Трудовое право
план-конспект урока по истории

Маргарита Игоревна Милиневич

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_trudovoe_pravo.docx41.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» города Пикалёво имени  А.П. Румянцева

Конспект урока на тему:

Трудовое право

(Бинарный урок по предметам Правоведение и Обществознание)

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: выработать у учащихся определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.

Задачи:

образовательные:

повторить и закрепить ранее изученный материал по трудовому праву и рассмотреть задания по трудовому праву в контексте ЕГЭ;

воспитательные:

формировать у учащихся понимание трудовых прав;

развивающие:

развитие речи, внимания, памяти, логического мышления и творческого воображения, развитие умения анализировать полученную информацию, участвовать в дискуссии, работать с документами.

Оборудование: компьютер, мультимедийная система, рабочие листы учащихся, раздаточный материал, электронная презентация, видеофрагменты.

  1. Организационный момент.

(Приветствие. Пояснение: почему урок «бинарный». Раздаточный материал. Требования к оформлению рабочих листов)  

Начать сегодняшний урок мы хотели бы с притчи.

Шел охотник по лесу и повстречал дровосека. Согнувшись, тот долго и упорно пилил сваленное дерево. С лица его пот лился ручьем, а все тело было сильно напряжено. Охотник подошел поближе, чтобы посмотреть, почему работа движется так медленно и с таким колоссальным трудом.

- Да ваша пила совсем затупилась! – обратился охотник к дровосеку. – Почему бы вам её не заточить?
- Что вы! – воскликнул дровосек, удивлённо посмотрев на прохожего. – У меня совершенно нет на это времени, мне нужно спилить еще 20 деревьев! И дровосек снова принялся за работу.

Мораль притчи такова: трудолюбие – это, конечно, хорошо, но разумный труд – еще лучше.

1 слайд.

«Вольтер»

  1. Создание мотивации. Фронтальная беседа с классом.

Под разумным трудом следует понимать и  труд с точки зрения законодательства.


Кто из вас работал?
Кто собирается?
Актуальна ли тема трудовых прав несовершеннолетних для вас?

Чтобы определить тему нашего сегодняшнего занятия, давайте рассмотрим следующую таблицу.

Названия отраслей права

Их сущность

Гражданское право

Регулирует имущественные и личные неимущественные отношения в обществе.

Семейное право

Регулирует брачно-семейные отношения.

Регулирует отношения работника и работодателя возникшие на основе трудового договора.

Название  какой отрасли  пропущено в данной таблице? (трудовое право)

Акцентируем ваше внимание на том, что вы выполнили задание Б1   и заработали 1 балл за правильный ответ.

2 слайд.

таблица

  1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Итак, тема нашего урока «Трудовое право». Нам предстоит вспомнить ранее изученный материал по трудовому праву и рассмотреть задания по трудовому праву в контексте ЕГЭ.

Когда можно сказать о человеке «он работает»? (Дети проговаривают, а учитель записывает)

(учит детей, делает уроки, строит дом, трудится за станком, списывает у соседа, вытирает пыль, поливает цветы, стирает ит.д.) 

Как вы думаете, в каких случаях действия человека будут регулироваться трудовым правом? (Отвечают)

Действия человека будут регулироваться трудовым правом только тогда, когда он будет выступать в качестве наемного работника.

(убираем лишнее)
Наемный работник - работник, имеющий способность к труду, но, как правило, не имеющий средств производства и предметов труда. Индивидуальный труд, труд в семье, военный труд нормами трудового права не регулируется.

Знания о нормах трудового права мы черпаем из источников. С какими источниками трудового права вы уже знакомы?

Запишите в рабочих листах три источника трудового права.

3 слайд

Тема

Источники трудового права:

Конституция РФ (В ст. 37 закреплены принципы использования труда: труд свободен, безопасен, доброволен, оплачиваем, право на отдых, право на разрешение споров);
Трудовой Кодекс РФ (1.02.2002 г);
Федеральные законы («Закон о занятости»);
Указы президента РФ;
Постановления правительства РФ;
Нормативно-правовые акты субъектов РФ;
Распоряжения органов местного самоуправления;
Корпоративные (локальные) акты.

За каждое верное совпадение поставить 1 б.

Подобные задания вам встретятся в заданиях С6 на ЕГЭ.

4 слайд

Человек, который устраивается на работу, называется работником. А принимающий работника на работу называется работодателем. Работник и работодатель являются сторонами трудового договора.
Трудово́й догово́р — в трудовом праве договор между работником и работодателем, устанавливает их взаимные права и обязанности. Соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работник обязуется лично выполнять работу по определённой должности, соответствующей его квалификации. Работодатель обязуется предоставлять работнику работу, обеспечивать условия труда, своевременно выплачивать заработную плату.

