рабочая программа история 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)

Новикова Альбина Артуровна

Рабочая программа история 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_6_kl.doc216 КБ
Microsoft Office document icon obshch-vo_6_kl.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  • Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2015                
  • Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях. М.: Просвещение, 2016

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «История»

 История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII -XV вв.)

(6 класс)

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• познавательный интерес к прошлому своей Родины;

• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;

• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;

• навыки осмысления социально-нравственного опыта

предшествующих поколений;

• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;

• обсуждение и оценивание своих достижений, а такжедостижений других обучающихся под руководством педагога;

• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:

• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;

• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);

• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);

• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;

• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;_

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:

• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);

• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;

• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;

• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;

• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;

• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;

• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и  государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;

• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;

• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Мо-

сковской Руси;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;

• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;

• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);

• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;

• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);

• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;

• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;

• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

Выпускник научится:

  • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
  • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций и др.;
  • проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
  • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
  • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
  • объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
  • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность»,

«централизованное государство» и др.); давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

  • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
  • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
  • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

2. Содержание тем  учебного курса.

Всеобщая история.

История Средних веков (30 часов).

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V—XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европы. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан.

Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

История России.

История России с древности до XV в. (40 часов).

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н. э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX - начало XII в.)

Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.).

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время.

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV в.).

Русские земли во второй половине XIIII первой половине XV в. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV — начале XVI в.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва — Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

3. Календарно-тематическое планирование уроков предмета «История» 6 класс

Всеобщая история. История Средних веков (30 часов)

№ п /п

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Домашнее задание

Предполагаемые сроки

план

факт

1

Введение. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

1

С.5-11, вопр. с. 11

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)  

5

2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII вв.

1

П.1 , вопр. с. 20

3

Христианская церковь в раннее Средневековье.

1

П. 2 , вопр. с. 26, схема в тетради

4

Возникновение и распад империи Карла Великого.

1

П. 3,  вопр. с. 32, карта

5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

1

П. 4, вопр. с. 39

6

Англия в раннее Средневековье

1

П. 5, вопр. с. 45

Тема 2. Византийская империя и славяне в VI – XI вв.

2

7

Византийская империя при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

1

П.6 -7, вопр. с. 53, таблица в тетради

8

Образование славянских государств.

1

П. 8, вопр. с. 66, карта

Тема 3. Арабы в VI - XI  веках.

2

9

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

П. 9, вопр. с. 77

10

Культура стран халифата.

1

П. 10, табдица в тетради

Тема 4. Феодалы и крестьяне.

2

11

В рыцарском замке.

1

П. 12, вопр. с.100, сообщения

12

Средневековая деревня и ее обитатели.

1

П. 11, вопр. с. 93

Тема  5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

13

Средневековый город. Торговля в Средние века.

1

П. 13-14, задание в тетради

14

Горожане и их образ жизни.

1

П. 15, рассказ по плану

Тема 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы.

2

15

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

П. 16, вопр. с. 135

16

Крестовые походы.

1

П. 17, вопр.с.149, таблица в тетради

Тема 7.  Образование централизованных государств  в Западной Европе в XI—XV вв.  

6

17

Как происходило объединение Франции.

1

П. 18, вопр.с.158, записи в тетради

18

Что англичане считают началом своих свобод.

1

П. 19, вопр. с. 166

19

Столетняя война.

1

П. 20, карта , записи в тетради,

20

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.

1

П. 21, сравнительная таблица в тетради

21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

П. 22, вопр. с .190

22

Германия и Италия в 12-15 веках. Усиление власти князей в Германии. Расцвет итальянских городов

1

П. 23, вопр. с. 197

Тема 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV веках

23

Гуситское движение в Чехии

1

П. 24, вопр. с.  207

24

Завоевание турками - османами Балканского полуострова

1

П. 25, вопр. с. 213

Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века

2

25

Образование и философия, литература, искусство

1

П. 27-28, таблица в тетради

26

Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения

1

П. 29-30, таблица в тетради

Тема 10. Страны Азии, Америки и Африки  в Средние века

 

2

27

Средневековое общество в Индии, Китае, Японии.

