Рабочая программа по истории России 8 класс
рабочая программа по истории (8 класс)

Артемий Анатольевич Шестаков

Рабочая программа по предмету «История России»  для 8 класса разработана в соответствии с ФГОС. В ней отражены различные формы внеурочной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_istoriya_rossii_8_kl.docx76.2 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 33»

«Рассмотрено на заседании методического объединения»

____/____/___

«Согласовано   с Методическим советом гимназии»

___/____/___

         «Утверждаю»

_________/Д.К.Халтаева

директор МАОУ «Гимназия №33 г. Улан-Удэ»

__________________2019г.

Рабочая программа

по Истории России

для  8 классов

на 2019/2020 учебный год

Шестаков А.А.,

учитель истории и обществознания

первой квалификационной

 категории

2019

Аннотация к рабочей программе по истории России, 8 класс (ФГОС)

Рабочая программа по предмету «История России»  для 8 класса разработана в соответствии с:

-Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ,

-Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года № 1576),

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и дополнениями),

-Примерной программой основного общего образования по истории

Учебным планом МАОУ «Гимназия № 33 город Улан-Удэ» на 2019-2020 учебный год

Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 42 часа.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО примерно 30% учебного времени реализуется в формах внеурочной деятельности.

УМК:

Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVIII век. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Русское слово», 2018. – 240с.

В качестве контрольно-измерительных материалов используются:

- тематические контрольные работы (1-2 раза в четверть)

- итоговые контрольные работы (1 раз в год)

- материалы для индивидуальных и групповых заданий из учебника и дополнительныхисточников

Формы контроля:

  • Устный опрос 
  • Выполнение индивидуальных и письменных проектов
  • Письменный контроль, выполнение контрольных работ
  • Выполнение индивидуальных и групповых письменных заданий

Неурочные формы работы:

- игровая деятельность

- викторины

- конференции

- проектная деятельность

Основной целью курса «История России» в 8 классе является формирование элементарных представлений у обучающихся о развитии российского общества, государства и культуры в Новое время и складывание у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности.

Эта общая цель определяет задачи курса:

  • формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентификации в современном российском обществе;
  • овладение знаниями об особенностях развития российского общества в XVIII в. в социальной, экономической, политической и духовной сферах;
  • воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
  • развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности с учётом принципов научной объективности и историзма;
  • развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументированно представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;
  • развитие навыков исторического анализа и синтеза, формирование понимания взаимовлияния исторических событий и процессов.

Распределение учебного времени

                      Раздел

Кол-во теорет.ч.

Кол-во

практ.ч.

Итого часов

Вводное повторение

2

1

3

Раздел I. Эпоха реформ Петра I

7

2

9

Раздел II. Россия в эпоху дворцовых переворотов

5

2

7

Раздел III. Расцвет Российской империи

10

4

14

Раздел IV. Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого

4

2

6

Итоговое повторение и резерв

3

3

Итого

28

14

42

Общая характеристика курса

Курс истории России является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он вноситопределяющий вклад в решение общих задач изучения предмета. В то же время он обладает особым потенциалом для достижения важнейших педагогических результатов. Прежде всего здесь имеется в видуформирование у обучающихся ценностных ориентаций, направленных на воспитание патриотизма,гражданственности и толерантности.

Реализация данных общих задач курса в соответствии с Концепцией нового учебно-методическогокомплекса по отечественной истории должна основываться на следующих базовых принципах школьногоисторического образования:

  • ценностях гражданского общества — верховенство права, социальная солидарность, безопасность,свобода и ответственность;
  • идее преемственности этапов российской истории;
  • воспитательном потенциале исторического образования, его исключительной роли в формированиироссийской гражданской идентичности и патриотизма;
  • общественном согласии и уважении как необходимом условии взаимодействия государств и народов в новейшей истории;
  • познавательном значении российской истории.

Основными приоритетами курса отечественной истории, согласно Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, являются:

  • многоуровневое представление истории;
  • многоаспектный (многофакторный) характер истории;
  • человек в истории;
  • историко-культурологический подход.

Многоуровневое представление истории России в 8 классе заключается в раскрытии как своеобразияи неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

Ещё одним важным моментом здесь является обращение к материалу по региональной истории, богатому наглядной и яркой информацией, вызывающей большой интерес и имеющей личностную значимость для обучающихся. Речь идёт о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющихего народов, истории региона, города, села, семьи. Изучение региональной истории способствует развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской исоциальной идентичности, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма.

