Разработки уроков.
методическая разработка по истории (10 класс)

Тарова Надежда Владимировна

Разработка урока по истории. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок-семинар39.34 КБ
Microsoft Office document icon Урок по истории108.5 КБ
Microsoft Office document icon Урок по Истории ХМАО52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Человек на войне.

урок-семинар

Учитель: Тарова Н. В.,  

учитель истории

МБОУ СОШ № 1 г. Советский

г. Советский,

2020 г.

 

Тема урока «Человек на войне»

«Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку.

Повсюду и везде он делал все, от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом.» Г.К.Жуков.

«Помните, какой ценой завоевано счастье. Пожалуйста, помните!» Р.Рождественский

Цель урока - обобщение и систематизация знаний по истории Великой Отечественной войны.

Форма проведения урока – урок-семинар.

Тип урока: урок обобщения и систематизации учебного материала.

Задачи урока:

Образовательные

  • Познакомить обучающихся с идеологией и проявлениями фашизма в годы Великой Отечественной войны.
  • Познакомить учащихся с материалами и историческими фактами, касающимися жизни людей в тылу, в плену, на оккупированных территориях.
  • Сформировать умение использования широкого спектра социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего.

Развивающие

  • Формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами.
  • Развивать умения учащихся работать в малых группах, делать выводы, анализировать, обобщать материал на основе исторических документов.
  • Развивать умения и навыки анализа и сопоставления, обобщения, отбора исторического материала, исследования исторических документов.

Воспитательные

  • Способствовать формированию гражданственности, чувства гордости и любви к своей Родине, уважения к представителям старшего поколения, отстоявшего свободу Отечества.

Методы урока:

По источнику передачи и восприятию информации:

- словесно-наглядный;

- практический.

По степени самостоятельности мышления:

- проблемный;

- поисковый.

       

Формы организации деятельности:

- индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.

Оборудование: 

мультимедийная система, песня о войне «О героях былых времён», эпизоды кинофильмов «Штрафбат»; «Капитан счастливой щуки», выставка книг о Великой Отечественной войне; солдатские письма; документы военных лет; документы и материалы о родственниках ветеранах и тружеников тыла, презентации.

Объем учебного времени: 2 урока.

Описание урока

Этапы урока

Формы/методы работы

Содержание деятельности

Формирование универсальных учебных действий (далее - УУД)

Подготовительный этап

Индивидуальная, групповая/

Практический, поисковый

Формирование групп.

Углубленное изучение учащимися рекомендованной учителем литературы и подготовка сообщений по основным вопросам семинара:

Оккупационный режим: идеология и практика.

Человек на фронте.

Военнопленные.

Человек в тылу: всё для победы.

Регулятивные УУД:

-самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности;

— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД:

- организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; — структурирование знаний.

Вводный этап – актуализация темы

Фронтальная/

Словесно-наглядный

Эмоциональный настрой - звучит песня из к/ф «Командир счастливой щуки» «Давным давно».

Вступительное слово учителя.

Великая Отечественная война была частью Второй мировой войны. Её масштабы огромны, жертвы неисчислимы. Война длилась 1418 дней, каждый из которых был наполнен горечью поражений, радостью побед, больших и малых потер. Сколько и каких требовалось духовных сил, чтобы преодолеть это! В годы Великой Отечественной войны героизм на фронте и в тылу стал массовым явлением. Поступки, которые в иных условиях рассматривались бы как подвиг, оказались частью повседневной жизни.

В 20 веке человечество пережило две мировые войны.

Что объединяет эти войны, что характерно для войны вообще?

-Как вы думаете, почему наш народ одержал в этой войне победу? (Подавляющее большинство людей было готово отдать для победы над врагом все силы и даже жизнь).

Действительно, военные годы стали временем беспрецедентного единства и сплочения сил всего советского народа.

Сегодня мы попытаемся взглянуть на войну с позиции простого человека. Каково было человеку в оккупации, в плену, на фронте, в тылу? Опираться будем на документы, воспоминания, свидетельства людей с той и этой стороны фронта.

Вы разделились на группы, каждая из которых будет работать по своей теме:

Первая группа. Тема: Оккупационный режим: идеология и практика.

Вторая группа. Тема: Человек на фронте.

Третья группа. Тема: Военнопленные.

Четвёртая группа. Тема: Человек в тылу: всё для победы.

Прочитайте задания. Подготовьте ответы на вопросы по вашей теме.

Коллективное обсуждение учебных задач по группам.

 Регулятивные УУД:

-целеполагание - соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные УУД:

-осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основной этап урока:

Сообщения учащихся по группам;

Коллективное обсуждение сообщений мультимедийных презентаций, подготовленных учащимися; обсуждение проблемных вопросов и заданий учителя

Этап обсуждения и анализа вопросов по теме «Оккупационный режим: идеология и практика»

Групповая, парная, фронтальная/

Практический, проблемный, поисковый

Учитель. Наряду с планом военной кампании против СССР фашистами с позиций расовой идеологии был разработан план истребления целых народов и план послевоенного обустройства на захваченной территории – генеральный план «ОСТ». Он предусматривал бесчеловечные акции: уничтожение всех евреев и цыган, 30 млн. русских; выселение 31 млн. человек с территории Польши и западных районов СССР в Западную Сибирь, онемечивание части населения.

-Вы прочитали представленные документы.

- Какие цели преследовала политика гитлеровской Германии на оккупированных советских территориях?

- Каким представлялся идеологам фашизма «идеальный облик» жителей на захваченных территориях?

-Какими терминами из политического лексикона можно определить эту политику?

-В какой степени гитлеровскому режиму удалось претворить в жизнь свои планы расового господства на оккупированных советских территориях?

