Технологическая карта урока по теме "Сталинская модернизация страны", 10 класс
методическая разработка по истории (10 класс)

Мелузова Светлана Вениаминовна

Урок по теме "Сталинская модернизация страны" проводится в 10 классе в рамках изучения раздела "Советский Союз в 1920-1930-х гг." На данном уроке мною применена технология проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stalinskaya_modernizatsi.doc502 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по учебному предмету «История» в 10-ом классе с применением технологии проблемного обучения по теме:

«Модернизация экономики в 1930-е годы»

Тип урока:

 Урок  усвоения новых знаний

Авторы УМК:

 А.В. Торкунов, Н.М. Арсентьев

Цели урока:

1. Охарактеризовать причины, сущность и две составные части (коллективизация, индустриализация) социалистического строительства в СССР эпохи «Великого перелома».

2. Научить объяснять причинно-следственные связи модернизации экономики в 1930-е годы.

3. Продолжить формирование умений аргументировано излагать свою точку зрения на политику модернизации.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные – аргументировано излагать свою точку зрения и оценивать свои и чужие поступки в неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, прочувствовать трагизм коллективизации и насаждения образа «врага народа»;

Предметные – уяснить цели и особенности сталинской модернизации, спрогнозировать социальные, экономические и политические последствия сталинской модернизации;

Метапредметные – определять цель, проблему деятельности, выдвигать версии, устанавливать причинно-следственные связи, находить в источниках достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач, умение вести диалог, уметь сравнивать данные различных источников; называть признаки явлений; делать выводы.

Оборудование:

Интерактивная доска

Образовательные ресурсы:

 https://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_о_трёх_колосках 

Видео фильм Обратный отсчёт. Спецпоселенцы. Крестьянская трагедия. Фильм второй.

Плакаты периода модернизации в СССР.

Презентация по теме.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

- В 1925 году ВКП(б) провозгласила переход к индустриализации как главному, решающему звену в борьбе за модернизацию советской экономики. Советский вариант модернизации СССР состоял из следующих частей: индустриализация, коллективизация, культурная революция, создание хорошо вооруженной армии, способность отстаивать независимость страны, находившейся в капиталистическом окружении. Работаем с цитатой Сталина («…Отсталых бьют… Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут»)

Существует две точки зрения на политику модернизации:

1. Проведение политики модернизации в конце 1920-х гг. стало единственной возможностью для сохранения и развития СССР.

2. Политика модернизации стала подлинной национальной катастрофой и, в определенной степени предопределила дальнейшее крушение СССР.

– Какой возникает вопрос?

– Что нам сегодня предстоит выяснить?

Фиксирует на доске:

Модернизацию можно рассматривать как успех, или как полный провал?

Формулируют вопрос (учебную проблему в разных вариантах).

Например:

– Зачем проводить модернизацию?

– В чем ее особенности и как она осуществлялась?

Регулятивные УУД

Определять цель, проблему в деятельности.

II. Актуализация знаний. Планирование деятельности.

– Давайте вспомним, что такое модернизация?

– Когда в России начала проводиться индустриализация?

– Назовите причины модернизации,    

используя текст учебника на стр. 148 (п.17-18).

– 1929 год в истории нашей страны принято считать переломным, так как в этом году произошли принципиальные изменения в социально-экономической политике сталинского руководства. Сталин берет курс на форсирование социалистического строительства, на ускорение темпов индустриализации и проведение сплошной коллективизации сельского хозяйства.

– Каковы причины ускорения темпов индустриализации? Вспомните причины свертывания нэпа (стр. 129, п.14).

– Какие бы вы предложили критерии для характеристики следующих частей модернизации: индустриализация, коллективизация?

Демонстрирует незаполненную таблицу на слайде презентации.

Примерный ответ:

Модернизация – процесс коренного изменения экономического, политического и социального развития страны, начавшийся в России в 90-е гг. XIX в.

Индустриализация в России начала проводиться в 1890-е гг., но из-за революций и войн завершена не была.

Причины модернизации по тексту учебника:

1. Обеспечить полную экономическую независимость Советского Союза от зарубежных стран.

2. Создать базу развития Вооруженных сил, оснащенную самой передовой техникой.

3. Добиться роста численности промышленного рабочего класса, подорвать экономическое влияние нэпманов и зажиточных крестьян.

