МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
методическая разработка по истории

Дюева Елена Викторовна

Смутное время начала XVII века

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_smutnoe_vremya.docx104.69 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: Розовая тисненая бумагаОписание: Песок

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Саратовский колледж кулинарного искусства»

Смутное время начала XVII века

профессия «Повар, кондитер»

                                                                

                                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Описание: Песок

        Методическая  разработка


 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИОписание: ПесокОписание: Розовая тисненая бумага

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Саратовский колледж кулинарного искусства»

Смутное время начала XVII века

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

АВТОР: ДЮЕВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА

Саратов 2019


Аннотация

Урок по истории на тему «Смутное время начала XVII века» - урок изучения нового материала. Данный урок является базовым в разделе «Россия в конце XVI – XVII веков: от великого княжества к царству». Состоит из четырех этапов: организационный момент, усвоение новых знаний, закрепление материала, подведение итогов урока (рефлексия). Основной дидактической задачей этого урока является активизация познавательной деятельности, практическое применение ранее изученного материала и включение его в систему уже имеющихся знаний.

Тема «Смутное время начала XVII века» направлена на понимание сути алгоритмов, их свойств, способов описания, так как эта тема развивает: ясность и четкость мышления; способность предельно уточнять предмет мысли; внимательность, аккуратность, обстоятельность, убедительность в суждениях; умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли

В процессе работы происходит смена деятельности – работа за компьютером, проведение опроса, дискуссии внутри группы.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ        5

1.        ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ        7

2.        ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ        10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        12

ПРИЛОЖЕНИЕ        13

План-конспект урока        14

Технологическая карта урока        15

Ход урока        16

Практикум по решению задач (на карточках)        21

        2


ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральным законом от 13.03.1995 года № 32-ФЗ «О Днях воинской славы и памятных датах России»  и Трудовым кодексом РФ  4 ноября каждого года Россия отмечает государственный праздник – День народного единства.

Он учрежден в память событий 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяло Китай-город, освободило Москву от польских интервентов, «продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе», и способствовало окончанию Смуты.

В исторической литературе Смутой (Смутным временем) принято называть драматические события конца XVI – начала XVII веков, начавшиеся со смертью в 1598 году царя Федора Ивановича и пресечением династии Рюриковичей, где тесным образом переплелись различные по характеру явления: кризис власти, самозванство, гражданская война и иностранная интервенция.  

По сути, этот исторический пласт можно определить как кризис – династический, социальный, экономический, политический. Иными словами, это была эпоха кризиса российской государственности. 

Ситуацией воспользовались самозванцы, шведские, а также польские интервенты, которые вторглись в  Москву.

Патриотическое движение, направленное на борьбу с интервентами, ознаменовалось созданием народного ополчения, которое освободило осенью 1612 года Москву от иностранных захватчиков и показало пример того, как единение всех граждан, независимо от происхождения, веры и положения в обществе, сплочение и солидарность сыграли особую роль в судьбе России. 

То, что происходило в стране в первые два десятилетия XVII века, навсегда врезалось в ее историческую память. Никогда раньше политическая борьба за власть в государстве не становилась обыденным делом рядовых дворян и тем более социальных низов. Итак, в правление Бориса Годунова в России начался период, получивший название «Смута». 

В русском народном лексиконе это слово имеет множество смысловых оттенков, означая анархию, безвременье, всеобщий хаос, крайнюю неустроенность жизни, беспрестанные потрясения, Гражданскую войну.


  1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

Содержание рабочей программы «История» в профессии «Провар, кондитер» рассчитано на 171ч.

Программа состоит из 16 разделов. Данный урок «Смутное время начала XVII века» представлена в Разделе 5 «Россия в конце XVI – XVII веков: от великого княжества к царству». На изучение данного раздела отводится 10 часов, на изучение урока отводится 2 часа. Тема изучается во втором полугодии первого года обучения.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел  5. Россия в конце XVI – XVII: от великого княжества к царству

10

43-44 Россия в правление Ивана Грозного.

.

