Урок истории по теме "Искусство Древнего Египта"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Панина Юлия Олеговна

План конспект урока истории для 5 класса "Искусство Древнего Египта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_dr_egipta.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории и обществознании

Панина Юлия Олеговна - 25.10.2019 г

 

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме:

«Искусство Древнего Египта»

 

 Цель: сформировать образное представление о культуре Древнего Египта, в частности об уникальности искусства первого государства.

Задачи:
Образовательная – познакомить учащихся с достижениями искусства Древнего Египта;
Развивающая – развивать память, внимание и логику, творческие способности, пространственное мышление и творческое воображение; умение анализировать, обобщать и решать изобретательские и практические задачи, работать в группах.
Воспитательная – содействовать развитию самостоятельности и уверенности в своих силах, прививать любовь к искусству и уважение к культуре разных стран. 
Личностно-ориентированная: создать благоприятные условия для повышения интереса к истории и совместной деятельности у учеников.

Планируемые результаты:
Предметные: знание достижений культуры Древнего Египта, их значение; работа с учебником, оценка роли Древнего Египта в мировой культуре.
Метапредметные:
Личностные: осмысление опыта предшествующих поколений, формирование положительного отношения к процессу обучения, мотива к учебной деятельности.
Регулятивные: формирование умений контролировать процесс получения результатов познавательной деятельности.
Познавательные: решение творческих задач, умение работать в группе, делать выводы на основе аргументации.
Коммуникативные: умение слушать учителя и одноклассников, вступать в диалог, выражать уважительное отношение к партнерам по группе.
Технологии: технология критического мышления.

Образовательные ресурсы: учебник Вигасин А. А. История История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свеницкая. – М.: Просвещение, 2012; карточки для рефлексии, географическая карта.
Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания:

Исторический диктант ( сл. 2)

1. Амон-Ра

2. Нут

3. Геб

4. Тот

5. Бастет

6. Анубис

7. Осирис

8.Исида

9. Гор

10. Сет

11. Маат

12. Апоп

 

1. Злой бог пустыни.

2. Богиня – покровительница женщин и их красоты

3. Бог Солнца

4. Судья в царстве мёртвых.

5. Богиня неба

6. Бог мудрости

7. Богиня правды

8. Бог земли.

9. Бог мёртвых и бальзамирования

10. Бог тьмы

11. Жена Осириса, богиня плодородия.

12. Сын Осириса и Исиды, покровитель фараонов.

 

Ключ: ( сл. 3)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

10

5

1

7

2

4

11

3

6

12

8

9

3.  Постановка проблемы урока:

Учитель: С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и составил подробное его описание. Для греков это была страна чудес, колыбель мудрости, родина древних богов. Само слово «Египет» в переводе с греческого означает «тайна, загадка».

- Какой вопрос возникает?

- Назовите проблему урока? (Какие тайны и загадки скрывает египетское искусство?)

 Совместное исследование проблемы.

Учитель: - Предложите ваши варианты решения учебной задачи.

- Достаточно ли имеющихся у вас знаний для решения поставленной проблемы?

- Для чего нам знать об этом?

Моделирование.

Учитель: - Какой план действий мы должны с вами составить, чтобы в конце нашего урока мы имели полное представление о тайнах и загадках египетского искусства?

Фиксирует план на доске:

 ( сл. 4) План урока:

1. Первое из чудес света.

2. Храмы- жилища богов.

3. Гробница фараона Тутанхамона.

4. Пойдёмте в музей

- Глядя на план урока, чтобы интересного вы хотели узнать на уроке?

( сл. 5) Задание на урок:

Почему архитектурные памятники Древнего Египта имеют огромные размеры?

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя.

1. Первое из чудес света.

( сл. 6) На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов.

( сл. 7) Их охраняет Большой сфинкс, высеченный ив целой скалы. У него тело льва и голова человека.

( сл. 8) Самая высокая пирамида — пирамида фараона Хеопса — была построена около 2600 го да до н. э. Ее высота почти 150 метров. Это высота дома в 50 этажей. Чтобы обойти ее кругом, нужно прошагать целый километр.

