

Учитель: Молодцы! Сегодня мы продолжим с вами путешествие по удивительной стране -Древнему Египту. А что именно мы будем изучать вы назовёте мне сами после моих вопросов:

  1. Что изображали чаще всего на своих рисунках первобытные люди?
  2. Почему они часто изображали раненых или убитых животных?
  3. Какие виды искусства я называю:
  • Умение красиво строить здания? (архитектура)
  • Умение красиво рисовать? (живопись)
  • Умение делать фигуры из разных материалов? (скульптура)
  1. Архитектура, живопись, скульптура – это всё виды…. (искусства)

Египтяне тоже были очень искусными архитекторами, живописцами, скульпторами, следовательно как называется наша тема сегодня?

Слайд №11

Ученики называют тему

Учитель: Представьте себе, что вы – экскурсовод и вам предстоит познакомить группу экскурсантов с главными достопримечательностями Древнего Египта. О чём бы вы им рассказали? Ответ на этот вопрос вы дадите мне в конце нашего урока

Вы вспомнили некоторых египетских богов. Но египтяне верили, что на земле живёт один живой бог, кто это? (фараон) Для всех богов египтяне строили жилища, как они называются? (храмы), а для живого бога строили пирамиды

Слайды № 12-13

Рассказ учителя о строительстве пирамиды Хеопса

“Величайшая из пирамид – пирамида Хеопса  Она была построена около 2600г. до н. э. Высота этой пирамиды 147 м. Это соответствует современному зданию высотой около 50 этажей. Длина основания пирамиды 250 м. Пирамида сложена из блоков золотистого известняка весом от 2,5 до 30 т. Они ничем не скреплены и держатся на месте силой собственной тяжести. Даже в наше время невозможно объяснить ту невероятную точность, с которой древние египтяне обрабатывали и ставили один на другой эти каменные блоки. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра.

Ее сооружение длилось 30 лет. Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света, так как по сравнению с ними постройки самих греков и архитектурные строения последующих эпох кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза больше ширины Красной площади в Москве.

Рядом с пирамидами находится знаменитый лежащий большой сфинкс – вырубленное из скалы изображение льва с человеческим лицом.

Длина большого сфинкса 57 м., а высота - 20 м. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос однажды после охоты задремал в его тени и услышал голос каменного исполина. Сфинкс попросил освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкс плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии.

Арабы называли большой сфинкс “отцом ужаса”.

У современного человека эта фигура вызывает ощущение спокойной силы.

Сфинкс, как и пирамиды, является символом египетской культуры.

А теперь давайте ответим на вопросы.

Выполняют задание: 

  • Когда была построена пирамида Хеопса?
  • Подсчитайте, каков приблизительный возраст пирамиды
  • Чему могли бы поучиться современные строители у древних египтян?

Электронное приложение к учебнику

Учитель рассказывает о загадках пирамиды Хеопса (см. Годер Г.И Методическое пособие  по истории Древнего мира, М.,»Просвещение», 2009 – стр.74-75)

Учитель предлагает детям высказать свои предположения – как разрешить эти загадки (дети высказываются). Вы молодцы, но учёные на самом деле до сих пор не знают ответов на эти вопросы

А теперь выполните задание в рабочей тетради № 34 (дети выполняют)

Вы убедились, что все пирамиды были разграблены, поэтому египтяне перестали хоронить фараонов в пирамидах. Как вы думаете, где можно спрятать гробницу так, чтобы её не нашли грабители? (дети высказываются)  Как не старались спрятать гробницы египтяне, большинство их всё-таки были найдены грабителями, и всё-таки учёным повезло!

Слайд №14

Электронное приложение к учебнику

В 1922 г. английские учёные открыли нетронутую, целиком сохранившуюся гробницу фараона Тутанхамона

(далее просмотр видео сюжета «Как была открыта гробница Тутанхамона» по электронному приложению к учебнику или чтение вслух пункта 3 в параграфе)

Учитель ставит учебную задачу: давайте попробуем представить себя египтянами времени Тутанхамона. В стране большое горе. Умер фараон! Его нужно захоронить по всем правилам, со всеми почестями и притом так, чтобы не нашли грабители.

