Конспект урока
план-конспект урока по истории (10 класс)

Зырзов Вадим Валерьевич

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pobedy_zyrzov_v_v_shkola_52.docx48.46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ШКОЛА № 52 ГОРОДА ОРЛА

Региональный конкурс методических разработок «Уроки Победы»

Тема:

Человек и война: единство фронта и тыла

учитель истории и обществознания

Зырзов Вадим Валерьевич

ОРЕЛ-2019

Тема урока: Человек и война: единство фронта и тыла

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель:

  • Раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этой войне;
  • Сформировать у учащихся представление об основных событиях Великой Отечественной войны.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- смогут знать основные моменты, связанные с жизнью в тылу во время ВОВ;

- получат возможность научиться извлекать полезную информацию из исторического источника;

- смогут правильно использовать исторические термины: партизанское движение, тыл, культурное пространство.

Регулятивные УУД:

-примут участие в планировании деятельности на уроке;

-самостоятельно оценят результаты.

Познавательные УУД:

-научаться находить информацию в тексте;

-научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

-сформулируют и проаргументируют мнение о проблеме.

Коммуникативные УУД:

- формирование умений осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме;

-умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами.

- смогут понимать важность ВОВ в истории России;

- сформулируют и выскажут собственное мнение в процессе образовательной деятельности;

- сформируют коммуникативные навыки во время сотрудничества со сверстниками;

- смогут применять полученные исторические знания в процессе получения образования и повседневной жизни.

Словарь урока: Тыл, герои, партизанское движение, культурное пространство

Ресурсы урока: Презентация, учебник, краеведческая памятка.

№ п/п

Этап

Деятельность

Учителя

Обучающегося

1

Организационный момент

1 минута

Проверка готовности к уроку, создание положительного настроя.

2

Целеполагание и мотивация

4 минуты

Открытие нового знания. Изучение новой темы.

15 минут

Ребята, вам уже исполнилось 15 лет. Вы живете в мирное время и многое уже знаете о войне из книг и фильмов. Многие из Вас интересуются этим вопросом, но все же мы все не до конца понимаем, как же это было страшно на самом деле.

Учитель зачитывает цитату.

  (слайд 1):

«Мы должны поклониться до земли

нашему советскому человеку.

Повсюду и везде он делал все,

от него зависящее, чтобы приблизить

час победы над фашизмом»

(Г.К.Жуков)

Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Правильно, о подвигах советского человека в войне.

Героизм на фронте и в тылу, массовый героизм советского народа стали одной из главных предпосылок победы над фашизмом. Война стала не только суровым испытанием, но и временем нравственного выбора для каждого человека. Особенно для тех, кто оказался в плену и за театром военных действий.

 

На прошлых уроках мы говорили с вами о вероломном нападении Германии на Советский Союз, о начальном периоде ВОВ, о проведении эвакуации заводов, научных учреждений и населения на восток страны.

Начальный период войны показал, что наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать все силы и проявить свои лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу.

Давайте выделим основные вопросы, которые мы рассмотрим в рамках нашего урока (слайд 2):

  1. Повседневность военного времени
  2. Человек на войне.
  3. Культурное пространство войны
  4. Партизанское движение на Орловщине в годы войны

Откройте учебник на странице 35. Сейчас вы поделитесь на две группы. Каждая группа будет работать над вопросом: медицина, создание резерва армии, карточки на питание. Необходимо заполнить таблицы.

После этого один человек из группы будет представлять работу.

Итак, давайте проверим вместе, законспектируем материал.

Второй пункт нашего плана – человек на войне. Только представьте, сколько подвигов сделали наши люди. Давайте рассмотрим некоторых из них.

В учебнике на странице 37-38 представлены эти герои, давайте найдем о них информацию.

Первый-Николай Гастелло.

Второй – Виктор Талалихин

Третий – Александр Матросов (Слайд3,4,5).

Теперь давайте вспомним о наших земляках.  Дома вам необходимо было в группах сделать задание, а именно найти информацию о предложенных героях.

Первая группа – Георгий Паршин

Вторая группа – Иван Федяков

Третья группа – Алексей Сапунов (Слайд 6,7,8)

Следующий пункт нашего плана – культурное пространство войны. Откройте страницу 42 учебника.

Когда мы говорим о ВОВ перед нами встают великие битвы и сражения, тайные тропы партизанских отрядов и пущенные под откос вражеские поезда, медсестры и врачи, поднимавшие на ноги раненых солдат.

Но мы не должны забывать о том, чем жили люди все эти 4 года, каким был их внутренний мир, какие чувства наполняли их душу. Не только фронт, но и тыл ковал победу в суровой войне 1941-1942 годов. Поэтому, давайте начнем с развития культуры и искусства в годы войны.