Содержание учебного материала:

Россия в период боярского правления. Иван IV. Избранная рада. Реформы 1550-х годов и их значение. Становление приказной системы. Укрепление армии. Стоглавый собор. Расширение территории государства, его многонациональный характер. Походы на Казань. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, борьба с Крымским ханством, покорение Западной Сибири. Ливонская война, ее итоги и последствия. Опричнина, споры о ее смысле. Последствия опричнины. Россия в конце XVI века, нарастание кризиса. Учреждение патриаршества. Закрепощение крестьян.

2

2

45-46. Смутное время начала XVII века.

Содержание учебного материала:

Царствование Б.Годунова. Смута: причины, участники, последствия. Самозванцы. Восстание под предводительством И.Болотникова. Вмешательство Речи Посполитой и Швеции в Смуту. Оборона Смоленска. Освободительная борьба против интервентов. Патриотический подъем народа. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. Ополчение К.Минина и Д.Пожарского. Освобождение Москвы. Начало царствования династии Романовых.

2

2

47-48. Экономическое и социальное развитие России в XVII веке. Народные движения.

Содержание учебного материала:

Экономические последствия Смуты. Восстановление хозяйства. Новые явления в экономике страны: рост товарно-денежных отношений, развитие мелкотоварного производства, возникновение мануфактур. Развитие торговли, начало формирования всероссийского рынка. Окончательное закрепощение крестьян. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. Городские восстания. Восстание под предводительством С.Т.Разина.

2

2

49-50. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика России в ХVII веке.

Усиление царской власти. Развитие приказной системы. Преобразования в армии. Начало становления абсолютизма. Власть и церковь. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Русские первопроходцы. Внешняя политика России в XVII веке. Взаимоотношения с соседними государствами и народами. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение к России Левобережной Украины и Киева. Отношения России с Крымским ханством и Османской империей

2

2

51-52.  Культура Руси конца XIII—XVII веков.

Культура XIII— XV веков. Летописание. Важнейшие памятники литературы (памятники куликовского цикла, сказания, жития, хождения). Развитие зодчества (Московский Кремль, монастырские комплексы-крепости). Расцвет иконописи (Ф.Грек, А.Рублев). Культура XVI века. Книгопечатание (И. Федоров). Публицистика. Зодчество (шатровые храмы). «Домострой». Культура XVII века. Традиции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование. Литература: новые жанры (сатирические повести, автобиографические повести), новые герои. Зодчество: основные стили и памятники. Живопись (С. Ушаков).

2

2

Всего:

10

Тема «Смутное время начала XVII века» в структуре раздела программы - вторая. Она раскрывает сущность и особенности Смутного времени в России начала XVII века, основные его характеристики, содержание, действующих лиц, его цели и результаты, а также подвиг народа при освобождении Москвы от поляков. Актуальность данной темы обусловлена тем, что события Смуты имеют большое воспитательное значений, они учат чести, справедливости, патриотизму, гуманности, учат уважать государство. В то же время они формируют правильную гражданскую позицию, так на примере показывают чего нужно опасаться в государстве, от чего нужно отказаться в политике.

Тема Смутного времени к тому же очень востребована и раскрыта, её посвящали свои произведения Пушкин, Глинка, Репин, Мартос и мн. другие. События Смуты это одни из немногих, которые имеют свое закрепление в государственном празднике. 4 ноября празднуется день народного единства, праздник, посвященный народному единству времени Смуты.


  1. ЗАДАЧИ МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

В своей педагогической работе приоритетным направлением в обучении считаю организацию деятельности обучающихся на уроках. Группа рассматривается как коллектив единомышленников, которые объединены на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций и совместной деятельности.

При новой системе образования преподаватель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности обучающихся, компетентного консультанта и помощника.

Для внедрения этих идей, разрабатываю ряд заданий для учебной деятельности обучающихся на уроках теоретического обучения. Такие как: опорные конспекты, технологические карты, тестовые задания на отработку изученного материала, практические работы, творческие задания, просмотр и обсуждение фильмов и презентаций. А так же на уроках использую разноуровневые задания.

Таким образом, обучая приёмам самостоятельной деятельности, мы личность обучающегося ставим в центр внимания педагога, а деятельность учения (познавательная деятельность) становится ведущей в тандеме педагог – обучающийся.