Далее дети разбиваются на 4 группы:

  • Вельможи
  • Жрецы
  • Скульпторы
  • Художники

Каждая группа получает карточки с заданиями и ссылками на учебный материал

Вельможи:

  1. Подготовьте хвалебную речь для фараона (3 предложения)
  2. Определите место захоронения Тутанхамона (слова- подсказки: скалы, пески, горы, заклинания)
  3. Как отпугнуть грабителей?

Жрецы: (стр.54-55 в учебнике)

  1. Как готовили Тутанхамона к захоронению?
  2. Какие представления были у египтян о загробной жизни?
  3. Зачем из тела делали мумию и клали её в несколько саркофагов?

Скульпторы (стр.60)

  1. Для чего необходима статуя фараона в гробнице?
  2. Как скульпторы изображали фараонов?
  3. Почему статуя должна быть похожей на человека?

Художники?(стр.42-43)

  1. Что вы будете изображать на стенах гробницы?
  2. Зачем нужны эти рисунки?
  3. Какие правила выработали художники в Египте?

Учитель даёт задание всем группам: слушая выступление своих одноклассников, исправить ошибки в тексте:

«У египтян большое горе: умер фараон Тутанхамон, который правил Египтом 30лет. (Тутанхамон умер совсем молодым) Для него была возведена самая большая пирамида в Древнем Египте, построенная около 2600 г. до н.э. (это пирамида Хеопса, Тутанхамон похоронен не в пирамиде, а в гробнице в скале) На церемонию погребения собралось много людей. Вот несут тело фараона на погребальный костёр. (тело не сжигали, а мумифицировали) После обряда, пепел соберут в специальный сосуд и поместят внутрь гробницы. Погребальная камера тщательно подготовлена скульпторами и художниками. Внутри неё статуи богов. ( в гробнице ставили только статуи умершего) На стенах рисунки египетских художников, изображающие Тутанхамона. Как живо и точно, с фотографической точностью  передан облик фараона, как будто рисовал современный художник.( египетские художники искажали действительность)  К сожалению, гробница Тутанхамона была разграблена ещё в древности (гробница Тутанхамона не была разграблена), поэтому современники не могут увидеть её сокровищ»

(все ошибки подчёркнуты, в скобках комментарии)

Слайды №15-18

Рассказы и выступления групп на фоне слайдов

Вельможи – слайд №15

Жрецы- №16

Скульпторы- №17

Художники-№18

Учитель: конечно, как интересно было бы увидеть своими глазами все сокровища гробницы Тутанхамона. Но все они разбросаны по разным музеям мира – в Каире, Лондоне, Париже. Не каждый может это себе позволить. Но нам с вами очень повезло! Ведь мы живём в городе Санкт-Петербурге. А где в нашем городе можно увидеть «следы» Древнего Египта? (дети сразу же называют Эрмитаж, тем более, если накануне состоялась экскурсия в египетский зал)

Слайды   № 19-20

Рефлексия

Учитель: В Эрмитаже собрано не мало произведений египетского искусства. Но их можно увидеть даже под открытым небом. (открывается слад 20)

И через кровли низких зданий,
Все озирая пред собой,
Ты видишь в сумрачном тумане
Двух древних сфинксов над Невой.

Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон - виденья этих мест,
И эта твердь, и стены эти,
И твой, взнесенный к небу крест.

И, видя, что багряным диском
На запад солнце склонено,
Они мечтают, как, - давно, -
В песках, над падшим обелиском,
Горело золотом оно.

Где находятся эти сфинксы? Удивительно, что эти сфинксы старше самой реки Невы, на берегу которой они стоят. А может кто-то из вас хочет отыскать и другие «следы» Древнего Египта в Санкт-Петербурге? Это могло бы стать темой исследовательской работы

Вот мы и совершили с вами путешествие в далёкое прошлое. Я возвращаюсь к вопросу начала урока. Представьте, что вы – экскурсоводы, вам нужно для параллельного класса (5 б) провести экскурсию по достопримечательностям Древнего Египта, о чём бы вы рассказали? (Дети высказываются)

д\з

Параграф 11 на пересказ или виртуальная экскурсия для 5 б по Древнему Египту

Далее подводятся итоги урока: те, кто получил трёх и более скарабеев, получают пятерки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Древний Египет

Слайд 3

Какие понятия относятся к Древнему Египту? Финики Саркофаг Алфавит Богиня-кошка Мумия Фараон Благовония Пирамиды Душа Оборотень Сфинкс Идол

Слайд 4

Вспомните мифы о богах и ответьте на вопросы. Как именовали Кота и Змея, изображенных на рисунке нашего времени? Кто всегда побеждает в схватке между Котом и Змеем? Где она происходит? Как долго продолжается?

