Методическая разработка урока "Октябрьская революция - благо для России" (педтехнология - политические дебаты)
план-конспект урока по истории (11 класс)

Нечаева Татьяна Николаевна

Время требует от учителя  быть предельно объективным, даже если внутренне он стоит на определённой позиции: либералов или большевиков, белых или красных. Считаю, что задача современного учителя примирить   позиции враждующих сторон, «уйти от жёсткого противостояния и показать, что революция называется Великой не потому, что мы каким-то образом оправдываем её, а потому, что она похожа по своему историческому следу на Великую французскую революцию. Любая революция – это национальная трагедия, а потому тема имеет для школьников ещё и национально-патриотическое значение, к которому нужно подойти максимально аккуратно».[2]

Необходимо показать в ходе урока как положительные, так и отрицательные стороны противоборствующих сил, рассмотреть все альтернативные пути развития событий.   В год столетия Великой Октябрьской социалистической революции данная тема приобретает ещё большую актуальность.

Проводимые мероприятия в нашем районе, передачи на телевидении, посвящённые столетию революции, способствовали развитию интереса   учеников к этой теме.  Они не понимали: кто же все-таки прав, кто виноват в том, что произошло в 1917 году. Чтобы помочь ученикам составить собственное представление об этом историческом периоде и дать ему самостоятельную оценку, было принято решение провести «модифицированные» политические дебаты на тему «Октябрьская революция – благо для России».  (см. приложение № 1).

На уроке использовался такой вид дебатов как средство формализации дискуссии.[3, с.163] Необходимо было дать возможность ученикам  попробовать в себя в роли сторонников одной из сторон, самостоятельно выстроить линию защиты, обосновать позицию. В неформализованном обсуждении ученики должны были прийти к определённому общему выводу. И только формализация дискуссии, то есть перевод её в дебаты позволяет это сделать наиболее полно и  достоверно.

Данный урок являлся десятым (завершающим) уроком в теме «Великая российская революция. 1917 – 1921 годы».  Главная цель урока –  развитие критического мышления учащихся через организацию дебатов, на которых представляются различные точки зрения. В ходе активной творческой и познавательной деятельности школьников, благодаря личностному осмыслению исторических фактов и явлений, формировалось понимание Октябрьской революции как исторического явления, выявлялись её альтернативы,  уроки и последствия, воспитывались чувства толерантности, патриотизма, социализации подрастающего поколения.

  Видеоролик, демонстрируемый на уроке, играл актуализирующую роль, электронная презентация, служила иллюстративным материалом.   На уроке использовались технологии: дебатов,  критического мышления. Урок был нацелен на достижение как личностного результата обучающихся, так и метапредметных, и предметных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение отдел образования администрации Бурейского района

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Новобурейская  средняя общеобразовательная школа № 3

ОТКРЫТЫЙ УРОК

«ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – БЛАГО ДЛЯ РОССИИ?»

Автор:

Нечаева Татьяна Николаевна,

учитель истории и обществознания МОБУ Новобурейской СОШ № 3

8 924 673 89 02

klio.tanya@mail.ru 

п. Новобурейский

2017 год

Введение.

 Актуальность представленной темы объясняется тем, что вопросы изучения революционного процесса в 1917 году в школьном курсе истории  в настоящее время  являются одними из самых  сложных: «существуют принципиально противоположные оценки Октябрьской революции: от восприятия её как национальной трагедии до осознания её как величайшего прогрессивного события в истории человечества, оказавшего огромное влияние на весь мир, а для России позволившего выбрать некапиталистический путь развития». (1) Учителя испытывают определённые идеологические затруднения, так как  нет единой государственной концепции по вопросам интерпретации данных событий.  

Время требует от учителя  быть предельно объективным, даже если внутренне он стоит на определённой позиции: либералов или большевиков, белых или красных. Считаю, что задача современного учителя примирить   позиции враждующих сторон, «уйти от жёсткого противостояния и показать, что революция называется Великой не потому, что мы каким-то образом оправдываем её, а потому, что она похожа по своему историческому следу на Великую французскую революцию. Любая революция – это национальная трагедия, а потому тема имеет для школьников ещё и национально-патриотическое значение, к которому нужно подойти максимально аккуратно». (2)

Необходимо показать в ходе урока как положительные, так и отрицательные стороны противоборствующих сил, рассмотреть все альтернативные пути развития событий.   В год столетия Великой Октябрьской социалистической революции данная тема приобретает ещё большую актуальность.

Проводимые мероприятия в нашем районе, передачи на телевидении, посвящённые столетию революции, способствовали развитию интереса   учеников к этой теме.  Они не понимали: кто же все-таки прав, кто виноват в том, что произошло в 1917 году. Чтобы помочь ученикам составить собственное представление об этом историческом периоде и дать ему самостоятельную оценку, было принято решение провести «модифицированные» политические дебаты на тему «Октябрьская революция – благо для России».  (см. приложение № 1).

