Программа внеурочной деятельности "Патриотом - быть!"
рабочая программа по истории

Самойлова Лидия Михайловна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности в рамках духовно-нравственного направления. Реализуется среди сборной группы 9,10,11 классов.Сегодня жизненно важно возродить в школе, обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в школьнике граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Вся история нашей Родины - наше бесценное достояние, жизненно важное для современного общества. Данной программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач. Цель Программы предполагает воспитание учащихся-патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своей малой Родине, своему народу, а также формирование духовно-нравственных ценностей и потребностей. Она охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школы, разнообразные виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochki_fgos.docx54.41 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

ПРИНЯТО

УТВЕРЖДАЮ

на ШМО учителей начальных классов

Методическим  советом

директор

_________   В.А. Елагина

протокол от _________ № ____

протокол от _________ № ____

Приказ от___________ №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(«ПАТРИОТОМ-БЫТЬ!»)

(уровень – основное и среднее общее образование)

Направление: духовно-нравственное

Составитель:

Самойлова Л.М.,

Учитель истории и обществознания

Сыктывкар

2019


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Патриотом-быть!» разработана в соответствии с:

  • Федеральным  государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом   Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897, приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643, от   31.12.2015  № 1577 «О внесении изменений в  федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от  17.12.2010 №1897»;

 На основании:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ №22» г. Сыктывкара;
  • Основной образовательной программы среднего общего образования МАОУ «СОШ №22» г. Сыктывкара;
  • Положения об организации внеурочной деятельности в МАОУ «СОШ №22» г. Сыктывкара.

Краткая аннотация содержания: Сегодня жизненно важно возродить в школе, обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в школьнике граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей. Вся история нашей Родины - наше бесценное достояние, жизненно важное для современного общества. Данной программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач. Цель Программы предполагает воспитание учащихся-патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своей малой Родине, своему народу, а также формирование духовно-нравственных ценностей и потребностей. Она охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь школы, разнообразные виды деятельности.

Ценности курса с учетом возраста и целей ООП ООО: программа имеет патриотическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; правовое государство; гражданское общество; долг перед старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Особенности реализации: Рабочая программа «Патриотом-быть!»» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для учащихся сборной группы 9,10,11 классов. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры.

 При составлении рабочей программы «Патриотом-быть!» для учащихся сборной группы 9х,10ых,11ых классов учитывались следующие факторы:

-Образовательные потребности детей.

-Особенности учащихся классов (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации).

-Состояние материально-технического обеспечения школы, в том числе и учебно-методического обеспечения.

-Особенности возраста, уровень осознанности : Как правило, старшему школьному возрасту соответствует период юности (15-18 лет). Для данного возраста характерна устремленность в будущее. Старшеклассник должен не просто представлять себе свое будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных жизненных целей. Данный возраст является переходной ступенью во взрослую жизнь, что подразумевает под собой не только профессиональное, но и личностное самоопределение. Поэтому патриотическое воспитание старших школьников должно не только обогащать их знания в этой области, но и предоставить возможность реализовать данные знания на практике. То есть необходимо включать старшеклассника в различные мероприятия, направленные на формирование патриотического сознания. Плюс ко всему этому, старшеклассники могут быть наставниками в рамках патриотического направления в младших классах, потому что являются авторитетом и образцом поведения для младшего поколения.

Актуальность программы : В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты в этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

      В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения образования – содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания.

      Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально-ценными делами, к реализации прав и обязанностей. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Цель программы: Совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

- развитие учащихся как высоконравственных, ответственных, творческих, инициативных и компетентных граждан;

- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России

- формирование высоких моральных и психологических качеств детей и подростков, преданности Родине и готовности к ее защите;

- воспитание любви к семье, семейным традициям, к своей «малой» Родине через поисково-краеведческую работу;

- повышение мотивации в социальной деятельности учащихся, их коммуникативной активности;

- воспитание молодого поколения в духе уважения к Конституции Российской Федерации, Российским законам, в соответствии с нравственными и духовными ценностями общества;

- привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации -  Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

- воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;

- создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма

Количество часов в неделю и год: 1 час в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятия 40 минут.         