Приложение 1 (выдержки из документов)

Вывод. В документах отражены разные варианты поведения людей на оккупированной территории. Часть населения активно или пассивно боролась с оккупантами. Люди уходили в партизаны, создавали подпольные группы, совершали диверсии, уничтожали немцев, пускали под откос поезда с вражеским оружием и живой силой.

Но было много и тех, кто сотрудничал с врагом. Причины этого были различны: кто-то просто хотел выжить в это тяжёлое время. Кто-то поверил фашистам, что те воюют не против народа, а против большевизма. К сожалению, в стране было много недовольных коллективизацией. Но всё-таки на занятой врагом территории действовали партизанские отряды, которые принимали на себя удар фашистских войск, помогая этим Красной Армии. Население не смирилось с «новым порядком», оно защищало своих близких, мстило за погибших родных. Люди, в конечном счёте, отстаивали честь и достоинство страны.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 -оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из текстов.

- Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

— выбор оснований и критериев для сравнения;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:

- знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения;

-оценивание учебного содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Этап обсуждения и анализа вопросов по теме «Военнопленные»

Групповая, парная, фронтальная/

Практический, проблемный, поисковый

Учитель:

Война стала временем не только страшных испытаний, но и временем нравственного выбора для каждого человека. Особенно для тех, кто оказался в плену. Вопрос о военнопленных – один из самых болезненных вопросов любой войны, тем более Великой Отечественной, в ходе которой их было и с нашей стороны, и со стороны немцев миллионы. Война – это экстремальная ситуация, в которой люди раскрываются по –разному. Кто-то в плену становится героем, кто-то предателем. Трагедия плена ярко показана в повести Василя Быкова «Альпийская баллада».

Вы прочитали документальные материалы.

Приложение 2

- Почему и как мог оказаться человек в плену? Всегда ли это зависело от него?

-Чем объяснялась особая жестокость немцев к русским военнопленным?

-Почему в то время все попавшие в плен считались предателями? Правомерно ли такое отношение?

-Какую позицию заняло советское правительство в отношении военнопленных? Оцените её.

- Какие обстоятельства необходимо учитывать, рассматривая проблему советских военнопленных?

Вывод. В плену люди оказывались по разным причинам: попадали в окружение, иногда кто-то переходил к врагу из-за трусости или же животного страха перед возможной смертью. Во многих случаях от человека это могло и не зависеть. В начале войны целые дивизии попадали в окружение, ведь напор врага был очень силён. Враг вёл современную войну, имея опыт такой войны    в Европе. Танковые соединения, моторизованная пехота, современное оружие позволяли обходить и окружать огромные массы советских войск. Отчасти это было вызвано ошибками высшего командования, отчасти отсутствием боевого опыта командиров, которые сделали головокружительную карьеру в годы репрессий. Репрессии против командиров Красной Армии фактически обезглавили её. Немцы особенно жестоко относились к русским военнопленным, так как СССР не подписал международные документы об отношении к военнопленным. В СССР руководство страны считало, что в армии нет военнопленных, а есть предатели. Такое отношение к пленным неправомерно. Конечно, многие пленные советские солдаты стремились бежать из плена, вступали в партизанские отряды или подпольные группы на оккупированной территории, продолжали бороться с врагом. Но часть пленных боялась репрессий со стороны руководства, поэтому не стремилась покидать неволю.

Этап обсуждения и анализа вопросов по теме «Человек на фронте»

Групповая, парная, фронтальная/

Практический, проблемный, поисковый

Вопросы учителя:

-Скажите, что помогает выиграть войну?

(возможные ответы: героизм солдат, талант полководцев, современное оружие, помощь тыла, вера людей в победу).

Привлекая полученные ранее знания, опишите облик призывника 1941 г. (во что он был одет, чем вооружен, как обучен). Сопоставьте обустройство фронтового быта немецких солдат и солдат Красной Армии. Зависело ли, на ваш взгляд, общее самочувствие солдат на фронте от организации их быта?

Солдат – это человек, который в условиях войны призван ходить в атаку, осуществлять планы командиров, погибать. А как вы считаете, какие чувства, факторы, моральные стимулы могли поднять солдат в атаку в кромешном аду?

За что же в конечном счете воевали наши солдаты? За Родину? За Сталина? За коммунистическую идею?  За свою семью?

Кадры из к/ф «Штрафбат» - О  Родине (приложение – видео на диске).

Стремление идти на фронт было всеобщим. Насколько ваши сверстники осознавали, что такое война? А как бы вы поступили в тех условиях? Какие ваши личные качества могли помочь или помешать вам? А почему сегодня молодежь не стремиться служить в армии? Только ли в мирных условиях причина?

Солдатские письма…О чем они? Что волновало солдат? Вдохновляло и удивляло их? Кому адресованы эти письма?

Женщина на войне явление исключительное, но их роль значительна.

Человек не мог постоянно воевать и страдать. И в изнурительную жизнь входила радость. Чему могли быть рады солдаты? Как заполняли часы досуга?

Мой дедушка на войне.

Этап обсуждения и анализа вопросов по теме «Человек в тылу»

Групповая, парная, фронтальная/

Практический, проблемный, поисковый

Вступление учителя:

Фронта не было бы без тыла. Человек на фронте находился постоянно на краю гибели, но в тылу жилось не легче. О трудных тыловых буднях нам сообщают факты истории.

Мы привыкли к выражению «трудовой подвиг». Что стоит за этим понятием? Можно ли назвать героем человека, который в трудностях повсеместного быта войны не утратил нравственную стойкость, не изменил себе?

Оцените вклад тружеников тыла в разгром врага. В чем он проявился? Кто из ваших родных работал в тылу? В чем заключалась их работа? Выясните, в каких условиях живут сегодня эти люди, вынесшие на себе всю тяжесть войны. Чем вы можете им помочь?

