урок в 5 классе
план-конспект занятия по истории (5 класс)

юрков иван владимирович

урок в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hammurapi_i_ego_zakony.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Хаммурапи и его законы».

Цели урока:        

  1. Рассмотреть  древнейший из дошедших до нас свод законов
  2. Рассмотреть структуру вавилонского общества на основе законов.
  3. Составить у учащихся представление о законе как о верховном правиле поведения в обществе.
  4. Развивать умение работать в группе, речевые навыки, дать понимание методов анализа

Формируемые универсальные учебные действия:

Предметные: Умеет  адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце

Метапредметные: умеет использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.

Личностные: получает опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения

Планируемые результаты:

Предметные: знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы.

Развивающие: Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть.

личностные :обрести мотивацию к изучению нового материала, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация.
  2. II. Актуализация знаний обучающихся:

У.: Посмотрите на карту. Какая территория здесь изображена? Междуречье. Давайте вспомним, что мы знаем о Междуречье

Группы получают задания:

1-я гр.: работа на карте. Показать местоположение междуречья, предположить, какие были природные условия и климат.

2-я гр.:найти в тексте учебника информацию о жизни рядовых жителей Вавилона, выписать основные занятия, информацию о пище и жилищах вавилонян.

 обсуждение проблемной ситуации.

Все ребята получают листки с заданием – тестом, где им необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:

  1. Данная территория получила название потому что лежит в бассейне рек____ и ____ .
  2. Крупнейшим городом этой территории был _______
  3. Религией данного города было поклонение Богу _______
  4. Хаммурапи известен нам тем, что придумал первые__________________

Смогли ли вы полностью выполнить задание?

Д.: Нет.

У.: Какое предложение осталось незаполненным? Почему не смогли заполнить?

Д.: Мы не знаем, кто такой Хаммурапи и что он создал.

III. Постановка цели урока (целеполагание)

У.: И что нам делать?

Д.: Узнать, кто такой Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.

У.: А как мы это узнаем?

Д.: Может быть, прочитаем в учебнике (работа с текстом учебника)

IV. Открытие нового знания

Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хаммурапи, правившем с 1792 по 1750 г. до н. э. Он проявил себя опытным и умелым дипломатом, законодателем, мудрым правителем.

  • Как вы думаете, что значит быть мудрым правителем?

Что ж, проверим, насколько справедливы ваши предположения.

Итак, Хаммурапи был умным и энергичным правителем. Он заботился о процветании царства. Гордился тем, что строил храмы во всех подвластных ему городах, проводил каналы, чтобы достаточно было воды на полях. Царь стремился к тому, чтобы все жители страны жили по одним и тем же правилам. Вот почему Хаммурапи установил единые для всего Вавилонского царства законы.

  • Как вы можете объяснить слово законы?

Д.: Законы – это правила поведения. Законы есть у всех стран.

У.:  царь Хаммурапи составил первые в древности законы и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее, давайте посмотрим рис. на с.64 учебника. Что мы видим?

Д.: Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.

У.: Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей а свои законы – самыми справедливыми.

И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.

(исследовательская работа в группах с документами «Из законов царя Хаммурапи»):

  • Теперь вам предстоит выполнить задание.

Работая в группах с фрагментами «Свода законов Хаммурапи», вы должны ответить на следующие вопросы.

  • Кого и что защищали законы Хаммурапи?
  • Как они сказывались на развитии страны и хозяйства?
  • Были ли они справедливы для всех членов вавилонского общества?

(Ученики делятся на три группы, каждая получает рабочий материал.)

Рабочий материал для первой группы

7. Если человек купит из руки сына человека (полноправного жителя Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, то этот человек — вор, его должно убить.

42. Если человек арендует поле для обработки и не вырастит на нем хлеба, то его должны изобличить в том, что он не делал необходимой работы в поле, и он должен отдать хозяину поля хлеб, как и его соседи.

53. Если человек поленился крепить плотину своего поля и вследствие того, что плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля общины, то человек, в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

55. Если человек открыл свой арык для орошения, но был небрежен и вода затопила поле его соседей, то он должен отмерить зерно в соответствии с урожаем его соседей.

233. Если строитель построит человеку дом и не укрепит свою работу, так что стена обрушится, то этот строитель должен починить стену за собственное серебро.

Вопросы для первой группы

  • Что объединяет все эти законы?
  • Какое занятие было главным в Вавилоне?
  • Какой труд поощряли законы?
  • От чего зависел успех земледелия в Вавилоне?

Рабочий материал для второй группы

50. Если он отдаст [уже] возделанное хлебное или сезамное поле, то хозяин поля, взявши находящийся на поле хлеб или сезам, должен вернуть купцу деньги с процентами на них.

51. Если у него нет денег для уплаты, то он отдаст купцу [хлеб или] сезам в размере стоимости занятых им у купца денег с процентами на них по царскому тарифу.