4. Повысить уровень жизни населения.

Примерный ответ:

1. Последствия внешнеполитического кризиса 1927-1928гг.: разрыв дипломатических отношений с Англией, убийство советского дипломата П.Л. Войкова в Польше, призывы к «крестовому походу» против СССР. Был выдвинут лозунг «Либо за несколько лет мы построим мощную промышленность, либо нас раздавят».

2. Хлебозаготовительный кризис зимы 1927/28 г. (отказ крестьян продавать государству хлеб по низким ценам был воспринят как «удар в спину» советской власти)

Определяют  критерии сравнительной характеристики.

Например:

– Понятие

– На каком съезде ВКП(б) принято решение о проведении

– Этапы

– Цели

–  Основные источники

– Итоги

Чертят таблицу «Модернизация экономики в 1930-е годы» в тетради.

Метапредметные УУД

Устанавливать причинно-следственные связи.

Метапредметные УУД

Планировать деятельность в учебной ситуации.

III.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

– Давайте узнаем, какое соотношение  имеют понятия «индустриализация» и «коллективизация». Прочитайте последний  абзац на с. 148.

– Самостоятельно сформулируйте определения данных понятий и покажите их взаимосвязь.

Предлагает сравнить определения понятий  с культурно-историческими аналогами (на слайде презентации).

Работают с текстом, составляют свои  определения и  записывают их в таблицу в тетради.

Примерный ответ:

Индустриализация – процесс создания крупного машинного производства, прежде всего тяжелой промышленности (производство средств производства), в целях перехода от аграрного к индустриальному обществу.

Коллективизация – процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы).

Взаимосвязь: коллективизация являлась источником проведения форсированной индустриализации.

Метапредметные УУД

Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.

– В ходе групповой  работы (объединившись по 2 или 4 человека) покажите особенности проведения коллективизации, связав иллюстративный ряд из плакатов в единый рассказ.

При выполнении задания используйте источники:

1) фрагмент видео фильма «Обратный отсчёт. Спецпоселенцы. Крестьянская трагедия. Фильм второй» (3 минуты);

2) плакаты периода модернизации в СССР;

3) текст учебника (стр. 148-152);

4) Интернет –ресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/Закон_о_трёх_колосках 

Предлагает группе, справившейся быстрее других, представить результаты своей работы и дополнить его предложениями других групп.

- Можно выделить два этапа коллективизации:

1) ноябрь 1929-март 1930г. – от статьи Сталина в «Правде» «Год великого перелома» (призыв к проведению сплошной коллективизации) до его статьи «Головокружение от успехов» (вина за все перегибы возложена на местное руководство). Коллективизировано около половины хозяйств. Это вызвало массовое недовольство крестьян и их вооруженное выступление. В марте 1930г. коллективизация была приостановлена.

2) 1931-1937гг. – практически все хозяйства в стране были коллективизированы.

– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать по отношению к коллективизации:  «Коллективизация  - успех, или полный провал»?  

 Предлагает сравнить аргументы в защиту каждой точки зрения с культурно-историческими аналогами (на слайде презентации).

В групповой работе выполняют творческое задание: сначала смотрят фрагмент видео фильма, затем связывают иллюстративный ряд из плакатов в единый рассказ (плакаты могут быть напечатаны для работы в группах или демонстрироваться в виде презентации) на основе текста учебника.

066e369cf5ff219743bddce7275eab3d7c043d85f83

0_a9cb_43b376be_XL

Представляют результаты работы.

Например:

В декабре 1927 г. XV съезд ВКП(б) взял курс на проведение коллективизации на добровольной основе (плакат 1).

В 1929г. был взят курс на проведение сплошной коллективизации, представлявшей собой два взаимосвязанных процесса – насильственный сгон крестьян в колхозы и раскулачивание (плакат 2,3), т.е. конфискацию имущества у всех нежелающих вступать в колхозы и их выселение в отдаленные районы: на Урал, в Сибирь и Казахстан (плакат 4).

«Закон о тех колосках» предусматривал  за хищение колхозного и кооперативного имущества, хищение грузов на железнодорожном и водном транспорте расстрел с конфискацией имущества, который при смягчающих обстоятельствах мог быть заменён на лишение свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. В качестве "меры судебной репрессии по делам об охране колхозов и колхозников от насилий и угроз со стороны «кулацких элементов» предусматривалось лишение свободы на срок от 5 до 10 лет. Осуждённые по этому закону не подлежали амнистии.