В Российской Федерации по трудовому договору работник принимает на себя обязанность выполнять работу в рамках служебных обязанностей по определённой специальности, согласно своей квалификации и (или) должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется обеспечивать соответствующие условия труда согласно нормам трудового законодательства, правилам внутреннего трудового распорядка, коллективного и трудового договора.

Стороны трудового договора

Наемный работник

http://uo-prohladny.narod.ru/uchstranica/pravo/streli.gif

Работодатель

Тема имеет существенное значение для работника, т.к. во многом права и обязанности его в организации работодателя определяются именно локальными нормативными актами. И хотя они не могут ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством, часто, в силу многих причин и, прежде всего правовой безграмотности работников, именно так и происходит. Более того  закон предполагает, что локальные нормативные акты могут улучшить положение работника по сравнению с действующим законодательством.

5 слайд

  1. Обобщение и систематизация знаний, выполнение практических заданий

Работа с источником.

Работа по вариантам.

Работодатели

Статья 64 ТК РФ

Работники

Статья 65 ТК РФ

Запишите три причины по которым

работодатель не может отказать в

приёме на работу

Перечислите набор документов

обязательных при приёме на работу

1.

2.

3

1.

2.

3.

Подобные задания встретятся вам на ЕГЭ в части С 1. Работа с текстом.

Ст. 64  Гарантии при заключении трудового договора.

         Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.

Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.

 Ст.65  Документы, предъявляемые при заключении трудового договора.

 При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
  • страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
  • документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

(отвечают на вопросы)

За каждый правильный ответ вы получите по 1б.

6 слайд

В наше время молодые люди стремятся, как можно раньше начать зарабатывать, дабы перестать быть материально зависимыми от родителей. Трудовая деятельность этой категории работников имеет свои особенности.

 Молодые люди, начиная трудовую деятельность, сталкиваются со многими   нарушениями. Очень важно, чтобы вы, приходя на работу, знали и умели защитить свои права.

Видео 1.

Кто из вас сталкивался с подобными проблемами?

Ваши действия?

(В рабочих листах) На оформление каких документов следует обратить внимание при трудоустройстве?

1)

2)

3)

Проверим ваши знания.

Видео 2.

За каждое совпадение -1 б.

Видео

https://youtu.be/dd3NSZiCsas

https://youtu.be/-HXhx-xW4d0

Как вы уже знаете из уроков обществознания, трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим возраста 16 лет. Но в каждом правиле есть свои исключения. Трудовой договор может быть заключен с работником, достигшим возраста 14 лет. Но для этого необходимо соблюсти ряд условий. Что же это за условия? Предлагаем рассмотреть задачи с точки зрения ТК РФ.

Вы можете воспользоваться памяткой при решении задач

Вопросы

возраст

Нормы права

Приём на работу (ст.63)

16 лет

Допускается заключение трудового договора.

15 лет

В случае получения основного общего образования или оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения.

14 лет

С согласия одного из родителей (опекуна или попечителя) и органа опеки-попечительства может заключаться трудовой договор с учащимся для выполнения в свободное от учёбы время лёгкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.

До 14 лет

С согласия одного из родителей (опекуна или попечителя) и органа опеки-попечительства может заключаться трудовой договор с организациями кинематографии, театрах, концертных организациях для создания – исполнения произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Медицинское освидетельствование (ст.69, 265)

До 18 лет

Обязательное предварительное медицинское освидетельствование и ежегодный медицинский осмотр за счёт средств работодателя

Место работы

До 18 лет

Запрещается работа с вредными – опасными условиями труда, подземные работы, работы наносящие вред здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, кабаре, клубы, производство – перевозка – продажа спиртных напитков, табачных изделий, наркотических и токсических препаратов),

Испытательный срок (ст.70, раздел IX)

До 18 лет

Испытание при приёме на работу не устанавливается. Возможно заключение ученического договора

Рабочее время (ст.92)

До 16 лет

24 часа в неделю или 12 часов, если он учится в общеобразовательном учреждении и работает в свободное от учёбы время.

От 16 до 18 лет

36 часов в неделю или 18 часов, если он учится в общеобразовательном учреждении и работает в свободное от учёбы время

Продолжительность ежедневной работы – смены (ст.94)

От 14 до 16 лет

2,5 часа для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учёбу с работой

От 16 до 18 лет

3,5 часа для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих учёбу с работой

От 15 до 16 лет

5 часов

От 16 до 18 лет

7 часов

Работа в ночное время (ст.96, 269)

До 18 лет

К работе в ночное время не допускаются

Сверхурочная работа (ст.99, 269)

До 18 лет

Не допускаются привлечение к сверхурочным работам, командировкам, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Кроме творческих работников и профессиональных спортсменов

Отпуск (ст.122, 125, 126, 176, 177, 267)

До 18 лет

Предоставляется до истечения шести месяцев непрерывной работы продолжительностью 31 календарный день и в удобное для них время Не допускается досрочный отзыв из отпуска или замена его на денежную компенсацию. Предоставление дополнительных отпусков с сохранением заработной платы для сдачи выпускных экзаменов: 9 дней (IXкл.) и 21 день (XIкл.)

