Урок по истории Древнего мира на тему: "В афинских школах и гимнасиях"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Оюн Надежда Владимировна

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_afinskih_shkolah_i_gimnasiyah.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с. Элегест им. У.А. Бавун-оола

Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва

Технологическая карта

урока истории в 5 классе

Тема урока « В афинских школах и  гимнасиях»

Учитель истории и обществознания  

Оюн Надежда Владимировна

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

История

Класс

5

Тема урока

В Афинских школах и гимнасиях.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Форма урока

Урок – путешествие

Цель

Познакомить учащихся с системой образования в Древней Греции и сравнить с современным образованием.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Научиться анализировать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях.

- формулировать собственные  гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древней Греции.

Познавательные: Владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами исторических источников.

Регулятивные: определять  цель задания, планировать алгоритм его выполнения.

Коммуникативные: Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Понимать важность учёбы в жизни человека и познания нового, принимать ценности других народов.

Решаемые учебные проблемы

Какова главная задача греческой культуры?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Педагог, стиль, диптихи,  палестра, гимнасия

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, проектор.

Оборудование

- Пакет документов для каждой группы,

- листы самооценки

- карточки  «Найди ошибку».

I Организационный момент

Здравствуйте! Мне очень приятно вас сегодня здесь видеть. На нашем уроке присутствуют гости, которые будут наблюдать за происходящим на уроке. Я очень надеюсь на плодотворную работу и взаимопонимание.

II.Актуализация знаний

Деятельность учителя

В начале урока проведем небольшую игру, где проверим ваши знания по истории Древней Греции. Назовем ее «Историческая разминка».

Итак, мы начинаем!

Вот шутка

Дана одна минутка

Поспеши- ка, не зевай

Правильный ответ давай.

(Для выполнения задания необходимо найти правильный ответ среди карточек и выйти к доске).

1.Как древние греки называли свою Родину? ЭЛЛАДА

2. Кто спрятался на острове Крит в царском дворце? Минотавр

3.Кто автор поэмы «Одиссея»? ГОМЕР

4. Главный бог в греческой мифологии? ЗЕВС

5. Кто автор поэмы «Илиада»? ГОМЕР

6. Назовите имя жены Зевса? ГЕРА

7. Объясните, полис – это …? ГОРОД- ГОСУДАРСТВО

8. Как назывался греческий военный корабль? ТРИЕРА

9. Демократия – это …? ВЛАСТЬ НАРОДА.

10.Назовите главный порт Афин. ПИРЕЙ

11.Сколько дней проходили Олимпийские игры? ПЯТЬ.

12. Где находится Греция? БАЛКАНСКИЙ П-ОВ.

Деятельность учащихся

Находят карточки с ответами, выходят к доске

III.Формулировка темы урока, постановка учебной задачи

Деятельность учителя

А теперь посмотрите на слайд 1, определите, что за слово зашифровано

(на слайде анаграмма слова «демократия»)

-Правильно

 В каком полисе-государстве  происходит зарождение демократии?

Слайд 2.Кого вы видите? Что они делают?

Что это?

Как вы думаете: о чём  у нас пойдёт разговор на уроке?

Запишем дату и тему урока: «В афинских школах и гимнасиях»

Без кого невозможно существование школ?

Ребята, кто такие педагоги?

Как выглядят учителя, которые вас учат?

А в древних Афинах педагогом называли состарившегося или увечного раба…

В Греции было несколько типов учебного заведения. (схема)

Перед вами три картинки. Как вы думаете, на какой картинке изображена школа, …(палестра, гимнасия)

Что нам предстоит выяснить?

Деятельность учащихся

Составляют слово и объясняют значение.

Демократия – власть народа

В Афинах.

Отвечают на вопросы.

Школа

Выявляют тему урока.

«В афинских школах и гимнасиях»

-  вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы.

Выдвигают гипотезу. (возникает затруднение)

Что такое палестра и гимнасия.

Как и чему обучали в афинских школах.

Деятельность учителя

Что для этого нам предстоит сделать?

Деятельность учащихся

Проявляют познавательную инициативу.

Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, дефицита знаний. Осознание цели предстоящей деятельности.

Надо  сравнить обучение и воспитание в современной школе и афинской школе.

IV.Усвоение новых знаний и способов действий

Деятельность учителя

До 7 лет мальчик из зажиточной семьи, кроме игр, ничем не занимался. Он гонял обруч или мяч, строил домики из глины, лепил из воска фигурки людей и животных. В семь лет его передавали педагогу (в переводе с греческого это слово означает «сопровождающий ребенка»). Педагог ежедневно водил мальчика в школу, нес его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. Дома он обучал его хорошим манерам – ничего не брать самому за столом, не класть ногу на ногу, громко не смеяться, при появлении старших вставать, а при малейшем неповиновении своего воспитанника – брался за розгу.

Педагог был рабом, состарившимся или увечным и потому непригодным ни для какой другой работы.

