Рабочая программа по истории (8 класс)
рабочая программа по истории (8 класс)

Тулепова Ольга Григорьевна

Рабочая программа по истории (8 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_8_klass.docx62.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №13»

«Рассмотрено»

на заседании методического объединения учителей общественных дисциплин

« 29 » 08   2017г.

Протокол №1

Руководитель МО  

______ О.А.Копылова                    

«Рассмотрено»

на заседании методического совета

« 30 » 08   2017г.

Протокол №1

Председатель МС  ______ О.Г.Тулепова                    

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

______ О.Г.Тулепова

« 30 »  08   2017г.

                                                   

«Утверждаю»

Директор ________Т.Н.Корнилова

Приказ №703/01-11

« 30 » 08   2017г.

 

Рабочая программа

по истории

для 8 класса

                         

                                       

                                         Составитель: учитель истории

                       МБОУ «СШ  №13»

                         г. Нижневартовска

                                        Тулепова Ольга Григорьевна

 

2017 -2018 учебный год

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.  Пояснительная записка……………………………………………………………………3

2.  Планируемые результаты освоения учебного предмета………………………………..4

3.  Содержание учебного предмета………………………………………………………….5

4. Тематическое планирование……………………………………………………………..12

5. Приложение. Календарно-тематическое планирование………………………………..13

Пояснительная записка

  Рабочая  программа по истории для 8 класса  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта,  на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ и авторских программ «Новая история 7-8 кл.» под редакцией  А.Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: Просвещение, 2007 и  «История России 6-9 классы» А.А.Данилова и Л.Г. Косулиной. – М.: Просвещение, 2007.

Обучение проводится по учебникам А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной «Новая история, 1800-1917 гг.»  - М.: Просвещение, 2006 и А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России XIX в.» – М.: Просвещение, 2005.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (35 учебных недель), из них на контрольные работы – 5 часов.

Курс «Новая история» для 8 класса охватывает период XIX в. и является логическим продолжением курса «Новая история», начатого в 7 классе.  Курс «История России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века».  Курс истории России охватывает период XIX в. В основу курса положен комплексный подход в изложении истории.

В соответствии со способностями обучающихся в программе есть некоторые изменения: сокращение или расширение в планировании отдельных тем за счет объединения нескольких параграфов, либо углубленного изучения какого – либо материала с учетом реализации творческого, индивидуального подхода.   

Содержание рабочей программы носит практико и личностно ориентированный подход. При проведении уроков  используются различные формы организации учебного процесса: лекции, беседы,  практикумы, работа в парах и группах, деловые игры.

          Промежуточный и итоговый контроль проводится в форме  контрольных работ, тестирования.

Главная цель изучения истории в современной школе - образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

 Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству - многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Называть: а) хронологические рамки нового времени; б) даты важнейших событий – социальных движений, реформ и революций XIX в.
  2. Называть: а) место, обстоятельства,  участников, итоги событий, указанные в п. 1 б; б) правителей, государственных деятелей, политических лидеров, оказавших значительное влияние на развитие своих стран, мира в целом; в) представителей общественной мысли, науки и культуры XIX в..
  3. Показывать на исторической карте государства-метрополии и колонии, многонациональные империи.
  4. Описывать: а) условия жизни разного социального положения в странах Европы, Америки, Востока; б) достижения науки и техники в XIX в., их влияние на труд и быт людей.
  5. Соотносить факты и общие процессы индустриального развития стран; социальных движений XIX в.
  6. Называть характерные, существенные черты: а) политического устройства стран Европы, Америки, Востока; б) международных отношений XIX в.; в) развития духовной культуры стран Европы и Востока.
  7. Объяснять значение понятий: промышленный переворот,  индустриальное общество, империализм, монополия, колониализм, модернизация, консерватизм, либерализм, социализм, анархизм.
  8. Излагать суждения о причинах и последствиях социальных движений, реформ и революций, войн XIX в.
  9. Объяснять, в чем состояли цели, результаты, значение деятельности наиболее известных политических и общественных лидеров, представителей науки и культуры XIX в.
  10. Знать основные даты и ключевые события истории России и мира XIX века (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г, 1861 г.); важнейших военных кампаний (1812 г., 1813 – 1814 гг., 1853 – 1856 гг., 1877 – 1878 гг.).
  11. Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ.
  12. Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к империи в XIX в.; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
  13. Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений, машин, предметов быта, произведений художественной культуры.
  14. Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
  15. Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России в XIX в., положения разных слоев населения, внутренней и внешней политики самодержавия, идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
  16. Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа, контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие.  
  17. Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
  18. Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX в.; отмены крепостного права; войн 1812 г., 1853 – 1856 гг., 1877 – 1878 гг.; присоединения к империи в XIX в. новых территорий и народов.
  19. Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
  20. Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.

