Разработка урока «Священные животные в Древнем Египте»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Банникова Надежда Федоровна

В данном уроке рассматривается знакомство с культурой и искусством разных народов способствует всестороннему эмоционально-чувственному и интеллектуальному развитию пятиклассника, формирует его художественный способ познания мира, воспитывает духовный мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_svyashchennnye_zhivotnye_egipta_1.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока  «Священные животные в Древнем Египте».

                                                                                           

                                                                                 

         ЦЕЛЬ: пробуждение интереса и эмоционального отклика у учащихся, увлечение                         загадочным и таинственным смыслом изображения образов священных животных Древнего Египта.

          ЗАДАЧИ:  - развивать ассоциативно-образное мышление при создании и постановке своих замыслов, творческую фантазию, коммуникативные навыки;

 - формировать навыки работы с художественными материалами в технике коллажа и аппликации;

 - воспитывать нравственно-эстетическое отношение к искусству, истории культуры.

          МАТЕРИАЛЫ и ОБОРУДОВАНИЕ:

 - иллюстративный материал с изображением памятников искусства, архитектуры  и зодчества Древнего Египта, украшения, таблицы, репродукции.

- ТСО: видеопроектор

- музыкальный ряд – музыка для релаксации

- художественные материалы.

ПЛАН 1 урока:

  1. Беседа об истории и культуре Древнего Египта. Обсуждаем характерные особенности архитектуры, скульптуры, живописи и

декоративно-прикладного искусства, вспоминаем уроки истории.

  1. Литературный ряд – стихи О.Тарутина из книги «Что я делал в  Эрмитаже».
  2. Рассказ учителя о культе священных животных в Древнем Египте.
  3. Постановка художественной задачи - выполнение священного

животного по выбору с использованием графических средств.

  1. Практическое выполнение задания.
  2. Анализ и итоги. Эспресс-выставка эскизов.

На первом уроке дети выполняют самостоятельно сюжет и композицию, эскизы и наброски фигур животных и человека, при этом могут использовать и учебники по истории.

ХОД УРОКА:

Опираюсь на изобразительный ряд: изображения священных животных, которые чаще всего изображались на саркофагах, папирусах, фресках гробниц и храмов и на предметах декоративно-прикладного искусства.

Египет – древнейшее государство мира, в истории которого сохранилось немало интересных сведений. Эта страна расположена на  узкой полоске плодородной земли вдоль реки Нила между Сахарой и Красным морем.

Ежегодные разливы реки превратили эту территорию в цветущую долину.

Здесь под ярким щедрым солнцем появился сильный и талантливый народ.

Природный ландшафт был очень богатым и ярким: жили египтяне среди цветов и густой зелени, высоких стройных пальм, в голубых водах цвели нежные лотосы, купались экзотические птицы.

Этот благоухающий зеленый рай оказывал большое влияние на мировоззрение египтян, служил источником вдохновения.

Люди внимательно наблюдали за положением звезд и луны. Происхождение мира они пытались объяснить ежедневным появлением солнца на небосводе и ежегодным разливом реки, поэтому земная жизнь и мироощущение египтян во многом зависела о реки Нила. Они всегда вдохновлялись природой, она была для них учителем, великой книгой жизни.

Египтяне очень любили свою прекрасную родину и воспевали ее силу, загадочность и величие.

Древний Египет был страной многих богов и богинь, которые ведали различными сторонами жизни людей и их отношениями с природой.

В честь богов и фараонов воздвигали храмы, которые были не только местами исполнения религиозного культа и также являлись центром социума. Рельефные стены храмов изображали богов и фараонов, бытовые сцены, охоту, праздники. Внутри храмов находились просторные залы со статуями богов и высокими каменными столбами – обелисками. На них  высекались надписи, прославлявшие фараонов и богов. Сфинксы украшали аллеи, и все храмовые постройки утопали в пышной зелени.

В жизни древнеегипетского общества главную роль играла религия.

Именно религия определяла особенности древнеегипетского искусства – таинственное, загадочное и сокровенное.

Важнейшее место в религии занимал заупокойный культ. Египтяне верили, что жизнь человека продолжается  и после смерти, но при условии, что его тело остается нетленным. Так возник обычай мумифицировать тела умерших. Древние египтяне думали, что человек наделен несколькими душами, и что одна из них находится в статуе умерших. Такую статую помещали в гробницу, размеры и убранство  которой зависели от знатности покойного.

Эти религиозные верования породили щедрое разнообразие предметов декоративного искусства.

