Технологическая карта урока 5 кл. Искусство и религия древних людей.
план-конспект урока по истории (5 класс)

Фазлиахметова Айгуль Рахимяновна

Технологическая карта урока истории 5 класс. Тема "Искусство и религия древних людей", с использованием краеведческого материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фазлиахметова Айгуль Рахимяновна

История

5 класс.

Комбинированный тип урока

Технологическая карта изучения темы

Тема урока

«Искусство и религия древних людей»

Цель урока

Создать условия для усвоения представлений о появлении искусства и религии у древних людей.

Задачи урока

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

РАЗВИВАЮЩАЯ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

Освоение учащимися знаний о сущности понятий «искусство» и «религия» и причинах их возникновения.

Через выполнение различных заданий научить учащихся умениям анализировать источники информации, обобщать, делать выводы, делать записи. 

Формирование коммуникативной культуры.

Организация пространства

Групповая работа. Индивидуальная работа.

1. Презентация «Искусство и религия древних людей».

2. Фотоматериалы по теме «Искусство первобытных людей».

3. Кроссворд «Жизнь первобытных людей».

4. Карточки с текстом.

Основные понятия

Искусство, религия, фетишизм, тотемизм, анимизм, шаман, духи.

Ресурсы

  1.  История Древнего мира: Учебник для 5 класса  под редакцией А.А.Искендерова – 11-е изд.  «Просвещение», 2020.
  2. E.Н. Сорокина. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки. – М.: ВАКО, 2016.
  3. Справочник учителя истории. 5 – 11 классы / автор-составитель М.Н. Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008.        

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Проверка готовности  учащихся  уроку. Настрой их к работе.

 Организационный момент, проверка наличия принадлежностей к уроку.

Здравствуйте! Садитесь. 

Приветствие .

II. Проверка знаний и умений учащихся.

Проверка знаний  по прошедшим темам; настрой на изучение новой темы.

 

Беседа, повторения изученного ранее материала с последующим  выходом на мотивацию  к данному уроку.

Нескольких уроков мы открывали для себя  первобытный мир.

Вот и  снова ненадолго вернемся в ту древнюю, таинственную эпоху.

КРОССВОРД.  

1

1

2

3

4

5

2

3

ВОПРОСЫ ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Гибкий прут, стянутый тетивой.

2. Разведение домашних животных.

3. Богатые люди, в которых превратились вожди и старейшины.

ВОПРОСЫ ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. Средство передвижения, сделанное из выдолбленного ствола дерева.

2. Главное занятие древнего человека.

3. Древнее орудие для рыхления почвы.

4. Сплав меди и олова.

5. Первое животное, которое вероятнее всего приручил человек.

1

1

2

3

4

2

5

3

ВОПРОСЫ ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Гибкий прут, стянутый тетивой.

2. Это занятие вероятнее всего придумала женщина.

3. Толстый слой льда, пришедший с севера на материк и вызвавший похолодание климата.

ВОПРОСЫ ПО ВЕРТИКАЛИ:

1. Оружие, состоящее из палки и прикрепленного к ней заостренного камня.

2. Это вещь, за которую можно было купить любой товар.

3. Средство передвижения, сделанное из связанных вместе бревен.

4. Изготовление различных изделий.

5. Объединение нескольких родов.

Работают учащиеся в группах, выполняя задания с последующей совместной проверкой у доски.

III. Изучение нового материала.

Обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание знаний. Изучение новых понятий темы.

Объявление темы и цели урока. Выход на новый материал.

ЧЕЛОВЕК СТАНОВИТСЯ ХУДОЖНИКОМ.

УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю нам всем снова, сегодня,  отправиться в далекое путешествие к истокам цивилизации, в  вглубь веков, чтобы узнать, как и почему древние люди создали искусство, как первобытный человек воспринимал окружающий его мир, объяснял события и явления, почему появилась вера в сверхъестественное, духов и богов.

Тема нашего сегодняшнего урока «Искусство и религия древних людей».

( сменяют слайды на экране)

Внимание! Путешествие в таинственное прошлое начинается. Вот позади остались стремительное новейшее время, промелькнуло новое время, и вот уже мы летим сквозь толщу средних веков. А вот и наша конечная остановка:  пещера первобытного человека.