Слайд 5

Вспомните мифы о богах и ответьте на вопросы. Опишите рисунок нашего времени. Что изображено на нем? Чьи имена из тех, кто изображен на рисунке, вам известны? Что вы знаете о каждом из них? С какой целью принесен деревянный ящик? На нем изображен Осирис. Его брат Сет в подарок принес гроб, в котором Осириса бросят в реку.

Слайд 6

Вспомните сказания о богах. Кто мог бы сказать о себе такие слова? По какому поводу? Я скрывала его, я прятала его из страха, чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот, чтобы они помогли мне. Одна мудрая женщина сказала мне: «Не унывай и не бойся! Ребенок твой недоступен своему противнику : заросли непроходимы, смерть не входит через них !» Так о себе могла сказать жена Осириса, когда скрывалась от Сета.

Слайд 7

Вспомните сказания о богах. Кто мог бы сказать о себе такие слова? По какому поводу? Зависть и злоба терзают меня. Тот, кому я завидую , красив, добр, повелевает тысячами людей. Меня же все они проклинают и ненавидят. Ради захвата власти в стране я пойду на все, вплоть до убийства. Это мог сказать брат Осириса коварный Сет.

Слайд 8

Вспомните сказания о богах. Кто мог бы сказать о себе такие слова? По какому поводу? Имя мое Амамат , что значит « Пожирательница ». Тем из вас, кто не делал зла и не был причиной чужих слез, не надо бояться моих острых зубов. Но горе завистникам , лгунам и ворам! Рано или поздно мы с ними встретимся. Эти слова принадлежат чудовищу с телом льва и головой крокодила, пожирающей грешников в царстве мертвых.

Слайд 9

Вспомните сказания о богах. Кто мог бы сказать о себе такие слова? Я самый мудрый из богов, я научил людей писать и читать. Это очень сложная наука. Мне поклоняются писцы и просят помощи вельможи, когда им приходится выполнять мудрые поручения фараона Это слова бога Тота , которого изображали в виде человека с головой ибиса

Слайд 10

Вспомните сказания о богах. Кто мог бы сказать о себе такие слова? Я самое любимое животное древних египтян. Нигде так меня не балуют, как в Древнем Египте. Мне поклоняются женщины, ведь я – образец гибкости и грациозности. Когда кто-то из моих собратьев умирает, в доме наступает траур. Обидеть меня – страшное преступление. Недаром меня считают богиней Бастет

Слайд 11

Искусство Древнего Египта

Слайд 12

2600 г. до н.э. – строительство пирамиды Хеопса

Слайд 13

Когда была построена пирамида Хеопса? Подсчитайте, каков приблизительный возраст пирамиды Чему могли бы поучиться современные строители у древних египтян?

Слайд 14

Гробница Тутанхамона Тутанхамон знаменит тем, что его гробница оказалась почти нетронутой древними грабителями и сохранилась до наших дней

Слайд 15

Гробница Тутанхамона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История моды от Древнего Египта до наших дней

Во всех странах света и во все эпохи мода и её бесчисленные изменения играли большую роль в жизни человечества, они отражали всю нашу жизнь – экономику, культуру и даже политику....

Разработка урока по теме "Тайны Древнего Египта"

Данная разработка урока систематизирует знания учащихся 5 класса по теме "Древний Египет"....

Урок по теме "Религия Древнего Египта"

Урок в 5-х классах по теме "Религия Древнего Египта" для работы по ФГОС....

Конспект урока по теме: "Религия Древнего Египта" и презентация.

Конспект урока по теме Религия Древнего Египта и презентация....

Разработка урока «Священные животные в Древнем Египте»

В данном уроке рассматривается знакомство с культурой и искусством разных народов способствует всестороннему эмоционально-чувственному и интеллектуальному развитию пятиклассника, формирует его художес...

Разработка урока «Священные животные в Древнем Египте» 2 урок

Знакомство с культурой и искусством разных народов способствует всестороннему эмоционально-чувственному и интеллектуальному развитию пятиклассника, формирует его художественный способ познания мира, в...

Урок по теме "Письменность Древнего Египта"

Разработка для экзамена на соответствие занимаемой должности.Буду рада, если кому пригодится...