Многоаспектный (многофакторный) характер истории предполагает признание наличия несколькиходинаково важных факторов исторического развития: природно-климатического, политического, экономического, религиозного и т.п.

Для преподавания истории в школе исключительно велика роль историко-антропологического подхода. Именно человеческое измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служитисточником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого. Линия «человек в истории» в курсе отечественной истории раскрываетусловия жизни и быта, традиции и ценности российского общества, отношение наших предков к мируприроды, к соседним народам, к социальным, религиозным и политическим институтам России, к способам самовыражения и реализации творческих способностей личности в разных исторических условиях.

Изучение культуры и культурного взаимодействия между народами нашей страны в древности даётпредставление о нравственных корнях и основах российского общества, знакомит школьников с культурными достижениями и традициями народов, входивших в состав Российского государства в XVIII в.

Образы культуры, характеристика многообразия и опыта культурного взаимодействия различных народовспособствуют формированию у обучающихся гражданской идентичности и умению вести межкультурный диалог, что особенно актуально в современной школе. Также историко-культурологический подходпредполагает формирование бережного отношения к культурному наследию, ценностного отношения кпамятникам истории и культуры нашей страны.

Планируемые результаты освоения курса

Методической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.

Личностными результатами освоения обучающимися курса истории России в 8 классе являются:

  • формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;
  • приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода,интерес к его познанию за рамками учебного курса;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России;
  • опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.

Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:

  • способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы,ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;
  • способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата сзаданным эталоном, оценивать результаты своей работы;
  • умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её изодной формы в другую;
  • овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
  • готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различныхформах (сообщение, эссе, презентация и др.).

На предметном уровне в результате освоения курса «История России. XVIII в.»

обучающиеся научатся:

  • датировать важнейшие события и процессы в истории России XVIII в., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; устанавливать связь с фактами из курса всеобщей истории;
  • читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение встране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
  • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;
  • характеризовать важные факты отечественной истории XVIII в., классифицировать и группироватьих по различным признакам;
  • рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях отечественной истории изучаемого периода и их участниках;
  • составлять описание образа жизни различных групп населения России, памятников материальной ихудожественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории России XVIII в.;
  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России вXVIII в.; б) эволюции политического строя (включая понятия «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; г) художественной культуры России в XVIII в.;
  • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной истории Нового времени (социальных движений, реформ, взаимодействия между народами и странами и др.);
  • сопоставлять развитие России и других стран в XVIII в., показывать общие черты и особенности (всвязи с понятиями «абсолютизм», «Просвещение» и др.);
  • давать оценку событиям и личностям отечественной истории изучаемого периода;
  • обучающиеся получат возможность научиться:
  • давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени;
  • сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулироватьсобственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории России XVIII в.;
  • образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основныеи дополнительные источники, а также приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;
  • самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культурыРоссии, способствовать их охране.

В целом на предметном уровне у обучающихся будут сформированы:

  • целостное представление об историческом пути России в XVIII в. как о важном периоде отечественной истории, в течение которого развивалась российская цивилизация, складывались основы российскойгосударственности, многонационального и поликонфессионального российского общества, шли процессы этнокультурной, религиозной, социальной самоидентификации;
  • яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры российской истории XVIII в.;
  • элементарные представления о политике исторической памяти в России.

Рекомендуемые интернет-ресурсы

http://fcior.edu.ru - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательнойшколы.

http://www.русское-слово.рф/methodical/index.php - методический раздел издательства «Русское слово».

http://postnauka.ru - сайт посвящён современной науке, в том числе общественным наукам.

http://www.russianculture.ru - портал, посвящённый российской культуре.

http://militera.lib.ru - сайт «Военная литература», содержащий большую подборку источников и научной литературы по военной тематике российской и всеобщей истории.

Материально-технические условия реализации программы курса «История России. 8 класс»

1. Нормативные документы, программно-методическое обеспечение:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2010.
  • Фундаментальное ядро содержания общего образования. М., 2011.
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования. М., 2015.
  • Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. М., 2014.
  • Программа курса «История России». 6-9 классы. М., 2015.
  • Линия учебников по истории России для 6-9 классов издательства «Русское слово»:

ПЕРЕЧЕНЬ   ОЦЕНИВАЕМЫХ    РАБОТ    ПО    НОВОЙ ИСТОРИИ  8 КЛАСС  

Виды оцениваемых работ

Частота проведения (выставления)

  1. Устные ответы

   2-3 раза в четверть

  1. Проверка обычных тетрадей

   2-3 раза в четверть

  1. Выполнение проектов, проектная деятельность учащихся

1-2 раза в четверть

  1. Контрольные работы

1-2 раза в четверть

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ(42 ч)

Вводное повторение (3 ч)

Хронологические рамки курса. Россия и Европа в конце XVII в. Вступление России в эпоху Новой истории. Причины и предпосылки преобразований. Характерные черты исторического развития России вXVIII в.: модернизация страны, развитие светской культуры, науки, активизация товарооборота, укрепление государственности и повышение эффективности управления в новых исторических условиях, формирование регулярной армии и военного флота, решение важнейших задач в сфере внешней политики инациональной безопасности. Источники по российской истории XVIII в.

