Рабочая программа по истории России 7 класс
рабочая программа по истории (9 класс)

Урбанович Ирина Владимировна

Рабочая программа по истории России 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_rossii_7_klass.docx76.73 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по истории России 7 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (Федеральный государственный образовательный стандарт  основного общего образования /Стандарты второго поколения /М.:«Просвещение»,2011), Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта,  на основе Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской  программы Данилова А. А. (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016)

Преподавание курса «История России с конца ХУ до конца XVII века» предполагает детальное изучение исторического пути России, глубокое понимание его противоречивых процессов, различных трактовок этих процессов. Интегративный курс истории в 7 классе помогает понять место России в истории человечества, увидеть особенности её развития и сходные черты с другими странами.

  1. Общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета «История России»

Курс «История России» в 7 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XV века». Курс истории России охватывает период XVI-XVII вв. В основу курса положен комплексный подход в изложении истории.

Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Цели курса:

  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в раннее Новое время, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
  2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающего мира, самопознание и самореализация.

Задачи курса:

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия;

- охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в политике, экономике и культуре;

- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (нормы социального контроля, формы правления, формы политического режима);

- способствовать формированию зрелого исторического мышления: умение анализировать общественные процессы;

- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

  1. Общая характеристика учебного предмета «История России»

Курс история России на ступени основного общего образования является частью линейной системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
  • формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.

Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 40 учебных часов и отражает базовый уровень подготовки учащихся по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История России»

Личностными результатами изучения курса истории в 7 классе являются:

  • социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период XVI - XVII вв.), эмоционально-положительное принятие своей этнической идентичности;
  • познавательный интерес к прошлому своей Родины;
  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
  • проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
  • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
  • навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
  • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
  • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
  • собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
  • использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
  • привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
  • ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
  • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
  • использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
  • планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

  • определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (век, его четверть, треть);
  • установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
  • составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
  • определение и использование исторических понятий и терминов;
  • использование сведений из исторической карты как источника информации;
  • формирование представлений об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах народов, населяющих её территорию;
  • описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, памятников культуры, исторических событий и процессов;
  • использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе изучаемого периода;
  • сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи социальных явлений и процессов, их влияния на жизнь народов России;
  • высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
  • поиск в различных источниках (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.) и анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
  • сравнение с помощью учителя свидетельств различных исторических источников, выявление в них сходства и различий;
  • использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.); раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
  • понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
  • сопоставление с помощью учителя различных версий и оценок исторических событий и личностей, с опорой на конкретные примеры; определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
  • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
  • поиск и оформление материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной РФ;
  • расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
  • составление на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснение, в чём заключаются их художественные достоинства и значение;
  • понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

5. Содержание программы учебного курса истории для 7 класса

Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству – 40 час

1

Россия в XVI веке.

15

2

Смута в России.

6

3

Россия в XVII веке.

11

4

Культурное пространство.

8

Итого

             40 ч

 Россия в XVI веке.

Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.

Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.

Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.

Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в (региональный компонент)

Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. (региональный компонент). Начало присоединения к России Западной Сибири.

Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.

Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.

Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.

Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией:восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.

Смута в России

Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т. ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.

Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.

Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.

Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.

Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.

Россия в XVII веке

Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны . Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.

Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.

Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.

Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.

Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы , служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.

Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир.

Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин. Народы Сибири В 17 в.(региональный компонент)

Культурное пространство

Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч  корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири( региональный компонент). Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.

Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь.

Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия.

Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.

Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, АлевизФрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий , Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.

Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи.

Парсунная живопись.

Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.

Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.

Региональный компонент

Наш регион в XVI – XVII вв.

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Используемый учебно-методический комплекс

  • Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В., Токарева А. Я./ под редакцией А. В. Торкунова  История России 7 класс в 2х частях. М.: Просвещение 2016.

Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по истории по данной программе:

  • Учебник. История России. 7 класс. Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В., Токарева А. Я./ под редакцией А. В. Торкунова
  • Поурочные рекомендации. История России. 7 класс. Журавлева О.Н.
  • Рабочая тетрадь. История России. 7 класс. Чернова М. Н.
  • Комплект карт. История России. 7 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.
  • Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.
  • Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А. 
  •  Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.
  • Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.