( сл. 9) Семь самых знаменитых сооружений (Пирамида Хеопса, висячие сады Семирамиды, Храм Артемиды в Эфесе, Статуя Зевса в Олимпии, Мавзолей в Галикарнассе, Колосс Родосский , Александрийский маяк) в старину называли чудесами света, и первое из них — египетские пирамиды. Многие путешественники стремились повидать их. Действительно, только чудом можно назвать строительство пирамид в глубокой древности, когда еще не было даже железных орудий труда.

( сл.10) На строительстве пирамид постоянно трудилось множество каменотесов и других ремесленников.

Но особенно много людей требовалось для того, чтобы тащить тяжелые камни. Древнегреческий историк Геродот рассказывает, что сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца. Для сооружения пирамиды требовались годы, а иногда и десятилетия. Народ изнемогал от непосильного труда и тех лишении, на которые обрекали его фараоны — владыки Египта.

2. Храмы — жилища богов.

( сл. 11) Знамениты и другие сооружения — храмы. Подойдем к одному из них.

Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, — два ряда сфинксов, фантастических существ с телом льва и головой человека или барана.

( сл. 12) По обе стороны ворот возвышаются массивные башни, украшенные рельефами. Перед ними высечены из гранита огромные фигуры фараона, восседающего на троне. У входа стоят обелиски — каменные «иглы фараонов». Их остроконечные вершины, покрытые золотом и серебром, ослепительно сверкают в солнечных лучах. За воротами — широкий двор, окруженный колоннами. Из двора виден огромный крытый зал с рядами колонн. Высоко вверх возносятся их могучие стволы.

( сл. 13) За главным залом в глубине храма находится самое скрытое и таинственное помещение. Только жрецы и фараоны вправе проникнуть туда, где стоит статуя бога — хозяина храма. В дни праздников в честь бога жрецы на плечах выносили его статую во двор храма, где их встречали толпы народа. Затем процессия медленно двигалась к реке и поднималась на корабль. Бог плыл по Нилу, как бы посещая других богов в их жилищах-храмах. По завершении празднества статую возвращали на место — в глубину храма.

3. Гробница фараона Тутанхамона.

Самостоятельно стр. 58-59

( сл. 16) Гробница фараона Тутанхамона. Во втором тысячелетии до н. э. египтяне перестали строить пирамиды — они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. За века и тысячелетия, прошедшие со времен фараонов, их погребения были разграблены. Существует ещё две гробницы, принадлежащие женщине-фараону Хатшепсут, но ни в одной из них не было найдено мумии царицы. Долгое время считалось, что мумия Хатшепсут либо была уничтожена, либо её перенесли в другое место захоронения жрецы в те годы, когда разграбление гробниц стало массовым явлением.

( сл. 17) - гробница Тутанхамона

Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой. Велико было их волнение, когда, спустившись в подземелье, они заметили, что печать фараона на каменных дверях цела. Никто не входил сюда более трех тысяч лет — все сокровища остались на месте!

4. Пойдёмте в музей

Чтение по учебнику – стр. 59 – 60

Дополнительный материал

Фараон Эхнатон и царица Нефертити

Храмы бога Амона были очень богаты, и жрецы пытались диктовать свою волю самим фараонам. Но однажды в 14-м веке до н. э. фараон Эхнатон восстал против власти жрецов Амона. Он объявил единственным богом сияющий солнечный диск (по-древнеегипетски Атон). Каждый луч солнца — рука. Протянув к земле свои руки-лучи, Атон ласкает маленькими ладонями все живые существа. Фараон построил целый город, названный именем этого бога, — Ахетатон («Горизонт Атона»). Вместе со своим супругом Нефертити правила Египтом около двадцати лет. Тех самых двух десятилетий, которые ознаменовались небывалой для всей древневосточной культуры религиозной революцией, поколебавшей самые устои древнеегипетской сакральной традиции и оставившей очень неоднозначный след в истории страны: на смену культам богов предков волей царственной четы пришел новый государственный культ Атона - животворящего солнечного диска.