Входная диагностическая работа

Основные понятия и термины: реформы, модернизация, исторический источник.

Раздел I. Эпоха реформ Петра I (9 ч)

Начало правления Петра I

Регентство царевны Софьи. Характер возможных реформ и неудачи крымских военных походов. Устранение Софьи и начало самостоятельного правления Петра I (1689). Сподвижники молодого Петра.

Азовские походы 1695-1696 гг. Начало строительства российского флота и его первые победы. Цели Великого посольства 1697 г. и деятельность Петра во время пребывания в странах Западной Европы. Подавление стрелецкого мятежа 1698 г. и расправа над царевной Софьей.

Основные понятия и термины: Стрелецкий бунт, потешные полки, Великое посольство.

Основные персоналии: Софья Алексеевна, Пётр и Иван Алексеевичи, В.В. Голицын, Ф.А. Головин,Б.П. Шереметев, А.С. Шеин, П.А. Толстой, П. Гордон, Ф.Я. Лефорт, А.Д. Меншиков.

Начало Северной войны

Предпосылки войны России со Швецией. Дипломатическая подготовка Петра к Северной войне. Неудачи в начале войны и их преодоление. Начало военной реформы и процесса создания в России регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Первые победы 1701—1704 гг. и их значение. Основание Санкт-Петербурга.

Основные понятия и термины: Константинопольский мир, рекрутские наборы, регулярная армия.

Основные персоналии: Пётр I, Карл XII, А.Д. Меншиков.

Победа в Северной войне

Развитие военно-политической ситуации в 1704-1709 гг. для России и Швеции. Подготовка обеихсторон к генеральному сражению. Битва у Лесной. Сражение под Полтавой и его историческое значение.

Полководческое искусство Петра I. Причины неудачи Прутского похода русских войск. Морские сражения и победы русского флота в 1714-1720 гг., их значение. Ништадтский мир и его последствия. Провозглашение России империей. Каспийский поход 1722-1723 гг.: цели и результаты. Причины и историческое значение победы России в Северной войне.

Основные понятия и термины: гетман, Ништадтский мир, император, империя.

Основные персоналии: Пётр I, Карл XII, С. Лещинский, Август II, И.С. Мазепа, А.Л. Левенгаупт,М.М. Голицын.

Преобразования Петра I

Основные цели Петровских реформ. Реформа высших органов власти: Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Административно-территориальная реформа. Усиление централизации и бюрократизацииуправления. Изменение роли Русской православной церкви в государстве и обществе в результате упразднения патриаршества и учреждения Синода. Налоговая реформа и сословная политика Петра I: ревизии,введение подушной подати, податные сословия. Указ о единонаследии, Табель о рангах. Значение указа оединонаследии и Табели о рангах. Формирование системы абсолютизма.

Предпосылки экономического подъёма в первой четверти XVIII в. Строительство заводов, мануфактури верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Роль государства в создании промышленности. Преобладание крепостного и подневольного труда. Государственные меры поощрения торговли и торгово-экономических связей: принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф1724 г. Дискуссии о реформах Петра I в исторической науке.

Основные понятия и термины: реформа, Сенат, коллегии, Кабинет, прокурор, патриаршество, Святейший Синод, Ратуша, Магистрат, губерния, губернатор, ревизия, фискал, ревизская душа, «ревизскиесказки», подушная подать, Указ о единонаследии, Табель о рангах, мануфактура, завод, Берг-привилегия,работные люди, посессионные крестьяне, меркантилизм, протекционизм, Таможенный тариф.

Основные персоналии: Пётр I, П.И. Ягужинский, Феофан Прокопович, С. Яворский, Никита Демидов.

Народные движения в начале XVIII в.

Причины народных выступлений в условиях Северной войны и масштабных реформ в социально-экономической, политической и духовной сферах. Восстание в Астрахани как пример казацких мятежей наюге России. Восстание под руководством Кондратия Булавина: причины, социальный состав и требования восставших, ход восстания и причины его поражения. Башкирское восстание. Общее и особенное внародных движениях второй половины XVII - первой четверти XVIII в.