Как изменились условия труда и жизни людей по сравнению с мирным временем? Как работа в тылу отразилась на здоровье людей? Какой вклад внесли подростки? В чем заключалась их работа?

Вывод. Во время войны людям некогда было думать о себе. Да и порядки в то время были суровые. К детям с 12 лет было такое же отношение и спрос, как с взрослых. Народ вынес на себе неимоверную тяжесть. Общая беда сближала людей. Они помогали и поддерживали друг друга. Каждый думал о своих близких, находящихся на фронте. Старались помочь им.

Заключительный этап

Фронтальная/

Практический

Оценка качества подготовки учащихся к семинару и обобщение главного в его содержании.

Вопросы учителя:

-Ребята, что же помогло нашему народу в этой страшной войне одержать победу?

-Каким предстал перед вами простой человек нашей страны, которого война вырвала из мирной жизни и поставила перед лицом неимоверно тяжёлых испытаний?

Страдания и горе, принесённые Гитлером, до сих пор живы в нашей памяти. Об этом напоминает Вечный огонь, который горит в нашем городе перед обелиском Славы и во многих других городах. Об этом напоминают стихи и песни о войне, которые до сих пор любимы нашим народом.

Звучит песня «О героях былых времён» из кинофильма «Офицеры» (приложение – диск).

Скоро наша страна будет отмечать 79 -лет Победы над фашистской Германией. Не будет преувеличением сказать, что победителями в войне были все народы нашей многонациональной Родины, люди разных возрастов, профессий и социального положения. Ибо война объединила в борьбе с фашизмом подавляющее большинство населения. Очень мало осталось среди нас ветеранов Великой Отечественной войны. Уходят от нас и труженики тыла. Остаются пожилые люди – «Дети войны», многие из которых потеряли в войне своих отцов. Проявляйте всегда к пожилым людям уважение, ведь на их долю выпали тяжёлые испытания.

Войну не смогли бы выиграть слепые исполнители воли вождя. А только люди, лично ответственные за судьбы страны. Они выстояли, они победили. И мы в неоплатном долгу перед ними. Сегодня среди нас 6 млн. фронтовиков и около 23 млн. тех, кто трудился в тылу. Война изменила свой народ: люди стали другими. В этом мы смогли убедиться сегодня. Факты истории показали, что русский человек перед лицом смертельной опасности смог собрать воедино свои силы и противопоставить их хорошо вооруженной и обученной армии врага.

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 -оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД:

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из текстов.

- Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

— выбор оснований и критериев для сравнения;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в

поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:

- знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения;

-оценивание учебного содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

Использованная литература:

1. О.В. Волобуев, С,В, Кулешов. История России. ХХ – начало ХХI века. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). Под редакцией Данилевского. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. «Мнемозина», М. 2010

2.Ru.Wikipedia.org Русский коллаборационизм во Второй мировой войне.

3. http://newsinphoto.ru/v-rossii/plakaty-velikoj-otechestvennoj-vojny/ Плакаты о Великой Отечественной войне.

4. http://www.rosphoto.com/history/fotografii_vremen_vojny-1378 Фотографии времён Великой Отечественной войны.

Приложение 1

Тема: «Оккупационный режим: идеология и практика»

Из записки Г. Гиммлера «Некоторые соображения об обращении с местным населением восточных областей»

Комсомольская правда. 1960. 20 января.

…«Для не немецкого населения восточных областей не должно быть высших школ. Для него достаточно наличия четырёхклассной народной школы. Целью обучения в этой народной школе должно быть только:

простой счёт, самое большее до 500, умение расписаться, внушение, что божественная заповедь заключается в том, чтобы повиноваться немцам, быть честным, старательным и послушным. Умение читать я считаю ненужным»…

…Важно, чтобы на русской территории население в своём большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа. Оно не доставит много забот для германского руководства. Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается, как свидетельствует вековая история этих областей, в руководстве…

Из замечаний и предложений по плану «Ост» начальника отдела 1-го главного политического управления

«восточного министерства» доктора Ветцеля «К вопросу о будущем обращении с русским населением».

27 апреля 1942 года.

…Целью немецкой политики по отношению к населению на русской территории будет являться доведение рождаемости русских до более низкого уровня, чем у немцев. То же самое относится, между прочим, к чрезвычайно плодовитым народам Кавказа, а в будущем частично и к Украине…

…Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе….

«OST» в действии

Дети - остарбайтеры

Приблизительно из 5,5 млн. человек, репатриированных после войны, около 30% составляли дети в возрасте до 16 лет. На момент угона в Германию им, соответственно, было не больше 12-14 лет.

Хорошо известно, сколь поразительно сильной была тяга советских людей к побегам из немецкой неволи. Чем моложе был остарбайтер, тем чаще он пытался убежать. Г. Шварце приводит историю 8-летнего Степана Ш. из Рязани, именно за побег попавшего на три месяца в детское отделение концлагеря Бухенвальд.

Э.Ветцель: «…проводить политику на сокращение населения» Из замечаний и предложений по генеральному плану «Ост» 27  апреля 1942г.

 

Совершенно секретно Государственной важности

Целью немецкой политики по отношению к населению на русской территории будет являться доведение рождаемости русских до более низкого уровня, чем у немцев. То же самое относится, между прочим, к чрезвычайно плодовитым народам Кавказа, а в будущем частично и к Украине. Пока мы заинтересованы в том, чтобы увеличить численность украинского населения в противовес русским. Но это не должно привести к тому, что место русских займут со временем украинцы.

Для того чтобы избежать в восточных областях нежелательного для нас увеличения численности населения, настоятельно необходимо избегать на Востоке всех мер, которые мы применяли для увеличения рождаемости в империи.