Содержание учебного предмета

История Нового времени 1800-1913 гг.

 Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному.

 Модернизация – обновление, изменение традиционного общества за счет заимствования системы ценностей, признанных как приоритетные для современного этапа развития мира. Модернизация с позиции эшелонированного развития капитализма. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, утверждение законности и прав человека, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, монополизация, непрерывный технический прогресс. Завершение промышленного переворота.

 Глава I. Становление индустриального общества в XIX в.

Индустриальная революция: достижения и проблемы

Завершение промышленного переворота. Достижения Англии в развитии машинного производства. Изобретения Ж.М.Жаккара. Дальнейшее углубление экономических процессов, связанных с промышленным переворотом. Завершение в Англии аграрной революции. Развитие машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Паровоз. Железнодорожное строительство. Изобретения Эванса, Тревитика. Автомобиль Г.Форда. Дорожное строительство. Братья Монгольфье, Ж.Шарль: создание аэростата. Ф.фон Цеппелин и его изобретение.  Военная техника. Новые источники энергии. Открытие электрической энергии и способы её использования. Революция в средствах связи. Развитие транспортных сетей сократило пространство и время. Интеграция мира в единую экономическую систему. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности

Ускорение темпов промышленной революции. Нарастание миграционных процессов. Урбанизация. Индустриальная революция и изменение социальной структуры общества. Изменение политической и экономической сущности аристократии. Развитие новых основных классов капиталистического общества: буржуазия и рабочий класс. Средний класс. Гримасы капитализма: эксплуатация женского и детского труда. Женское движение. Человек  в системе капиталистических отношений.

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность

  Технический прогресс и повседневность. Городской рельсовый путь. Распространение периодической печати. Газета в городе. Зингер: бытовая швейная машина. Новое представление о комфорте быта. Дальнейшее развитие и совершенствование средств связи. Рост культуры города. Музыка. Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца. Изменение в моде.  Новые развлечения.

Наука: осознание научной картины мира

Причины нарастания открытий в области математики, физики, химии, биологии, медицины в XIX в. Социальный эффект научных открытий и достижений. Социальный эффект открытия  электрической энергии. Роль учения Ч. Дарвина для формирования нового мировоззрения. Микробиология. Достижения медицины. Роль и развитие образования в капиталистическом обществе.

XIX век в зеркале художественных исканий.

Литература

Кризис традиционных форм культуры, поиск новых. Утрата значимости идей и ценностей эпохи Просвещения. Рационализм и критический реализм. Натурализм. Романтизм. Новое поколение «наследников» Робинзона в произведениях О.Бальзака и Ч.Диккенса. Новые герои Франции Э.Золя.

 Искусство XIX в. в поисках новой картины мира

Промышленный переворот в Англии и революция во Франции формируют новую эпоху в европейской художественной культуре. Реализация идеи раскрытия трагических противоречий между гармоничной личностью и обществом. Нарастание скорости взаимообмена новым в искусстве. Классицизм в живописи. Эпоха романтизма в живописи: Ф.Гойя как преддверие реализма. Т.Жерико и Э.Делакруа. Карикатура и графика О.Домье. Реализм:  Ж.Милле. Критический реализм Г.Курбе. Двенадцать лет истории французского импрессионизма: Э.Мане, К.Моне, К.Писарро, О.Ренуар, Э.Дета, Ж.Сер и П.Синьяк. Конец импрессионизма. Скульптор О.Роден. Постимпрессионизм: П.Сезанн, П.Гоген, Ван Гог. Музыка: Ф.Шопен, Д.Верди, Ж.Бизе, К.Дебюсси. Симфоническое искусство. Театр. Кинематограф. Архитектура Нового времени и Нового Света.

