Конспект урока "В рыцарском замке"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Синий Татьяна Викторовна

Конспект урока истории Средних веков для 6 классов "В рыцарском замке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_rytsarskom_zamke.docx57.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по истории  6 класс. Глава IV. Феодалы и крестьяне

Тема урока

В рыцарском замке

Номер урока в теме

№ 10

Тип урока

Открытие новых знаний

Информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности

(УМК)

- Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс.  Учебник для общеобразовательных организаций. / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской/ под ред. А.А. Сванидзе. -  М.: Просвещение, 2014.

- Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс.  Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / М.Н. Чернова, - М.: Просвещение, 2015. – 112 с.

- Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс.  /А.В. Игнатов. Методические рекомендации для учителей. -  М.: Просвещение, 2014 – 112 с.

- Презентация к уроку «В рыцарском замке».

План урока

  1. Замок феодала.
  2. Снаряжение рыцарей.
  3. Воспитание рыцарей.
  4. Рыцари на досуге.
  5. Рыцарская честь.

Цель урока

 Создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях.

Задачи

Обучающие:

     -  создать условия для формирования представлений учащихся об условиях жизни феодалов, о снаряжениях рыцаря, турнирах, моральных нормах и установках;

Развивающие:

     - способствовать продолжению формирование умений работать с текстами по алгоритму, анализировать исторические источники, составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения.

Воспитательные:

     - способствовать воспитанию культуры делового общения;

     - формирование этических норм и ценностей через усвоение понятий: «честь», «слава», «благородство».

Формы и методы обучения

Методы: объяснительно-иллюстративный

Формы: индивидуальная, фронтальная,  работа в парах

Технология

Проблемная, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ

Планируемые образовательные результаты

Объём освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность

Планируемые результаты:

Предметные:

- научиться создавать целостное представление об образе жизни рыцарей;

- понимать ключевые понятия: замок, палица, кольчуга, латы, забрало, оруженосец, герб, девиз, турнир, кодекс рыцарской чести ; 

- понимать побудительную роль образа жизни рыцарей;

- понимать социальные и нравственные нормы и правила при анализе и оценке реальных ситуаций;

- понимать значение качеств воспитываемых у рыцарей.

Метапредметные УУД:

Познавательные: 

- самостоятельно выделяют и формулируют цели;

- анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: 

- участвуют в коллективном обсуждении проблем;

- обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.

Регулятивные: 

- самостоятельно выделяют и формулируют цель;

- составляют план и последовательность действий.

Личностные: 

- формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к мнению своих одноклассников.

Коммуникативная компетенция

Умеют:

- работать в парах, группах;

- распределять обязанности;

- проявлять способность к взаимодействию.

Структура  и  ход  урока

Этапы урока/ время

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

1. Организационный момент (1 мин.)

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. (5 мин)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведём необычный урок, поэтому вы должны быть внимательными, активными, организованными. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку, разгадывая по первым буквам, что должно находиться на парте для урока:

Т- тетрадь

Р – ручка

У- учебник

Д- дневник

 Организация проверочной игры.  Сегодня нас ждет очень интересная тема, а догадаться о чем пойдет речь позволит нам кроссворд.

  1. Это государство называли еще Ромейской империей.
  2. Объединение крестьян одной деревни.
  3. Земельное владение, принадлежавшее только королю.
  4. Владелец наследственного земельного владения-феода.
  5. Один из видов повинностей зависимых крестьян- плата феодалу продуктами или деньгами.

Какое ключевое слово получилось? (замок)

Да, действительно. Сегодня на уроке мы поведем разговор о замках.

Но о какой категории феодалов сегодня пойдет речь?

А) Создание проблемной ситуации через побуждающий диалог (столкнуть мнения учащихся практическим заданием), открытие темы урока.

Обратите внимание на доску (слайд № 8): Кто здесь изображен? (Рыцарь, так как рыцарь - конный воин).

Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер», что означает всадник.

(Слайд № 9)

- Где из предложенных зданий мог бы жить рыцарь? Обоснуйте своё мнение. (Здания под номерами)

- Почему был сделан такой выбор?

Давайте  проверим ваши предположения. ( На экране слайд № 10 изображение замка).

Попробуйте предположить, какая  тема нашего урока.

 «В рыцарском замке».

Учащиеся приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку.

Решают кроссворд

Учащиеся отвечают, что это-рыцарь.

Учащиеся отвечают, что рыцари жили в замках.

Учащиеся предлагают тему урока «Рыцарский замок» и записывают в тетрадь.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). 

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. 

II. Версии. (2 мин)

- Какую проблему нам предстоит решить на уроке?

- Как мы будем решать данную проблему?  

Учащиеся предлагают свои версии.

Учащиеся предполагают, для чего рыцари строили такие грозные сооружения.

III. Актуализация знаний. (3 мин)

Вопрос: Что бы вы хотели узнать на уроке? (на основе ответов: занятия рыцарей, условия жизни, их жилище и т.д. строится план изучения темы. (Слайд 11)

Ребята, обсудите с соседом по парте, и ответьте, как строили феодалы свои замки? При этом вы должны учесть, что в Средневековье феодалы часто воевали друг с другом, государства враждовали, крестьяне могли взбунтоваться.

 Послушайте, как описывал  средневековые замки французский прозаик и поэт, путешественник Теофиль Готье:

Древний замок рвом окружен,

Крепкие стены из гладких камней,

Башня с дозорной вышкой над ней,

Щели бойниц, парапеты, зубцы,

И всюду готовые к битве бойцы.

- Выдвигаем гипотезу.

- Прошу вас описать дом рыцаря, изображенный на слайде № 11 (дети говорят, что дом рыцаря похож на крепость, построен из камня, имеет прочные стены, хорошо укреплен и т.д.) и ставит перед учащимися проблему: С чем было связано то, что у рыцаря был именно такой дом, а не другой?

Б) поиск решения (через выдвижение и проверку гипотез)

Учащиеся формулируют цели своей работы.

В течение 2  мин. ребята в парах обсуждают, думают, высказывают свои мнения: для защиты от врагов, для хранения богатства, для приёма гостей, для ведения воины и т.д.

IV. Планирование деятельности.

(1 мин)

- Чтобы проверить гипотезы и решить проблему мы будем работать  по следующему плану. (Слайд 12)

.

.

Учащиеся знакомятся с планом урока.

V. Открытие нового знания. (22 мин)

-Снаряжение рыцарей (5 м.)

-Воспитание рыцарей (5 м.)

-Физминутка (2 м.)

- Рыцари на досуге

(5 м.)

-Кодекс рыцарской чести (5 м.)

Итак, мы пришли к выводу, что замок-это укрепленное жилище феодала. Посмотрим, как был устроен замок. На слайде (№13) вы видите план замка.

Как считаете, почему я озаглавила этот слайд «Мой дом-моя крепость»?

Мы знаем, что главное занятие рыцарей- военные походы. Познакомимся со снаряжением рыцаря.

Задание –прочитать п.2. на стр.96 и выполнить задание:

1. Опишите вооружение рыцаря.

2. Зачем феодалам было необходимо тяжёлое вооружение?

(Слайд14-15)

А как же  воспитывали рыцаря?

Феодалы готовились к военной службе еще с детства.  Детям приглашали учителей, которые обучали их пению, поведению в обществе, танцам, но не всегда письму и чтению. Ребенок покидал отцовский замок и служил пажом. В 15 лет он становился оруженосцем и только после длительной службы и подвигов его посвящали в рыцари. (Слайд № 16).

На слайде –зарядка

Мы уже знаем, что феодалы редко занимались хозяйственными делами. Давайте узнаем, как рыцари проводили свое время, когда не ходили в военные походы.