 

В этих областях мы должны сознательно проводить политику на сокращение населения. …

Следует пропагандировать также добровольную стерилизацию, не допускать борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матерей уходу за грудными детьми и профилактическим мерам против детских болезней. Следует сократить до минимума подготовку русских врачей по этим специальностям, не оказывать никакой поддержки детским садам и другим подобным учреждениям.

 Наряду с проведением этих мероприятий в области здравоохранения не должно чиниться никаких препятствий разводам. Не должна оказываться помощь внебрачным детям. Не следует допускать каких-либо налоговых привилегий для многодетных, не оказывать им денежной помощи в виде надбавок к заработной плате…

Для нас, немцев, важно ослабить русский народ в такой степени, чтобы он не был больше в состоянии помешать нам установить немецкое господство в Европе. Этой цели мы можем добиться вышеуказанными

путями…

Дневниковые записи, донесения и отчеты, найденные в архивах, свидетельствуют о чудовищных злодеяниях гитлеровских солдат и офицеров

Обер-ефрейтор вермахта  Иоганнес Гердер писал в своем дневнике в первые месяцы пребывания на белорусской земле:

«25 августа. Мы бросаем гранаты в жилые дома. Дома очень быстро горят. Огонь перебрасывается на другие избы. Красивое зрелище! Люди плачут, а мы смеемся над слезами. Мы сожгли таким образом уже деревень десять.

29 августа. В одной деревне мы схватили первых попавшихся 12 жителей и отвели на кладбище. Заставили их копать себе просторную и глубокую могилу.

Славянам нет и не может быть никакой пощады. Проклятая гуманность нам чужда».

Из показаний пленного обер-ефрейтора Арно Швагера. Независимая газета. Приложение «Хранить вечно». 2001. 22 июня.

«Примерно 10 км севернее Брянска мы проезжали мимо горящей кучи тел, из которой ещё вырывались крики сжигаемых жертв. Вокруг стояло гражданское население, люди плакали, кричали от ужаса и причитали.

… Я спросил у солдата: и вы их так просто сжигаете?

- А что же с ними ещё делать, с русскими, - ответил солдат, - не хватит деревьев, чтобы можно было бы их перевешать».

Вывод. Целью оккупантов было уничтожение части населения, выселение славянского населения в Восточную Сибирь, превращение их в полурабов, обслуживающих немцев.

Идеальный облик жителей на захваченных территориях – тупые, полуграмотные люди, безоговорочно повинующиеся немцам. Такую политику можно назвать геноцидом народа. Фашистам удалось на оккупированных территориях установить «новый порядок: они уничтожали население, были созданы специальные лагеря смерти. В массовом порядке уничтожались евреи. Молодёжь нацисты вывозили на принудительные работы в Германию.

 «Поведение человека в условиях оккупации».

Человек в оккупации.

Что такое оккупация? Как вы думаете. Чем была вызвана особая жестокость нацистов по отношению к мирным жителям Советского Союза?

Установите цели, методы борьбы партизанских отрядов. Какие мотивы, на ваш взгляд, двигали людьми, стремившимися вступить в партизанское движение? Чем вы можете объяснить причины массового размаха партизанского движения в нашей стране в годы войны?

Учитель. Для тех, кто волею судьбы оказался на оккупированной территории, вставала проблема личного выбора: участвовать в борьбе с захватчиками или сотрудничать с ними.

Вы прочитали представленные документы.

-Какие варианты поведения людей на оккупированных землях отражены в документах?

- Чем, на ваш взгляд, обуславливался выбор людьми той или иной общественной позиции?

Русский коллаборационизм во Второй мировой войне. …На территориях, оккупированных Третьим рейхом и его союзниками, оказалось около 70 миллионов советских граждан. В частях Вермахта с 1940 по 1945 гг. служило до 1,5 миллиона граждан СССР (только в одном 1944 году до 1-го миллиона), ещё около 3-х миллионов находилось в Третьем рейхе на принудительных работах. …Основными причинами являлись недовольство значительной части граждан СССР советской властью (в том числе коллективизацией), меркантильные интересы, религиозные убеждения (к примеру, староверчество), а также продолжающаяся антисоветская деятельность  белогвардейской эмиграции — в особенности той её части, которая заняла «непримиримую позицию», а с началом Великой Отечественной войны стала на позицию «пораженчества».

Из приказа № 00189 «О задачах партизанского движения» от 5 сентября 1942 года.

«Существующие сейчас партизанские отряды не должны замыкаться, а втягивать в партизанскую борьбу всё более широкие слои населения. Нужно, наряду с организацией новых партизанских отрядов, создавать среди населения проверенные партизанские резервы, из которых и черпать пополнения или формировать дополнительно новые отряды Нужно повести дело так, чтобы не было ни одного города, села, населённого пункта на временно оккупированной территории, где бы не существовало в скрытом виде боевого резерва партизанского движения».

Из приказа генерал-фельдмаршала В. Кейтеля от 16 сентября 1941 г. Независимая газета.

Приложение «Хранить вечно». 2001. 22 июня.

«1) С самого начала военной кампании против Советской России во всех оккупированных Германией областях возникло коммунистическое повстанческое движение. Это движение носит различный характер, начиная с пропагандистских выступлений и покушений на отдельных военнослужащих немецкой и кончая открытыми мятежами и организованной партизанской войной…

2) Фюрер приказал применять повсюду самые решительные меры для того, чтобы в кратчайшие сроки подавить это движение…

При этом следует иметь в виду, что человеческая жизнь в соответствующих странах в большинстве случаев не имеет никакой цены и что устрашающего действия можно добиться лишь с помощью исключительно жестоких мер». Кульков Е., Мягков М., Ржешевский О. Война 1941-1945 гг. Факты и документы. М. 2001.