2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные  УУД

Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений:

- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;

- осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья;

- умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона (республики, края, области, административного центра); находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран.

Метапредметными результатами изучения программы «Патриотом-быть!» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Познавательные УУД

  Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко-культурного процесса;

- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);

- знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.;

- понимание сущности и особенностей российского патриотизма;

- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;

- понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;

- способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития России.

Регулятивные УУД

Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников:

- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;

- освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Коммуникативные УУД

   Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью:

- умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений,   строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках;

- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;

- учиться согласованно, работать в группе:

- формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- укрепление доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знаю:

-что такое семья и для чего она создается;

-историю своего рода, своей семьи;

-историю семейных реликвий;

-традиции и обычаи своей семьи;

-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;

-роль каждого члена семьи в ее жизни;

-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;

-состояние здоровья членов моей семьи;

-материальное положение семьи;

-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;

-важные даты в жизни семьи;

-семейный этикет;

-свои права и свои семейные обязанности;

-как и чем я могу помочь своим близким;

-историю России;

-историю Малой Родины и родного края;

-историю своего народа и его нравы;

-историю государственных символов России;

-имена знаменитых соотечественников, прославивших Россию;

-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;

-духовные и нравственные основы россиян;

- свой родной язык;

-родную литературу;

-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный

календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыку, архитектуру, кино, театр и др.

-основы национальной кухни;

-основы народной медицины.

Умею:

-любить свою семью и всех своих родных и близких;

-быть благодарным;

-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;

-понять и прощать, сочувствовать и помогать;

-уважать мнение других членов семьи;

-в согласии делать общие дела;

-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;

-хранить семейные реликвии;

-донести сведения о своем роде, своей семье;

-добросовестно выполнять свои обязанности;

-заботиться о старших и младших членах семьи;

-вести здоровый образ жизни;

-помогать в организации семейных праздников, игр, забав, развлечений;

        -отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;

-делать приятное своим родным и близким;

-рассказать об истории своего Отечества;

-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;

-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами

(в том числе о  своих предках, родных и близких людях);

-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;

-ценить красоту и богатства родной природы;

-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины.

Действую:

         -участвую в составлении родословной моей семьи;

         -берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи, семейные реликвии;

-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;

-посильно участвую в решении семейных проблем;

-участвую в организации досуга семьи;

-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;

-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;

-берегу мир и покой моей семьи;

-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи;

-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;

-овладеваю богатствами духовного наследия России;

-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов,

знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения  Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;

-смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни его героев;

-беру пример с достойных граждан своего Отечества;

- уважительно отношусь к другим людям;

-не нарушаю правила  и законы моего государства;

-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;

-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;

-участвую в народных праздниках;

-участвую в сохранении  памятников истории и культуры;

-хожу в походы по родному краю;

-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим

меньшим;

-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.


 

Название направления

Формы занятий

Промежуточная аттестация

1

 «Россия – родина моя. Мой родной  край»

Экскурсии, ИКТ, викторины, участие в конференциях, конкурсах, просмотр фильмов, беседы, экскурсии

Проект «Они прославили Россию».

2

История Слободы.

Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии, обновление экспозиции в школьном музее, игры,участие в конференциях, конкурсах

 Презентация т«От Слободы до Эжвы»

3

Моя школа

 Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии, обновление экспозиции в школьном музее.

 Презентация «Моя школа»

4

С семьи начинается родина

 Сбор материалов, участие в конференциях, конкурсах.

