Сценарий урока по предмету «История, 12 класс» «Битва за Москву»
план-конспект урока по истории

Сценарий урока по предмету «История, 12 класс»

 «Битва за Москву»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_uroka_bitva_za_moskvu.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока по предмету «История, 12 класс»

 «Битва за Москву»

Цели:

1. Создать полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный характер борьбы, программу мобилизационных сил страны для разгрома врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву.

2. Развивать историческое мышление, формировать умение делать выводы, выступать публично.

3. Воспитывать патриотизм, чувство гордости и восхищения героизмом нашего народа.

Тип урока: комбинированный.

Методы: блиц-опрос, сообщения, рассказ учителя, работа с документами, картой.

Оборудование и материалы: ПК; мультимедийный проектор; экран; карта настенная «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.»; карта-схема «Поражение немецких войск под Москвой»; портрет маршала Г.К. Жукова; аудио-, видеозаписи, документальный фильм «Великая война», 2 серия «Битва за Москву».

Оформление доски: тема; эпиграф; план изучения темы; базовые понятия («Тайфун», мобилизация, партизанское движение, контрнаступление); проблемный вопрос; домашнее задание (Данилов А.А. Косулина М.Ю. Брандт. История России ХХ-ХХI века. М., «Просвещение», 2010 г.; §29).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Изучение новой темы:

а). «Враг на подступах к Москве»;

б). «Заслон «Тайфуну» – мероприятия по обороне Москвы. Героизм советских людей;

в).  контрнаступление советских войск под Москвой;

г).  историческое значение  и причины победы советских войск под Москвой.

  1. Закрепление изученного на уроке.
  2. Подведение итогов урока.

Ход урока:

п/п

Содержание урока

Музыкальное, звуковое сопровождение

Фото-видео-заставка

Видеофон

1.

2.

3.

4.

5.

  1. Организационный момент

1.1.

Проверка готовности обучающихся  к уроку

1.2.

У.: Московская битва относится к решающим битвам Великой Отечественной и Второй мировой войны. Командование Германии, признавая огромное политическое и стратегическое значение Москвы и связывая с ее захватом надежды на решающий успех в ходе всей войны, придавало наступлению на столицу СССР особое значение. «Захват этого города, - подчеркивалось в плане «Барбаросса», - означает как с политической, так и экономической стороны решающий успех». Фельдмаршал Клюге, сторонник концентрации сил на московском направлении, настаивал: «Ударом на Москву мы поразим голову и сердце советской системы».

  1. Проверка домашнего задания

2.1.

Блиц-опрос (письменно) по теме «Начало Великой Отечественной войны» (приложение1)

2.2.

Проверка правильности выполнения задания

У: Оборонительные сражения июля-сентября 1941 года за Ленинград, Киев, Смоленск сорвали осуществление первоначального плана «Барбаросса». И новое наступление Гитлер планировал лишь на одном направлении – московском.

  1. Изучение новой темы

3.1.

У: Итак, тема урока «Битва за Москву».

В качестве эпиграфа к уроку мы возьмем известные слова А.С. Пушкина из романа «Евгений Онегин»:

«Москва…как много в этом звуке

Для сердца русского слилось…» 

План изучения темы:

1. Враг на подступах к Москве.

2. Заслон «Тайфуну».

3. Контрнаступление советских войск под Москвой. Историческое значение и причины победы над врагом.

В конце урока ответим на проблемный вопрос: «Можно ли утверждать, что победа Красной Армии под Москвой была чудом, что главную роль сыграл «Генерал Мороз»? (выяснение причин победы)».

а). «Враг на подступах к Москве»

3.2.

У: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва», - скажет политрук Василий Клочков. Он возглавил группу бойцов 316-ой стрелковой дивизии генерала И.В Панфилова. Слова политрука бойцы восприняли как приказ Родины сражаться до последней капли крови. Подпустив танки на десять – пятнадцать метров, смельчаки вступили в неравный бой. Мужество и верность воинскому долгу двадцати восьми богатырей оказались крепче вражеской стали. Они уничтожили двадцать пять танков противника. Ценой своей жизни панфиловцы задержали  врага, не допустив прорыва фашистских танков по Волоколамскому шоссе. Только четверо бойцов осталось в живых. Остальные погибли в этом неравном бою. Всем участникам боя присвоено звание Героя Советского Союза. У разъезда Дубосеково отважным воинам установлен памятник.