Приводят аргументы «за» и «против».

Примерный ответ:

Аргументы «за»:

- были решены социально-экономические проблемы страны в течение длительного периода за счет сельского хозяйства (колхозный строй – удобная форма изъятия максимальных объемов с/х продукции, перекачки средств из деревни в промышленность);

- переход к плановому хозяйству в деревне повышал мобилизационные возможности страны, была отменена карточная система распределения продуктов в 1935г.;

- коллективизация способствовала механизации с/х; позволила увеличить площадь обрабатываемых земель;

- коллективизация способствовала распространению в деревне бесплатной медицины и образования, агротехнических знаний, привела к увеличению числа агрономов и других специалистов на селе;

- создание в колхозах клубов, кружков и др. способствовало повышению культурного уровня деревни и т.д.

Аргументы «против»:

- массовая коллективизация привела к огромным лишениям и насилию в деревне;

- были уничтожены самые хозяйственные крестьяне;

- произошло обнищание деревни в результате выкачки средств из нее;

- скотоводство понесло огромные потери;

- советская деревня пребывала в затяжном кризисе на протяжении всего существования СССР;

- отрыв работника от результатов своего труда, произошедший в результате коллективизации, стал одной из главных причин экономической неэффективности социалистической системы;

- дефицит квалифицированной рабочей силы, молодежи на селе;

- в 1932-1933 гг. из-за голода на Украине и в Поволжье погибло от 3,5 до 5 млн. человек, при этом почти все зерно продавалось за рубеж;

- крестьяне были превращены фактически в крепостных: в 1937 г. колхозникам не выдали паспортов, они не могли покидать место жительства, труд колхозников оплачивался не деньгами, а натуральной продукцией за отработанные трудодни и т.д.

Метапредметные УУД

Работать по плану, сверяясь с целью.

Организовывать работу в группах или парах.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные УУД

Прочувствовать трагизм коллективизации и насаждения образа «врага народа».

Метапредметные УУД

Умение вести диалог, уметь сравнивать данные различных источников; называть признаки явлений; обобщать, делать выводы.

Личностные УУД

Аргументировано излагать свою точку зрения.

- Коллективизация стала одним из основных средств проведения форсированной индустриализации. Назовите еще несколько внутренних источников для ее проведения, используя иллюстрацию на стр. 151.

- Такими же неоднозначными были последствия индустриализации. Найдите в тексте учебника (стр. 152-154) подтверждение в защиту и опровержение  следующей точки зрения:

«Индустриализация СССР подняла экономическое и социальное развитие страны на качественно новый уровень, заложила фундамент последующих экономических успехов страны».

Предлагает сравнить аргументы в защиту и опровержение с культурно-историческими аналогами (на слайде презентации).

Примерный ответ:

Внутренние:

- добровольные и принудительные займы у населения;

- продажа культурных ценностей за рубеж;

- использование труда заключенных (это стимулировало массовые репрессии);

- трудовой энтузиазм населения (стахановское движение и т.д.).

Работают с текстом учебника. Приводят аргументы «за» и «против».

Примерный ответ:

Аргументы «за»:

- превращение СССР в мощную индустриальную державу: к концу 30-х гг. СССР по объему промышленной продукции обогнал Англию, Германию, Францию, занял первое место в Европе, а в мире уступал только США);

- за годы предвоенных пятилеток в СССР было построено несколько тысяч новых предприятий (Днепрогэс, Магнитогорский комбинат, Кузнецкий комбинат, Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Московский и Горьковский автомобильные заводы, крупные угольные шахты Донбасса и Кузбасса, Турксиб и др.);

- были построенные десятки новых городов – Комсомольск-на-Амуре, Караганда, Кемерово, Магнитогорск, Новокузнецк и др.;

- возникли новые отрасли промышленности: тракторная, автомобильная, производство самолётов, синтетического каучука и др.;

- индустриализация в конечном счёте обеспечила экономическую базу для победы СССР над фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны;

- создан мощный военно-промышленный комплекс (ВПК), сформированы многочисленные бронетанковые и авиационные силы.