Либералы, консерваторы, социалисты: какими должны быть общество и государство

Философы о социальных перспективах общества в эпоху промышленного переворота. Либерализм и консерватизм: альтернативы общественного развития. Социалистические учения первой половины XIX в.: Р.Оуэн, А.Сен-Симон, Ш.Фурье. Утопический социализм о путях преобразования общества. К.Маркс и Ф.Энгельс об устройстве и развитии общества. Революционный социализм – марксизм. Рождение ревизионизма Э.Бернштейн. Анархизм.

Глава II. Строительство новой Европы

Консульство и образование наполеоновской армии

От Франции революционной к Франции буржуазно. Революционер на троне. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Завоевательные войны консульства и империи. Французский гражданский кодекс.

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс

Французское общество во времена империи. Франция и Англия. Поход на Россию. Причины ослабления империи. Крушение наполеоновской империи. Освобождение европейских государств. Вступление союзников в Париж. Реставрация Бурбонов. Сто дней императора Наполеона. Венский конгресс. Священный союз и новый европейский порядок. Новая идеология и система международных отношений.

Англия: сложный путь к величию и процветанию

Англия в первой половине XIX  в. противоречия и социальные реформы. Билль о реформе. Возвращение партии вигов. Парламентская реформа 1832 г. и её социальные последствия. Чартизм: неоднородность идей, требований. Предотвращение революции в 40-е гг. XIX в. «Эпоха Викторианского компромисса».  Окончательное утверждение парламентского режима. Англия – «мастерская мира». Тред-юнионы и их роль в создании основ социального государства. Направления и особенности внешней политики Англии. Величие и достижения внутренней и внешней политики Британской империи.

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису

Промышленная революция продолжается Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Компромисс короля и новой Франции. Герцог Ришелье. Революция 1830 г. Переход французской короны к Орлеанской династии. Упрочнение парламентского строя. Кризис Июльской монархии. Выступление лионских ткачей. Бланкизм. Политический кризис накануне революции 1848 г.

Франция: революция 1848 г. и Вторая империя

 Мировой промышленный кризис и его последствия для французской экономики. Вооружённое восстание и победа революции над Июльской монархией. Требование провозглашения республики. Временное правительство и его попытки выйти из кризиса. Учредительное собрание.  Социальное недовольство. Вторая республика, Луи Бонапарта Наполеона. Режим Второй империи Наполеона III. Завершение промышленного переворота во Франции. Оформление олигархической власти во Франции. Внешняя политика Второй империи.

Германия: на пути к единству

Германский союз. Экономика, политика и борьба за объединение Германии. Влияние событий во Франции и Италии на политическую ситуацию в Германии. Победа революционного восстание в Берлине. Франкфуртский парламент. Дальнейшая модернизация страны во имя её объединения. Вильгельм  I и «железный канцлер». Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.

 «Нужна ли нам единая и неделимая Италия»

Раздробленность Италии согласно Венскому конгрессу. Экономическое отставание Италии. Борьба за независимость и национальное объединение Италии. Мировой промышленный кризис и Италия. Начало революции. Национальные герои Италии – Дж.         Гарибальди и Д.Мадзини. Поражение итальянской революции и его причины. Усиление Сардинского королевства К.Кавур. Сицилия и Гарибальди. Национальное объединение Италии. Роль Пьемонта.

Война, изменившая карту Европы.

Парижская коммуна

Кризис империи  Наполеона III. Отто фон Бисмарк. Западня для Наполеона III. Франко – прусская война и Парижская коммуна. Седанская катастрофа и конец Второй империи во Франции. Третья республика во Франции и конец франко-прусской войны. Завершение объединения Германии «железом и кровью» и провозглашение Германской империи. Восстание в Париже Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение Коммуны: бунт или подвиг парижан?

Повторение по главам «Становление индустриального общества в XIX в», «Строительство новой Европы».

Глава III. Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX вв.