Истории известны 2 этапа битвы за Москву:

 I.  Оборонительные сражения:    

30 сентября 1941г. – 4 декабря 1941г.

 II. Наступательные сражения:

-  5-6 декабря 1941г. – 7-8 января 1942г. –

контрнаступление советских войск.

-  7-10 января 1942 г. - 20 апреля 1942г. –

общее наступление советских войск (запись в тетрадь).

У: Фашисты решили стереть Москву с лица земли.  На совещании в штабе группы армии «Центр» осенью 1941 года Гитлер заявил, что город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель, будь то мужчина женщина или ребёнок, - не смог покинуть его. Гитлер надеялся затопить Москву и её окрестности. План наступления немцев на Москву получил название «Тайфун». Так подчеркивалась сокрушительная сила удара. Против Западного, Резервного и Брянского фронтов, оборонявших московское направление, противник сосредоточил мощные силы.

Песня «Священная война»,

сл. В.И. Лебедева-Кумача,

муз. А.В. Александрова

Фоторяд «Трагические события зимы 1941 г. на подступах к Москве».

Военная

хроника из

докумен-тального фильма “Битва за Москву”

3.3.

Задание: Рассмотрите таблицу, сопоставьте силы Советского Союза и Германии к началу операции «Тайфун» (приложение 2.).

Вывод: Советские войска в 1,5-2 раза уступали противнику, как в личном составе, так и в военной технике. Причиной тому были колоссальные потери советской армии в живой силе и технике, понесенные в приграничных сражениях, в боях под Смоленском и под Киевом. Немецкими войсками командовали опытные генералы: Ф. фон Бок, Г. фон Клюге, Штраус,    Гудериан, Гот и др. Столицу защищали Западный, Резервный, Брянский, Калининский, Северо-Западный фронты. Их командующими были Б.М. Шапошников, И.С. Конев, С.М. Буденный, Г.К. Жуков, А.И. Еременко, Я.Т. Черевиченко. 30 сентября 1941 г. 2-я танковая группа Гудериана нанесла удар по левому флангу Брянского фронта. 3 армии Брянского фронта оказались в окружении. Так началось немецкое наступление на Москву – операция под кодовым названием “Тайфун”. 2 октября главные силы группы армий “Центр” перешли в наступление из районов Рославля и Духовщины. Сомкнувшись 6 октября западнее Вязьмы, немцы окружили 3 армии Западного фронта и две армии Резервного фронта. Войска, оставшиеся вне котла, также понесли тяжелые потери. Часть их отходила на северо-восток, к Калинину (Твери), часть – к незавершенной Можайской оборонительной линии. Перед немецкими войсками, казалось, открывался беспрепятственный путь на Москву.

Таблица «Соотноше-ние сил противника и советских войск к началу операции “Тайфун”» (приложение 2.).

Военная хроника из  

док. фильма

“Битва за Москву”

3.4.

Практическая работа в микрогруппах с картой «Битва за Москву» с последующим выступлением представителей от каждой микрогруппы с результатами работы.

         Задания для микрогрупп:

1. Нарисовать на карте-схеме направление контрударов немецко-фашистских войск осенью 1941г.

2. Нарисовать на карте-схеме линию фронта, на которой были остановлены немецко-фашистские войска к 05.12.1941г.

3. Нарисовать на карте-схеме направления главных ударов советских войск на II этапе битвы за Москву.

б). «Заслон «Тайфуну» – мероприятия по обороне Москвы. Героизм советских людей

3.5.

У.: 8 октября 1941 г. Сталин принимает решение о составлении списка предприятий Москвы, которые должны быть заминированы, часть предприятий и правительственных учреждений начали эвакуировать. Правительство должно было переехать в Куйбышев (Самару). Таким образом, возник вопрос об оставлении Москвы, хотя об этом открыто не сообщалось. Спешка при проведении эвакуации породила панику. Это вынудило ГКО ввести в Москве с 20 октября осадное положение. Командующим Западным фронтом был назначен генерал Георгий Константинович Жуков.

Сообщение обучающегося  «Г.К. Жуков» (индивидуальное задание) - приложение 3.

Заставка - портрет Г. К. Жукова

Фоторяд - фронтовые фотографии Г.К. Жукова

Видеофон «Эвакуация в Москве» (из док. фильма

“Битва за Москву”)          

3.6.