У вас на столах лежат Листы самооценки, посмотрите, там есть незаконченное изображение цветка. Если вы ничего не поняли, то ничего не делаете, если понятно, то не все, то чертите только одну черточку. Если все понятно – 2 черты.

А теперь начинаем работу с самооценкой.

Предлагаю поработать в группах и исследовать: обучение в афинской школе, обучение в палестре и обучение в гимнасии. Для этого, разбейтесь пожалуйста на группы по цвету стикеров.

Физкультминутка.

Но прежде чем мы начнем работу в группах, давайте немножко отдохнем и совместим полезное с приятным. Встаньте, пожалуйста, я буду зачитывать «Правила работы в группе», если вы будете согласны встаете на носочки и вытягиваете шею, а если не согласны, то скрещиваете руки у себя на груди и качаете головой.

Начинаем нашу работу. Заполните карту наблюдений  о своих учебных заведениях.

Подготовьтесь рассказать друг другу о ваших открытиях.

.

Именно у греков возникло правило: в здоровом теле – здоровый дух.

 

Деятельность учащихся

Слушают объяснение

Работа с Листом самооценки

Учащиеся разбиваются на 3 группы.

Выполнение физкультминутки

Работают в группе.

Первая группа: учили читать, писать, считать, рисовать, стихи Гомера и других поэтов. Мальчики учились игре на флейте и хоровому пению.

Работа с документом.

Видно, что не все дети учились хорошо.

Ученик не любил писать на дощечке.

Мать просит, чтобы учитель его наказал (задал порку).

Сейчас в школе нет физических наказаний.

Из документа видно, что за обучение родители платили, а сейчас образование в школе бесплатное.

Вторая группа: палестра – это школы борьбы, там мальчики с двенадцати лет занимались гимнастикой – борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска.  В борьбе побеждал тот, сумел положить соперника три раза на лопатки.

Третья группа: гимнасии – школы для взрослых.

Продолжали заниматься гимнастикой, слушали лекции известных учёных на строение Вселенной, об устройстве государства, обучались красноречию.

Аристотель, Антифонт, Сократ.

Проводится сравнение.

Начальное обучение похоже, а позже большое внимание в афинских палестрах придавалось физическому воспитанию юношей, чтобы они были здоровыми, ловкими, красивыми.

Взрослые Афиняне могли продолжать своё обучение. Так же и в современной школе: сегодняшние выпускники могут продолжать получать образования в колледжах, институтах, академиях и т.п.

V.Подведение итогов. Рефлексия 

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Итак, ребята, давайте повторим то, что мы изучили на уроке.

Назовите учебные заведения в древних Афинах.

Что означают понятия – педагог, стиль, палестра, гимнасии.

Выполните задание «Поймай ошибку». Найдите не менее 5 ошибок.

Давайте вспомним: какая задача стояла перед нами в начале урока? Что удалось выяснить? Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Ученики проговаривают ответы, поправляют друг друга, помогают уяснить изученное.

Работа с текстом с ошибками.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Узнали об особенностях афинской школы, сравнили обучение и воспитание в афинских школах и гимнасиях с современной школой.

VI.Информация о домашнем задании

Домашнее задание у нас сегодня общее на всех:

- сравнить обучение и воспитание в Афинах и Спарте.

А теперь посмотрите на ваши листы самооценки. У всех ли получился цветок? Поднимите руки у кого рисунок полностью нарисован. Хорошо.

Для ребят у кого цветок остался не дорисованным, дополнительное задание:

-Прочитать §38. Работа с терминами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории Древнего Мира на тему: "Семь чудес света" (Презентация)

           СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА, (лат. septemmiraculamundi) -  самые знаменитые памятники древнего мира — египетские пирамиды в Эль-Гизе, Висячие сады Семир...

урок по истории Древнего мира на тему :"Древний Египет"

Данный урок предназначен для 5 класса  и соответствует требованиям ФГОС ООО...

Разработка урока по истории Древнего мира по теме «Боги древнего Египта» для 5 класса.

Разработка урока может использоваться в 5 классе при изучении темы «Боги древнего Египта».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология развивающего обучения....

Разработка урока по истории Древнего мира на тему «Туристическое агентство «Клио»» для 5 класса. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ ПО ФГОС

Разработка урока может использоваться в 5 классе при повторении разделов «Древний Египет» и «Древняя Греция».Ход урока сопровождается презентацией.Используется технология проек...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме "Искусство Древнего Египта" 5 класс

Технологическая карта урока по всеобщей истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» по УМК  Вигасина А.А.,  Годер Г.И., Свенцицкой И.С. «Всеобщая истор...

Технологическая карта урока по истории Древнего мира по теме: "Искусство Древнего Египта".

Данный материал содержит технологическую карту урока истории Древнего мира по теме: Искусство Древнего Египта. Добавлен рабочий лист....