Боги Древнего Египта – божества, олицетворяют небо, солнце, воздух, землю, растительность, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум и искусство. При этом внешний их облик соединяет в себе черты человека и животного ( человек с головой сокола, львицы, кошки, обезьяны, осла и т.д.)

Животные занимали главное место в духовной и земной жизни египтян, они обладали магической силой и огромной властью над людьми.

Почитая и поклоняясь священным животным, египтяне обожествляли и заботились о них.

В Древнем Египте существовало много обычаев, связанных с почитанием животных. Так, например, для ухода за животными какой-либо породы были назначены мужчины и женщины, и эти должности переходили по наследству от отца к сыну. Каждый египтянин, преклоняясь священному животному, после молитвы богу, выбривал своим детям всю голову, половину или только треть головы и затем взвешивал волосы на серебро.  Сколько веса серебра потянут волосы, столько они  и отдавали служителям, а в ответ за это те нарезали рыбы в пищу животным. Если кто умышленно убьет животное, того крали смертью, если же неумышленно, то платили пеню, установленную жрецами. А кто убьет ибиса или ястреба, должен был умереть. Для нас сейчас многие из этих обычаев кажутся варварскими, но таковы были правила древних египтян. И каждый из жителей этой страны обязан был подчиняться этим обычаям, которые возносились к закону.

Считали священными: сокол, ибис, кошка, крокодил, бык, жук скарабей, павиан и т.д.

Называю несколько имен египетских богов.

БАСТ – богиня радости и веселья, чьим священным животным была кошка. Чаще всего Баст изображали в виде женщины с головой кошки или в образе кошки.

НЕХБЕТ – богиня царской власти. Поскольку священным животным Нехбет был коршун, ее изображали в виде женщины с хохолком на голове или в образе змееголового коршуна в белой короне.

СЕХМЕТ – богиня войны и палящего солнца, дочь Ра. Священное животное Сехмет – львица. Богиню изображали в виде женщины с головой львицы и почитали во всем Египте.

ТЕФНУТ – богиня влаги. Ее земное воплощение – львица.

ХАТХОР – богиня неба, которая в древние времена почиталась как корова , родившая солнце, дочь бога солнца Ра. Богиня радости и любви, танцев и песен, она оберегали матерей с детьми.

БЫКИ и КОРОВЫ. Культ быка связан, прежде всего, с тем, что это животное использовалось на сельскохозяйственных работах: на быках пахали. Поэтому бык считался олицетворением плодородия. Фараон, после смерти священного быка, съедал кусок его мяса, чтобы взять силу и мужество этого животного. Коровы также  почитались как подательницы пищи, кроме того, их культ был связан с культами Исиды и Хатхор и с представлением о небе как о Небесной корове.

Священный ЛЕВ, как и полагается, царю зверей, символизировал власть и могущество фараона, а также являлся священным животным богини Сехмет.

ИБИС, КОРШУН, СОКОЛ. Считались мифическими священными птицами и наиболее почитаемыми. Даже за неумышленное убийство этих птиц полагалась смертельная казнь. Ибис олицетворял мудрость, спокойствие и грациозность, почитался как змееборец. Одним из наиболее чтимых в Египте животных была эта птица ( на земном шаре насчитывается около тридцати ее видов).

Священным в Египте считался белый ибис с окрашенными в черный цвет концами маховых перьев. Ибис почитался как воплощение бога мудрости и знаний Тота. Убийство ибиса каралось смертью, также как за убийство сокола или ястреба.

СОКОЛУ поклонялись в Египте с древнейших времен, его образ ассоциировался с душой Ба и изображался в виде сокола с человеческой головой; считался священной птицей на протяжении всей истории египетской религии, считался покровителем и защитником фараонов.

Почитали коршуна  - птицу, символизирующую небо и посвященную богиням Мут и Нехбет.

КРОКОДИЛЫ жили при храмах в больших вольерах. В уши крокодилам вдевали серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевали кольцо, украшали золотыми браслетами. Кормили их священной пищей, окружали заботой, а после смерти бальзамировали и погребали в священные покои. Крокодилы олицетворяли бога нильских вод Себека.

Им приписывалась способность повелевать разливами реки Нила, приносящими на поля ил. Убивать крокодила строго запрещалось, даже при угрозе жизни человека.

Священным считался навозный жук – СКАРАБЕЙ.

Существовало поверье, будто скарабеи обладают способностью самозарождения. Изображения скарабея служили амулетами, защищающими от сил зла, от ядовитых укусов и помогающими воскреснуть после смерти.