Самостоятельная деятельность, помогает проявиться (обнаружиться) знаниям, умениям и навыкам в незнакомой ситуации, т.е. является более высоким уровнем обучения. Она является важным педагогическим условием достижения цели образования, т.к. благодаря ей, обучающиеся выступают в качестве активных носителей субъективного опыта.

В качестве наглядного примера по организации деятельности обучающихся предложен на рассмотрение план урока по заявленной теме.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из ведущих показателей, характеризующих ценность данного урока, является познавательная творческая деятельность учащихся, организуемая и направляемая преподавателем с помощью различных методов и приемов.

Чередование видов деятельности способствует предупреждению перегрузки учащихся в процессе урока. Формы организации познавательной деятельности соответствуют содержанию учебного материала и возрастным особенностям учащихся. Методы обучения, используемые на уроке, разнообразны и способствуют лучшему усвоению учебного материала. Осуществляется сознательное и прочное усвоение знаний, умений и навыков на основе целенаправленного подведения обучаемых к обобщению и систематизации усвоенных знаний, а также их применение в практике учебного труда. Интенсифицируется процесс обучения, проявляющийся в напряженности учебного труда, благодаря высокому темпу работы и рациональному использованию времени. Связи между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами и формами обучения обеспечивают оптимальное функционирование всей системы урока. Выбранный тип и вид урока позволяет полностью реализовать триединую дидактическую цель.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.  История Отечества: С древнейших времен до наших дней. – М.: Академия, 2014.
  2. Карамзин Н.А. Об истории государства Российского
  3. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII в. – М.: Просвещение, 2003
  4. Соловьев В.М. История России. Белый город, 2003 г.
  5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней М, 2000 г.
  6. Энциклопедия Истории России 882-1917. «Интерактивный мир»
  7.  http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pseudo-Dimitrij.jpg 
  8.  http://www.liveinternet.ru/users/3342196/post127513008/ 
  9.  http://www.pravoslavie.ru/put/print43611.htm 
  10.  http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Tushino.jpg 
  11.   http://rusk.ru/newsdata.php?idar=55108 10.http://www.historbook.ru/Smuta1.html


ПРИЛОЖЕНИЕ


План-конспект урока

Урок по теме «Смутное время начала XVII века»

Предмет: История

Курс: 1

Тема урока: «Смутное время начала XVII века».

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Вид урока: смешанный.

Цели урока:

Образовательные:

  • сформировать и закрепить знания студентов об основных событиях Смутного времени;
  • сформировать целостное представление о Смуте как о всестороннем кризисе русского общества;
  • научить организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы выполнения учебных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • обеспечить возможность реализации студентами умений самостоятельно добывать знания, анализируя учебный материал и исторические документы.

Развивающие:

Способствовать развитию

  • умения применять на практике полученные знания;
  • умения анализировать и делать выводы;
  • интеллектуальных способностей (мышление, память, речь);
  • навыков индивидуальной и коллективной деятельности;
  • навыков публичных выступлений.

Воспитательные:

  • способствовать пониманию сущности и социальной значимости темы;
  • создать условия для формирования чувства ответственности, патриотизма, представлений о долге и верности, коммуникативной компетентности;

Квалификационные требования:

Студенты должны знать: понятия: смута, интервенция, самозванчество, “Семибоярщина”, гражданская война; причины, этапы, итоги Смутного времени; основных деятелей периода Смутного времени.

Студенты должны уметь: оперировать понятиями; работать с историческими документами; представлять изучаемый материал в виде таблиц; повторять и обобщать изученное; высказывать собственное мнение.

Дидактические методы: информационно-рецептивный; исследовательский.

Формы организации работы студентов: беседа, лекция, самостоятельная работа, работа с учебником.

Способы организации деятельности преподавателя и учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: мультимедийный проектор, персональный компьютер, презентация, видеоролик, аудиозапись

Дидактический материал к занятию: кроссворд, индивидуальный лист заданий студентов, исторические документы, тест

.