Список дополнительной литературы для учителя:

  1. Блохин, В. Ф. История России. Век ХУН. 7 класс: пособие для учителя истории / В. Ф. Блохин. -М.: Курсив, 2010.
  2. История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам / авт.-СОСТ. Н. А. Стыденко. - Волгоград: Учитель, 2008.
  3. История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-СОСТ. Н. Н. Ярцева. - Волгоград: Учитель, 2009.
  4. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной / авт.-СОСТ. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград: Учитель, 2012.
  5. Кириллов, В. В. Отечественная история в схемах и таблицах / В. В. Кириллов. - М.: ЭксмоПресс, 2011.
  6. Митькина, Е. А. История. 7 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА / Е. А. Митькина. - М. : АСТ, 2011.
  7. Ревякин, А. В. Новая история. 1500-1800.7 класс: метод. рекомендации. - М.: Просвещение, 2007.
  8. Соловьёв, К. А. Универсальные поурочные разработки по новой истории. 1500-1800 годы. 7 класс / К. А. Соловьев. - М. : ВАКО, 2009.
  9. Шаповал, В. В. Дидактические материалы к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России: ХVI-ХVШ века. 7 класс» / В. В. Шаповал. - М.: Экзамен, 2008.

Список литературы для учащихся:

  1. Булгаков, М А. Жизнь господина де Мольера / М. А. Булгаков. - СПб. : Азбука, 2012.
  2. Гюго, В. Девяносто третий год / Виктор Гюго. - СПб. : Азбука-классика, 2010.
  3. Данилевский, Г П. Мирович / Г. П. Данилевский. - М. : Мир книги, 2010.
  4. Дефо, Д. Робинзон Крузо / Даниель Дефо. - М. : Нигма, 2013.
  5. Дюма, А. Людовик XIV и его эпоха / Александр Дюма. - М. : Альфа-книга, 2011.
  6. Колпаков, С. В. Атлас «История России XVI-XVIII веков» с контурными картами и контрольными заданиями. 7 класс / С. В. Колпаков. - М. : Аст-Пресс, 2010.
  7. Лажечников, И И. Ледяной дом / И. И. Лажечников. - М. : Белый город, 2010.
  8. Пушкин, А. С. Борис Годунов / А. С. Пушкин. - М. : Игра слов, 2008.
  9. Сервантес, М Дон Кихот Ламанчский / Мигель Сервантес. - М. : Астрель, 2012.
  1. Стендаль, Ф. Пармская обитель: роман. Итальянские хроники / Фредерик Стендаль. - М. : Эксмо, 2008.
  2. Скотт, В. Роб Рой / Вальтер Скотт. - М. : Эксмо, 2008.
  3. Сенкевич, Г Огнём и мечом / Генрик Сенкевич. - М. : АСТ, 2011.
  4. Свифт, Д. Путешествия Гулливера / Джонатан Свифт. - М. : АС Т, 2003.
  5. Успенский, Э. Н. Лжедмитрий Второй, настоящий / Э. Н. Успенский. - М. : Аст: Астрель, 2007.
  6. Цвейг, С. Подвиг Магеллана. Человек и его деяния. Америго. Повесть об одной исторической ошибке / Стефан Цвейг. - М. : Аст, 2010.
  1. Электронные пособия:
  1. Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки из трудов историков:

http://istrorijarossii.narod.rulistbiblioyeka.htm 

http://www.lib-history.info 

http://www.nautlib.ru/auth.php?g=51 

http://www.bookorbita.comlistoriya.html 

http://cwer.ws/tag/l0584 

http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ оЬ _ nо=&оЬ _ nо= 15671

