Методические разработки
методическая разработка по истории (10 класс)

Еремкина Татьяна Александровна

На этой вкладке представлены методические разработки для уроков истории, а также внеклассных мероприятий

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования №167 Красносельского района Санкт-Петербурга

Конкурс педагогических достижений Красносельского района

Санкт-Петербурга в 2020-2021 учебном году

Номинация «Воспитать человека», подноминация «Дебют»

Возрастная группа 15-17 лет

Классный час: «Быть гражданином и патриотом своей страны»

Пояснительная записка

Еремкина Т. А., учитель истории и

 обществознания

 Характерной особенностью развития современного отечественного образования является повышенный интерес к проблеме воспитания патриотизма подрастающего поколения. События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма [5; 7]. В этой связи особую значимость приобретает воспитательная деятельность педагогов, осуществляемая в общеобразовательных учреждениях.

Основой разработки теоретико-методологических параметров образовательной деятельности в сфере патриотического воспитания молодёжи является интеграция патриотизма как исторически сложившегося социокультурного феномена в современное образование. Одной из основных задач по патриотическому воспитанию учащихся является организация воспитывающей среды во внеучебной деятельности учеников, вовлечение их в систему дополнительного образования, научно-исследовательскую деятельность. Патриотизм молодого поколения, связанного с историей и культурой родной страны, народа, формируется в процессе обучения, воспитания и социализации, подготовки к сознательному труду. Воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, способного выполнять свои конституционные обязанности, призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.

Цели и задачи урока: сформировать у учащихся чувство патриотизма, гражданственности, воспитывать человека, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Способствовать развитию трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. Развивать гражданские убеждения, умения определять собственные характерные особенности, работать с правовыми документами.

Планируемые результаты урока:

Предметные – овладение целостными представлениями о патриотизме, гражданственности. Определение места патриотизма в структуре социальной жизни общества (экономической, политической, социокультурной, духовной).

Метапредметные – готовность к сотрудничеству, коллективной работе, освоение навыков межкультурного диалога в школе, социальном окружении. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Личностные – формирование правовой культуры и активной гражданской позиции учащихся; создание духовно наполненной, патриотически мотивированной среды жизнедеятельности классного коллектива, вовлечение учащихся в систему творческих дел патриотической направленности.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, мультимедиа, Семейный кодекс РФ, Конституция РФ.

План-конспект классного часа

1.Организационный этап. Приветствие.

Здравствуйте.

2.Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Ребята, тема нашего классного часа «Быть гражданином и патриотом своей страны». Посмотрите на доску. Знакомы ли вы с понятиями «гражданин» и «патриот». Что они означают? Какие качества присущи настоящим патриотам своей страны. На нашем занятии мы будем раскрывать суть этих слов, выясним их значение.
          3. Слово учителя. Что означают слова «гражданин» и «патриот»? Прочитайте высказывание Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». (Читает ученик вслух). Давайте вернемся к нашим понятиям. Что же означает слово «гражданин»?

(Ответы детей)

Слово учителя. Гражданственность – степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность личности активно содействовать процветанию общества.

Всегда у всех народов высоко ценились качества, которые помогали обществу сначала выжить, а затем нормально развиваться. Эти качества являются социально значимыми. Благополучие общества зависит во многом от того, какими качествами обладают его члены. Причины трудностей страны – в самих гражданах. В особенностях их характера, воли, чувств, способностей, мотивов. Человек, способный направить эти качества не только на собственное благо, но и на благо других людей, на благо Родины, становится Гражданином.

 Гражданственность – это прежде всего:

– чувство собственного достоинства;

– внутренняя свобода, самостоятельность выбора;

– способность быть истинным субъектом права;

– уважительное и доверительное отношение к другим гражданам и государственной власти;

– способность воспринимать свои права и обязанности, опираясь на основной закон.
         4. Работа с документами.