Основные понятия и термины: казаки, атаман, «прелестные письма», старообрядцы.

Основные персоналии: Б.П. Шереметев, К.А. Булавин, Батырша, Ю.В. Долгорукий, В.В. Долгорукий,П.И. Хованский.

Преобразования в области культуры и быта

Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы.

Привлечение иностранных специалистов. Создание системы школ и специальных учебных заведений. Подготовка к созданию Академии наук. Введение нового летосчисления, гражданского шрифта и гражданскойпечати. Первая газета «Ведомости». Театр, публичные библиотеки и музеи как культурные явления Новоговремени. Новые черты в искусстве первой четверти XVIII в. Светская живопись И.Н. Никитина и А.М. Матвеева. Архитектура Петровской эпохи. Памятники раннего барокко. Повседневная жизнь и быт правящейэлиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Основные понятия и термины: европейское летосчисление, Навигацкая школа, Морская академия, цифирные школы, гарнизонные школы, гражданская азбука, газета, библиотека, музей, Кунсткамера, Академия наук, светский портрет, ассамблея, политес.

Основные персоналии: Пётр I, Л.Ф. Магницкий, Л.Л. Блюментрост, И.Н. Никитин, А.М. Матвеев,Б.К. Растрелли, Д. Трезини, И.П. Зарудный.

Династия Романовых в первой четверти XVIII в.

Первая женитьба Петра и причины разлада семейных отношений. Дело царевича Алексея. Вторая женитьба Петра, личность Екатерины I. Причины издания Устава о наследии престола и его последствия.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

Основные понятия и термины: династия, Устав о наследии престола.

Основные персоналии: Екатерина Алексеевна, царевич Алексей, П.А. Толстой.

Раздел II. Россия в эпоху дворцовых переворотов (7 ч)

Россия после Петра I. Начало эпохи дворцовых переворотов

Восшествие на престол Екатерины I. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фаворитизм.

Основные понятия и термины: дворцовый переворот, гвардейцы, фаворитизм.

Основные персоналии: Екатерина I.

Екатерина I и Пётр II

Правление Екатерины I. Создание Верховного тайного совета. Усиление влияния А.Д. Меншикова придворе. Вступление на престол Петра II. Личность молодого императора. Борьба дворянских группировокза влияние на Петра II. Крушение политической карьеры А.Д. Меншикова. Вексельный устав 1729 г.

Основные понятия и термины: Верховный тайный совет, «верховники», Вексельный устав.

Основные персоналии: Екатерина I, А.Д. Меншиков, А.И. Остерман, Пётр II, А.Г. Долгорукий,И.А. Долгорукий, Д.М. Голицын, Ф.М. Апраксин, Г.И. Головкин, П.А. Толстой.

Правление Анны Иоанновны

«Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Создание Кабинета министров. РольЭ.И. Бирона, Б.К. Миниха, А.И. Остермана и А.П. Волынского в управлении и политической жизнистраны. Возобновление деятельности Тайной канцелярии. Расширение прав дворянского сословия. Укрепление границ империи на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Участие России в войне за польское наследство. Русско-турецкая война1735-1739 гг.: причины, ход военных действий, итоги. Правление «Брауншвейгской фамилии».

Основные понятия и термины: «верховники», «Кондиции», Кабинет министров, бироновщина.

Основные персоналии: Анна Иоанновна, Д.М. Голицын, Э.И. Бирон, А.И. Остерман, Б.К. Миних,А.П. Волынский, С. Лещинский, Август III, Иван (Иоанн) Антонович, Анна Леопольдовна.

Внешняя политика России в правление Елизаветы Петровны. Семилетняя война

Россия в европейской политике в середине XVIII в. Русско-шведская война 1741—1743 гг. Абоскиймирный договор. Причины и начало Семилетней войны. Участие России в Семилетней войне. Победырусских войск. Изменение позиции России в конце войны в связи с вступлением на престол Петра III.

Основные понятия и термины: «равновесие» сил, коалиция, международный конфликт.

Основные персоналии: Фридрих II, П.А. Румянцев, С.Ф. Апраксин, В.В. Фермор, П.С. Салтыков,А.Б. Бутурлин, З.Г. Чернышёв.

Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Пётр III

Личность императрицы Елизаветы Петровны, её сподвижники. Новые права и привилегии дворянства. Вопрос о наследовании престола. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И. Шувалова. Ликвидация внутренних таможен, усиление роли косвенных налогов. Создание Дворянского иКупеческого банков. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. ПравлениеПетра III. Личность императора. «Манифест о вольности дворянства». Причины, ход и итоги переворота28 июня 1762 г.