http://historic.ru 

http://www.hrono.ru/dokumlindex. php

2. Исторические фотодокументы, репродукции: http://www.moscowkremlin.ru 

http://www .hermitagemuseum.org http://nearyou.ru 

http://hist -sights.ru

http://www.publiclibrary.rulreaders/resourses/video-catalogs-history.htm 

http://do.gendocs.ru/docs/index-356832.html 

http://history-maps.ru 

http://www.ostu.ru/personallnikolaev/index.html 

http://jhistory.nfurman.comlmaps/mapOOO.htm 

http://shkolnye-prezentacii.rulhistoryl7-klass-istoriya 

http://5klass.netlistorija-7 -klass.html

http://historyc.ucoz.ru/load/prezentacija_7_klass _ vseobshhaja _ istorijal3 

http://19591957.ucoz.rulload/vseobshhaja_istorijal7 _klassl18 http://prezentac i i .comlisto rii

http://sgi72.izmeri.edusite.ru/p33aal.html 

http://www.ist-iv.rulprezent_ histori.html

http://gk-6.пагоd.гu!Ргеzепt.Istогiуа.htm

http://pedsovet.sulloadI130

http://900igr.netlprezentacii-po-istorii.html 

http://kirzagrad.jimdo.com 

http://dmsuslin.narod.ru/club-licey8.htm 

Материально-техническое обеспечение:

Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь, ручка, карандаш, мультимедийное оборудование, карты.

7. Требования к результатам обучения

В результате изучения истории ученик должен знать:

- основные этапы и ключевые события Новой истории зарубежных стран периода 1500-1600 годов и истории России конца XVI-XVII века;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- изученные виды исторических источников;

- важнейшие исторические события и их участников;

- даты важнейших исторических событий;

- периодизацию исторических событий;

уметь:

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать содержания различных источников одной тематики;

- определять последовательность и длительность важнейших событий зарубежной истории и истории России;

- читать историческую карту, показывать на ней государства и места значительных исторических событий;

- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников в связной монологической форме; - использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

- выявлять существенные черты исторических процессов;

- группировать исторические события по заданному признаку;

- определять причины и следствия основных исторических событий;

- давать собственную оценку наиболее значимым историческим событиям и персоналиям.

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина, члена семьи, локальной и религиозной общности;

- осмысление гуманистических традиций и ценностей современного общества на основе  осознания социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, творческую и общественную;

- овладение умениями работать с информацией: анализировать факты, составлять простой и развёрнутый план, формулировать и обосновывать выводы;

- использовать современные источники информации, в том числе и на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентации, рефераты);

- готовность к сотрудничеству в учебной и иных видах деятельности.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути России и зарубежных стран;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий прошлого;

- формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

   

 Календарно – тематическое планирование (40 час.)

Тема и урока

(количество часов)

Дата

Планируемые результаты

план

факт

предметные

метапредметные УУД

личностные УУД

1

Введение

 

 

Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространство, доказывать, что история России является частью мировой истории

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать  материал учебника и дополнительный материал.

Формирование и развитие стартовой мотивации изучения нового материала; осмысление роли и значение истории в жизни человека

2

Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий

 

 

Применять понятийный аппарат для раскрытия сущности причин и последствий Великих географических открытий; устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы и Азии; высказываться о значении и роли Великих географических открытий в мировой истории и истории России

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию; обобщать факты; собирать и фиксировать информацию; привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач

Формирование и развитие познавательного интереса к прошлому своей Родины; умение излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к историческому наследию.

3

Территория, население и

хозяйство России в начале XVI в.

 

 

Научиться давать определения понятий: зона рискованного земледелия, казачество, озимые, политика, реформа, слобода, ярмарка, яровые; описывать структуру российского общества, анализировать структуру городского самоуправления в начале XVI в.; доказывать взаимосвязь денежной реформы с ростом торговли; характеризовать роль общины в жизни крестьян, роль казачества в защите границ Российского государства.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивать правильность решения учебной задачи.

Познавательные: устанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; развивать навыки поиска, анализа и сопоставления и оценивания исторической информации.

Формирование и развитие познавательного интереса к прошлому своей Родины; умение излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к историческому наследию.

4

Формирование единых государств в Европе и России

 

 

Научиться давать определения понятий: крепостное право, самодержавие; овладевать представлениями об историческом пути развития России и Европы, сравнивая их; характеризовать процесс формирования единых государств в Европе и России, выявлять роль церкви в становлении единого государства; оценивать роль сословий в европейских странах и Европе; анализировать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общие черты и особенности.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; приобретать навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей.

Познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию;, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; устанавливать аналогии; классифицировать явления.

Формирование и развитие познавательного интереса к прошлому своей Родины; умение излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к историческому наследию; осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений.

5,6

Российское государство в первой трети XVI в.

 

 

Научаться применять основные понятий и термины; давать определение понятий: Боярская дума, волость, государев двор, дворяне, «дети боярские», кормление, наместник, приказы, стан, уезд; описывать систему управления единым государством в начале XVI в.; анализировать, оценивать значение образования единого государства; раскрывать характерные черты политического строя России; систематизировать историческую информацию.

Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью.

Регулятивные: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Познавательные: составлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.

Формирование и развитие познавательного интереса к прошлому своей Родины; умение излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к историческому наследию; осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений.

7

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

 

Давать определение понятий: капитуляция, острог, сейм; устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы и Азии; оценивать внешнюю политику Ивана III и Василия III; использовать сведения исторической карты как источника информации; приемы исторического анализа.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Познавательные: собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать ее достоверность; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности.

Формирование и развитие познавательного интереса к прошлому своей Родины; умение излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к историческому наследию; осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений.

8,9

Начало правления Ивана IV.

Реформы Избранной Рады

 

Применять основные хронологические процессы и событий во времени; давать определение понятий: Земский собор, Избранная рада, местничество, сословно – представительная монархия, стрельцы, челобитная; устанавливать синхронистические связи истории России и стран Европы; описывать реформы Елены Глинской; характеризовать последствия боярского правления, описывать детские годы Ивана IV, оценивать реформы Избранной рады; характеризовать органы сословного представительства.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи.

Познавательные: классифицировать, обобщать, применять начальные исследовательские умения при решении творческих задач.

Формирование и развитие познавательного интереса к прошлому своей Родины; умение излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к историческому наследию; осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений.

10

Государства Поволжья, Северного Причерноморь, Сибири в середине XVI в.

 

Характеризовать территориальный, национальный, политический, социальный и экономический аспекты развития Казанского, Крымского, Астраханского ханства, Ногайской Орды и Сибирского ханства; использовать карту как источник информации; высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия наших предков.

Коммуникативные: работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: формулировать новые учебные задачи; развивать мотивы познавательной деятельности; работать по плану; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению  истории России; умение излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; осознание первичной социальной и культурной идентичности на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом своего Отечества.

11, 12

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

 

Научиться характеризовать задачи внешней политики России во второй половине XVI в.; давать определение понятий: засечные черты, ясак; определять исторические процессы и события во времени; использовать сведения исторической карты как источника информации; высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия наших предков; показывать территории, присоединенных к России ханств.

Коммуникативные: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; владеть устной и письменной речью; участвовать в коллективном обсуждении.

Регулятивные: самостоятельно определять цели своего обучения; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты своей работы, выбирать средства достижения цели.

Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы для решения учебных и познавательных задач; собирать и фиксировать информацию, решать творческие  задачи.

Формирование и развитие познавательного интереса к прошлому своей Родины; умение излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих поколений.

13

Российское общество

XVI в.: «служилые» и «тяглые»

 

Давать определения: гости, «государев иноземец», заповедные лета, посад, тягло, урочные лета; характеризовать занятия, права и обязанности «служилых» и «тяглых»; определять исторические процессы и события во времени; высказывать суждения о причинах введения о причинах введения крепостного права в России; описывать порядок несения «тягла» в XVI в.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; строить логические рассуждения, включающие установление причинно – следственных связей.

Формирование и развитие познавательного интереса к прошлому, людям труда, к культурному историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих поколений.

14

Народы России во второй половине

XVI в

 

Научиться характеризовать процесс распространения христианства среди населения земель, присоединенных к России; использовать знания о территории и границах, месте и роли России во всемирно-историческом процессе; высказываться о процессе превращения России и в крупнейшую державу; характеризовать политику Ивана IV в Поволжье и Сибири; описывать налоги и повинности, которые платило население с присоединенных земель.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи.

Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.