Одним из важных элементов художественной культуры в эти годы были песни, которые навсегда останутся прекрасным звучащим памятником мужеству и храбрости советских людей.

Давайте разберем, что же было сделано за эти годы?

Прослушайте песню и скажите, как она называется? (Священная война) (Слайд 9)

А теперь давайте посмотрим на плакат, как он называется? («Родина мать зовет»). (Слайд 10)

Многие писатели стали военными корреспондентами, такие как: К.М. Симонов и В.С. Гроссман.

Что они сделали? В парах найдите информацию о достижениях и заслугах этих людей.

Особый зрительский успех имели фронтовые  песни артистов эстрады.

Наиболее известными исполнителями лирических песен были К. Шульженко, Л. Русланова, М. Бернес.

Если до войны советская культура помогала людям «строить и жить», то теперь она помогала им побеждать.

Давайте посмотрим кадр из кинофильма «На безымянной высоте» (песня «Темная ночь» из кинофильма) (Слайд 11)

Четвертый пункт плана – партизанское движение на Орловщине в годы войны.

Сейчас мы поговорим о партизанском движении в нашей области. Давайте посмотрим на информацию на слайдах.

Война Советского Союза с Германией является одним из величайших и трагических событий нашей родины. Она стала событием, которое, с одной стороны, ждали, готовились, а с другой стороны – война началась неожиданно, внезапно.

На  территории Орловской области в годы ВОВ развернулось партизанское движение, которое сыграло не последнюю роль в разгроме немецкой армии.

Формирование и подготовка партизанских отрядов в Орловской области началось после речи И.В. Сталина, произнесенной по радио 3 июля 1941 года.

После этой речи в Советские партийные органы стало поступать много просьб от населения и бойцов истребительных батальонов о зачислении в партизанский отряд или направлении на партийную работу. Для их вооружения должны были быть использованы все виды огнестрельного и холодного оружия.

Уйдя в леса, партизаны занимались боевой и политической подготовкой, изучали технику связи, тактику партизанских действий и методы разведки.

В начале сентября 1941 года в Орловской области  был создан оперативный центр для формирования партизанских отрядов и подполья. Оперативную группу по развертыванию подполья возглавил первый секретарь Орловского обкома партии А.П.Матвеев, а руководство в тылу врага – член бюро обкома партии А.Д.Бондаренко.

В Орле была создана специальная школа для подготовки партизанских кадров, ее начальником был утвержден И.Н.Ларичев.

В целях улучшения руководства партизанским движением в 1942 году создается штаб партизанских отрядов Брянских лесов. Его командиром был назначен В.Д.Емлютин.

В сложной обстановке начали свою деятельность первые партизанские отряды, которые один за другим открывали боевой счет.

Деятельность партизан не ограничивалась боевыми действиями, разведкой, диверсиями. В свет выходили и партизанские газеты.

23 мая 1942 года в тылу врага вышел первый номер газеты «Партизанская правда». На ее страницах регулярно публиковались сообщения Совинформбюро, статьи и заметки, которые освещали характер войны со стороны Советского Союза, боевые подвиги партизан.

Их подвиг хранит история.

Много подвигов совершили орловские партизаны. Вот один из них.

Группа партизан во главе с Александром Афанасьевичем Черновым отправилась на боевое задание. К вечеру они вышли к линии железной дороги. Партизаны вышли на полотно, развинтили стыки рельсов, выдернули рельсы. Показался вражеский поезд, набиравший скорость под уклон. Вот поезд с разгона ткнулся «носом» в шпалы, вагоны с грохотом перевернулись и «ушли» под откос. Уцелевшие фашисты начали в темноте беспорядочную стрельбу… Партизаны благополучно возвратились в отряд.

В ноябре 1941 года разведчица отряда имени Кравцова Валя Сафронова проникла в городской театр, переполненный немцами. Когда выключили свет, девушка бросила с балкона в зал листовки и громко крикнула: «Смерть немецким оккупантам!!!». В театре поднялся переполох, но Валя успела скрыться.

Позже, по заданию командования отряда, Валя жила в Брянске и добывала сведения о противнике.

17 декабря Валя Сафронова пошла на очередное задание, при выполнении которого получила тяжелое ранение и попала в руки гитлеровцев. Ее привезли в деревню Уты, жестоко пытали. После долгих пыток фашисты расстреляли мужественную разведчицу.

Александр Измайлов подполз к полотну железной дороги, осторожно придерживая мину, прижал ее обеими руками к груди и шагнул навстречу поезду. Взрыв подбросил поезд и разломил его.

Так выполнил свой долг перед Родиной лучший подрывник партизанского соединения – Александр Измайлов.

В ознаменование больших заслуг перед Отечеством И.В. Сталин отдал приказ о проведении в Орле парада орловских партизан. Парад состоялся 19 сентября 1943 года.