Дидактическая структура занятия

Методическая подструктура урока

Признаки решения

дидактических задач

Методы обучения

Форма деятельности

Методические

приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

Организационный момент

Беседа

Фронтальная

Наблюдение

Коллективная

Подготовка учащихся к работе на уроке

Подготовка к изучению нового материала (ознакомление с планом и целью занятия)

Беседа

Фронтальная

Наблюдение

Проектор, интерактивная доска, ПК

Коллективная

Кратковременность организационного момента; полная готовность группы к работе; быстрое включение учащихся в деловой  ритм, организация внимания всех учащихся

Изучение нового материала

Лекция

Фронтальная

Формирование проблемных вопросов; разъяснения нового материала

Проектор, интерактивная доска, ПК

Коллективная

Активизация мыслительной деятельности. Развитие внимания. Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах

По ходу урока

учащиеся конспектируют определения и отвечают на вопросы

Работа с учебником

Индивидуальная

Закрепление знаний

Проектор, интерактивная доска, ПК

Индивидуальная

Активизация мыслительной деятельности. Развитие внимания. Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах

Закрепление темы занятия

Упражнения

Групповая

Координация работы учащихся по заданиям; работа за ПК

Проектор, интерактивная доска, ПК

Групповая

Способность учащихся к самостоятельной работе, правильность выполнения практической работы и активное участие группы в подведении итогов практической работы.

Подведение итогов

Тест

Фронтальная

Фронтальный опрос и выставление оценок

ПК

Индивидуальная

Развитие умения учащихся оценивать свои возможности, обобщать и делать выводы. Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учащимися значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

Домашнее задание

Работа с лекцией

Фронтальная

Вопросы

Проектор, интерактивная доска, ПК

Коллективная

Творческий характер выполнения домашнего задания Правильное выполнение домашнего задания всеми учащимися

Технологическая карта урока

Практикум по решению задач

 

1. Задание «Текст с ошибками». Найдите ошибки, исправьте текст.

20 июня 1613 года в Москву вошел Лжедмитрий II, который был самозванцем, выдававшим себя за царя Федора. Он женился на полячке Марине Нагой и принял мусульманство. Но 1606 году он был, свергнут, а российский престол достался Василию Шуйскому. В 1613 году второе народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским  освободило Москву от поляков. Смута закончилась избранием на царство Петра 1.

2. Соотнесите понятия.

Интервенция  Войско из добровольцев

Смута           Вмешательство одного государства в дела другого

Ополчение     Отсутствие порядка, бунт, распря

 

3. Задание - «О ком идет речь?» Определите исторических личностей периода смуты по образным выражениям, применимых к ним и укажите на портрет. Подпишите персоналии под цифрами.

  1. «Боярский царь»  - ……

  2. Праведен, умен, спокоен, не тщеславен и лучше нам не найти! - …

  3. «Тушинский вор» - ……

  4. …хоть и «царская родня», но народ не принял - ……

  5. …«испечен в польской печке, а заквашен в Москве» - ……

 

 

4. Задание «Историческая ситуация».  Устный ответ команды.

1. Представьте, ситуацию если бы 2 ополчению не удалось освободить Москву от поляков, что бы произошло, с Россией и как бы она могла развиваться дальше?

2. Представьте ситуацию, которая могла бы сложиться в российском государстве, если бы Лжедмитрий 1 удержался на престоле?

Задание 5. Прочитайте документы и ответьте на вопросы устно.

1.Свидетельства современника событий Смуты князя С.И. Шаховского о Лжедмитрии I и Василии Шуйском.

 

Расстрига же ростом был мал, широк в груди, мышцами крепок; внешность же у него была не царственная, препростое имел обличие и все тело смуглое. Однако же был остроумен и в науке книжной сведущ, дерзок и многоречив, любил конные состязания, с врагами сражался смело, будучи сильным и храбрым; воинов очень любил.

Царь Василий был маленького роста, некрасивый, подслеповатый, в книжном учении сведущ, рассудителен и разумен; скуп очень и неотзывчив; единственно к тем благоволил, кто нашептывал ему ложное на людей, он же их слушал с удовольствием и радостью; любил гадать у волхвов (чародеев, волшебников, - сост.), а о воинах своих не радел.