Основные понятия и термины: Сенат, внутренние таможни, прямой налог, косвенные налоги, монополии, секуляризация, «Манифест о вольности дворянства».

Основные персоналии: Елизавета Петровна, А.Г. и К.Г. Разумовские, П.И. Шувалов, Пётр III, ЕкатеринаАлексеевна.

Раздел III. Расцвет Российской империи (14 ч)

Внутренняя политика Екатерины II и просвещённый абсолютизм

Личность императрицы Екатерины II. Идеалы Просвещения и просвещённый абсолютизм. Особенности просвещённого абсолютизма в России. Секуляризация церковного землевладения. Уложенная комиссия: состав, деятельность, причины роспуска. Идеи просвещённого абсолютизма в «Наказе» императрицы.

Основные понятия и термины: просвещённый абсолютизм, Уложенная комиссия, «Наказ», секуляризация.

Основные персоналии: Екатерина II.

Губернская реформа и сословная политика Екатерины II

Реформы местного управления. Органы управления губернией и уездом. Цели сословной политики. Жалованная грамота дворянству. Дворянство -«первенствующее сословие» империи. Привлечениепредставителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах.

Политика правительства по отношению к купечеству и городам. Расширение привилегий гильдейскогокупечества в налоговой сфере и городском управлении.

Основные понятия и термины: губерния, губернатор, наместник, уезд, губернское правление, Казённая палата, приказ общественного призрения, городничий, капитан-исправник, прокурор, Жалованнаяграмота дворянству, Жалованная грамота городам, гильдии, мещане, городовые обыватели, предводительдворянства, городской голова, городская дума.

Крепостное право в России во второй половине XVIII в.

Распространение крепостного права. Условия жизни крепостной деревни. Повинности крестьян. Дворовые люди. Права помещика по отношению к своим крепостным. Отношения помещиков и крепостныхво второй половине XVIII в.

Основные понятия и термины: крепостное право, крепостные, повинности, барщина, оброк, помещик,дворовые люди, крепостная мануфактура.

Экономическая жизнь России второй половины XVIII в.

Роль крепостного строя в экономике страны. Барщинное и оброчное хозяйство. Развитие промышленности в городе и деревне. Роль государства, купечества и помещиков в развитии промышленности. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Крепостной и вольнонаёмный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян кработе на мануфактурах. Начало известных предпринимательских династий (Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы и др.). Политика Екатерины II в торговой сфере. Внешняя торговля России. Партнёры России во внешней торговле в Европе и в мире. Ярмарки и их роль во внутренней торговле (Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки). Денежное обращение. Транспорт и торговые пути внутристраны. Водно-транспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др.

Основные понятия и термины: месячина, отхожие промыслы, протекционизм, ярмарка, ассигнация.

Основные персоналии: Екатерина II, А.Т. Болотов, Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы.

Восстание Е.И. Пугачёва (1773-1775)

Причины народных движений во второй половине XVIII в. Предпосылки для возрождения самозванства в царствование Екатерины II. Личность Е. Пугачёва. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Социальный состав участников. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании.

Ход восстания. Меры правительства по борьбе с Пугачёвым. Поражение восстания и гибель его предводителя. Влияние восстания Е.И. Пугачёва на политику Екатерины II и развитие общественной мысли.

Основные понятия и термины: казаки, атаман, крепостные крестьяне, самозванство.

Основные персоналии: Екатерина II, Е.И. Пугачёв, С. Юлаев, А.И. Бибиков, И.И. Михельсон.

Русско-турецкие войны второй половины XVIII в.

Международное положение Российской империи в середине XVIII в. и актуальные направления еёвнешней политики. Русско-турецкие войны 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг.: причины и цели участников; основные сражения на суше и море; выдающиеся полководцы и адмиралы России (П.А. Румянцев,А.Г. Орлов, Г.А. Спиридов, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и др.). Территориальные приобретения России поусловиям Кючук-Кайнарджийского и Ясского мирных договоров. Политика России на Кавказе.

Основные понятия и термины: Кючук-Кайнарджийский мир, Новороссия, Ясский мир.

Основные персоналии: Екатерина II, П.А Румянцев, Г.А. Спиридов, В.М. Долгоруков, А.В. Суворов,Ф.Ф. Ушаков, Г.А. Потёмкин.

Разделы Речи Посполитой и внешняя политика России в конце XVIII в.