Оплата труда (ст.271)

До 18 лет

При повременной оплате – выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы. При сдельной оплате труда – с учётом сдельных расценок.

Работодатель может устанавливать доплаты к заработной плате за счёт собственных средств

Задача 1  

Несовершеннолетний Потапов устроился на предприятие "Луч". В распоряжении о приеме Потапова на работу с его согласия было указано условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По истечении трех месяцев работника уволили, признав неудовлетворительным результат испытания. Правомерно ли увольнение Потапова? Почему?

(несовершеннолетним работникам испытательный срок не назначается, увольнение неправомерно)

Задача 2

  Семнадцатилетний Юра в апреле поступил на работу на завод и попросил предоставить ему отпуск в один из летних месяцев этого же года. В отделе кадров ему сказали, что право на отпуск за первый год работы наступает у работников через 11 месяцев непрерывной работы на данном предприятии.

    Правильно ли ответили молодому рабочему?

    Сколько дней отпуска должен получить Юра?

( несовершеннолетним работникам отпуск предоставляется в любое удобное для них время 1 раз в год на срок не менее 31 дня в не зависимости от того, сколько работник уже проработал на этом предприятии)

Обратите внимание на то, что в ЕГЭ встречается масса вопросов, связанных со знанием прав и обязанностей работника и работодателя.

7 слайд

8 слайд

Последние вопросы части А относятся к теме «Право», в том числе трудовое. И завершить наш урок мы предлагаем выполнением тестового задания по части А.

Тесты

1.Трудовой договор это соглашение между:

А) собственником и работником;

Б) административным органом и собственником предприятия;

В) налоговой службой и наёмным работником;

Г) собственником и трудовым коллективом.

2.Какого срока трудовых договоров не существует:

А) срочный;              В) на время выполнения работ;

Б) бессрочный;         Г) долгосрочный.

3.Со скольки лет можно работникам устанавливать испытания при приёме на работу:

А) 14;              Б) 16;              В) 18;            Г) нет ограничения.

4.Какая общая продолжительность рабочего времени в неделю установлена в государстве:

А) 36 часов;     Б) 40 часов;     В) 38 часов;        Г) 44 часа.

5.В трудовой книжке могут быть записи о:

А) поощрениях                                          В) выговорах

Б) работе по совместительству                Г) нарушениях

(проверьте свои знания)

  1. Подведение итогов урока.

9 слайд

Домашнее задание: (эссе)

Необходимо описать ситуацию с помощью ПОПС формулы.

Владельцы ресторана “Южный” открыли кафе-закусочную, расположенную в другом районе. При комплектовании штата два официанта, Петров и Свирин, были переведены на те же должности в новую закусочную на неопределенный срок.

Петров дал согласие на перевод, а Свирин отказался, поскольку новое место работы находилось далеко от его дома. Приказом руководства ресторан за отказ перейти на другую работу в связи с производственной необходимостью Свирин был уволен. Данный приказ Свирин обжаловал в суде.

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

   1)Каков порядок перевода работников на другую постоянную работу?

   2)Правомерен ли отказ Свирина  перейти на другую работу?

   3)Какое решение в соответствии с трудовым законодательством должен принять суд?

Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения, 
отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция 
О – объяснение (или обоснование) 
П – пример 
С – следствие (или суждение) 

Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

10 слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Трудовые права несовершеннолетних" 11 класс

Фельдман С.К. урок "Трудовые права несовершеннолетних" 11 класс  Урок по праву для 11 класса(базовый или профильный уровень) ТЕМА: ТРУДОВЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ (11 КЛАСС...

Конспект урока Трудовое право и социальная защита граждан в условиях экономического кризиса.

Цель этого урока - познакомить учащихся с отраслью права "Трудовое право", его источниками, нормами, субектами, а также углубить знания учащихся о видах собственности, о правоспособности и дееспособно...

Урок Труд и трудовое право

Конспект урока обществознание в 9 классе...

"Трудовое право" - урок по праву в 11 классе

Урок нацелен на расширение, обобщение и систематизацию знания обучающихся об отраслях права, роли трудового права в жизни человека...

Дополнительная общеразвивающая программа Изучение учебных предметов в образовательных областях сверх часов и сверх программ по данным дисциплинам предусмотренным ФГОС «Трудовое право РФ и трудовые отношения»

Программа для 9 класса «Трудовое право РФ и трудовые отношения»  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, примерной программы ...

Конспект урока обществознания с использование информационно-коммуникационных технологий. Тема. Трудовое право. Трудовые отношения.

Урок должен содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека. Ожидаемые результаты: учащиеся овладевают знаниями в области трудовых прав ...

Практическая работа по праву раздел "Трудовое право"

При подготовке к ЕГЭ по обществознанию для отработки знаний и умений по разделу "Трудовое право"...