Во время парада орловские партизаны донесли товарищу Сталину Боевой Рапорт, в котором были изложены итоги деятельности партизан за время оккупации орловской области.

К концу сентября 1943 года Орловская область была освобождена полностью. Партизанские отряды, соединившись с частями красной армии, покинули Орловскую землю.

Слушают цитату, пытаются вывести тему урока, отвечают на вопросы.

Учащиеся разбирают план занятия. Делятся на группы и выполняют задания по группам (Приложение 1):

  1. 1 группа – Медицина в годы ВОВ

Год

Годы войны

1942г.

Военные годы

Что было сделано

(важные имена)

А.Н. Бакулев, Н.Н. Бурденко, В.Ф. Войно-Ясенецкий и многие советские хирурги вернули в строй 72% раненых и 91% больных воинов.

Микробиолог З.В. Ермольева получила из отечественного сырья первые образцы пенициллина

5,5 млн доноров сдали для нужд фронта около 1 млн. 700 тыс. л. крови

Место

Госпитали, больницы

  1. 2 группа – создание резерва армии

Год

Октябрь 1941 г.

Осень 1943

Что было сделано

(важные имена)

Обязательное военное обучение для людей от 16-50 лет. (создание резерва армии)

Создание суворовский и нахамовских училищ для обучения и воспитания детей воинов Красной Армии

Место

СССР

СССР

  1. 3 группа – карточки на питание

Год

Июль 1941 г.

1942 г.

Что было сделано

(важные имена)

Были введены карточки на основные продукты питания.

На государственном снабжении хлебом находились 62 млн. человека

Место

Москва и Санкт -Петербург

СССР

Ученики представляют возле доски свою информацию. Остальные участники групп  конспектируют.

Учащиеся смотрят на слайды, затем ищут информацию в учебнике о героях.

Ученики защищают проекты. После этого на слайде смотрят краткую информацию о героях ВОВ.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, пытаются вспомнить название песни и плаката.

Ищут в тексте учебника информацию о советских корреспондентах, работают в парах. Просматривают фрагмент из фильма «На безымянной высоте», в котором играет песня «Темная ночь»

        

Учащиеся слушают информацию о партизанском движении в Орловской области. Смотрят слайды.

3

Закрепление пройденного материала

5 минут

Сегодня на  уроке мы узнали о героях войны, о том, как развивалось искусство и повседневная жизнь в годы ВОВ, а также о партизанском движении на нашей малой Родине.

Сейчас давайте устроим викторину, которая поможет нам закрепить знания.

  1. Сопоставьте фотографию и имя героя ВОВ (Слайд 12).
  2. С какого и по какой возраст предполагалось обязательное военное обучение граждан

А) 18-40

Б) 16-50

В) 13-60 (Слайд13)

3. В каком году были введены карточки на продукты питания с Москве и Спнкт-Петербурге:

А) Июнь 1941

Б) Август 1941

В) Июль 1941 (Слайд 14)

4.Назовите военных корреспондентов, получивших известность в годы войны:

А) М. Бернес

Б) К.М. Симонов

В) Н.В. Богословский

Г) В.С. Гроссман (Слайд 15)

5. Сколько людей сражалось в партизанских отрядах с августа 1941 г. по октябрь 1943 г.:

А) 50 тыс.

Б) 10 тыс.

В) 100 тыс.

Г) 60 тыс. (Слайд 16)

Отвечают на вопросы викторины. Работают индивидуально.

4

Запись домашнего задания

2 минуты

Домашнее задание на следующий урок: прочитать параграф 23. Подготовить сообщение или презентацию на тему: Какую роль сыграли женщины в годы Великой Отечественной войны.

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

5

Рефлексия

2 минуты

Сегодня на уроке мы с вами изучили материал о том, как работали труженики тыла и помогали ли они в победе наш фашистами.

Что было непонятно?

Что было новое для вас?

Что осталось интересно и не объяснено?

Сейчас мы заполним таблицу интересов. У вас на столах таблицы, вам необходимо написать, какие интересные факты узнали, какой материал был новым и что еще по теме вы бы хотели узнать.

Выражают собственное мнение, заполняют таблицы, сдают учителю. (Приложение 2)

Интересные факты, которые я узнал(а)

Новый материал

Что еще хотел бы узнать

Список литературы:

1.Алещенко Н.М. Во имя победы. М.: 1985.-160с.

2.Альтов Е.Г. История войн. М., 2001.-354с.

3.Великая Отечественная война: Вопросы и ответы., М.: «Политиздат», 1984.-525с.

4.Всё для фронта под ред. Н.В. Свиридова. М.: 1989, Т.9.-220с.

5.История России. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 3 ч. Ч.2. / М. М. Горинов, А.А.Данилов и др./; под ред. А. В. Торкунова. -М.; Просвещение, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...