52. Если [купец-]земледелец не вырастит на поле хлеба или сезама, то это не делает его договора недействительным.

Вопросы для второй группы

  • Что защищают эти законы?
  • Кто устанавливает процентные тарифы аренды земли?
  • Что выращивали в Вавилонии?

Рабочий материал для третьей группы

  • 134. Если кто-нибудь попадет в плен, и в его доме нет средств для пропитания, и его жена войдет в дом другого, то эта женщина невиновна.
  • 135. Если кто-нибудь попадет в плен, и в его доме нет средств для пропитания, и его жена войдет в дом другого и родит детей, [а] потом ее муж вернется и достигнет своей [35]местности, то эта женщина должна вернуться к своему первому мужу[114], [а] дети достаются их отцу.
  • 136. Если кто-нибудь покинет свою местность и убежит, и после его ухода его жена войдет в дом другого, то если этот человек, вернувшись, захочет взять свою жену, жена беглеца не обязана возвращаться к своему мужу, так как он пренебрег своей местностью и убежал.
  • 137. Если кто-нибудь решит отвергнуть наложницу[115], родившую ему детей, или жену, родившую ему детей, то он должен вернуть этой женщине ее приданое[116] и дать ей часть поля, сада и [другого] имущества, чтобы она могла вырастить своих детей. Когда ее дети вырастут, должно выдать ей из всего данного ее детям часть, равную доле отдельного наследника[117], [и] ее может взять замуж любимый ею человек[118].

Вопросы для третьей группы

  • Чьи интересы защищают эти законы?
  • Кто нес ответственность за содержание женщин?
  • На одном ли положении были женщины и мужчины в Вавилонии?

V. Первичное закрепление.

теперь проверим, насколько хорошо и правильно мы поняли суть данных законов.

Сцена 1

Представьте, что мы присутствуем на заседании суда в Вавилоне.

Воины приводят мужчину, убежавшего в другой город, бросившего свою жену, которая во время его отсутствия вышла за другого, и обвиняющий ее в измене.

Эта женщина моя жена у нас с ней заключен договор Пока меня не было, она ушла в дом к соседу.

Судья: женщина, скажи нам, было ли у тебя чем кормить себя и своих детей?

Женщина: Нет, ибо мой муж уйдя, не оставил нам ни куска хлеба, а сосед все это время помогал мне в хозяйстве а потом предложил мне жить с ним.

Судья. Светоч мудрости, первейший царь, вождь, поставленный богами, указует: бросивший жену без средств к существованию…….

Предположите, какое решение примет судья согласно законам царя Хаммурапи

Некий купец, приплывший на торговом корабле с севера, привез в Вавилон строевой лес, выгодно его продал и собирается в обратный путь. Перед отплытием идет он по улице и видит: в тени пальм стоит молодой раб.

Купец. Что ты тут делаешь?

Раб. Мой господин зашел в корчму выпить холодного пива, а мне приказал дожидаться.

Купец. Ты смышленый и послушный раб, но твой господин, как вижу, дурно обращается с тобой. Ай-ай-ай, какой багровый шрам на твоей спине! Неужели от удара? Выгодное дельце предлагаю: мне надо отплывать, да болезнь свалила рулевого. Хочешь заменить его? На севере я дам тебе свободу.

Раб соглашается. Купец уводит раба с собой, оба садятся на корабль и отплывают.

  • Какое наказание ждет купца, если его поймают? (Смерть.)
  • Почему за кражу раба и за кражу вещи - покрывала богини — наказывают одинаково? (По законам Хаммурапи раб- чужеземец был приравнен к вещи.)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

У.: А сейчас ребята выполните самостоятельно тестирование по изученному материалу.

1) Царь Хаммурапи утверждал, что получил власть

А) от богов, Б) по наследству, В) завоевал царство сам

2). Имя бога Солнца, который вручил царю Вавилона Хаммурапи жезл – знак власти над людьми

А) Ра Б) Шамаш в) Геб

3). Царь Вавилона Хаммурапи был известен тем, что:

а) издал единые для всех законы; б) отменил рабство;

в) запретил войны с соседними городами.

Дети выполняют работу на листках и затем проверяют в классе методом взаимопроверки.

VII. Информация о домашнем задании.

Дети записывают в дневники: п.14 с61-64, прочитать, пересказать, ответить на вопросы.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.

Рефлексия:

  • Что понравилось на уроке ...
  • Что было трудно ...
  • Что хотелось бы ...

Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

План урока 9Б класса (Среда 8 апреля) Урок №70 "Поглощение и испускание света атомами ." 9Б класс (гуманитарный профиль)

Ввиду с необходимости дистанционного обучения, в соответствии с программой и планированием учебного материала, разработан подробный план занятий для учащихся гуманитарного профилия 9 класса. Использов...