Проект «Древо моей семьи»/исследовательские работы в рамках направления

5

Никто не забыт, ничто не забыто

Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам, акции, круглый стол, участие в конференциях, конкурсах, просмотр фильмов, беседы, экскурсии

Стенд « У войны неженское лицо»


3.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы внеурочной деятельности:

Конференции, круглые столы, олимпиады, конкурсы, классные часы, уроки мужества, викторины, просмотр фильмов, беседы, экскурсии

Виды внеурочной деятельности:

Игровая, познавательная, учебная

1 раздел. Вводное занятие. Документальные памятники истории.2 ч

1.1 Цели и задачи работы объединения «Патриотом-быть!». Формы и методы деятельности. Планы на год. Инструктаж по технике безопасности. Тестирование и анкетирование. (1ч)

1.2 Исторические документы, виды исторических документов. Особенности работы с

историческими документами

Практическое занятие.  Экскурсия в  библиотеку «Светоч» (1ч)

2 раздел. «Россия – родина моя. Мой родной край» 8ч

2.1. Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни. (2ч.)

2.2.Символика российского государства: герб, гимн, флаг. (1ч.)

2.3Страницы истории Республики Коми. (1ч.)

2.4.География Республики Коми. Сыктывкар- столица Республики Коми. Слобода. (1ч.)

2.5.Экскурсии: Сыктывкар,  экскурсия в национальную ленинскую библиотеку. (1ч.)

2.6.Практическое занятие.   Составление таблицы «Исторические места Сыктывкара» (1ч.)      

2.7.Практическое занятие.   Виртуальное путешествие «По г. Сыктывкару»(1ч.)

3 раздел. «История Слободы» 8ч        

3.1   Происхождение Слободы. (2ч)

Дата образования. Документы, рассказавшие о происхождении села. Исторические предпосылки для его основания. Тематика и методика проведения беседы со старожилами.

3.2 «Так начиналась Слобода…».(2ч)

Первые жители. Их фамилии в топонимике села. Потомки первых жителей, их рассказы и воспоминания. Первая улица.

Тематический поиск. Беседы со старожилами.

3.3 Легенды Слободы. (2ч)

Тематический поиск. Легенды и предания.

3.4 Основные занятия жителей Слободы. (2ч)

Земледелие, животноводство и торговля, рыболовство – основные занятия жителей села.

 Тематический поиск. Традиционные ремесла.

4 раздел. «Моя школа» 4ч

4.1 История моей школы (когда была построена, юбилейные даты, школьные традиции, история детских организаций школы).

 Практическое занятие.(2ч.)

4.2 Учителя и выпускники школы.

Практическое занятие. Встречи с интересными людьми, прослушивание их рассказов о школьных годах. (1ч.)

4.3. Практическое занятие. Школьные посиделки: история и традиции. (1ч.)

5  раздел. «С семьи начинается Родина» 8  ч

5.1.   Общие сведения о родословной. Понятия и термины. (2ч)

Источники генеалогических знаний: письменные и вещественные. Основные понятия и термины: генеалогия, род, родословие, семья, фамилия, поколение, предок, потомок,

этногенез и т.д. Исторические предки и потомки, фамилии, поколения. Антропонимика. Происхождение фамилии (прозвища), имени, отчества. Их значение.

Практическое занятие. Тестирование. Работа с генеалогическим словарем, составление кроссвордов.

5.2.  Моя семья. Основные сведения. История семьи. (2ч)

Важнейшие сведения по истории семьи. Кто я, кто мы, кто все мы и каждый: родители, дети, поколения. Фамилия (прозвище), имя, отчество. Дата и место рождения каждого члена семьи, их место жительства. Белые пятна (лакуны) в истории рода. История семьи в письмах, дневниках: наличие писем и дневников, фотографий, портретов, реликвий. Известные люди рода. Генеалогическое древо. Мой род на службе России. Семейные традиции и праздники

Практическое занятие. Исследовательская работа « Моя семейная реликвия».

5.3.  «Древо Жизни».(2ч)

 Способы изображения корней генеалогического древа. Понятие о смешанной восходящей и нисходящей родословной. Мужская восходящая родословная. Виды генеалогических таблиц. Сбор и хранение документов семейного архива.

Практическое занятие. Составление родословной семьи.