Отношения России и Речи Посполитой в XVIII в. Участие России в разделах Речи Посполитой вместес империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы Речи Посполитой. Вхождение в состав России территории Украины и Белоруссии. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши занациональную независимость. Восстание под предводительством Т. Костюшко. Укрепление международного авторитета России. Деятельность Н.И. Панина и А.А. Безбородко. Россия и Война за независимостьсевероамериканских колоний. Декларация о вооружённом нейтралитете 1780 г. Русско-шведская война

1788-1790 гг.: причины, ход, итоги. Россия и революционная Франция.

Основные понятия и термины: диссиденты, шляхта, разделы Речи Посполитой.

Основные персоналии: Екатерина II, С. Понятовский, Т. Костюшко, А.В. Суворов, Н.И. Панин,А.А. Безбородко, Густав III, Людовик XVI, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев.

Народы Российской империи в XVIII в.

Россия — многонациональная империя. Задачи национальной политики российского правительства вXVIII в. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Включениепредставителей местной знати в состав господствующего сословия Российской империи. Религиознаяполитика. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье и других регионах. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Немецкие переселенцы. Положение русскихв Российской империи.

Основные понятия и термины: Малороссийская коллегия, православие, старообрядчество, католичество, протестантизм, ислам, Магометанское духовное собрание, иудаизм, язычество, колонисты.

Освоение Новороссии

Возникновение Новороссии. Население Новороссии. Привлечение иностранцев на новоприсоединённые земли. Организация управления Новороссией. Г.А. Потёмкин. Строительство новых городови портов. Основание Севастополя, Одессы, Херсона. Развитие торговли и промышленности в Новороссии. Расселение колонистов в Новороссии. Формирование кубанского казачества. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

Основные понятия и термины: Новороссия, колонисты, кубанское казачество.

Основные персоналии: Екатерина II, Г.А. Потёмкин.

Правление Павла I

Личность Павла I и отзывы о нём его современников. Внутренняя политика Павла I: военная реформа, Акт о престолонаследии, Указ о трёхдневной барщине и др. Внешняя политика Павла I: целии направления. Причины и характер войны с Францией в составе антифранцузской коалиции в 1798-1799 гг. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Победы русского флота под командованиемФ.Ф. Ушакова. Предпосылки недовольства политикой Павла I в верхах российского общества и дворцовый переворот 11 марта 1801 г.

Основные понятия и термины: Акт о престолонаследии, Указ о трёхдневной барщине.

Основные персоналии: Павел I, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, П.И. Багратион.

Раздел IV. Русская культура, наука,общественная мысль после Петра Великого (6 ч)

Школа, образование и воспитание в XVIII в.

Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Основание Института благородных девиц в Смольном монастыре. Основные педагогические идеи: влияние идей Просвещения на педагогическую мысль в России. Воспитание «новой породы» людей. Высшее образование. Основание Московскогоуниверситета. Деятельность И.И. Шувалова. Домашнее воспитание и начальное образование. Основаниевоспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве.

Основные понятия и термины: Сухопутный шляхетский (кадетский) корпус, Пажеский корпус, Московский университет, гимназия, Благородный пансион, гувернёр, гувернантка, народные училища.

Основные персоналии: И.И. Бецкой, И.И. Шувалов.

Российская наука в XVIII в.

Организация и основные задачи российской науки. Академия наук. Географические открытия. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Развитие медицины и здравоохранения. Достижения техники (А.К. Нартов,И.И. Ползунов, И.П. Кулибин). Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Основание Российской академии. Е.Р. Дашкова. Исследования в области отечественной истории (В.Н. Татищев, Г.Ф. Миллер).

Основные понятия и термины: Академия наук, Российская академия, Медицинская коллегия, Российско-американская компания.

Основные персоналии: Л. Эйлер, Д. Бернулли, Г. Байер, Г.Ф. Миллер, В. Беринг, Х.П. Лаптев, Д.Я. Лаптев, С.И. Челюскин, И.Г. Гмелин, С.П. Крашенинников, А.И. Чириков, И.И. Лепёхин, П.С. Паллас, С.Г. Зыбелин, А.К. Нартов, И.П. Кулибин, И.И. Ползунов, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов,Е.Р. Дашкова, В.Н. Татищев.

Михаил Васильевич Ломоносов

Детство и юность М.В. Ломоносова. Деятельность М.В. Ломоносова в Академии наук. Достижения вобласти естественных наук. Вклад М.В. Ломоносова в гуманитарные науки.

Основные персоналии: М.В. Ломоносов.

Общественная мысль второй половины XVIII в.