Успехи проблемы индустриального общества

Германская империя в конце XIX – начале XX в.

Борьба за место под солнцем

Пруссия во главе империи. Изменения в политическом устройстве объединенной Германии. Ускорения темпов экономического развития. Направление модернизации экономики. Юнкерство и крестьянство. Монополистический капитализм и его особенности в Германии. Бисмарк и внутренняя оппозиция. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» О.Бисмарка – прогрессивные для Европы социальных реформ. Вильгельм IIв стремлении к личной власти. От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за место под солнцем. Национализм. Подготовка к войне.

Великобритания: конец Викторианской эпохи

Реформирование – неотъемлемая часть курса английского парламента. Двухпартийная система. Эпоха реформ. У.Гладстон. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Черты гражданского общества и правового государства. Особенности экономического развития Великобритании. Создание Британской империи: «единый флаг, единый фронт, единая империя, единая корона». Рождение лейбористской партии. Д.Р.Макдональд.  Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.  Монополистический капитализм по-английски. Ирландский вопрос. Внешняя политика. Колониальный захват.

Франция: третья республика

Последствия франко – прусской войны для Франции. Замедление темпов развития экономики. Проблемы французской деревни. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Экспорт капиталов. Борьба за республику. третья республика и ее политическое устройство. Демократические реформы. Реформы радикалов. Развитие коррупции во власти. Социальные движения. Франция – колониальная империя. Первое светское государство среди европейских государств. Реванш и подготовка к войне.

Италия: время реформ и колониальных захватов

Цена объединения Италии. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Роль государства в индустриализации страны. Особенности монополистического капитализма в Италии. «Мирное экономическое проникновение». Эмиграция – плата за отсталость страны.  Движение протеста. Эра Дж.Джолитти. Переход к реформам. Внешняя политика. Колониальные войны.

От Австрийской империи к Австро–Венгрии: поиски выхода из кризиса

Господство старых порядков. Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис. Поражение революции в Венгрии. Австро-венгерское соглашение: империя Габсбургов преобразуется в двуединую монархию Австро-Венгрии. Политическое устройство Австро-Венгрии. «Лоскутная империя». Ограниченность прав и свобод населения. Начало промышленной революции. Развитие национальных культур и самосознание народов. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

Глава IV. Две Америки

США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики

США – страна от Атлантики до Тихого океана. «Земельная» и «золотая» лихорадка – увеличение потока переселенцев.  особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в.  С.Маккормик. Фермер – идеал американца. Плантаторский Юг. Абсолютизм. Восстание Джона Брауна. Конфликт между Севером и Югом. Начало  Гражданской войны. Авраам Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах.  Победа северян над Югом. Значение Гражданской войны и политика А.Линкольна.

США: империализм и вступление в мировую политику

Причины быстрого экономического успеха США после Гражданской войны. Отношение к образованию и труду. Расслоение фермерства. Монополистический капитализм: господство трестов, финансовая олигархия. США – президентская республика. Структура неоднородного  американского общества. Расизм. Положение рабочих. Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и политика реформ на укрепление гражданского общества и правового государства. доктрины: Монро, «открытых дверей», «дипломатии большой дубинки», «дипломатии доллара». Империалистическая внешняя политика США на континенте и за его пределами.

Латинская Америка в XIX – начале  XX в.: время перемен

Патриотическое движение креолов. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Время освободителей: С.Боливар.  Итоги и значение освободительных войн. Образование и особенности развития независимых государств в Латинской Америке. «Век каудильо» - полоса государственных переворотов и нестабильности.  Интернациональность развития экономики. Латиноамериканский «плавильный котел» (тигль). Особенности католичества в Латинской Америке.

Глава V. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма

Смена торговой колонизации на империалистическую. Нарастание неравноправной интеграции стран Запада и Востока.

 Япония на пути модернизации: «восточная мораль, западная техника»

Кризис традиционализма. Слабости противостоять натиску западной цивилизации. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Начало эры «просветленного правления». Реформы Мэйдзи. Эпоха модернизации традиционной Японии. Реформы управления государством. Новые черты экономического развития и социальной структуры. Изменение в образе жизни. Поворот к национализму. Внешняя политика.