Формирование и развитие познавательного интереса к прошлому своей Родины; умение излагать и аргументировать свою точку зрения в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к историческому наследию; осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений

15, 16

Опричнина

 

Давать определения: земщина, карьера, опричнина; описывать причины разрыва со своими сподвижниками; характеризовать сущность и последствия опричнины для экономики страны; соотносить и систематизировать информацию из различных источников; использовать приемы исторического анализа.

Коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической речью; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные: применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению  истории России; осмысление исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности

17

Россия в конце XVI в.

 

Научиться использовать приемы исторического анализа; характеризовать основные внутриполитические и внешнеполитические действия Федора Ивановича; оценивать итоги его правления; исследовать политику Бориса Годунова; оценивать значение учреждения патриаршества; давать определение понятия патриарх; характеризовать изменения в положении крестьянства в конце XVI в.

Коммуникативные: владеть устной и письменной речью, монологической речью; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; планировать пути достижения образовательных целей; соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи.

Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Формирование устойчивой мотивации учения; воспитание российской гражданской идентичности; осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений.

18

Церковь и государство

в XVI в.

 

Характеризовать роль церкви в Российском государстве в XVI в.; описывать влияние процесса централизации на жизнь церкви и духовенства; давать определение понятия архиерей; анализировать суть спора между иосифлянами и нестяжателями; сравнивать интересы церкви и государства; оценивать деятельность церкви в укреплении самодержавной власти.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению  истории России; осмысление  исторической обусловленности и мотивации людей предшествующих эпох; оценивание исторических событий и роли личности в истории; воспитание гражданской идентичности.

19

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

 

Давать определения понятий: публицистика, регалии, шатровый стиль, энциклопедия, эпос, юродивый; анализировать значение культурных контактов России с другими странами; называть литературные произведения и памятники культуры XVI в.

Коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; уметь выражать свои чувства, эмоции.

Регулятивные: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению духовной и материальной к осмысление социально – нравственного опыта предков; уважительное отношение  к культурному наследию.

20

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.»

 

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Россия в XVIв в»

Коммуникативные: развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

Регулятивные: самостоятельно определять цели обучения; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную

Познавательные: осуществлять анализ объектов и явлений, находить и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории.

Формирование и развитие устойчивой мотивации учения; расширение оценочной деятельности; овладение способами общения и систематизации знаний

21

Глава II. Смутное время. Россия при первых Романовых.

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI – начале XVII в

Научиться определять исторические процессы, события во времени; применять основные хронологические понятия и термины; использовать знания о территории и границах; давать определение понятия шляхта; использовать сведения из исторической карты как источника информации; описывать особенности внещнеполитической ситуации, сложившейся в конце XVI – начале XVII в.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, владеть устной и письменной речью.

Регулятивные: формулировать новые учебные задачи в учебной и познавательной деятельности; работать по плану, сверяя свои действия с целью.

Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; воссоздавать образы и картины; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление социально – нравственного опыта предков; оценивание исторических событий и роли личности в истории; уважительное отношение  к прошлому.

22,23

Смута в Российском государстве

Научиться определять исторические процессы, события во времени; применять основные хронологические понятия и термины; давать определения понятий: авантюрист, магнат, самозванство, Смута (Смутное время); использовать сведения из исторической карты как источника информации; анализировать взаимосвязь между экономическими и социальными явлениями; комплексно характеризовать причины смуты; описывать основных участников Смуты и ее основные этапы.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; применять начальные исследовательские умения.

Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению духовной и материальной к осмысление социально – нравственного опыта предков; оценивание исторических событий и роли личности в истории; уважительное отношение  к прошлому и культурному и историческому наследию через понимание мотивации поступков людей.

24

Окончание Смутного времени

Научиться характеризовать внешнеполитическое положение России в начале XVII в; описывать планы иностранных государств по отношению России; давать определения понятий: гетман, Семибоярщины; определять причины свержения Шуйского и прихода к власти Семибоярщины; оценивать деятельность правительства во главе с Ф. И. Мстиславским; определять роль народного ополчения в борьбе за независимость страны

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выполнять задания по предложенному алгоритму; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать.

Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; уважительное отношение к историческому наследию; осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений; осознание важности трудовой деятельности предков.

25

Экономическое развитие России в XVII в

Научиться характеризовать последствия польско – шведской интервенции и Смутного времени; овладеть целостными представлениями об историческом пути русского народа при помощи исследования документов, свидетельствующих об экономическом развитии России; сопоставлять и обобщать имеющиеся в них сведения; давать определения понятий: давать определения понятий: бобыль, всероссийский рынок, мануфактура, плантация, предприниматель, промышленник; оценивать роль всероссийского рынка для экономики страны.

Коммуникативные: владеть устной и письменной речью, формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий.

Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; создавая обобщения, устанавливая аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; уважительное отношение к историческому наследию; осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений; осознание важности трудовой деятельности предков.

26

Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве

Научиться характеризовать перемены в государственном устройстве России в XVII в.; давать определение понятий: бюрократия, воевода, даточные люди, драгуны, полки нового (иноземного) строя, рейтары, Соборное уложение, социальная опора; описывать основное содержание Соборного уложения 1649 г.; оценивать эффективность деятельности государственного аппарата.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач, опираясь на исторические источники, анализировать особенности государственного управления России; строить логические рассуждения, включающие причинно-следственных связей; передавать содержание в сжатом (развернутом) виде.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению  истории России; осмысление  исторической обусловленности и мотивации людей предшествующих эпох; оценивание исторических событий и роли личности в истории; воспитание гражданской идентичности.

27

Изменения в социальной структуре российского общества

Научиться объяснять причины изменений, произошедших в положении представителей различных слоев российского общества в XVII в; характеризовать особенности положения каждого из сословий России в XVII в.; анализировать состав земледельцев в России; называть основные повинности, которые несли крестьяне в XVII в.; сравнивать положение сословий; оценивать значение монастырей в хозяйственной жизни Российского государства.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий и делать выводы о качестве проделанной работы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; осуществлять рефлексию своей деятельности

Познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; строить логические рассуждения, включающие причинно-следственных связей.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление социально – нравственного опыта предков; уважительное отношение к прошлому, людям труда, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.

28

Народные движения в XVII в.

Научиться характеризовать причины и последствия народных движений XVII в.; давать определения понятий: беженцы, поход «за зипунами»; выделять этапы восстания под предводительством Степана Разина; расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей и народов в истории России; показывать на исторической карте места восстаний середины XVII в.

Коммуникативные: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели своего обучения.

Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; устанавливать причинно-следственные связи.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление социально – нравственного опыта предков; оценивание исторических событий и роли личности в истории; воспитание российской гражданской идентичности.

29,30

Россия в системе международных отношений

Анализировать отношения России с соседними странами; объяснять суть противоречий отношений России с другими государствами давать определения понятий: верительная грамота, коалиция, ратификация, фураж; выявлять причины первой русско-турецкой войны; называть и характеризовать союзников России по «Священной лиге»; изучать и систематизировать информацию из различных источников.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: соотносить свои действия с планируемым результатом; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные: создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление социально – нравственного опыта предков и значения истории в жизни человека; оценивание внешнеполитической деятельности России и роли личности в истории.

31

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России

Научиться характеризовать процесс вхождения Украины в состав России

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и письменной речью.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели своего обучения.

Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; строить логические рассуждения, умозаключения  и делать выводы.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление социально – нравственного опыта предков; оценивание исторических событий и роли личности в истории; воспитание российской гражданской идентичности.

32

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол.

Научиться характеризовать положение Русской православной церкви после Смутного времени; объяснять причины церковной реформы, описывать ее последствия и оценивать ее достоинства и недостатки; давать определения понятий: протопоп, Раскол, старообрядчество; анализировать позицию Русской православной церкви в XVII в.; Объяснять, почему в XVII в. светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной.

Коммуникативные: работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов стороня4 формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: формулировать новые учебные задачи в учебной и познавательной деятельности; развивать мотивы познавательной деятельности; работать по плану, сверяя свои действия с целью; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные: самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление социально – нравственного опыта и гуманистических ценностей предков; уважительное отношение  к прошлому и культурному и историческому наследию через понимание мотивации поступков людей предшествующих эпох.