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли. Русская журналистика и Н.И. Новиков. Масонство в России. Обсуждение крестьянского вопроса в обществе. ДеятельностьА.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву».

Основные понятия и термины: масонство, Вольное экономическое общество.

Основные персоналии: Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Г.С. Коробьин, М.М. Щербатов, А.Я. Поленов.

Русская литература, театральное и музыкальное искусство

Русская литература до середины XVIII в. Классицизм в русской литературе. Драматургия (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин). Развитие литературы во второй половине XVIII в. Г.Р. Державин. Рождение нового литературного стиля. Творчество Н.М. Карамзина. Театральное искусство. Музыка.

Основные понятия и термины: классицизм, сентиментализм, сатира, социальная комедия, Придворнаяпевческая капелла.

Основные персоналии: А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, В.В. Капнист, Г.Р. Державин, Н.М. Карамзин, Ф.Г. Волков, И.А. Дмитревский, Н.А. Львов,Е.И. Фомин, Д.С. Бортнянский.

Русская художественная культура XVIII в.

Архитектура. Скульптура. Живопись

Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Распространение в России основныхстилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т.п.). ОткрытиеАкадемии художеств. Вклад в развитие русского искусства художников, архитекторов, мастеров, прибывших из-за рубежа. Русская архитектура XVIII в. Барокко в архитектуре. Идея «регулярной застройки» иеё воплощение в российских городах. Переход к классицизму. Классические архитектурные ансамблиМосквы и Петербурга. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков. Русская скульптура. Изобразительное искусство вРоссии, его выдающиеся мастера и произведения. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в.

Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

Основные понятия и термины: барокко, рококо, классицизм.

Основные персоналии: Ф.Б. Растрелли, Ж.Б. Валлен-Деламот, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, Дж. Кваренги, Д. Жилярди, И.Е. Старов, Э.М. Фальконе, Б.К. Растрелли, М.И. Козловский, Ф.И. Шубин,С.Ф. Щедрин, А.П. Лосенко, А.П. Антропов, И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский.

Культура и быт российских сословий

Изменения в культуре и быту после Петровских реформ. Крестьянский быт. Изменения в быту горожан. Повседневная культура дворянства. Дворянская усадьба XVIII в.

Основные понятия и термины: этикет, дуэль, парик, камзол, фрак, редингот, кюлоты, жабо, корсет, кринолин, фижмы, турнюр, менуэт, полонез, этикет, дуэль, дворянская усадьба, французский (регулярный)

парк, английский (пейзажный) парк.

Итоговое повторение и резрв (3 ч)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (42 ч.)

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Вводное повторение. (3ч.)

1.Вводный урок. Россия к рубежу XVIII века

1

 

2.Вводный урок. Россия к рубежу XVIII века

1

 

3.Входная диагностика

1

Раздел 1. Эпоха реформ Петра I (9 часов)

4.Начало правления Петра I.

1

 

5.Начало Северной войны.

1

 

6.Победа в Северной войне

1

 

7.Преобразования Петра I.

1

 

8.Преобразования Петра I. Практическая работа.

1

 

9.Народные движения в XVIII веке.

1

 

10.Преобразования в области культуры и быта.

1

 

11.Династия Романовых в первой четверти XVIII в.

1

 

12.Обобщение и систематизация знаний. Контрольная работа.

1

Раздел 2. Россия в эпоху дворцовых переворотов (7 часов)

13.Россия после Петра I. Начало дворцовых переворотов.

1

 

14.Екатерина I и Петр II.

1

 

15.Правление Анны Иоанновны.

1

 

16.Правление Анны Иоанновны. Практическая работа.

1

 

17.Внешняя политика России в правление Елизаветы Петровны. Семилетняя война

1

 

18.Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Петр III.

1

 

19.Обобщение знаний. Контрольная работа

1

Раздел 3. Расцвет российской империи (14 часов).

20.Внутренняя политика Екатерины II и просвещенный абсолютизм.

1

 

21.Губернская реформа и сословная политика Екатерины II.

1

 

22.Крепостное право в России во второй половине XVIII века

1

 

23.Экономическая жизнь России во второй пол. XVIII в.

1

 

24.Экономическая жизнь России во второй пол. XVIII в. Практическая работа

1

 

25.Восстание Е.И. Пугачева (1773-1775)

1

 

26.Русско-турецкие войны второй пол. XVIII века

1

 

27.Русско-турецкие войны второй пол. XVIII века

1

 

28.Разделы Речи Посполитой и внешняя политика России в к. XVIII в.