Китай: сопротивление реформам

Насильственное «открытие» Китая.  Опиумные войны. Колонизация Китая европейскими государствами. Хун Сюцюань: движение тайпинов и тайпинское государство. Цыси и политика самоусиления. Курс на модернизацию страны не состоялся. Раздел Китая на сферы влияния.           Кан Ю-вэй:  «Сто дней реформ» и их последствия. Восстание ихэтуаней. Новая политика императрицы Цыси. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

Индия: насильственное разрушение традиционного общества

Индия – «жемчужина Британской короны». Влияние Ост – Индийской компании на развитие страны. Колониальная политика Британской империи в Индии. Методы насильственного разрушения традиционного общества. Насильственное вхождение Индии в мировой рынок. Гибель ручного ремесленного производства в Индии. Индустриализация индийской промышленности. Социальные контрасты Индии. Изменение социальной структуры. Восстание сипаев (1857-1859). Индийский Национальный Конгресс (ИНК). Балгангадхар Тилак.

Африка: континент в эпоху перемен

Таинственный континент. Культы и религия. Традиционное общество на африканском континенте. Занятия населения. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия: необычные судьбы для африканского континента. Успехи Эфиопии в борьбе за независимость. Особенности колонизации Южной Африки.  Восстание гереро и готтентотов. Европейская колонизация Африки.

Глава VI. Международные отношения в конце XIX – начале XX в.

Международные отношения: дипломатия или войны?

Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Политическая карта мира начала XX в. – карта противостояний. Начало распада Османской империи. Завершение раздела мира. Нарастание угрозы мировой войны. Узлы территориальных противоречий. Создание военных блоков: Тройственный союз, Антанта. Первые локальные империалистические войны. Балканские войны -  пролог Первой мировой войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и  Румынии. Пацифистское движение. Попытки Второго Интернациональна отвернуть страны от политики гонки вооружения.

Повторение по курсу

Обобщающее повторение курса XIX в.: модернизация как фактор становления индустриального общества. От революции к реформам и интересам личности.

История России XIX в.

 

Россия в  первой половине XIX  в.

        

Россия на  рубеже  веков.  

Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический  строй.

Внутренняя политика в 1801-1806 гг. 

Переворот 11  марта 1801 г. и  первые  преобразования. Александр 1. Проект Ф.Лагарпа. «Негласный  комитет». Указ о  вольных  хлебопашцах. Реформа  народного  просвещения. Аграрная  реформа  в  Прибалтике. Реформы  М.М.Сперанского. Личность реформатора. «Введение  к  уложению  государственных  законов» Учреждение  Государственного  совета. Экономические  реформы. Отставка    Сперанского:  причины и следствия.

Внешняя  политика 1801-1812 гг.  

Международное положение России в начале века.   Основные  цели  и направления внешней  политики. Россия  в   третьей и  четвертой  антифранцузских  коалициях. Войны России  с  Турцией  и  Ираном. Расширение  Российского  присутствия  на Кавказе. Тильзитский  мир  1807г. и  его  последствия. Присоединение  к России Финляндии. Разрыв  русско-французского   союза.

Отечественная  война  1812 г. 

Начало  войны. Планы и  силы  сторон. Смоленское  сражение. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинское  сражение  и  его  значение. Тарутинский  маневр. Партизанское  движение. Гибель «Великой  армии» Наполеона. Освобождение  России  от  захватчиков.

Заграничный  поход  русской  армии. Внешняя  политика России в 1813-1825 гг. 

Начало заграничного  похода, его  цели. «Битва  народов» под  Лейпцигом. Разгром  Наполеона. Россия  на  Венском  конгрессе. Роль и  место  России  в  Священном  Союзе. Восточный вопрос  во  внешней  политике  Александра 1. Россия  и  Америка. Россия – мировая  держава.

Внутренняя  политика в 1814-1825 гг.  

Причины изменения  внутриполитического  курса  Александра  1. Польская Конституция. «Уставная грамота Российской  империи» Н.Н.Новосильцева. Усиление политической  реакции в начале 20-х гг. Основные  итоги  внутренней  политики  Александра 1.

