Повторение и обобщение знаний в 5 классе по теме "Жизнь первобытных людей"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Давыденко Оксана Валерьевна

"Жизнь первобытных людей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_pervobytnyh_lyudey.docx45.85 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно – обобщающий урок в 5 классе по теме

«Жизнь первобытных людей».

Цели урока: закрепление, систематизация и обобщение знаний обучающихся по истории и культуре первобытного общества.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся работать с контурной картой, разгадывать кроссворды,решать исторические задачи.

Метапредметные результаты:

Обучающиеся:

  • Планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.
  • Осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.

Познавательные результаты:

  • Устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Личностные:

  • Проявляют интерес к изучаемому предмету; заинтересованность в личном успехе, успешной деятельности класса.

Задачи:

Обучающие: повторить и обобщить знания учащихся по изученной теме

Развивающие: развивать

  • познавательный интерес к исторической науке,
  • навыки работы с компьютером;
  • умения выделять главное, анализировать

Воспитательные:

  • способствовать повышению уровня познавательного интереса к исторической науке,
  •  воспитывать толерантность как качество личности

Форма работы учащихся: самостоятельная, практическая работа, парная и групповая работа.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Тема и номер урока в теме: Раздел 1. Жизнь первобытных людей. Урок 6.

Форма проведения урока: « Игра – путешествие»

Оборудование:

  • Атласы.
  • Иллюстрации по теме «Жизнь первобытных людей».
  • Компьютер, проектор.
  • Презентация
  • Учебник: А.А. Вигаси, Г. И. Годер, И. С. Свеницкая, История древнего мира 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- Просвещение, 2015

Структура и ход урока:

На доске: Проблемное задание, на которое нам надо найти ответ.

  • 1. Что такое первобытность.
  • 2. Каковы ее черты.

Добрый день, ребята! Мы с вами изучили первую тему по истории – это «Жизнь первобытных людей». Сегодня у нас с вами повторительно – обобщающий урок по данной теме. Мы с вами должны повторить и обобщить то, что уже изучили, а также оценить ваши знания.  Каждому из вас, я буду давать разноцветные стикеры за правильные ответы и активное участие на уроке. В конце урока мы с вами подведем итоги и каждый из вас должен получить оценку.

Ребята, а урок у нас с вами необычный. Мы сегодня совершим путешествие в эпоху первобытного общества. Мы перенесемся с вами в далекое прошлое, пройдем через все этапы развития человека, а помогут нам в этом ваши знания. Путешествовать мы будем по  станциям, и на каждой из них нам предстоит выполнять задания.

1.Начинаем наше путешествие. Мы сейчас находимся на железнодорожном вокзале и ожидаем поезда. Но прежде нам необходимо приобрести билет. А значит выполнить первое задание, сыграв в игру «Да – Нет». Я буду задавать вам вопросы, на которые вы должны будете ответить «Да» или «Нет»

Историческая разминка «Да - Нет»

1. Первым жилищем человека была пещера (да)

2. Название первого человеческого коллектива была родовая община (нет)

3. Орудие труда древнего охотника было копьё (да)

4. Одно из первых каменных орудий труда был рубанок (нет)

5. Первый металл, который использовал человек для изготовления орудий труда, был свинец (нет)

6. Орудием труда для ловли рыбы был гарпун (да)

7. Первым домашним животным была корова (нет)

8.Группу родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество, называют соседями (нет)

2.Приобрели билет, и теперь отправляемся в путешествие. И вот первая станция  «Атласово», выполняем задание: (атлас или с. 9 учебника)

1.Назовите и покажите материк, на котором найдены кости и орудия труда древнейших людей. (Африка)

2. Покажите предполагаемую область прародины человечества (Восточная Африка).

3. Покажите древнейший район земледелия (Западная Азия)

Подъезжая к следующей станции, ответьте мне на вопрос:

-Мы узнали, что первые люди появились в Африке, а когда они появились? (более 2 млн лет назад)

-А как мы узнали, что первые люди появились в Африке? ( из археологических раскопок)

- Что находят археологи? (Исторические источники)

- Какие исторические источники характерны для эпохи первобытности? (письменные и вещественные)

 

3.Станция «Угадайкино»

  • 1.Игра  «Путаница». Учитель пишет на доске неправильно слова, задача учащихся назвать слова правильно и объяснить их значение.

Задание: назовите правильное слово и объясните его значение

-таохо - охота (занятие древних людей)

- мелелизеде — земледелие  (занятие людей. Возникло из собирательства )

-лияреги - Религия (вера в сверхъестественные силы)

-шийнаретас - старейшина (опытный и умный из стариков, который управлял родовой общиной)

- тавлимо - молитва (просьба к духам)

  • Игра «Угадай». На интерактивную доску выводится слайд или показывается картинка с изображением древнейшего человека с орудием в руках. И учитель задает вопросы по этой картинке.

