Технологическая карта урока по истории 10 класс
план-конспект урока по истории (10 класс)

Целёра Олег Сергеевич

Технологическая карта урока по истории 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tselyora.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта 10 класс

Тема урока

Последняя операция Великой Отечественной Войны. Цель: Прага.

Тип урока

Комбинированный

Дата урока

-

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности

Основной компонент.

Горинов М.М., Данилов А.А. История России часть 2. М.:2018, 176 с.

Методические пособия.

Андреевская Т.П. История России 10 класс, М.:2018, 240 с.

ИКТ-компонент. Презентация «Освобождение Праги и окончание Войны»

Раздаточный материал

План урока

  1. Подготовка к операции
  2. Проведение операции и её итоги
  3. Роль освобождения Праги в истории

Цель урока

Сформировать историческое сознание и исторический стиль мышления с помощью комбинированных методов игровых технологий и методов развития критического мышления на основе изучения темы «Разгром милитаристской Японии»

Формы и методы обучения

Игровые формы обучения,  Эвристическая, обобщающая, вводная беседы. Работа дополнительным материалом.

Основные понятия и термины

Потсдамская конференция, Пражское восстание

Личностные результаты

Формирование у учащихся уважительного отношения к знанию как важной части жизни человека.  Формирование у ученика уважительного отношения к роли СССР в освобождении Европы на примере Чехословакии.

Предметные результаты

В познавательной сфере:

Ученик имеет представление о роли СССР в освобождении Чехословакии и отвечает для себя вопрос. «Оценён ли по достоинству вклад СССР в освобождении Праги?»

В ценностно-мотивационной сфере:

 Ученик понимает важность изучения  истории Афинской демократии при Перикла как этапа развития мировой истории в многих ее сферах.

В эстетической сфере: формирование культуры диалога и ответа

.В коммуникативной сфере:формирование умения вести диалог, диспут по установленным правилам. Выработка умения слушать, работать с фактами, уметь обобщать и делать выводы.  Способность формировать цельную идею и подкреплять ее доказательствами.

Ключевые результаты

Ценностно-смысловые: ученик понимает окружающий мир, законы  исторического развития и существования , человеческого сообщества рамках цивилизации и исторического развития.

 Учащийся ориентируется на социальное взаимодействие. Старается ориентироваться в мире и делает выбор на основе внутренних нравственных позиций. Установка на нравственный рост и саморазвитие.

Учебно-познавательные: умеет поставить учебную цель и добиться ее. умением рефлексии и абстрагирования.  Воспринимает знания как высшую духовную ценность. Учащийся постоянно пополняет свои знания как школе, так и вне ее. Умеет ставить вопросы. Имеет опыт восприятия картины исторического развития мировой цивилизации.

Социокультурные: определение своего места и роли в окружающем мире, обществе и ученическом коллективе.

Коммуникативные:владение способамивербального  взаимодействия. Формирование умения выстраивать диалоги и иные формы речевых сообщений. Умение вести беседу и диалог. Овладение методами поиска компромисса с другими людьми, имеющими отличное мнение.  Умеет выступать с устным сообщением.

Информационные: старается работать с разноуровневой и разносторонней информацией. Овладевает основными приемами работы с информацией сбор, анализ синтез обобщение и т.д.

Здоровьесберегающие: самоконтроль и регуляция.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Доброе утро ребята, сегодня мы будем проходить очень интересную тему, довольно необычным образом. Сегодня речь пойдёт о Перикле – одном из самых знаменитых стратегов Афин. Но для начала изучения новой темы необходимо вспомнить несколько моментов.

Этапы урока

Время,мин.

Содержание

заданий

Работа

учителя

Работа

учащихся

Формирование

ууд

Формы контроля

I. Организационный момент

2 мин.

Приветствие, раздача раздаточного материала, проверка готовности к уроку

Приветствие

II.

Повторение изученного материала

8 мин.