1

 

29.Народы Российской империи в XVIII в. Наш край в XVIII в.

1

 

30.Освоение Новороссии.

1

 

31.Правление Павла I.

1

 

32.Обобщение и систематизация знаний.

1

 

33.Контрольная работа "Расцвет Российскойисперии"

1

Раздел 4. Российская культура, наука, общественная мысль после Петра I. (6ч.)

34.Школа, образование и воспитание в XVIII веке.

1

 

35.Российская наука в XVIII веке.

1

 

36.Михаил Васильевич Ломоносов.

1

 

37.Общественная мысль второй половины XVIII века.

1

 

38.Русская литература, театральное и музыкальное искусство XVIII века

1

 

39.Архитектура. Скульптура. Живопись.

1

 Итоговое повторение и резерв (3 ч.)

40.Итоговая контрольная работа

1

41.Резерв

1

42.Резерв

1

Распределение 30% учебного плана на организацию неурочной  формы работы по Истории России в 8 классе

тема

Общее количество часов

Неурочные формы работы организации образовательного процесса

(содержание части, формируемой участниками образовательного процесса)

Проекты, решение проектных задач

Познавательные лаборатории

Творческие мастерские

Учебные занятия

Другое

Вводное повторение

3

Проведение викторины по темам Истории России, пройденным в 7 классе

Раздел 1. Эпоха реформ Петра I

9

Проектные работы и сообщения о  деятелях эпохи Петра 1 (Петр 1, А.Д. Меншиков, Б.П. Шереметев, Ф. Лефорт, П. Гордон, Ф. Прокопович, Апраксин и др.), о преобразованиях Петра 1, о строительстве Петербурга и флоте,о сражениях Северной войны, о тактике, вооружении и организации русской армии

Проведение викторин (по теме Северная война, петровские преобразования)

Изготовление макетов петровских кораблей и катры-макета Петербурга времен Петра 1

Работа с картами по теме Северная война (заполнение карт, составление маршрутов, рассказ по карте)

Чтение дополнительной литературы

Раздел 2. Россия в эпоху дворцовых переворотов

7

Проектные работы и сообщения о деятелях эпохи (Екатерина 1, Петр 2, Долгорукие, Анна Иоанновна, Бирон, Остерман, Миних, Иван 6, Елизавета Петровна,  Разумовский, Бестужев, Петр 3 и др.)

Проведение викторин по личностям эпохи

Работа с картами по теме Внешняя политика и изучение территории страны (заполнение карт, составление маршрутов, рассказ по карте). «Исторический поединок» - сравнительная характеристика Анна Иоанновна и Елизавета Петровна

Чтение дополнительной литературы

Раздел 3. Расцвет российской империи

14

Проектные работы и сообщения о деятелях периода (Екатерина 2, братья Орлова, Екатерина Дашкова, П.А. Румянцев-Задунайский, А.В.Суворов, Г.А. Потемкин, Е.И. Пугачев, и др.)

Проведение викторины по деятелям эпохи, создание выставки (в обычном и электронном варианте) по теме «Восточная Сибирь в 18 веке»

Реконструкция быта, этикета дворянства Екатеринской эпохи.

Поиск и обработка материала по теме «Екатерина 2 и Емельян Пугачев в народном фольклоре (песни, сказки, предания) и в художественных произведениях»

Работа с картами по теме Внешняя политика и изучение территории страны (заполнение карт, составление маршрутов, рассказ по карте). «Исторический поединок» - сравнительная характеристика А.В. Суворов и Наполеон Бонапарт

Чтение дополнительной литературы

Раздел 4. Российская культура, наука, общественная мысль после Петра I.

6

Проектные работы и сообщения о деятелях науки и культуры 18 века (М.В.Ломоносов, И.П. Кулибин, Бартоломео Растрелли, М. Фальконе, В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.П. Антропов, Ф.И. Шубин, Ф.Г. Волков, А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев и др.), об архитектуре 18 века

Проведение викторины по деятелям и произведениям эпохи

Поиск, обработка материала и составление «интерактивных выставок-путешествий» по музеям и памятникам архитектуры 18 века

Составление карты с указанием мест, связанных с жизнедеятельностью М.В. Ломоносова

Чтение дополнительной литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной

Рабочая программа по истории  7 класс УМК по Всеобщей истории В. А. Ведюшкина, С. Н. Бурина ;УМК  по истории России А.А. Данилова , Л.Г.Косулиной...

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК по Всеобщей истории Н.В.Загладина; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 8 класс:УМК  по Всеобщей истории  Н.В.Загладина; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...