«Поднимали людей на борьбу не только политические убеждения. Большинство боролись за освобождение родины, против нацистского «нового порядка», многие стремились защитить или отомстить за своих родных и близких или облегчить борьбу сыновей, ушедших в Красную Армию. Побудительные мотивы были различны, но все отстаивали честь и достоинство страны»

Приложение 2

Тема: «Военнопленные»

Кульков Е., Мягков М., Ржешевский О. Война 1941-1945 гг. Факты и документы. М. 2001.

«Уже в первые дни войны сотни тысяч военнослужащих Красной Армии оказались в немецком плену. Из общего числа военнопленных за весь период войны (4 млн. 59 тысяч) на 1941 год приходится 2 млн. или 49%. Бойцы и командиры Красной Армии были полны решимости сражаться с врагом, бороться до последнего патрона, но обстановка на поле боя не оставила им возможности продолжать сопротивление. Многие советские солдаты и офицеры были захвачены в плен, будучи тяжело раненными и контуженными.

Главными причинами массового пленения советских солдат в начале войны явилась неподготовленность советского командования и всего личного состава Красной Армии к ведению стратегической обороны, отсутствие опыта в отражении внезапных массированных ударов противника».

Из памятки для немецких солдат по охране советских военнопленных от 8 сентября 1941 г.

«Советский солдат, даже попавший в плен, как бы безобидно он ни выглядел, будет пользоваться любой возможностью, чтобы выместить свою ненависть ко всему немецкому.

…Самым строгим образом следует избегать всякого сочувствия, а тем более поддержки. Чувство гордости и превосходства немецкого солдата, назначенного для охраны советских военнопленных, должно во всякое время быть заметным для окружающих… Неповиновение, активное или пассивное сопротивление должны быть немедленно и полностью устранены с помощью оружия…»

Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова.

«Трусы, конечно, были, но как можно думать так о нескольких миллионах попавших в плен солдат и офицеров той армии, которая всё-таки остановила и разбила немцев? Что же, они были другими людьми, чем те, которые потом вошли в Берлин? Были из другого теста, хуже, трусливее?! Как можно требовать огульного презрения ко всем, кто попал в плен в результате постигших нас в начале войны катастроф?

… В отношении бывших военнопленных была создана обстановка недоверия и подозрительности, им предъявлялись необоснованные обвинения в тяжких преступлениях и применялись массовые репрессии, включая высшую меру наказания, вследствие чего наши солдаты, сержанты и офицеры, попавшие в плен к врагу, из-за боязни расправы над ними, не стремились бежать из плена на Родину, чтобы встать вновь в ряды Красной Армии…»



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Разработка урока

Коллективизация сельского хозяйства

в СССР

10 класс

                              Автор: Тарова Надежда Владимировна,

                                                   учитель истории и обществознания.

                   Адрес: 628240, Тюменская область,

                                                        Ханты – Мансийский автономный округ,

                                                  г. Советский, ул. Киевская, д. 28, кв. 1.

                                           

                                           г. Советский

                                                 2020 г.

Слайд 1

                                           Слайд 1.

? Какую большую тему мы изучаем?

«Социалистический эксперимент в СССР».

? Годы?  20 – 30 гг. XX века.

? Какие знания вы уже получили по данному периоду?

- большевики захватили власть (1917 г.);

- одержали победу в гражданской войне;

- политика «военного коммунизма»;

- образование СССР (1922 г.);

- смерть В. И. Ленина (1924 г);

- Сталин И. В. – генсек ВКП (б);

- индустриализация и т. д.

? Цели большевиков? * построение социализма:

- огосударствление средств производства;

- отсутствие товарно-денежных отношений;

- отсутствие частной собственности;

- централизм в управлении при минимальной хозяйственной самостоятельности;

- стремление парт аппарата взять все под свой контроль.

? Тема прошлого урока «Пути большевистской модернизации. Индустриализация».

1927 г. – хлебозаготовительный кризис.

? Какие пути выхода видело партийное руководство?

1. точка зрения Сталина;                 2. Бухарин, Рыков.

Экон. – налогообложение;

Полит. – контроль за деревней.

? Каким образом? Что собой представляла русская деревня в 20-е гг. XX в.? - Единоличные крестьянские хозяйства.

? Что хотели большевики? – объединить единоличные крестьянские хозяйства.

Цель сегодняшнего урока – Систематизация и обобщение материала о политике большевиков в деревне.

Слайд 2

Тема.

  • Сегодня на уроке вы должны продемонстрировать свои способности работать с историческими фактами, документами, делать выводы, сравнивать, анализировать.

  • Для более эффективной работы вам предлагается делать записи в тетради, выделяя самое главное.

  •  Фиксировать все новые понятия.

Слайд 3

Слайд 3

? Что главного вы должны узнать на уроке?

Понятие «коллективизация» - самостоятельно вывести это понятие.

Итак, содержательная задача – дать определение, не набор слов, а прояснить, что это был процесс и деятельность людей.

С некоторыми знаниями по коллективизации вы уже познакомились, давайте рассмотрим этапы коллективизации, дополняя свои знания фактами, которые будут представлены вам дополнительно.

Слайд 4

Назовите этапы коллективизации.

Комментируем слайды и проверяем свои знания.

Слайд 5

                                   

Охарактеризуйте первый этап коллективизации.

! Создание МТС. Что позволяло концентрировать крайне незначительную механическую тягловую силу в одних руках и тем самым с большей эффективностью использовать для обработки крестьянских наделов, слитых в единый земельный массив.

  • К 1927 г. Насчитывалось 27 тысяч тракторов на 25 млн. крестьянских хозяйств.