1

П. 31,  таблица с. 264

28

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки в средние века.

1

П. 32, подготовиться к контрольной работе

29

Итоговая контрольная работа по курсу истории средних веков.

1

Подготовиться к итоговому повторению

30

Итоговое повторение и обобщение по курсу истории средних веков.

1

История России (40 часов)

№ п /п

Содержание (разделы, темы)

Количество часов

Домашнее задание

Предполагаемые сроки

план

факт

1

Введение. Наша Родина - Россия

1

Введение с.4-8

Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности

5

2

Древние люди и их стоянки на территории современной России

1

§ 1, вопр. с. 14

3

Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

1

 С. 15-18, задания с. 19

4

Образование первых государств

1

§ 2, вопр. с. 24

5

Восточные славяне и их соседи

1

§ 3, вопр. с. 33

6

Повторительно-обобщающий урок по теме I « Народы и государства на территории нашей страны в древности»

1

Повторить термины и даты

Тема II. Русь в IX — первой половине XII в.11

11

7

Первые известия о Руси

1

§ 4, вопр. с. 39

8

Становление Древнерусского государства

1

§ 5, вопр. с. 48, подготовить презентацию

9

Становление  Древнерусского государства

1

Повторить по таблице в тетради

10

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

§ 6, вопр. с. 55

11

Русское государство при Ярославе Мудром

1

§ 7, вопр. с. 61

12

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1

§ 8, вопр. с.  68

13

Общественный строй и церковная организация на Руси

1

§ 9, вопр. с. 76

14

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси

1

§ 10, вопр. с. 91, таблица в тетеради

15

Повседневная жизнь населения

1

§ 11, вопр. с. 97

16

Место и роль Руси в Европе.

1

Материалы для самостоятельной работы и проектной деятельности с.77-83

17

Повторительно-обобщающий

урок по теме II «Русь в IX — первой половине XII в.»

1

Повторить термины и даты

Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в.

5

18

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

1

§ 12, вопр.с . 107

19

Владимиро-Суздальское княжество

1

§ 13, вопр. с. 115,

20

Новгородская республика

1

§ 14, вопр. с. 121, таблица в тетради

21

 Южные и юго-западные русские княжества

1

Вопр. и задания с. 127-128

22

Повторительно-обобщающий урок по теме III « Русь в середине ХII — начале XIII в.»

1

Повторить термины и даты

Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в.

10

23

Монгольская империя и изменение политической картины мира

1

§ 15, вопр.с. 10

24

Батыево нашествие на Русь

1

§ 16, вопр. с. 18

25

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

1

§ 17, вопр.с. 25

26

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура

1

§ 18, вопр. с. 33, записи в тетради

27

Литовское государство и Русь

1

§ 19, вопр. с. 40

28

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси

1

§ 20, вопр. с. 46

29

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва

1

§ 21, вопр. с. 55, карта, сообщение или презентация

30

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в.

1

§ 22, вопр. с. 62, таблица в тетради

31

Татарский край в истории и культуре Руси

1

Записи в тетради

32

 Повторительно-обобщающий урок по теме IV «Русские земли в середине XIII — XIV в.»

1

Повторить термины и даты

Тема V. Формирование единого Русского государства

8

33

Русские земли на политической карте Европы и мира в на-

чале XV в.

1

§ 23, вопр.с. 70

34

Московское княжество в первой половине XV в.

1

§ 24, вопр. с. 77

35

Распад Золотой Орды и его последствия

1

§ 25, вопр. с. 82

36

Московское государство и его соседи во второй половине XV в.

1

§ 26, вопр.с. 94, сообщения

37

Русская православная церковь в XV — начале XVI в.

1

Материалы для самостоятельная и проектная работы с. 96-101

38

Человек в Российском государстве второй половины XV в.