Социально-экономическое  развитие

Экономический  кризис 1812-1815 гг.  

Аграрный  проект  А.А.Аракчеева.  Проект  крестьянской  реформы Д.А.Гурьева. Развитие  промышленности  и  торговли.

Общественные  движения

Предпосылки возникновения  и  идейные основы  общественных  движений. Тайные  масонские  организации. Союз  Спасения. Союз благоденствия. Южное  и  Северное  общества. Программные  проекты  П.И.Пестеля и Н.М.Муравьева.  Власть и  общественные  движения.

Династический  кризис  1825 г. Восстание декабристов. 

Смерть  Александра  1 и  династический  кризис. Восстание  14  декабря  1825 г. и  его  значение. Восстание  Черниговского  полка  на  Украине. Историческое значение  и  последствия  восстания  декабристов.

Внутренняя  политика  Николая 1. 

Укрепление  роли  государственного аппарата. Усиление  социальной  базы  самодержавия. Попытки решения  крестьянского  вопроса. Ужесточение  контроля  над обществом (полицейский надзор, цензура). Централизация и  бюрократизация  государственного  управления. Свод  Законов  Российской  империи. Русская  православная  церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. III отделение царской канцелярии.

Социально-экономическое  развитие. 

Противоречия хозяйственного  развития. Кризис  феодально-крепостнической   системы. Начало  промышленного  переворота. Первые  железные дороги. Новые  явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая  реформа Е.Ф.Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами  П.Д.Киселева. Рост городов.

 Внешняя политика в 1826-1849 гг.  

Участие  России  в  подавлении  революционных движений  в  европейских  странах. Русско-иранская  война  1826-1828гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный  вопрос во  внешней  политике.

 Народы России. 

Национальная  политика  самодержавия. Польский  вопрос. Кавказская  война. Мюридизм. Имамат. Движение  Шамиля.

 Общественные  движения  30-50-х гг. 

Особенности  общественного  движения 30-50-х гг. Консервативное  движение. Теория «официальной  народности»  С.С. Уварова. Либеральное  движение. Западники. Т.Н.Грановский. С.М.Соловьев. Славянофилы. И.С. и К.С.Аксаковы, И.В. и П.В.Киреевские. Революционное движение. А.И.Герцен и Н.П.Огарев. Теория «общественного    социализма».

Крымская  война 1853-1856 гг.   

Обострение  восточного  вопроса. Цели, силы  и планы  сторон. Основные  этапы  войны. Оборона  Севастополя. П.С. Нахимов, В.А. Корнилов. Кавказский  фронт. Парижский  мир  1856г.  Итоги войны.

Развитие  образования в первой половине XIX в.

Научные открытия. 

Открытия  в биологии И.А. Двигубского, И.Е.Дядьковского, К.М.Бэра,  Н.И.Пирогов и  развитие  военно-полевой  хирургии.  Пулковская  обсерватория.  Математические  открытия М.В.Остроградского и Н.И.Лобачевского.  Вклад в развитие  физики Б.С.Якоби и Э.Х. Ленца.  А.А.Воскресенский, Н.Н.Зинин и  развитие  органической  химии.

 Русские  первооткрыватели  и  путешественники. 

Кругосветные  экспедиции И.Ф.Крузенштерна и  Ю.Ф. Лисянского, Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева. Открытие  Антарктиды. Дальневосточные экспедиции  Г.И. Невельского и Е.В.Путятина. Русское  географическое  общество. 

 Особенности  и  основные  стили в художественной   культуре (романтизм, классицизм, реализм).

 Литература. В.А.Жуковский.  К.Ф.Рылеев. А.И.Одоевский. Золотой  век  русской  поэзии. А.С.Пушкин. М.Ю.Лермонтов. Критический реализм. Н.В.Гоголь. И.С.Тургенев. Д.В.Григорович. Драматургические произведения А.Н.Островского.

Театр.  П.С.Мочалов. М.С.Щепкин. А.Е.Мартынов.

Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А.Е.Варламов. А.А.Алябьев. М.И.Глинка. А.С.Даргомыжский.