! Вступление в колхозы бедняков.

  • В течении 1929 г с 4% - до 8% крестьянских дворов.

Этот «социальный сектор» практически не мог помочь властям решить до предела обостренную проблему хлебозаготовок. И если на начальном этапе коллективизации можно говорить о ее добровольном характере, то в последствии компартия переходит к политике насильственной коллективизации.

!  Наступление на кулаков…

  • Кулак, по своей природе экономически свободный производитель, не «вписывался» в рамки административного регламентирования экономики.

В своем хозяйстве он использовал наемную рабочую силу, то есть был эксплуататором, а потому рассматривался, как классовый враг.

  • В 1927 г. Удельный вес кулаков составлял примерно 4%.
  • 1 млн. хозяйств из общего числа – 25-26 млн.

Следующие слайды подтвердят и дополнят ваши знания документальными материалами.

Слайд 6

                    Слайд 6

Вступление в колхозы в украинском селе.

Прокомментируйте.

Слайд 7

Слайд 7

Первая борозда на колхозном поле.

Слайд 8

Создание МТС. Что позволяло концентрировать крайне незначительную механическую тягловую силу в одних руках и тем самым с большей эффективностью использовать для обработки крестьянских наделов, слитых в единый земельный массив.

  • К 1927 г. Насчитывалось 27 тысяч тракторов на 25 млн. крестьянских хозяйств.

Слайд 9

Направление в сельские районы рабочих-активистов для сплочения бедноты и поддержки колхозного строительства.

Плакат того времени. Прокомментируйте.

Слайд 10

Принятие заявлений в колхоз (фото).

Союз рабочего и крестьянина. Плакат.

Слайд 11

Вступление в колхозы бедняков.

  • В течении 1929 г с 4% - до 8% крестьянских дворов.

Этот «социальный сектор» практически не мог помочь властям решить до предела обостренную проблему хлебозаготовок. И если на начальном этапе коллективизации можно говорить о ее добровольном характере, то в последствии компартия переходит к политике насильственной коллективизации.

Слайд 12

Плакат «День урожая и коллективизации».

Комментарии.

Слайд 13

Наступление на кулаков ограничение аренды земли и принуждение к продаже земледельческой техники.

  • Кулак, по своей природе экономически свободный производитель, не «вписывался» в рамки административного регламентирования экономики.

В своем хозяйстве он использовал наемную рабочую силу, то есть был эксплуататором, а потому рассматривался, как классовый враг.

  • В 1927 г. Удельный вес кулаков составлял примерно 4%.
  • 1 млн. хозяйств из общего числа – 25-26 млн.

Следующие слайды подтвердят и дополнят ваши знания документальными материалами.

Комментируем.

Слайд 14

1929.

  • Генсек заявлял, что в колхозы добровольно пошли «крестьяне не отдельными группами, как это было раньше, а целыми селами, волостями, районами, даже округами». В колхозы пошел «середняк».
  • Постановление ЦК ВКП(б) …в соответствии с которым страна разделилась на 3 группы районов с различными сроками завершения (весна 1931;

                                                                                  весна 1932;

                                                                                   и 1933 год)

Основная форма колхоза – коммуна. Что это значит?

  • Во многих районах сплошной коллективизации ретивые уполномоченные, увлеченные перспективой моментального внедрения социалистического общежития в деревне, добивались при создании колхозов максимального обобществления.

Таким образом, крестьяне лишались последнего личного имущества.

Зима 1930.  требовалось снизить накал политической ситуации, поэтому Сталин решил снизить темпы коллективизации.

Слайд 15

  • Плакат «Сплошная коллективизация». Комментируем.
  • Документ. Читаем и анализируем.

Слайд 16

  • Видеоклип. «Власти не дали понятия кого считать кулаками, что привело в последствии к произволу местной власти»

Слайд 17

  • Фото. «Коровы, отравленные противниками колхозов». Ваши комментарии.

Слайд 18

  • Фото «Насильственное изъятие хлеба».
  • Фото «Возмущенная крестьянка».

Комментируем.

Слайд 19

Охарактеризуйте.

Главным видом колхозов, объявлялась не коммуна, а артель. В чем отличие?

  • Основной принцип при создании колхозов данного вида – добровольность.
  • Многие уполномоченные – растеряны. Тов. Сталин И. В. в одночасье превратил их из героев социалистического труда в «козлов отпущения», но Сталину были безразличны душевные переживания мелких исполнителей. Требовалось снизить накал политической ситуации.
  • Развал колхозов – все это происходило на фоне полной растерянности местного партийного руководства.

Слайд 20

Прокомментируйте.

Слайд 21

Сравните и проанализируйте.

  • Фото «Новая техника»
  • Фото «Реальность»

Слайд 22

  • Диаграмма №1. прокомментируйте.

Данная диаграмма говорит о выходе из колхозов.

  • Против колхозов, ставших символом нищеты и разорения, выступали не только середняки, но и многие бедняки.
  • Группа середняков и бедняков из Московской области писала в «Крестьянскую газету»:

«Нам велят идти в колхоз, но мы не хотим, так как не видим в нем ничего хорошего»  

Слайд 23

  • Диаграмма №2.

Проанализируйте и объясните, как вы понимаете данные диаграммы?

  • 1927 г – 4,1%      

                                  продолжение коллективизации.

  • 1937 г – 94%

Слайд 24

  • Сравните, проанализируйте, сделайте вывод.
  • Это говорит о том что выход крестьян из колхозов весной – летом 1930 г. Не поколебал уверенности сталинского руководства в достижении целей.

Вопрос: Какими же методами действовало сталинское руководство?

Давайте посмотрим.

Конец 1-го урока.

Слайд 25

2-ой урок.