 

2. Договор 17 августа 1610 г. о признании королевича Владислава русским царем:

Королевичу Владиславу Жигимонтовичу, колико придет в царствующий град Москву, венчать на государство царским венцом по прежнему чину… церкви Божии по всем городам и селам чтити и от разоренья оберегати и святым Божиим иконам и чудотворным мощам поклонятися и почитати, костелов и иных вер молебных храмов в Московском государстве нигде не ставити… А что дано церквам Божиим и в монастыри вотчин или угодий, не отъимати. Боярам и дворянам и приказным всяким людям у всяких государственных дел быти по прежнему, а польским и литовским людям на Москве ни у каких дел и по городам в воеводах и в приказных людях не быти.

Прежних обычаев и чинов не применяти и московских княжеских и боярских родов приезжими иноземцы не понижати. А жалованье денежное и вотчины, кто не имел, тому быти по прежнему. Суду быти по прежнему обычаю и по судебнику Российского государства, … а не сыскав вины и не осудивши судом всеми бояры, никого не казнити. Доходы государские с городов, с волостей, также с кабаков и с тамог велети государю сбирати по-прежнему; не поговоря с бояры, ни в чем не прибавляти.

…А о крещеньи, чтоб государю королевичу Владиславу Жигимонтовичу пожаловати креститися в нашу православную христианскую веру и быти в нашей в православной христианской греческой вере.

 

Вопросы к документам:

1.Судя по свидетельству современника событий (документ 1), Лжедмитрий I и Василий Шуйский были умными, образованными людьми. Почему же ни одному из них не удалось прекратить смуту, наладить государственное управление?

2.Прочитайте документ 2. В чем Вы видите его историческое значение?  Стремление к установлению какой формы государственного строя проявляется в приведенном источнике? Свое мнение обоснуйте.

 

 

Ответы.

1. Задание «Текст с ошибками». Найдите ошибки, исправьте текст.

20 июня 1605 года в Москву вошел Лжедмитрий I, который был самозванцем, выдававшим себя за царя Дмитрия. Он женился на полячке Марине Мнишек и принял католичество. Но 1606 году он был, свергнут, а российский престол достался Василию Шуйскому. В 1613 году второе народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским  освободило Москву от поляков. Смута закончилась избранием на царство Михаила Романова.

2. Соотнесите понятия.

Интервенция                   Войско из добровольцев

Смута                              Вмешательство одного государства в дела другого

Ополчение                      Отсутствие порядка, бунт, распря

 

3. Задание - «О ком идет речь?» Определите исторических личностей периода смуты по образным выражениям, применимых к ним и укажите на портрет. Подпишите персоналии цифрами, назовите имена.

  1. «Боярский царь»  - Василий Шуйский

  2. Праведен, умен, спокоен, не тщеславен и лучше нам не найти! – Михаил Романов

  3. «Тушинский вор» - 2 Лжедмитрий II

  4. …хоть и «царская родня», но народ не принял – 4 Борис Годунов

  5. …«испечен в польской печке, а заквашен в Москве» - Лжедмитрий I

 

 

 

4. Задание «Историческая ситуация».  Устный ответ команды.

1. Представьте, ситуацию если бы народному ополчению не удалось освободить Москву от поляков, что бы произошло, с Россией и как бы она могла развиваться дальше? Потеря национальной независимости, протекторатство Польши. Делёж земель. Вторжение шведов.

2. Представьте ситуацию, которая могла бы сложиться в российском государстве, если бы Лжедмитрий 1 удержался на престоле? Введение католичества, борьба поляков за выгодные «места» в государстве, бесчинства, засилье и навязывание своей политики. Отказ по «услуг» Польши, столкновение с боярской верхушкой и православной церковью. Волнения «в верхах» и «низах». Произвол в стране.

5. Ответы к документам:

1. Потому что именно смута обоих питала властью, обогащением, влиянию на события в нужном для себя русле. Правда лишь на время.

2. Владислав должен был решительно креститься в веру православную, так как влияние её на народ было беспрекословным. Порядки церковные не ломать. Извлекать выгоды единым лишь повиновением. Это шаг первый. Второй – земли даровать и далее. Третий – склонить в свою сторону и поступать далее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...