Многие думают, что реформа была бы невозможна без Неферти́ти - главной супруги Эхнатона. Ее можно, без всякого сомнения, назвать одной из самых известных женщин древности. Образ Нефертити, наряду с пирамидами стал одним из бессменных символов древнеегипетской цивилизации. Она, почитавшаяся как живая богиня современниками, проклятая и забытая потомками вновь "царствует" в нашем мире, напоминая о нескончаемой борьбе человека со временем и провозглашая неизменный идеал красоты.

Юность Нефертити прошла в Фивах - столице Египта эпохи Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) В течение долгого времени египтологи предполагали, что по своему происхождению Нефертити не была египтянкой, хотя ее имя, переводящееся как "Пришедшая красавица" исконно египетское.

Нефертити стала супругой царя Аменхотепа IV еще при жизни его родителей. От Эхнатона она родила шесть дочерей. Отсутствие у царицы сына — наследника царского престола, могло сказаться на ухудшении взаимоотношений внутри царской семьи, любовь которой стала одним из основных сюжетов для художников Ахетатона — столицы Эхнатона и Нефертити. Никогда еще в египетском искусстве не появлялись произведения, столь живо демонстрирующие чувства царственных супругов.

Времени Эхнатона и Нефертити родило те шедевры, которые были обнаружены в мастерских Ахетатона.

Запретив культы традиционных богов и, прежде всего, вселенского Амона - владыки Фив, Аменхотеп IV, сменивший свое имя на "Эхнатон" - "Действенный дух Атона", и Нефертити основывают Ахетатон - "Горизонт Атона", свою новую столицу. Однако после смерти Эхнатона жрецы вернули себе прежние права. Город Атона был забыт и превратился в развалины. Фараоны вновь стали поклоняться Амону-Ра. Но мы вспоминаем о правлении своенравного фараона, глядя на портрет его прекрасной жены и помощницы — царицы Нефертити.

Погребение Нефертити не обнаружено. Возможно, она была погребена где-то в царской гробнице в скалах, обрамляющих с востока Ахетатон вместе со своим супругом. Один из археологов, ряд лет возглавлявший раскопки в Ахетатоне, пишет, что среди местных жителей существует рассказ о том, что в конце XIX века группа людей спустилась с гор, неся золотой гроб; вскоре после этого у антикваров появилось несколько золотых вещей с именем Нефертити. Проверить эти сведения не удалось.

5.  Рефлексия:
Телеграмма.
Учитель: для подведения итогов каждый из вас должен написать телеграмму соседу по парте, где каждый кратко напишет самое важное, что усвоил на уроке и пожелания соседу по парте. После этого телеграммы нужно будет отправить адресату (обменяться).
Учитель: у каждого из вас на столе лежат карточки для рефлексии с радостным и грустным человечком. Покажете мне ту из них, с которой у вас ассоциируется сегодняшний урок.
Выставление оценок за урок.

 6. Домашнее задание : составить кроссворд по данной теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История моды от Древнего Египта до наших дней

Во всех странах света и во все эпохи мода и её бесчисленные изменения играли большую роль в жизни человечества, они отражали всю нашу жизнь – экономику, культуру и даже политику....

Разработка урока по теме "Тайны Древнего Египта"

Данная разработка урока систематизирует знания учащихся 5 класса по теме "Древний Египет"....

Урок по теме "Религия Древнего Египта"

Урок в 5-х классах по теме "Религия Древнего Египта" для работы по ФГОС....

Конспект урока по теме: "Религия Древнего Египта" и презентация.

Конспект урока по теме Религия Древнего Египта и презентация....

Разработка урока «Священные животные в Древнем Египте»

В данном уроке рассматривается знакомство с культурой и искусством разных народов способствует всестороннему эмоционально-чувственному и интеллектуальному развитию пятиклассника, формирует его художес...

Разработка урока «Священные животные в Древнем Египте» 2 урок

Знакомство с культурой и искусством разных народов способствует всестороннему эмоционально-чувственному и интеллектуальному развитию пятиклассника, формирует его художественный способ познания мира, в...

Урок по теме "Письменность Древнего Египта"

Разработка для экзамена на соответствие занимаемой должности.Буду рада, если кому пригодится...