Работа учащихся организуется по группам. В каждой группе исследуется соответствующие документы: Семейный кодекс РФ, Конституция РФ. Затем проводится коллективное обсуждение. По его итогам учащиеся составляют памятку для себя и своих родителей «Мои права и обязанности гражданина РФ».

Гражданские чувства родственны патриотическим. Это движение души, не позволяющее честному человеку спокойно взирать на беды и несчастья своего народа, чувство долга – защищать Родину, уважение к традициям и культуре своего народа. Гражданские чувства побуждают искать пути улучшения жизни общества, совершать для этого соответствующие поступки. Гражданин – человек, участвующий в делах государства, которому не безразлично положение страны, ее место в мире. Воспитание имеет огромное значение в формировании социально значимых качеств.

Кто воспитывает человека? (Ответ класса)

Слово учителя. «Человек воспитывается в окружающей его культурной среде незаметно для себя. Его воспитывает история, прошлое», – говорил   Д. С. Лихачев. Человек живет не только в культурной среде, но и в среде, созданной культурой его предков, созданной им самим.

Сохранение культурной среды необходимо человеку для его духовной, нравственной жизни, его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной самодисциплины и социализации.

Кто же такой патриот? (Ответы детей)

Слово учителя. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам и подвигам ради неё. Согласно толковому словарю, «патриот» – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. То есть, говоря простым языком, патриот – это человек, связывающий свое будущее с определенной страной, с Родиной. Человек, который взял на себя ответственность за свою страну и готовый работать на ее благо.

А как вы считаете, в современном обществе есть настоящие патриоты? Приведите примеры? Назовите имена? (Ответы детей)

Слово учителя. Патриотизм (от гр. patris – Родина, Отечество) – чувство любви и преданности Родине, Отечеству, своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины.

Патриотизм включает в себя:

– заботу об интересах и исторических судьбах своей страны и готовность ради них к самопожертвованию;

– верность Родине;

– гордость социальными и культурными достижениями своей страны;

– сочувствие к страданиям своего народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества;

– уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям;

– привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом).

Подлинный патриотизм не имеет ничего общего с национализмом. Что вы слышали о национализме?

Национализм (фр. nationalisme от лат. natio – народ) – идеология и политика, ставящие интересы нации превыше любых других экономических, социальных, политических интересов, стремление к национальной замкнутости, местничеству; недоверие к другим нациям, нередко перерастающее в межнациональную вражду.

Назовите из истории примеры проявления национализма в обществе, государственной политике некоторых стран. (Ответы детей).

Из вышесказанного следует, что патриотизм – высшие проявления гражданственности, когда гражданин имеет чувство ответственности за события, происходящие в стране, перед последующими поколениями.

5. Рефлексия.

Учитель просит учеников закончить начало предложений.

Закончите предложения:

1. На уроке я узнал…

2. Урок для меня показался…

3. На уроке мне понравилось…

4. На уроке мне не понравилось…

5. Как вы оцениваете работу друг друга, своих товарищей?

6. Мое настроение было…

7.  Материал урока был для меня…

Подведение итогов мероприятия. Заключительное слово классного руководителя.

Список использованных источников

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.patriot-rf/index.html – ГУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриоцентр).
  2. http://www.armpress.info/patriot.htm – Сайт общероссийского журнала «Патриот Отечества».
  3. http://www.consultant.ru/ – Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020).
  4. http://www.ed.gov.ru/junior/rub/patriot/ – Федеральное агентство по образованию. Тематический раздел «Патриотическое воспитание».

Нормативные документы:

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 –2010 гг.». – М., 2006.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

Литература:

  1. Патриотически ориентированное образование: методология, теория и практика / под общ. ред. А . К. Быкова, А. Н. Вырщикова. – М., 2005.
  2. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления / под общ. ред. А. Н. Вырщикова. – Волгоград: Издатель, 2002.

Статьи:

  1. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития // Воспитание школьников. – 2002. – №7. – С. 8–10.
  2.  Концепция патриотического воспитания граждан РФ // Красная звезда. – 2003. – №5. – С. 25–28.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...