 Живопись. К.П.Брюлов. О.А.Кипренский. В.А.Тропинин. А.А.Иванов. П.А.Федотов. А.Г.Венецианов.

 Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов. А.Д.Захаров. (здание Адмиралтейства). А.Н.Воронихин (Казанский собор). К.И.России (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О.И.Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкция Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К.А.Тон (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата).

 Культура  народов  Российской империи. Взаимное обогащение культур.

 Повторение и обобщение. Россия на пороге перемен.

 

Россия во второй половине XIX в.

 Отмена  крепостного  права.  

Социально-экономическое   развитие  страны  к началу  60-х годов XIX в. Настроения  в обществе. Личность Александра  II. Начало его правления Александра  II. Смягчение  политического  режима. Предпосылки и причины отмены  крепостного  права. Подготовка   крестьянской  реформы. Великий  князь Константин Николаевич. Основные  положения  крестьянской  реформы  1861 г. Значение  отмены   крепостного  права.

 Либеральные  реформы  60-70-х гг. 

Земская  и городская  реформы. Создание  местного самоуправления. Судебная   реформа. Военные   реформы. Реформы  в  области  образования. Цензурные  правила. Значение реформ.  Незавершенность  реформ. Борьба  консервативной  и либеральной группировок  в  правительстве на  рубеже  70-80-х гг. «Конституция» М.Т.Лорис-Меликова.

 Национальный  вопрос  в царствование  Александра  II. 

Польское  восстание  1863г. 

Рост национального  самосознания  на  Украине  и  в  Белоруссии.

Усиление  русификаторской   политики. Расширение  автономии  Финляндии. Еврейский  вопрос. «Культурническая русификация» народ Поволжья.

 Социально-экономическое развитие  страны после отмены  крепостного права.  

Перестройка  сельскохозяйственного  и промышленного  производства. Реорганизация  финансово-кредитной  системы. «Железнодорожная горячка». Завершение  промышленного  переворота и  его  последствия. Начало  индустриализации.  Формирование  буржуазии. Рост  пролетариата.

  Общественное движение. 

Особенности  российского  либерализма  середины 50-х – начала 60-х гг. Тверской  адрес  1862 г. Разногласия в либеральном  движении. Земский  конституционализм. Консерваторы и реформы М.Н.Катков. Причины  роста революционного  движения в пореформенный  период. Н.Г.Чернышевский. Теория революционного народничества: М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев. Народнические организации второй  половины  1860 - начала 1870-х гг. С.Г.Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра  II.

 Внешняя политика Александра  II. 

Основные  направления  внешней  политики  России  в  1860-1870 гг. А.М.Горчаков. Европейская  политика  России. Завершение  Кавказской  войны. Политика  России  в  Средней  Азии. Дальневосточная  политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая  война 1877-1878  гг., причины, ход военных действий, итоги. М.Д.Скобелев. И.В.Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

 Внутренняя политика  Александра  III. 

Личность Александра  III. Начало нового царствования. К.П. Победоносцев. Попытки  решения крестьянского вопроса. Начало  рабочего законодательства. Усиление репрессивной  политики. Политика в области просвещения и печати Укрепление позиций   дворянства. Национальная  и религиозная политика Александра  III.

Экономическое развитие  страны  в 80-90-е гг. 

Общая  характеристика экономической  политики Александра III.  Деятельность Н.Х. Бунге. Экономическая  политика  И.А. Вышнеградского  Начало государственной  деятельности   С.Ю. Витте. Золотое  десятилетие  русской  промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных  слоев  российского  общества. 

Социальная  структура  пореформенного  общества.  Размывание  дворянского  сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской  буржуазии. Меценатство и  благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская  община. Ускорение  процесса расслоения  русского  крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства.  Казачество.  Особенности  российского пролетариата.

Общественное движение в 80-90-х гг.  

Кризис  революционного  народничества. Изменения  в либеральном  движении. Усиление   позиций  консерваторов. Распространение  марксизма в России.

Внешняя политика  Александра  III.

Приоритеты и  основные направления  внешней  политики  Александра  III. Ослабление  российского влияния на Балканах.  Поиск  союзников в Европе. Сближение  России и Франции. Азиатская политика  России.