Задание классу: прочитать п.4 стр.97

и выполните задания.

1. Выпишите в тетрадь определения понятий:

- турнир;

- герольд.

2. Назовите любимые развлечения рыцарей.

3. Какое значение имели для феодалов турниры и охота? (Смотрим Слайд № 18)

Снова обращаемся к тексту учебника, п.5, стр.98-100

Прочитайте пункт 5 “Позор и срам мне страшны – не кончина”, и выполните задания.

1. Выпишите в тетрадь определения понятий:

- герб;

- девиз.

2. Какие качества особенно высоко ценились среди феодалов?

3. Какому занятию феодалов соответствовал кодекс рыцарской чести?

Рассказ учителя: У каждого рыцаря есть свой герб - знак воинской доблести его рода. Обычно он имел форму щита с четырьмя полями, разрисованными разными красками. На нем изображены различные животные, рыбы, звезды, башни. Каждая фигура и каждый цвет имели особый смысл. На ленте под гербом писали короткое изречение — девиз; он обычно объяснял смысл герба. Чаще всего девизы подчеркивали смелость, гордость и высокомерие их владельцев.

Учащиеся знакомятся с устройством замка.

Отвечают на вопрос

Работают с текстом учебника, обсуждают в парах и отвечают.

Слушают учителя.

Учащиеся выполняют упражнения.

Работают с текстом учебника, выполняют задания и озвучивают.

Работают с текстом учебника, выполняют задания и отвечают на вопросы.

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

VI. Выражение решения проблемы. (3 мин)

Сегодня на уроке вы узнали, как жили рыцари Средневековья. Скажите, что понравилось, что не понравилось в их образе жизни?

Учащиеся аргументируют каждую позицию.

VII. Применение нового знания.

(4 мин)

.

- Давайте обратим внимание на гипотезы, выдвинутые в начале урока, и повторим вопросы:

 -Почему средневековые строители делали замки неприступными?

-Почему военное дело было в Средние века основным занятием феодалов?

-Каково было понимание рыцарской чести?

- Насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?

- Какое поведение мы сейчас называем рыцарским?

Отвечают на вопросы

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

Рефлексия (3 мин)

Оценки

- Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам продолжить следующие фразы:

  • - На уроке я работал (а)… (активно / пассивно).
  • - Своей работой на уроке я… (доволен (довольна) / недоволен (недовольна)).
  • - Урок мне показался… (коротким / длинным).
  • - За урок я (не устал(а) /устал(а)).
  • - Мое настроение… (стало лучше / стало хуже).
  • - Материал урока мне был… (полезен / бесполезен, интересен / скучен).

Учащиеся проводят рефлексию.

VIII. Домашнее задание. (1 мин)

- Параграф № 12. Выучить новые слова, придумать свой герб.

Учащиеся записывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "В рыцарском замке" 6 класс

Разработка урока по теме "В рыцарском замке" выполнена в форме практической работы учащихся....

Конспект и презентация урока истории "В рыцарском замке"

Данный урок истории для 6 класса с применением интерактивной доски и ЭОР....

урок по истории средних веков "В рыцарском замке" 6 класс

урок построен на основе системно-деятельностного подхода...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема: В рыцарском замке.

класс 6Б 6АУчебная тема, название учебного занятияТема 4. Феодалы и крестьяне.Урок.  В рыцарском замке.Цель и задачи учебного занятияДоказать, что с 9 по 13 в. в Европе наблюдался расцвет ку...

План-конспект урока "В рыцарском замке"

План-конспект урока "В рыцарском замке" (ФГОС)  История средних веков. 6 класс....

конспект урока "В замке феодала"

конспект урока истории в 6классе на тему: "В замке феодала"...

Конспект урока истории средних веков "В рыцарском замке"

Материал содержит цели, задачи, планируемые результаты урока и содержание урока с указанием методов и форм работы....