Мною предложены 2 группы методов. По ходу работы – вы записываете в тетрадь (по аналогичной схеме) методы, которые мы будем рассматривать – в соответствующие колонки.

Слайд 26

  • Налоги  на единоличное хозяйство.

Прокомментируйте данные, сделайте вывод и запишите метод в тетрадь.

5 тыс. – налог 7440 руб.

  • Высокие налоги на единоличное хозяйство, превышающие зачастую совокупный годовой доход.

Вывод: перед крестьянами-единоличниками  недвусмысленный выбор: либо в колхоз, либо полное разорение непосильными налогами.                              Экономический метод.

Слайд 27

  • Ваши комментарии по данному слайду.
  • Это при том, что урожайность в результате социалистических экспериментов с 1928 г. Неуклонно падала, заготовки колхозников ложились тяжелым бременем, и на хозяйства единоличников. При этом заготовительными органами хлеб изымался подчистую, включая и тот, что предназначался на семена.

Колхозникам естественно приходилось легче, чем единоличникам.

Записать – экономический метод.

Что доказывает следующий материал?  

Слайд 28

  • Фото «Хлеб из могилы»
  • Фото «Хлеб в земле».
  • Крестьяне прячут хлеб, по сути дела, совершая святотатство.

Ваши комментарии.

Слайд 29

  • Видеоклип «применение мер уголовного воздействия к крестьянам, не сдающим хлеб. По приказу Сталина»

Прокомментируйте.

  • Слайд 30

  • Массовые депортации. Ваши комментарии.
  • Насильственные выселение «неблагонадежного» населения деревень и сел в отдаленные районы СССР тех, кто не мог выполнить план хлебозаготовок.
  • Депортации продолжались вплоть до 1940-х гг.
  • В отдаленные районы СССР из мест постоянного проживания принудительно депортировано (1930 – 1940-е гг.) в качестве «кулаков» и членов «кулацких семей более 2 млн. человек».
  • Смертность среди спецпереселенцев в 1932 – 1935 гг. составляла - 25%;

                                                                                                Рождаемость – 6%.

Записать метод – политический.

Слайд 31

  •  Документ «Из дневника….».   Выделить главную мысль.

Слайд 32

  • Раскулачивание крестьян.
  • Фото.
  • Документ. Выделить главную мысль.

Определить метод, записать в тетрадь.                                                         Политический метод.

Слайд 33

  • Документ. Проанализировать, выделить главную мысль.

Слайд 34

  • Закон «Об охране социалистической собственности»
  • За сбор колосков применялся расстрел, или лишения свободы не менее 10 лет с конфискацией имущества.
  • Это происходило на фоне невиданного голода, который разразился в

1932/33 гг. и охватил зерновые районы Украины, Поволжья, южного Урала, Казахстана.

  • За 5 месяцев 1932 г –
  • Среди осужденных большое количество женщин – почему?
  • В результате дети оставались без родителей и попадали в категорию беспризорников. Последствия данных процессов можно наблюдать и сегодня – передача на 1 канале «Жди меня».                         Политический.

Слайд 35

  • Введение паспортного режима.
  • В СССР были введены паспорта, ставшие важнейшим идентификационным документом личности.

      Без паспорта человек не мог переехать в другой город, устроиться на работу, зарегистрироваться по месту жительства, поселиться в гостинице.

  • Колхозники паспортов на руки не получали, их документы хранились в правлении колхоза. – тем самым они оказались прикреплены к своему колхозу, и не могли покинуть его по собственному желанию.

Вывод: ограничивалась свобода передвижения.                                                Политический.

Слайд 36

  • Политические отделы.

Охарактеризовать метод, записать в тетрадь.

Политический метод.

Слайд 37

  • Способы изъятия хлеба. Прокомментируйте.

Политический.

Слайд без надписи. Подвести итоги – методы коллективизации.

Слайд 38

? К чему приведет столь бесчеловечная и преступная политика власти по отношению к собственному народу?

Последствия.

Слайд 39

  • Рост крестьянских выступлений.

Слайд 40

  • Видеоклип «Причины большего количества восстаний в Центрально-Черноземном районе»

Слайд 41

  •  Голод 1932/33 гг. называют еще голодомором. О чем это говорит?

Голод был планомерно спровоцирован советской властью.

Слайд 42

  • Видеоклип «Голод». Музыка – J.S. BACH.
  • Очевидец трагических событий из Харьковской области. «В ту весну 1933 г.  Не было двора, где бы от голода кто-то не умер. Умирали целыми семьями, не кому было рыть могилы. Неделями в хатах лежали разложившиеся трупы. Случалось, когда родители ели своих детей. Домашней живности в селах не было, как не было собак , кошек… Все было съедено».

Слайд 43

Пустой слайд.

Попробуйте самостоятельно определить причины голода.

  • Проверьте себя.

На основе полученных знаний определите цели государства и последствия коллективизации. Работа в группах. Задание раздается перед уроком.

Слайд 44

  • Проверяем и комментируем, оцениваем результат своей деятельности.

Слайд 45

  • Проверяем и комментируем, оцениваем результат своей деятельности.

Слайд 46

  • Прежде чем дать определение коллективизация – подумайте, какие вопросы должны его раскрыть?
  • Что?
  • Когда?
  • Кем?
  • Как?
  • Результат?

Слайд 47

  • Назовите основные понятия с которыми вы познакомились по данной теме?

Слайд 48

  • При достаточном количестве времени и быстром темпе работы возможен контроль, который составлен по типу тестового материала ЕГЭ.

Слайд 49

Тарова Н. В        стр. 20         05.09.2021



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

Разработка урока

Природа и человек в представлении

обских угров

10 класс

                              Автор: Тарова Надежда Владимировна,

                                                   учитель истории и обществознания.