У.: Гитлеровцы обрушили на Москву сильные удары с воздуха. Самоотверженно защищали столицу наши летчики. В московском небе совершил первый в истории авиации ночной таран Виктор Талалихин.

Сообщение обучающегося  о  В. Талалихине (индивидуальное задание) -  приложение 4.

Заставка – портрет В. Талалихина

Военная хроника «Небо над Москвой» (из док. фильма “Битва за Москву”)

3.7.

У.: Несмотря на потери, немцы продолжали наступление. На защиту Москвы поднялась вся страна. С Урала, Сибири, Средней Азии шли эшелоны с войсками, военной техникой, боеприпасами, зимним обмундированием, продовольствием.

Сообщение обучающегося  о помощи москвичей (индивидуальное задание) -  приложение 5.

«Песня защитников Москвы», муз. Б. Мок-

роусова, сло

ва А. Сурко-

ва.   

Таблица  

«Добровольные пожерт-

вования мос

квичей в    

фонд оборо-

ны Москвы»

Видеоряд «Все для фронта, все для Победы!»

3.8.

У.: Многое было сделано для защиты Москвы, но немцы наступали. Необходимо было вселить веру в возможность отстоять столицу. 6 ноября 1941г. в подземном вестибюле метро станции “Маяковская” состоялось торжественное заседание, посвященное годовщине Октябрьской революции. 7 ноября на запорошенной первым снегом Красной площади состоялся военный парад. Вся страна  с замиранием сердца слушали речь Сталина, который прежде всего обращался к патриотическим идеям: “Война, которую ведет советский народ, есть война освободительная, справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова”. Парад произвел огромное впечатление на советских граждан. Это был колоссальный удар по престижу гитлеровцев, кричавших о крахе Красной Армии, крахе Москвы и Советского Союза. Прямо с парада войска Красной Армии шли на фронт. Гитлер был в бешенстве, ведь он мечтал о военном параде на Красной площади. Срочно был дан приказ бомбить Красную площадь. Но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве, а 15 ноября 1941г. начался 2 этап наступления немцев на Москву.

Фрагмент документального фильма «Военный парад 1941г.».

3.9.

Коллективная работа с картой Вов (карта-схема «Поражение немецких войск под Москвой»).

У.: На протяжении всего фронта, от Калинина до Тулы, с новой силой развернулись ожесточенные бои. Враг на некоторых участках фронта продвинулся на 25-30 км. Лишь упорное сопротивление советских воинов вновь спасало столицу.

Видеоряд

«Ни шагу     назад!»

3.10.

Сообщения обучающихся  о героях-сибиряках (индивидуальные задания) (приложение 6).

Песня «В землянке», сл. А.Суркова, муз. К. Листова.

Фоторяд (портреты героев-сибиряков)

в). Контрнаступление советских войск под Москвой

3.11.

У.: Много сил потратили фашисты для взятия Москвы. Фашистские генералы уже рассматривали башни Кремля в бинокли. Тактика советских войск была направлена на изматывание противника.

        Из письма немецкого солдата: «Нам говорят, чтобы мы не рассуждали. Но мне кажется, что происходящее под Москвой не так просто. Нам предстоит многое преодолеть и испытать… Жду не дождусь, когда нас переведут в резерв… Ноябрь 1941. »

        Коллективное обсуждение письма: Что изменилось в настроении немецкого солдата? Почему он хочет в резерв? Чем были опасны эти настроения для германского руководства?

Трансляция письма на экране

3.12.

У.: Позади Москвы стояли три вновь сформированные советские армии. Их готовились бросить в бой в последний момент, когда противник будет измотан.  

        Коллективная работа с картой Вов (карта-схема «Поражение немецких войск под Москвой»).

        Сообщение Левитана о победе советских войск под Москвой.

У.: Это было полной неожиданностью для немцев. Немного найдется примеров в истории, когда после пятимесячной обороны, не имея численного превосходства над противником, без отдыха, войска переходили в решительное мощное контрнаступление.

В ночь с 5 на 6 декабря части Красной Армии начали контрнаступление по всему фронту от Калинина до Ельца (наблюдение по карте). В первые же дни были освобождены города Калинин, Солнечногорск, Клин, Истра. Всего в ходе зимнего наступления, продолжавшегося до 7 января 1942 г., советские войска разгромили 38 немецких дивизий. Враг был отброшен на 100-250 км. от Москвы. К середине января 1942 г. советские войска освободили 11 тысяч населенных пунктов, ликвидировали опасность окружения Тулы.