33,34

Народы России в XVII в.

Научиться определять исторические процессы, события во времени; давать определения понятий: чум, шаман, юрта; описывать процесс формирования многонационального Российского государства; характеризовать историю и культуру народов России вXVII в.; называть положительные и отрицательные стороны русской колонизации народов Сибири и Дальнего Востока; высказывать суждения о значении исторического и культурного наследия наших предков.

Коммуникативные: работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов стороня4 формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Регулятивные: работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов стороня4 формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Познавательные: : самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление социально – нравственного опыта и гуманистических ценностей предков; уважительное отношение  к прошлому и культурному и историческому наследию через понимание мотивации поступков людей предшествующих эпох; оценивание значения истории малой Родины в жизни человека.

35

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

Научиться определять исторические процессы, события во времени; характеризовать политическую географию русских земель в XVII в.; оценивать значение освоения новых территорий; давать определения понятий: абориген, аманат, коч; высказывать суждения о целях первопроходцев; сравнивать достижения русских путешественников и первопроходцев XVII в. по выбранным критериям; перечислять плюсы и минусы взаимодействия племен, проживающих на присоединенных к России; показывать на карте маршруты русских путешественников и первопроходцев.

Коммуникативные: владеть устной и письменной речью; слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; соотносить свои действия с планируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи.

Познавательные: применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление исторической обусловленности и мотивации людей предшествующих эпох; оценивание исторических событий и роли личности в истории.

36

Культура народов России в XVII в.

Научиться выявлять факторы, влияющие на развитие культуры в XVII в; применять приемы исторического анализа для раскрытия особенностей развития

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели.

Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; устанавливать причинно- следственные связи; передавать содержание в сжатом (развернутом0 виде; передавать обобщенный смысл учебной задачи.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление социально – нравственного опыта и гуманистических ценностей предков; уважительное отношение  к прошлому и культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.

37

Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в.

Научиться характеризовать изменения, произошедшие в основах мировоззрения и традициях повседневной жизни русского человека в XVII в.; давать определения понятий: братчина, всенощная, изразцы, парча, тафта; описывать особенности русских людей (внешний вид, привычки, питание, и т. д); описывать традиции; определять роль православия в повседневной жизни русского народа; описывать образ царя в народном сознании, представление русского народа о справедливости.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон.

Регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; осуществлять рефлексию своей деятельности.

Познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; передавать обобщенный смысл учебной задачи.

Формирование и развитие познавательного интереса к изучению истории России; осмысление социально – нравственного опыта и гуманистических ценностей предков; уважительное отношение  к прошлому и культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох.

38

Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.

Научиться характеризовать особенности повседневной жизни народов России в XVII в.; давать определения понятия аул; называть народы, проживающие на территории нашего государства; описывать различия быта кочевых и оседлых народов; определять влияние климатических условий на постройки и одежду народов России; характеризовать Россию как многонациональную страну, народы которой бережно сохраняли традиции своих предков.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; владеть устной и монологической речью.

Регулятивные: выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач; работать с разными источниками  информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы.

Формирование и развитие устойчивой мотивации учения; осмысление социально – нравственного опыта предков; воспитание российской гражданской идентичности.

39

Повторение, обобщение и систематизация знаний по изученной теме.

Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Смутное время. Россия при первых Романовых»; развивать познавательную активность; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия основных направлений развития России в XVII в.; описывать образ жизни и основные занятия населения Российского государства; доказывать, что история России является частью мировой истории.

Коммуникативные: развивать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; развивать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели обучения; осознавать уровень и качество усвоение учебного материала; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.

Познавательные: осуществлять анализ объектов и явлений; находить и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории; владеть общими приемами решения учебных задач

Формирование и развитие устойчивой мотивации учения; расширение оценочной деятельности; овладение способами обобщения и систематизации знаний; . осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений; уважение к культурным достижениям народа.

40

ПОУ по курсу

Научатся: называть самые значительные события данного курса

Получат возможность научиться: применять ранее полученные знания

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...