5.4 .   Практическое занятие. Конкурс творческих работ (2ч)

6 раздел. «Никто не забыт, ничто не забыто»  4 ч

6.1.Проведения февральских военно-патриотических месячников; (1ч)

6.2.Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни,(1ч)

6.3.Круглый стол « У войны не женское лицо» (1ч)

6.4.Музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», выпуск листовок и тематических газет.(1ч)


4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план

№№ п\п

Название разделов

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего

1

Вводное занятие

1 час

0 часов

1 час

Документальные памятники истории

0 часов

1 час

1 час

2

 «Россия – родина моя. Мой  родной край»

5 часов

3 часа

8 часов

3

История Слободы.

8 часов

0 часов

8 часов

4

Моя школа.

0 часов

4 часа

4 часа

5

С семьи начинается Родина.

4 часа

4 часа

8 часов

6

Никто не забыт, ничто не забыто.

1 час

3 часа

4 часа

19

15

34

         

Календарно-тематическое планирование

тема

Основное содержание занятия

Кол-во часов

Формы и методы работы

Вид

 деятельности

Вид контроля

примечание

1

Вводное занятие. Документальные памятники истории.(2ч)

1. Цели и задачи работы объединения «Патриотом-быть». Формы и методы деятельности. План на год. Инструктаж по технике безопасности.

1

Тестирование и анкетирование.

теоретический

-

2. Исторические документы, виды исторических документов. Особенности работы с  историческими документами

  Практическое занятие.  Экскурсия в библиотеку Светоч».

1

экскурсия

Теоретический/практический

- Проявлять интерес к изучаемому курсу; формировать любовь к окружающему, людям Родине.

-

2

 «Россия – родина моя. Мой родной край » (8ч)

3-4. Россия – место, где человек родился и вырос, познал счастье жизни.

5. Символика российского государства: герб, гимн, флаг.

6. Страницы истории Республики Коми.

7. География Республики Коми. Сыктывкар- столица Республики Коми. Слобода.

8. Экскурсии: Сыктывкар,  экскурсия в национальную ленинскую библиотеку.

9. Практическое занятие.   Составление таблицы  .   Составление таблицы «Исторические места Сыктывкара»

10.Практическое занятие.  Практическое занятие.   Виртуальное путешествие «По г. Сыктывкару»

2

1

1

1

1

1

1

Экскурсии, ИКТ, викторины, участие в конференциях, конкурсах, просмотр фильмов, беседы, экскурсии

Теоретический/практический

- Знать символику России. Исследовать жизнь древних славян на примере героических сказок. Знать государственные праздники России.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 Буклет  «Они прославили Россию».

3

История Слободы(8ч)

11-12.   Происхождение Слободы

       Дата образования . Документы, рассказавшие о происхождении . Исторические предпосылки для его основания. Тематика и методика проведения беседы со старожилами.

13-14. «Так начиналась Слобода…».

     Первые жители . . Потомки первых жителей, их рассказы и воспоминания. Первая улица .

     Тематический поиск. Беседы со старожилами села.

15-16. Легенды Слободы.

       Тематический поиск. Легенды и предания.

17-18. Основные занятия жителей Слободы.

       Земледелие, животноводство и торговля, рыболовство – основные занятия жителей .

      Тематический поиск. Традиционные ремесла.

2

2

2

2

Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии, игры, участие в конференциях ,конкурсах

Теоретический/практический

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Презентация « От Слободы до Эжвы»

4

Моя школа (4ч)

19-20. История моей школы (когда была построена, юбилейные даты, школьные традиции,).

 Практическое занятие.

21. Учителя и выпускники школы.

      Практическое занятие. Встречи с интересными людьми, прослушивание их рассказов о школьных годах.

22. Практическое занятие. Школьные посиделки: история и традиции.

2

1

1

 Встречи с интересными людьми, интервьюирование, фотографирование, экскурсии

Теоретический/практический

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Презентация « Моя школа».

5

«С чего начинается Родина» (8  ч)

23-24.  Общие сведения о родословной. Понятия и термины.

        Источники генеалогических знаний: письменные и вещественные. Основные понятия и термины: генеалогия, род, родословие, семья, фамилия, поколение, предок, потомок,

этногенез и т.д. Исторические предки и потомки, фамилии, поколения. Антропонимика. Происхождение фамилии (прозвища), имени, отчества. Их значение.

         Практическое занятие. Тестирование. Работа с генеалогическим словарем, составление кроссвордов.