Контрнаступление под Москвой было превращено в общее наступление по всему фронту, которое продолжалось до апреля 1942 г. В ходе него были полностью освобождены Московская и Тульская области, многие районы Калининской, Смоленской, Рязанской и Орловской областей.

Фонограмма «Сообщение Левитана о победе советских войск под Москвой».

г). Историческое значение  и причины победы советских войск под Москвой

3.13.

Коллективная работа (фиксация выводов в тетрадях).

У.: В чем историческое значение  победы советских войск под Москвой? Каковы причины этой победы?

- развеян миф о непобедимости гитлеровских войск, первое крупное поражение, боевой дух немецко-фашистских войск падал;

-укрепился международный авторитет СССР;

-росла вера советского народа в победу над врагом;

-укреплялось мастерство советских                            военачальников.

3.14.

 Обсуждение проблемного вопроса (запись в тетрадях):

- героизм, самопожертвование советского народа, бойцов и командиров;

-умелое использование советским руководством мобилизационных возможностей страны;

-действия талантливых полководцев, в первую очередь Г.К. Жукова.

3.15.

У.: Подвиг воинов, оборонявших город-герой Москву, останется в памяти народа. Через 25 лет после московской битвы в декабре 1966 г. под стенами  Кремля был зажжен  вечный огонь на могиле неизвестного солдата, погибшего в 1941 г. на полях Подмосковья.

«Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен. Павшим за Родину». Такие слова начертаны на памятной доске.           

Торжественная музыка

Видеофон

из док. фильма “Битва за Москву”

  1. Закрепление изученного на уроке

4.

Тест (приложение 7).

Коллективная проверка выполнения теста.

  1. Подведение итогов урока

4.1.

У.: Битва под Москвой продолжалась в общей сложности 203 дня и ночи на огромном пространстве, равном примерно территории Франции. С обеих сторон в ней было задействовано около 7 млн. человек. Общие безвозвратные потери советских войск в сражениях на ближних и дальних подступах к столице составили более 926 тыс. человек. Немцам также был нанесен значительный урон - около 600 тыс. человек.

4.2.

У.: Заключительное слово. Последние залпы Великой Отечественной отгремели давно. Но вновь матери России оплакивают своих сыновей, вновь звучат выстрелы, гремят взрывы. Гибнут ни в чём неповинные мирные люди. Нужно помнить прошлое. Если забыть трагедии прошлого, они могут повториться снова. И вот уже появились новые облитые кровью слова: Афганистан, Таджикистан, Чечня, Осетия. Мир, к сожалению,  не стал безопаснее. Поэтому одна из важнейших задач современной России – вести борьбу со всеми проявлениями национализма и экстремизма. 

4.3.

Отметки за урок. Запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по предмету "История России"

Эпиграф к уроку:«Помни войну!»Вице – адмирал С.О. Макаровучастник русско-японской войны Тема урока:               «Памяти рус...

Сценарий урока по предмету "Музыка" для учащихся 2 класса на тему "Музыкальная форма – вариации", подготовила учитель музыки Попова Наталия Николаевна

Урок представлени в форме урока-сказки, рассматривается тема "Вариации" , учащиеся активно включены в творческий и учебный процесс благодаря использованию различных форм и методов учебной и творческой...

Разработка урока по предмету история и культура Санкт – Петербурга 6 класс

Предмет: История и культура Санкт – Петербурга  6 класс по теме "Православные традиции Санкт – Петербурга" Разработка учителя: Медведевой Г.В. ГБОУ Лицей №126 г. Санкт – ПетербургаУрок посвя...

Методическая разработка урока по предмету: «История» в 8 классе

Методическая разработка урока по предмету: "История" на тему: "Русско-турецкая война 1877-1878 г.г."...

Урок литературы в 11 классе "Битва за Москву" по роману Г. Владимова "Генерал и его армия"

В основе урока - анализ эпизодов: "Создание танка "Т-34", "Гудериан в Орле", "Гудериан за чтением романа "Война и мир"....

Технологическая карта урока по предмету "История" 7 класс раздел "Всеобщая история". Тема урока: "Индия. Империя Великих Моголов"

Материал содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок занимает определенное место в теме: "Страны Востока в XVI-XVII веках....

Сценарий урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" на тему "Слова, обозначающие признаки предметов."

Сценарий урока  для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (ИН) на тему "Слова, обозначающие признаки предметов."...