Опрос

Проверяет сформированность знаний у учеников касательно роли СССР в освобождении стран Европы

С помощью устного ответа показывается оперирование понятиями

Регулятивная

(Осуществление контроля текущих знаний.)

Фронтальный опрос

III.

Сообщение темы и целей задач

5 мин.

Вводное слово

Постановка проблемного вопроса

Доброе утро ребята, сегодня мы будем проходить очень интересную тему, довольно необычным образом. Сегодня речь пойдёт о Пражской стратегической наступательной операции – последней в Великой отечественной войне. Но для

Помогает ученикам сформулировать проблемный вопрос

«Оценён ли по достоинству вклад СССР в освобождении Праги?»

За партами индивидуально

Коммуникатив-ное Вступают в учебное сотрудничество

Познавательные  (умение ставитьучебную проблему)

Вводная беседа

IV.

Усвоение новых знаний

15 мин.

Работа с текстами

Постановка ролевой игры, где учитель играет роль Конева, а дети – штаба фронта.

Обсуждение подготовки операции, выступление с отчётом об итогах операции.  

Эвристическая беседа

Работа с текстами

Выяснение особенностей проведения Пражской наступательной операции

За партами индивидуально

Записи раздаточном материале

Коммуникативное  (умение вести  диалог, искать ответы)

Познавательные

Умение работать с информацией структурирование полученных знаний.

Познавательные

Умение анализировать новые знания устанавливать причинно-следственнПые связи.

Здоровьесберегающие: самоконтроль и регуляция.

Познавательные

умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;

Познавательные:

 Умение логически обрабатывать информацию

Личностные: самоопределе-ние, ценностно-смысловая ориентация учащихс)

Фронтальный

Беседа

Анализ текста

фронтальный

V. Закрепление знаний

5 мин.

Обобщающая беседа, проведение голосования

Помогает систематизировать полученные знания

систематизация знаний.

Познавательные:

 Умение логически обрабатывать информацию

Фронтальный опрос

VI.

Итог урока

5 мин.

Задача домашнего задания. Анализ деятельности учеников, ответ на проблемный вопрос.

Регулятивная

(Фиксация учебной задачи)

Приложение 1

Карточка.

В Праге действовал подпольный____________, который проводил подготовку к восстанию. Само восстание в Праге началось_____. Маршал_______________ приказал начать операцию 6 мая. Операция была официально завершена _____.

В борьбе за город против армий группы ________ , приняли части _____________, которые самовольно покинули фронт. Однако, узнав о приближении  советских войск эти войска покинули город. Основная тяжесть сражений легла на плечи 1-ого _______________ фронта.

Советские солдаты захоронены с почестями на ______________________ в Праге

10-11 мая основные силы войск противника начали сдаваться в плен, а всего в ходе операции было пленено _______. фашистских солдат и офицеров. В то же время наши войска вошли в соприкосновение с ___________  армией, завершив тем самым бои по уничтожению немецких войск на территории Чехословакии. Всего за освобождение этой страны погибли более 140 тыс. советских воинов. Эта была последняя операция советских войск в Европе в годы Второй мировой войны.

Приложение 2.

Тексты для работы

Что касается Праги, то третья американская армия была остановлена на восточном фронте Чехословакии в конце апреля по причинам, мне не совсем понятным. Когда, наконец, в начале мая им разрешили пересечь фронт, пишет Брэдли в своих «Записках солдата», им было приказано не продвигаться дальше Пльзени, «потому, что Чехословакия уже была предназначена Красной Армии для освобождения». Он добавил, что если бы Главнокомандование союзных войск в Европе отозвало свой приказ, Паттон «возможно мог бы быть в Праге через 24 часа».

Американцы не могли понять, что было мало пользы из того, что мы выиграем войну стратегически, если проиграем ее политически. Из-за их странной позиции нам был нанесен ущерб в канун дня Победы в Европе, и мы все еще продолжаем нести от этого определенные потери. Война — это политический инструмент...