Аргументы «против»:

- в СССР развивались преимущественно отрасли тяжелой и оборонной промышленности;

- в условиях сформировавшейся в СССР административно-командной экономики трудящиеся не были материально заинтересованы в совершенствовании производства, улучшении качества и ассортимента продукции;

- промышленность СССР была сосредоточена в тот период в основном в западных районах страны, что снижало ее обороноспособность, а в мирное время существенно увеличивало затраты на доставку промышленной продукции потребителям.

Метапредметные УУД

Умение вести диалог, уметь сравнивать данные различных источников; называть признаки явлений; обобщать, делать выводы.

Личностные УУД

Аргументировано излагать свою точку зрения.

IV. Решение проблемы. Применение нового знания.

– Какой вывод по проблеме мы можем сделать? Модернизацию можно рассматривать как успех, или как полный провал?

– Как бы вы сформулировали тему урока?

Приводят аргументы «за» и «против».

Аргументы «за»:

- за восемь лет страна «пробежала» путь, который у других стан занимал от 50 до 100 лет;

- была создана мощная тяжелая промышленность, возникли новые отрасли: электротехническая, химическая, авиационная промышленность, автомобилестроение и т.д., что обеспечило экономическую независимость страны, резко усилена ее обороноспособность;

- модернизация способствовала механизации сельского хозяйства; позволила увеличить площадь обрабатываемых земель;

- модернизация способствовала распространению в деревне бесплатной медицины и образования, агротехнических знаний, привела к увеличению числа агрономов и других специалистов на селе; создание в колхозах клубов, кружков и др. способствовало повышению культурного уровня деревни и т.д.

Аргументы «против»:

- успехи модернизации были достигнуты за счет жесточайшей эксплуатации населения и огромных человеческих жертв;

- советская деревня пребывала в затяжном кризисе на протяжении всего существования СССР;

- отрыв работника от результатов своего труда, произошедший в результате коллективизации, стал одной из главных причин экономической неэффективности социалистической системы;

- крестьяне были превращены фактически в крепостных: в 1937 г. колхозникам не выдали паспортов, они не могли покидать место жительства, труд колхозников оплачивался не деньгами, а натуральной продукцией за отработанные трудодни;

- в условиях сформировавшейся в СССР административно-командной экономики трудящиеся не были материально заинтересованы в совершенствовании производства, улучшении качества и ассортимента продукции;

- промышленность СССР была сосредоточена в тот период в основном в западных районах страны, что снижало ее обороноспособность, а в мирное время существенно увеличивало затраты на доставку промышленной продукции потребителям и т.д.

Формулируют уточненную тему урока.

Метапредметные УУД

Умение вести диалог, уметь сравнивать данные различных источников; называть признаки явлений; обобщать, делать выводы.

Личностные УУД

Аргументировано излагать свою точку зрения.

V. Домашнее задание.

- Продолжить заполнение  таблицы в тетради;

 - написать аргументы «за» и «против» по проблеме «Модернизацию можно рассматривать как успех, или как полный провал?»

Записываю домашнее задание, уточняют.

Личностные УУД

Аргументировано излагать свою точку зрения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме «Сталинская модернизация» 9 класс

Для успешного усвоения темы "сталинская модернизация" (9класс) предлагается выполнить последовательно задания, работая  по учебнику История россия 9 класс (автор Данилов). Учащиеся осуществ...

Технологическая карта урока английского языка в 7 классе по теме " Знакомство с англоязычными странами"

Урок совершенствования знаний, умений и навыков   по теме: «Англоязычные страны» в 7 «В» классе по УМК М.З.Биболетовой «Enjoy English» из раздела «Встреча с победителями международного сорев...

Технологическая карта урока Английского языка в 5 классе по теме: «Покупка сувениров. Англоговорящие страны »

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Английского языка в 5 классе1.       Ф.И.О. преподавателя: Герасимова Юлия Андреевна2.       Класс: 5 Дата: ...

Технологическая карта урока "Витамины из разных стран"

Урок был проведен в рамках  проекта "Витаминная корзина" для параллели 5-9 классов. Проект  разработан учителями методического объединения естественно-математического цикла и включ...

Технологическая карта урока" Открытка из другой страны. Англия или Великобритания?" с использованием электронной формы учебников

урок усвоения новых знаний с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Технологическая карта урока по теме Англоговорящие страны

Урок разработан и проведен в 10 классе в разделе Межпредметный блок...