1

Материалы для самостоятельная и проектная работы с. 101-106

39

Формирование культурного пространства единого Российского государства

1

§ 27, вопр. с. 114,

40

 Повторитель-но-обобщающий урок по теме V   «Формирование единого Русского государства»

1



Предварительный просмотр:

УМК:

  • Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2016
  • Обществознание. 6 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Волгоград, Учитель 2016.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета в 6 классе

 Личностные: мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия;

отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;

признании равноправия народов, единства разно-образных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций;

осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные: 

умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные:

относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой зада-чей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями;

давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни;

умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

 знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

Обучающийся научится: предоставить возможность обучающимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

проводить поиск информации в текстовых отрывках; овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

Обучающийся получит возможность: понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию;

умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

понимание значения коммуникации в межличностном общении; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов;

ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности;

на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства;

на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

2.  СОДЕРЖАНИЕПРОГРАММЫ. «Обществознание. 6 класс».

 Глава I. Человек в социальном измерении.

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Человек познает мир. Познание мира и себя. Самопознание и самооценка. Способности человека. Человек и его деятельность. Деятельность человека, ее основные формы. Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как  условие успешной деятельности. Потребности человека. Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и  особыми потребностями. Духовный мир человека.  Мысли и чувства. На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Практикум по теме «Человек в социальном измерении». Человек-личность. Человек познает мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к  жизненному успеху.

Глава II. Человек среди людей.

Человек в ближайшем социальном окружении. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Человек в группе. Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы. Общение. Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Конфликты в межличностных отношениях. Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение   конфликта. Как победить обиду и установить контакт. Практикум по теме «Человек среди людей».

Глава III. Нравственные основы жизни.

Добро, смелость и страх. Человечность. Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро. Будь смелым. Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу. Человек и человечность. Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. Практикум по теме «Нравственные основы жизни».

Итоговое повторение и обобщение материала курса обществознания.

3.Календарно-тематическое планирование по обществознанию 6 класс – 35 часов

№ п/п

Тема урока

Ч.

Предполагаемое д\з

Дата проведения

план

факт

1

Раздел 1.  Человек в социальном измерении (13 часов) Введение

1

 Прочитать и подготовить ответы на вопросы

2

Личность. Индивидуальность человека

1

§1 стр. 3-14

3

Сильная личность

1

§1 стр.15-17

4

Познание человеком мира и самого себя

1

§2 стр.18-19

5

Способности человека

1

§2 стр.20-25

6

Деятельность человека

1

§3 стр.26-31

7

Условия успешной деятельности

1

§3 стр.26-31

8

Потребности

1

§4 стр.33-35

9

Духовный мир человека

1

§4 стр.35-40

10

Труд как условие жизненного успеха

1

§5 стр.41-42

11

Проблема выбора профессии

1

§5 стр.42-44

12

Обобщающий урок по теме «Человек в социальном измерении»

1

§5 стр.44-45

13

Практикум по теме «Человек в социальном измерении»

1

§5 стр.45-49

14

Раздел 2. Человек среди людей (10 ч)

Межличностные отношения

1

§6 стр.50-52

15

Виды межличностных отношений

1

§6 стр.52-58

16

Социальные группы

1

§7 стр.58-67

17

Взаимоотношения в группах

1

§7 стр.58-67

18

Общение – форма отношения человека к окружающему миру

1

§8 стр.67-70

19

Особенности общения

1

§8 стр.71-76

20

Конфликты в межличностных отношениях

1

§9 стр.76-85

21

Пути разрешения конфликтов

1

§9 стр.76-85

22

Обобщение по теме «Человек среди людей»

1

§9 стр.76-85

23

Практикум по теме «Человек среди людей»

1

§9 стр.76-85

24

Раздел 3. Нравственные основы жизни (8 ч)

Человек славен добрыми делами

1

§10 стр.86-91

25

Учимся делать добро

1

§10 стр.86-91

26

Смелость как преодоление страха

§11 стр.92-99

27

Противодействие злу

1

§11 стр.92-99

28

Человек и человечность

1

§12 стр.100-105

29

Проявления гуманизма

1

§12 стр.100-105

30

Обобщение по теме «Нравственные основы жизни»

1

§12 стр.106

31

Практикум по теме «Нравственные основы жизни»

1

§12 стр.106

32-33

Раздел 4. Итоговое обобщение (4 ч)

Человек в системе общественных отношений.

2

СТР. 107

34

Итоговый контроль.

1

35

Резервный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс история

Рабочая программа история 5 класс...

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...