(из воспоминаний маршала  Монтгомери)

В 4.00 утра 9.5.45 года 10-й гвардейский танковый корпус зашел в г. Прага и вышел на северо-восточную окраину ее, восточную и юго-восточную окраину. 6-й гвардейский механизированный корпус — на южную и юго-западную окраину г. Прага. 5-й гвардейский механизированный корпус — на западную окраину. Захвачено много пленных и трофеев. Оказавшие сопротивление уничтожены. Связь с повстанцами через бригадного генерала Ведера. Американских войск нет. Соседей нет. Веду разведку в северовосточной части, в южном направлении. Навожу порядок. Я с оперативной группой на западной окраине Праги.

(из донесения командующего 4-ой гвардейской танковой армии Д.Д. Лелюшенко)

— Мы обязаны, — подчеркнул Иван Степанович, — провести операцию так, чтобы разгром врага и освобождение братской Чехословакии, и особенно овладение ее столицей Прагой, были осуществлены в самые сжатые сроки. Поэтому следует исключить всякую методичность подготовки наступления, всю организацию боевых действий провести в кратчайшее время, исходное положение войскам, включая и артиллерию, занимать с ходу. Наступление вести решительно, в высоких темпах, не допуская линейности; танковым частям и соединениям смело вырываться вперед, стрелковым частям и соединениям, используя автотранспорт, от них не отставать, широко применять сильные передовые отряды.

(Из воспоминаний генерала армии Жадова А.С.)

«В ночь на 8 мая 1945 г. 10-я гвардейская механизированная бригада 5-го гвардейского механизированного корпуса под командованием полковника В.Н.Буслаева, действуя в качестве передового отряда, ворвалась в Жатец (60 км северо-западнее Праги). Заметив в полумраке длинную неприятельскую колонну автомашин, командир танкового полка подполковник О.Н.Гребенников с ходу атаковал противника. Вскоре сюда подошли другие бригады 5-го гвардейского механизированного корпуса и завершили дело, начатое Гребенниковым. Как потом выяснилось, это был штаб группы армий «Центр» Шернера, который спешил из Яромержа (100 км северо-восточнее Праги) в Пльзен, чтобы оттуда пробраться на запад.

Вот на этом пути и постигла противника катастрофа. Буквально за несколько минут под ударами танков старшего лейтенанта В.С.Деревянко и лейтенанта С.П.Бедненко, штаб генерал-фельдмаршала Шернера перестал существовать. На улицах Жатеца разыгралось нечто вроде бумажной метели: ветер кружил и раскидывал во все стороны охапки штабных документов. Большинство гитлеровцев сдалось в плен, в их числе 9 генералов. Но многие, как стая испуганных шакалов, пытались спрятаться в подворотнях, на огородах, в канавах и на чердаках. Чехословацкие друзья помогли нам выловить их»

(из донесения командующего 4-ой гвардейской танковой армии Д.Д. Лелюшенко)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте"

Технологическая карта урока по истории в 5 классе на тему "Как жили земледельцы и ремесленники в Египте" ФГОС ООО...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира "Олимпийские игры" и презентация, 5 класс ФГОСа

Задачи урока: подвести учащихся к пониманию места Олимпийских игр в жизни древнегреческого общества; дать представление об основных правилах проведения игр;  видах спортивных состязаний, выдающих...

Технологическая карта урока по истории 7 класса "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого" (2 урок)

Технологическая карта урока по истории России 7 класса по теме "Изменения в культуре и быту в эпоху Петра Великого". Можно использовать как технологическую карту при проведении повторительно-обобщающи...

Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...

Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...

Технологическая карта урока по истории Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»

Технологическая карта урока по истории   Класс 5 ТЕМА УРОКА «Возвышение Македонии»...

Технологическая карта урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 8 класса. Тема урока: "Такие разные петербуржцы, а проблемы общие..."

Основная цель урока: создать условия для выполнения обучающимися практикоориентированного задания: сопоставление проблем петербуржцев первой половины XIX  века с проблемами совремнных горожа...