В  ПЕЩЕРЕ АЛЬТАМИРА.

Стоит глубокая, ни чем не нарушаемая тишина. Семь наскальных светильников горят слабым огнем посреди обширного помещения, едва рассеивая глубокий мрак, царящий в подземном зале. Пещера живет, живет чудесной таинственной жизнью. Вдоль выпуклых гранитных стен вереницы нарисованных животных, казалось, ведут нескончаемый загадочный хоровод.

Прямо перед вами четыре красавца оленя с могучими ветвистыми рогами переправляются вплавь через реку, вытянув тонкие шеи и скосив … влажные беспокойные глаза. За ними … величественные буйволицы с маленькими телятами, коренастые дикие лошади с развеваемыми ветром гривами, угрюмые бизоны и гигантские дикие быки с длинными рогами, концы которых теряются во мраке под потолком. И все эти звери двигаются, бегут, мчатся, прыгают, падают, плывут, сражаются друг с другом…

Через сотни веков, в 1879 год. Мария, девочка девяти лет от роду, бегая по залам пещеры с лампой в руках, увидев, прокричит: «Смотри, папа, быки!»

Так Марселино Санз де Саутуола, отец Марии, владелец земель, на которых находилась пещера, сделает одно из самых важных исторических открытий – открытие первобытного искусства.

Но вскоре об Альтамире забудут, до 1897 года, пока французский археолог Эмиль Ривьер не сумеет доказать подлинность рисунков, обнаруженных на стенах другой пещеры. Потом будут найдены пещеры с росписями в других уголках Земли: в Испании, Франции, в России в нашей родной республике.

В   КАПОВОЙ ПЕЩЕРЕ.

 Ка́пова пеще́ра (Шульга́н-Таш) — карстовая пещера на территории Бурзянского района республики Башкортостан. Первые исследователи пещер П. И. Рычков в 1760 году, и И. Лепехин в 1770 году.

Пещеры использовались людьми с давних времён.

Вход в пещеру находится на южном склоне горы Сарыкускан и представляет собой огромную арку около 30 метров в высоту. Слева от входа в пещеру расположено озеро, из которого вытекает речка Шульган. Озеро имеет диаметр около 3 м и глубину 85 м

Рисунки выполнены  на стенах пещеры, выполнены в основном краской из охры смешанной с животным жиром, возраст их около 18 000 лет, изображены мамонты, лошади и другие животные, антропоморфные фигуры. Есть редкие изображения углём. В пещере имеются изображения не только животных. Так, в верхнем и среднем ярусах учёные обнаружили изображения хижин, треугольников, лестниц, косых линий.

В ноябре 2017 года под слоем кальцита и современной «наскальной живописи» в пещере было найдено древнейшее в мире изображение верблюда. Ориентировочный возраст рисунков — от 14,5 до 40 тыс. лет до н. э. Находка доказывает, что на территории современной Башкирии верблюды появились в более раннее время, чем считалось до этого. Также эти рисунки эпохи палеолита считаются единственными изображениями верблюдов в Европе.

ЧЕЛОВЕК НАУЧИЛСЯ ОРУДИЯ ТРУДА, ОРУЖИЕ, СОЗДАВАТЬ ОДЕЖДУ,  ВЫРАЩИВАТЬ РАСТЕНИЯ, ДОБЫВАТЬ ОГОНЬ, ОН ПРИРУЧИЛ ЖИВОТНЫХ

НО

ДЛЯ ЧЕГО ПЕРВОБЫТНЫЙ ЧЕЛОВЕК СТАЛ СКУЛЬПТОРОМ И ЖИВОПИСЦЕМ?

Прежде чем дать ответ на этот вопрос, давайте поиграем.

Представьте себе, что вы три племени древних людей. Вы живете друг от друга достаточно далеко. Редко встречаетесь. И вот каждое из племен узнало важную для всех новость:

1 племя – в лесу поспели ягоды;

2 племя – в окрестностях бродит тигр-людоед;

3 племя – после дождя река вышла из берегов.

У ваших племен нет письменности. Встретиться вы не можете. Как вы можете передать ту информацию, которую  знаете, другим племенам?