                 Адрес: 628240, Тюменская область,

                                                      Ханты – Мансийский автономный округ,

                                                 г. Советский, ул. Киевская, д. 28, кв. 1.

                                      г. Советский

                                              2021 г.

Слайд 1

                                         

На предыдущих уроках мы изучали жизнь человека на территории Северо – Западной Сибири.

Как назывались народы, проживающие на данной территории?

Сегодня мы продолжаем знакомство с жизнью обских угров, но сегодня наша задача познакомиться с мировоззренческими позициями обских угров.

По ходу урока вы составляете конспект, фиксируя основные моменты.

Назовите тему урока.

Как вы считаете, почему именно эта тема предлагается нам для изучения? (природа для них имеет огромное значение).

В чем это значение? (зависимость от природы)

Сегодня наша задача выяснить, в чем выражалась зависимость жизни обских угров от природы.

Слайд 2

                                     

Вывод о взаимосвязи природы и человека и ее неразрывности. Зависимость человека от природы.

Сегодня наша задача посмотреть как выражалась зависимость человека от природы. прокомментируйте этот слайд.

.

Слайд 3

                                         

Как вы думаете чему покровительствовали всеобщие духи?

Семейные?

Местные?

Духи болезни?

Как вы считаете почему стоит многоточие?

Среда обитания и охотничье-рыболовческая направленность хозяйства привели к тому, что у таежного населения сложилась такая система взглядов, которая давала убедительное и понятное объяснение любому явлению природы и событию в жизни людей.

Важной особенностью представлений обских угров о мире было признание того, что не существует строгого разделения на живую и неживую природу.

Обские угры верили, сто и дом, где живут люди, и окружающий его мир заселены сверхъестественными существами – духами. Мир духов настолько велик, что вряд ли можно подсчитать их количество и узнать все их имена.

Как вы думаете как они выглядели? Давайте посмотрим.

Почему в конце схемы стоит многоточие?

По просмотру схему дополняете.

Слайд 4

                             

Что обозначает данные иллюстрации? Гора- старик, хозяин территорий примыкающих к Северному Уралу. Считался покровителем оленьих стад.

Нож- старик, один из наиболее популярных духов - покровителей в охотничьем промысле, оленеводстве, рыбной ловле и др. фигуры оказались рядом, скорее всего, по двум причинам: во-первых, область их покровительства относилась к хозяйственной деятельности людей – оленеводству, охоте и промыслам; во-вторых, их могли поместить вместе из-за доступности и простоты обслуживания.

Филин – поклонение птицам, т. к. обские угры вели  происхождение своих родов от различных представителей животного мира. В данном случае вам представлен дух филина, от которого возможно вел свое происхождение один из родов, но также считается что он являлся покровителем ветров.

Слайд 5

У каждой семьи был свой покровитель, но изображение было различным. Каждый покровитель выполнял ряд функций, которые в основном сводились к защите семьи от болезни, стихии, неудачи в промыслах. Они должны были способствовать благополучию семьи.

Слайд 6

Поселковые покровители выполняли функции оберега.

Слайд 7

Менкв – лесной дух. По некоторым данным это демоническое существо. По другим мифический лесной дух, «охранитель» дороги или огня.

Слайд 8

Место поклонения лесному духу.

Дописать в схему – территориальные то есть лесные, речные, озерные.

К сожалению иллюстрации по речным духам не найдено мною.

Слайд 9

Место поклонения духу – «лесного человека», благожелательный к людям, удачливый в охоте. Его обычно просили об охотничьем счастье.

Слайд 10

Место поклонения – «Горе- старику» и «нож-старик».

Слайд 11

Итак все предыдущие слайды показывали святилища – места поклонения духам, где совершались определенные обряды, приношения. Эти места были запретны для посещения женщинам и детям. Вместе с тем женщины могли иметь свои святилища.

Слайд 12

Определение записать в тетрадь.

Слайд 13

Изображение духов в виде животных. Дело в том, что обские угры вели происхождение своих родов от различных представителей животного мира: оленей, птиц, белок и т. д. кроме того духи-покровители животные способствовали, по мнению, обских угров в охоте.

Отношение человека к духам-покровителям складывалось в зависимости от того, насколько они помогали ему в повседневной жизни. Если несмотря на принесенные жертвоприношения и подарки, дух-покровитель оставался безучастным к просьбам помочь на охоте или рыбалке, то человек считал, что он вправе наказать духа.  

Слайд 14

Кладбище. Захоронение  тела усопшего

происходило на кладбище. Над могилой покойного строилось сооружение в виде дома, сверху на крышу, обычно, клали  вещи принадлежащие покойнику и совершались поминальные обряды, в честь усопшего.

Слайд 15

Слайд 16

Как вы считаете почему было такое разделение?

Вывод о разделении души и тела.

А куда же девалась душа?

Слайд 17

Сообщение.

Вывод – душа не умирает.

Что мы сегодня узнали на уроке?

Назовите понятия, которые вы узнали.

Слайд 18

Слайд 19

Обращаемся к теме урока и какой вывод, сказанный в начале урока мы подтверждаем.  

Слайд 20

Жители тайги не мыслили своего существования вне связи с внешним миром, от которого они очень зависели. Заботливое отношение людей к природе объяснялось желанием сохранить устоявшийся порядок, жить по законам, которые испокон веков определяли жизнь их отцов и дедов.

Слайд 21

Атрибуты медвежьего праздника. Особое почитание медведя.

Слайд 22

Атрибуты и фрагмент медвежьего праздника.

Почему обские угры по особенному относились к медведю?

Использовать учебник и дополнительный материал.

Д/з & 4, стр.41 – 44.

Слайд 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...