Задание: ребята посмотрите на эту картинку и ответьте на вопросы.

- Кто это? (древний человек) .

- Почему вы решили, что это человек, ведь он не похож на нас с вами. Как вы узнали, что это не животное? Что у него в руках?

- Чем отличался от современного человека? (внешне + не умел говорить).

-  Какой это человек? (человек умелый).

  • Игра Головоломка «Сумей прочитать». Учащимся раздаются кроссворды, которые необходимо заполнить, отвечая на вопросы учителя. В конце игры следует прочитать в ответах кроссворда название науки, занимающейся исследованием вещественных исторических источников  (наука археология - по вертикали).

Задание: возьмите кроссворды, лежащие у вас на партах. Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны правильные ответы внести в колонки и в конце этого задания прочитать название науки, занимающейся исследованием вещественных источников.

Вопросы к кроссворду:

1. Средство передвижения человека по воде с древнейших времен и до наших дней (лодка)

2. Группа родичей, сообща трудившихся и имевших общее имущество (род)

3. Одно из первых занятий древнего человека (охота)

4. Орудие труда из меди 6-5 тыс. лет назад (серп)

5. Орудие для возделывания земли 13-7 тыс. лет назад (мотыга)

6.  Орудие труда землевладельцев  6-5 тыс. лет назад, появившееся в результате усовершенствования мотыги (плуг)

7. Первое домашнее животное (собака)

8. Материал для изготовления посуды на гончарном круге ( Глина)

9. Орудие труда и оружие человека 200 тыс. лет назад (дубина)

10. Объединение родов, живущих в одной местности (племя)

4.Следующая станция «Рассказово»

Задание: работая в группах, составьте рассказ по опорным словам – подсказкам, которые у вас на карточках.

1 группа (дубина, мамонт, копье, скребок, яма).

2 группа (дежурство, огонь, пещера).

3 группа (пещера, девочка, быки).

4 группа (обрыв, дикие козы, копьё, мужчины).

5 группа (печь, сосуд, гончарный круг, глина).

5. Станция «Загадкино»

Задание: отгадать загадки.

1..Первый это коллектив, человек там не ленив.

Он по лесу ходит день, собирает все – не лень.(стадо)

2.Назови орудье – то, что придумано давно.

Человеком самым первым, а для нас сейчас оно вовсе даже не нужно.

(палка – копалка, рубило, дубина).

3.Назови это занятье,

Когда целый день – деньской

Плоды, ягоды, коренья –

Что имели вид съестной,

Люди первые искали

Стадом всем потом съедали.(собирательство)

4.Этим палку  вырубали и ее же заостряли.

Назови, что это было, ну, конечно, же …(рубило)

5.Человек пошел на лов, чтобы был большой улов.

И предмет он прихватил, что из кости смастерил.

Назови, что это было и оружием служило.(гарпун)

6.Живут в пределах местности одной

Они, как брошенное в землю семя,

Собравшись несколько родов,

Они образовали….(племя).

7.Из рода выбрали того, кто стар и мудр одновременно.

И выбрали его за то, что опыт свой готов отдать всем непременно. (старейшина).

8.Собрав сородичей и всех друзей,

Решил он с ними поживиться

Чужое племя он ограбил побыстрей

И с ними после боя поделился (вождь)

9.Вожди племен и их друзья прославлены все были.

И по наследству их потомкам досталась слава та и честь.

Людей же этих стали звать, Вы правы, ну конечно …(знать)

10.Он из мотыги появился,

Избавив всех от лишних мук.

За животиной он тащился,

Ты, прав, конечно, это…..(плуг)

Вы очень легко справились с эти заданием. А сейчас будут загадки посложнее.

Задача №1:

Как вам известно, почти все, что мы знаем о жизни первобытных людей, добыто трудом археологов. Подумайте, что может рассказать ученым о древних людях то место, где когда – то горел костер.

Задача №2:

Иногда в наши дни ученые называют старейшин в родовых общинах «первобытными библиотеками» Подумайте и ответьте почему?

6.Станция «Терминово» 

Задание: Дать определения:

- человеческое стадо;

- собирательство;

- рубило;

- гарпун;

- каменный век;

- религия;

- жертвоприношение;

- племя;

- родовая община;

- старейшина;

- вождь;

- неравенство;

- знать;

- мотыга.

7. Станция «Вопроскино»

Вопросы: Какой силой природы овладел человек 1 млн. лет назад? (огнем)

- Как человек овладел огнем?

- Человек сначала научился использовать огонь или добывать?

- Что дал человеку огонь?

-Какими были первые способы добычи огня?

- Как из охоты возникло скотоводство?

-Древние люди не могли жить поодиночке. Они объединялись в группы-коллективы. Как вы думаете, почему первобытные люди не могли жить поодиночке? Как назывался самый древний коллектив людей?

Физминутка

8.Станция «Интеллектуальная».