Развитие  образования и науки во второй половине XIX в

Подъем российской демократической культуры. Просвещение во  второй половине XIX века. Школьная реформа. Развитие  естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных, химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная  наука. Историческая  наука.

Литература и журналистика. Критический  реализм в литературе. Развитие  российской  журналистики. Революционно-демократическая  литература.

Искусство.Общественно-политическое значение  деятельности  передвижников.  «Могучая  кучка» и П.И.Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская  опера.  Мировой значение  русской  музыки. Успехи  музыкального  образования.  Русский  драматический  театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Развитие и взаимосвязь культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских «окраин». Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Итоговое повторение  и обобщение. Россия и мир на пороге XX в.               

Тематическое планирование

№п/п

Раздел

Количество часов

1

История Нового времени 1800-1913 гг.

25

1.1

Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному.

1

1.2

Становление индустриального общества в XIX в.

7

1.3

Строительство новой Европы

7

1.4

Страны Западной Европы на рубеже XIX – XX вв.

4

1.5

Две Америки

1

1.6

Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма

3

1.7

Международные отношения в конце XIX – начале XX в.

2

2

История России с конца XVI в. До конца XVIII в.

45

2.1

Россия в  первой половине XIX  в.

19

2.2.

Россия во второй половине XIX в.

21

2.3

Итоговое повторение  и обобщение 

5

Приложение. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата

Примечание

п/п

План

Факт

История Нового времени 1800-1913 гг.

Введение.

Индустриальная революция.

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.

Входной контроль.

Наука: создание научной картины мира.

Художественная культура XIX в.

Идейные течения в обществознании.

Контрольная работа по теме «Становление индустриального общества».

Консульство и образование наполеоновской империи.

Англия: сложный путь к величию и процветанию.

Франция Бурбонов и Орлеанов.

Франция: революция 1848 г. и Вторая империя.

Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

Война, изменившая карту Европы.  Парижская Коммуна.

Контрольная работа по теме «Строительство новой Европы».

Германская империя в конце XIX – начале XX в.

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

Франция: Третья республика.

Италия. От Австрийской империи к Австро-Венгрии.

США в XIX в. Латинская Америка в XIX в.

Япония: на пути к модернизации.

Китай: сопротивление реформам.

Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен.

Международные отношения в последней трети XIX в.

Повторительно-обобщающий урок.

История России с конца XVI в. до конца XVIII в.

Введение. Россия на рубеже веков.

Внутренняя политика Александра 1 в 1801-1806 гг.

Внешняя политика в 1801-1812 гг.

Реформы М.Сперанского. Отечественная война 1812 г.

Заграничный поход русской армии. Внешняя политика России в 1813-1825 гг.

Внутренняя политика Александра 1 в 1814-1825 гг.

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.

Общественное движение при Александре 1.

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.

Внутренняя политика Александра 1.

Социально-экономическое развитие в 20-50-е гг.

Внешняя политика в 1826-1849 гг. Народы России.

Общественное движение 30-50-х гг.

Крымская война 1853-1856 гг.

Образование и наука первой половины XIX в.

Русские первооткрыватели и путешественники.

Художественная культура. Быт и обычаи.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой половине XIX в.»

Контрольная работа по теме «Россия в первой половине XIX в.»

Накануне отмены крепостного права. Крестьянская реформа 1861г.

Либеральные реформы 60-70-х гг.

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права.

Общественное движение: либералы и консерваторы.

Революционное народничество.

Революционное народничество.

Внешняя политика Александра II.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Внутренняя политика Александра III.

Внутренняя политика Александра III.

Экономическое развитие в 80-90-е гг.

Положение основных слоев российского общества.

Положение основных слоев российского общества.

Общественное движение в 80-90-х гг.

Внешняя политика Александра III.

Просвещение и наука.

Литература и изобразительное искусство.

Литература и изобразительное искусство.

Архитектура, музыка, театр, народное творчество.

Быт: новые черты в жизни города и деревни.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй половине XIX в.».

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XIX в.».

Итоговый контроль.

Повторение курса

Повторение курса

Повторение курса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...