Скарабей большой труженик, обрабатывает большую массу навоза, настойчиво и упорно перекатывая ее  перед собой так, что она превращается в круглый шарик – сферу, в которую потом трудолюбивый жук откладывает свои яйца. Скарабея олицетворяли с солнцем, так как он летает в самое знойное время дня. Скарабей символ импульса, который получает душа для небесного полета, для возрождения в мире духовном, после того как в ней начинает разлагаться все материальное.

Он символизировал сокровенную силу сердца, которую человек должен был пробудить в себе для того, чтобы возродиться, умереть и воскреснуть, победить любую инерцию и вытащить себя из болота, преодолеть любые испытания.

Древнейшие изображения КОШКИ в Египте относятся ко 2 тысячелетию до н.э. Древние египтяне выращивали много зерна, запасы которого хранили в складах. Там скапливалось много крыс и мышей, которые наносили большой урон хлебным запасам. Было замечено, что из всех животных наиболее опасными для грызунов оказались кошки, с этого времени человек  для нее гостеприимно распахнул двери своего жилища навсегда.

Использовали кошку не только для ловли крыс и мышей, а также обучали для охоты на пернатую дичь.

Преклоняясь перед кошками, древние египтяне терпели даже военные поражения. Персидский царь Камбиз пошел войной на фараона Псаманнита. Войска встретились в жестоком бою. С большим героизмом и стойкостью бились воины, персам оставалось прибегнуть только к хитрости.

Передние ряды персидского войска добыли кошек и выставили их в виде живого щита, закрепив у себя на груди. Из боязни, дабы не убить кошек, египтяне  не решались более посылать свои меткие стрелы в противника, тем самым, подписав себе поражение.

Умерших кошек бальзамировали и хранили в особом святилище при храме богини Баст. На груди у статуэток священных кошек часто изображали око Уаджет. При раскопках кошачьих кладбищ было обнаружено свыше 400 тысяч талантливо изготовленных мумий кошек. Вся семья принимала участие в бальзамировании кошки. После чего  тело кошки передавалось в руки жрецам для осуществления обряда. В последний путь кошку провожали с почестями, клали игрушки, кушанья, приносились жертвы богине.

Священная богиня Сехмет была символом свирепой львицы, она хотела истребить человеческий род, поэтому египтяне почитали ее образ, и чтобы она не посылала эпидемии и болезни, люди задабривали ее.

Богиню уважали за ее отвагу и смелость, к ней часто обращались за помощью. Изображали богиню в женском облике с львиной головой.

Священные животные обладали магической силой, Египтяне верили в силы природы, наделяли животных властью, даже в ущерб собственной жизни. Верили, что даже часть мумии священного животного находящегося в священном кувшине, во всем принесет удачу и защиту, будет оберегать от всех невзгод.

В некоторых областях современного Египта до сих пор почитают священных животных, в разных районах – разные животные. Одними из самых популярных культов по-прежнему остаются культ кошки, быка и ибиса.

Постановка художественной задачи.

Перед началом работы напоминаю алгоритм построения фигуры животного при помощи геометрических фигур, о пропорциях  фигуры человека. Учащиеся выполняют самостоятельную композицию, в работе им помогает иллюстративный материал и учебники по истории.

Анализ и итоги.

Вопросы ученикам:

  1. Во что верили древние египтяне?
  2. Назовите, каких животных называли священными?
  3. Какие обычаи, связанные с почитанием животных существовали в

религии Древнего Египта?

  1. В облике, каких священных животных, отождествлялись боги в

Древнем Египте?

  1. В каких целях фараоны использовали священных животных?
  2. Какое насекомое боготворили в Древнем Египте и почему?

Экспресс – выставка эскизов, корректировка и  анализ удавшихся работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Тайны Древнего Египта"

Данная разработка урока систематизирует знания учащихся 5 класса по теме "Древний Египет"....

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Методическая разработка по истории Древнего мира по теме:"Искусство Древнего Египта"

Урок изучения нового материала. В целом урок направлен на расширение кругозора и закрепление знаний учащихся по истории Древнего Египта. Позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся....

Разработка урока «Священные животные в Древнем Египте» 2 урок

Знакомство с культурой и искусством разных народов способствует всестороннему эмоционально-чувственному и интеллектуальному развитию пятиклассника, формирует его художественный способ познания мира, в...

Разработка урока ИЗО 6 класс "Священное животное Древнего Египта"

«СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В УКРАШЕНИЯХ И ПРЕДМЕТАХ БЫТА»....

План-конспект урока. «Священные животные Древнего Египта в украшениях и предметах быта».5 кл.

Таинственный и загадочный Древний Египет, как много тайн он еще хранит. Давайте узнаем некоторые из них.Цели урока:—         познакомить учащихся с ролью ...