УЧИТЕЛЬ: А теперь давайте рассмотрим древние картины.

ВОПРОСЫ:

1. Кого изображали древние люди?

2. Почему именно этих животных они рисовали?

3. Что еще мы можем увидеть на древних рисунках?

4. Как изображены животные, люди на древних картинах?

А теперь снова вернемся к нашему вопросу:

ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕКУ ПОНАДОБИЛОСЬ ИСКУССТВО?

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОТВЕТОВ:

- Чтобы сохранять память о событиях.

- Чтобы сохранить знания, научить младших.

- Возможно для общения, как между людьми, так и между людьми и духами.

УЧИТЕЛЬ: И снова вы – древние люди. Подумайте, что первобытный человек мог нарисовать первым. Думайте! У него нет еще никаких навыков рисования, он еще не художник. Что же он может изобразить, что ему под силу нарисовать. Внимательно посмотрите на себя, на одноклассников…

Подвести учащихся к тому, что первые рисунки – это отпечатки ладоней и различные волнистые линии. Учитель предлагает детям попробовать нарисовать тоже самое, посмотреть, что еще можно сделать с этими изображениями.

УЧИТЕЛЬ: Первыми изображениями стали отпечатки ладоней и ступней, волнистые линии (ученые называют их «макаронами») и геометрические фигуры.

УЧИТЕЛЬ:

ПЕРВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА БЫЛИ СОЗДАНЫ ОКОЛО 30 000 ЛЕТ НАЗАД.

Сначала древние художники закрашивали черным или красным цветом поверхность внутри контура рисунка. Затем они научились с помощью линий изображать шерсть, стали пользоваться другими цветами краски, чтобы нарисовать пятна на шкурах животных. Древнейшим людям удавалось передавать и облик, и поведение тех зверей, на которых они охотились. Со временем все больше в центре внимания древних художников оказывались не животные, а люди, которых изображали в движении. Художники уже старались рисовать не отдельные фигуры, а создавали настоящие картины, которые показывали жизнь людей того времени. Центральное место  в наскальной живописи начинали занимать сцены охоты. Также появляются изображения военных столкновений разных племен.

Сначала изображения были большими, они занимали все стены, потолок, иногда «наползали» друг на друга. Позже им на смену пришли более маленькие рисунки.

Древние художники работали при слабом свете.

ВОПРОСЫ:

Вспомните, какими цветами нарисованы картины древних людей?

Откуда древний человек мог взять эти краски?

Краской служили различные сорта ОХРЫ (глина). Перед началом работы комки глины размельчали и соединяли с жиром животных. Рисовали пальцем, расщепленным концом веток или кистью из шерсти животных.

ВО ЧТО ВЕРИЛИ ДРЕВНИЕ ЛЮДИ.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССВА ДЛЯ НАШИХ ПРЕДКОВ ИМЕЛИ ОСОБЫЙ СМЫСЛ

ИСКУССТВО БЫЛО ОЧЕНЬ ТЕСНО СВЯЗАНО С ВЕРОЙ ЛЮДЕЙ В СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ

ВСЕ, ЧТО ОКРУЖАЛО ЧЕЛОВЕКА; ВСЕ, ЧТО ПРОИСХОДИЛО ВОКРУГ НЕГО, ПРИВЛЕКАЛО ЛЮДЕЙ И ТРЕБОВАЛО ОБЪЯСНЕНИЙ

Его поражала смена дня и ночи. Он боялся мрака, ночной тишины, грозы, лесных пожаров, наводнений.

ЧЕЛОВЕКУ БЫЛО ИНТЕРЕСНО И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ СТРАШНО

Он думал, что причина этого – борьба двух сильных духов: светлого, доброго к людям и темного, злого.

ВОПРОС:

Внимательно посмотрите на картинку и скажите, что делают древние люди?

ВЫВОД:

Древние люди верили, что между животными и их изображениями существует определенная связь: если нарисовать бизонов, оленей или лошадей, то живые звери окажутся заколдованными и никуда не уйдут, и охота будет удачной.

Для первобытных людей все, что их окружало, было живым. Они считали, что в каждом человеке, каждом животном, в деревьях, ручьях, реках и даже камнях живут ДУХИ. Они то добры, то злы к человеку, то помогают ему, то мешают.