Станция находится на отрезке 40 тыс. лет назад. Что значит эта дата? (человек проявил свои способности, стал разумным и начал говорить). И мы с вами проявим способности и узнаем зашифрованное слово.  У вас на партах лежит список слов, где в каждом отсутствует буква. Отвечая на мои вопросы, вы должны вписать в этот список недостающие буквы и в конце задания вы обнаружите зашифрованное слово.

  1. Материк, где, по предположениям ученых, жили первобытные люди? (Африка) - А
  2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии? (лук) - Л
  3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди? (огонь) - Ь 
  4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу? (охота) Т
  5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке? (душа) - А
  6. Самое крупное животное, на которого охотились первобытные люди? (мамонт) - М
  7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники? (бизон) - И
  8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам?  (гарпун) - Р
  9. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу? (собирательство) - А

Список слов :

_фрика,

_ ук,

огон__,

 охо_а,

душ_,

_амонт,

б_зон,

га_пун,

собир_тельство

 И так, вы справились с заданием, внесли в каждое слово недостающую букву и какое зашифрованное слово у нас  появилось? – Альтамира.

- Что это такое? (Пещера в Испании, в которой в 1879г. впервые была найдена пещерная живопись археологом Саутуолой).

8. Мы отравляемся на следующую станцию «Ошибкино».

Мы путешествуем уже долгое время, все устали. Давайте с вами немножко отдохнем, расслабимся, отклонимся на спинку стула, закроем глазки и представим, что нам снится сон из жизни первых земледельцев и скотоводов.

Задание: найдите не менее 5 исторических ошибок.

Рассказ «О первых земледельцах и скотоводах»

Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими грубыми лицами с приплюснутыми носами и выступающими вперед тяжелыми челюстями они напоминали обезьян.

Три женщины устроили состязание – чей сноп будет больше. Победила самая юная – ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.

-Нечестно! – заметил руководитель родовой общины, черноволосый парень, следивший за работой.

У тебя серп железный, а у них - то серпы медные.

Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке еще не было – в те времена они еще не были приручены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного, и они растопчут и поле и хижины. Кто – то из родичей догадался поджечь траву и хворост: Едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной.

По хлопку мы все проснулись, потянулись, встряхнули ручки и …вспомнили сон.

И так, мы с вами почти добрались до дома. Давайте сделаем вывод  и вернемся к нашему вопросу, поставленному в начале нашего путешествия.

1.Вопрос.

-Что такое первобытность?

- Назовите отличительные черты первобытности.

( Первобытность – это такой порядок жизни людей, при котором а) люди жили большими коллективами и были равны, б) вместе трудились, в) имели общее имущество).

9.Станция «Школа» Подведение итогов урока. Рефлексия

Мы сегодня ___

Мне понравилось____

Мне было интересно___

Оценивание детей. Подсчет стикеров.

X. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Из жизни первобытного человека» или подготовить рисунок на тему «первобытное общество».

Использованная литература

  1. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки. Всеобщая история. История Древнего мира. ФГОС. Издательство «ВАКО», 2018г.
  2. Интернет – ресурс:  https://infourok.ru/konspekt-povtoritelnoobobschayuschego-uroka-po-teme-zhizn-pervobitnih-lyudey-2154335.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Повторение и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное".

Этот урок обобщения и систематизации знаний об имени прилагательном в 5 классе.В процессе урока  учащиеся применяют знания о прилагательном как части речи, выявляют орфограммы в прилагательных, о...

Урок русского языка в 7 классе по теме"Повторение и обобщение знаний о наречии"

Урок повторения и обобщения знаний по теме " Наречие". Урок -восхождение в горы. Для достижения целей и задач на уроке использована поэзия Владимира Семёновича Высоцкого.Форма работы-групповая. К урок...

Повторение и обобщение знаний по теме «Давление». 7 класс.

Демонстрация работы по УМК нового поколения «Физика-7» под редакцией Л.Э.генденштейна. План урока соответствует структуре  учебника и задачника. Прилагается презентация, сопровождающая ход ...

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Табличный процессор MS Excel" 9 класс

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Табличный процессор MS Excel" (конспект урока и презентация)....

Урок повторения и обобщения знаний по теме «Имя прилагательное» (5 класс)

Урок по учебнику Е.А. Быстрова, О.М. Александрова, Е. Е. Семёнова. Русский язык. 5 класс: учебник для образовательных учреждений /Под ред. Е.А.Быстровой. – М.: Дрофа, 2012. – 254 с...

План-конспект урока в 7 классе "Повторение и обобщение знаний по теме "Тип Членистоногие"

План коспект урока с применением технологии обучения в сотрудничестве с использованием УМК Пасечника В.В.Тип урока: урок обобщающего повторения с применением: тестового контроля, игровой технолог...

Конспект урока "Местоимение. Повторение и обобщение знаний" 7 класс

Конспект урока "Местоимение. Повторение и обобщение знаний" 7 класс...