25-26.  Моя семья. Основные сведения. История семьи.

        Важнейшие сведения по истории семьи. Кто я, кто мы, кто все мы и каждый: родители, дети, поколения. Фамилия (прозвище), имя, отчество. Дата и место рождения каждого члена семьи, их место жительства. Белые пятна (лакуны) в истории рода. История семьи в письмах, дневниках: наличие писем и дневников, фотографий, портретов, реликвий. Известные люди рода. Генеалогическое древо. Мой род на службе России. Семейные традиции и праздники

Практическое занятие. Рассказ о своих родителях, родственниках, друзьях. Семейные реликвии.

27-28. «Древо Жизни».

 Способы изображения корней генеалогического древа. Понятие о смешанной восходящей и нисходящей родословной. Мужская восходящая родословная. Виды генеалогических таблиц. Сбор и хранение документов семейного архива.

Практическое занятие. Составление родословной семьи до третьего колена.

29-30.   Практическое занятие. Конкурс творческих работ

2

2

2

2

 Сбор материалов, интервьюирование, фотографирование,у частие в конкурсах, конференциях

Теоретический/практический

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей роль семьи в жизни человека и взаимоотношениях в семье.

- Знать о том, что самое дорогое у человека –  его семья; основа благополучия – взаимопомощь членов семьи. Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; совместно договариваться о правилах общения.

Проект «Древо моей семьи»/исследовательские работы в рамках направления

6

«Никто не забыт,ничто не забыто»  (4 ч)

Проведения февральских военно-патриотических месячников;

.Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни

Круглый стол « У войны не женское лицо» (

Музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», выпуск листовок и тематических газет.

1

1

1

1

Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, праздники, посвященные памятным датам, акции.

Теоретический/практический

Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью.

Стенд « У войны неженское лицо»

34

Используемая литература и интернет-ресурсы:

  • Методические рекомендации ИУУ г. Биробиджан: «Инновационные формы и методы в патриотическом воспитании».
  • Журнал: «Классный руководитель», «Народное образование», «Воспитание школьников».
  • Актуальность вопросов воспитания чувства патриотизма при формировании жизненной позиции учащихся. Карочкин В.В. Статья журнала «Классное руководство»
  • Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.
  • Военная история Отечества с древних времён до наших дней. В 3-х томах. - М. : Просвещение, 1995.
  • Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. - М. : Агентство печати Новости,1995.
  • Решин Л. С. Освободители. “Родина” № 8 -9, 1992.
  • Сурмина И. О. Самые знаменитые герои России. - М. : Вече. 2002.
  • Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
  • И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
  • О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! -  М.: «ВАКО», 2006.
  • Кудряшова В.М. «Коми народные сказки»-Сыктывкар, Коми книжное издательство 2008.
  • Азбука юного гражданина Республики Коми., Сыктывкар, издательство «Титул» 2012.
  • Л. Н. Жеребцов, Н. Д. Конаков, К. С. Королев, «Из жизни древних коми». Сыктывкар: Коми кн. изд-во
  • Жаков К. Ф. Биармия , Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1993





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Патриоты»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности «Патриоты»направление  гражданско-патриотическое Уровень обучения         основное общее обр...

Программа внеурочной деятельности "Здоровым быть здорово" 6-8 класс

Программа «Здоровым быть здорово» достаточно актуальна в настоящее время. Согласно статистическим данным здоровых детей становится все меньше, более 50 % школьников имеют проблемы со здоро...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Патриот"

В рабочей программе  описаны планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Патриот», содержание с указанием видов и форм деятельности, а также планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Здорово быть здоровым"

         Внеурочная деятельность курса «Здорово быть здоровым» предназначена для учащихся 10-х классов в рамках, спортивно-оздоровительного направления. Пот...

Рабочая программа внеурочной деятельности по химии «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...

Программа внеурочной деятельности "Кем быть?" составлена для обучающихся с умственной отсталостью

Программа по профориентации направлена на подготовку неслышащих подростков с умственной отсталостью к сознательному выбору профессии и построению перспектив своего профессионального развития....