      Самой ранней формой верований первобытных людей был ТОТЕМИЗМ – группа людей выбирала своим предком определенного зверя, от силы и мощи которого зависела ее жизнь и благополучие. Изображениями тотема украшали жилища, одежду, предметы быта, оружие.

       Следующей формой верования был АНИМИЗМ (от латинского слова «дух, душа») – это вера в существование духов и души у всего живого.

         Третьей формой верований был ФЕТИШИЗМ (в переводе это слово означает «амулет, колдовское средство») – это вера в то, что какой-либо предмет обладает магической силой. То есть древние люди поклонялись неодушевленным предметам (камни, зубы животных и многое другое).

Первобытные люди верили, что дух можно привлечь и усадить в высокий каменный столб. Не всякий умел отгонять или выманивать духов. И когда случалась беда, звали ЗНАХАРЯ или ШАМАНА – человека, который умел общаться с духами. Он произносил страшные или таинственные слова, которых дух боялся, или которые ему нравились. Иногда знахарь сам звал в себя духа, чтобы узнать, чем его ублажить. Также можно было узнать имя своего тайного враг, имя вора, свое будущее.

Учащиеся тему в тетрадях записывают.

-рассматривают слайды презентации.

Один из учащихся рассказывает об открытии пещеры Альтамира.

Другой из учащихся рассказывает о пещере Каповой.

Учащиеся выполняют задание.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся дают ответ на вопрос вместе с учителем.

Учащиеся делают записи в тетрадях.

Учащиеся выполняют ИЗО-задание.

Учащиеся делают записи в тетрадях.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся рассматривают слайды презентации.

Один из учащихся рассказывает о Стоунхендже.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Все новые слова учащиеся записывают в тетради.

IV. Итоги урока. Рефлексия.

Обобщение полученных на уроке сведений; оценка эмоционального состояния; оценка деятельности; выставление оценок.

На сегодняшнем уроке мы приоткрыли завесу тайны, отделяющую нас от далекого, загадочного и интересного прошлого.

- На слайде презентации даны начала предложений. Я предлагаю вам выбрать любое и закончить начатую фразу.

  • Я получил от этого урока…
  • Я думаю, что…
  • Я приобрел…
  • Для меня было открытием то, что…
  • Нам удалось… (или не удалось)
  • Мне удалось… (или не удалось)
  • Этот урок нужен для…
  • Мои достижения на уроке…
  • Мне было трудно, потому что…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Я могу похвалить себя за…
  • Я могу похвалить своих одноклассников…
  • Я хочу похвалить своего учителя…
  • Я чувствую…
  • После урока мне захотелось…

После урока мне захотелось…

- А теперь закройте глаза. Попробуйте ощутить те эмоции, те переживания, которые вас наполняют сейчас. Откройте глаза. У вас на столе полоски: зелёного и жёлтого цветов. Если вам понравился сегодняшний урок: это было полезно, интересно, вы чувствуете себя комфортно, хорошо - возьмите полоску желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – возьмите зеленую полоску. Прикрепим их на доску. Получилось солнце.

Пусть же солнце всегда освещает вашу дорогу к знаниям.

Оценки за работу на  уроке: (с комментариями учителя).

Отвечают на вопросы, определяют свое эмоциональное состояние, оценивают свою деятельность.

V. Домашнее задание.

Дает инструктаж выполнения домашнего задания.

Домашние задачи:

Составьте рассказ о жизни первобытных людей, начав его так: «Холодным дождливым вечером весь род собрался у костра отдохнуть и погреться. Но люди не просто отдыхали. Все, даже дети, были заняты делом...»

Выполнить задания в печатной тетради.

Внимательно выслушивают инструктаж выполнения домашнего задания, записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории по теме: "Религия древних греков".

Технологическая карта урока истории по теме: "Религия древних греков" (5 класс)...

Технологическая карта урока истории по теме: Религия древних греков" 5 класс

Разработка урока в соответствии с ФГОС с использованием ИКТ....

Технологическая карта урока "Искусство и религия древних людей"

Разработка урока по истории Древнего мира по теме "Искусство и религия древних людей"....

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...