На уроке использовался такой вид дебатов как средство формализации дискуссии. (3) Необходимо было дать возможность ученикам  попробовать в себя в роли сторонников одной из сторон, самостоятельно выстроить линию защиты, обосновать позицию. В неформализованном обсуждении ученики должны были прийти к определённому общему выводу. И только формализация дискуссии, то есть перевод её в дебаты позволяет это сделать наиболее полно и  достоверно.

Данный урок являлся десятым (завершающим) уроком в теме «Великая российская революция. 1917 – 1921 годы».  Главная цель урока –  развитие критического мышления учащихся через организацию дебатов, на которых представляются различные точки зрения. В ходе активной творческой и познавательной деятельности школьников, благодаря личностному осмыслению исторических фактов и явлений, формировалось понимание Октябрьской революции как исторического явления, выявлялись её альтернативы,  уроки и последствия, воспитывались чувства толерантности, патриотизма, социализации подрастающего поколения.

  Видеоролик, демонстрируемый на уроке, играл актуализирующую роль, электронная презентация, служила иллюстративным материалом.   На уроке использовались технологии: дебатов,  критического мышления. Урок был нацелен на достижение как личностного результата обучающихся, так и метапредметных, и предметных результатов.

Методическая разработка урока в 9 классе. Дебаты «Октябрьская революция – благо для России».

В начале изучения темы учитель сказал о неоднозначной трактовке целого ряда вопросов, которые изучаются в данной теме и о необходимости составить собственное суждение по каждому из них, которое можно будет высказать на политических дебатах, на последнем уроке темы. Таким образом, команды «за» и «против» формировались из школьников, желающих поддержать соответствующую точку зрения.  В ходе изучения темы (на основе рассказа учителя, просмотра видеороликов, самостоятельного изучения дополнительных источников) им предлагалось найти факты, в защиту своей точки зрения, чтобы на заключительном  уроке аргументированно и доказательно изложить свою позицию.  

Цель урока – достичь образовательных результатов:

  1. личностный результат - осознавать ответственность за судьбу Родины, понимать, в чём опасность политического экстремизма;  
  2. метапредметный результат - уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, уметь критически мыслить, приводить аргументы и доказательства; формулировать собственную позицию, устанавливать логические связи;
  3. предметный результат - знать основные события, связанные с Великой Октябрьской революцией 1917 года;  проанализировать альтернативы общественного развития, которые существовали в России после февраля 1917 года, а также возможности их реализации; выявить факторы, способствующие успеху большевиков в борьбе за власть.

Задачи урока:

  1. на основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать аргументы и доказательства, критически осмысливать события Великой Октябрьской революции в России;
  2.  в ходе коллективного обсуждения осознать значимость и трагедию Великого Октября, его уроки и последствия;
  3. формирование коммуникативной культуры;

Тип урока:

Методы обучения:

Оборудование: медиапроектор, компьютер, видеоролик, электронная презентация,  

 Ключевые понятия и термины: альтернатива, социальная революция, демократия, диктатура, радикализм, большевизм, либерализм.

Ход урока

 № п/п

Время

Содержание

Организационная подготовка и актуализация

1

1 мин

 Рассаживание в актовом зале по группам 

2

2 мин  

 Демонстрация видеоролика «7 ноября – День Октябрьской революции 1917 года» (5)

Вступительное слово ведущего

3

2 мин

Объявляет тему дебатов, ставит цели урока. Представляет команды-участницы, экспертов, тайм-кипера, процедуру ведения урока.  Даёт задание остальным учащимся класса: оформить в тетради таблицу, в которой отражены аргументы каждой из сторон, задавать вопросы спикерам в ходе дебатов в отведённое время. Предоставляет слово ведущим спикерам команд.

Представление команд ведущими спикерами

4

2 мин

(1+1)

 Каждый из ведущих спикеров команды произносит речь, в которой кратко представляет позицию своей команды. (см. Приложение №..)

Первый раунд дебатов

3

3 мин

Выступление спикера команды  «Красных» по вопросу   о форме осуществления власти: диктатура или демократия (см. Приложение № …)

4

1 мин

Команда  «Белых» готовит свои вопросы и замечания, критику позиции соперников. (см. Приложение № …)

5

2 мин

Выступление спикера № 2 команды «Белых»

6

1 мин

Выступление спикера № 3 команды «Белых»

7

1 мин

 Команда «Красных» даёт ответ на критику команды  «Белых»

8

1,5 мин

Эксперты голосуют за понравившуюся им команду, определяется победитель 1 раунда. На доске появляется итог голосования. Ведущий даёт комментарии и объявляет вопрос второго раунда.

Второй раунд дебатов

9

3 мин

Выступление  спикера команды «Белых» по вопросу  о проблемах развития культуры после Октябрьской революции  (см. Приложение № ..)

10

1 мин

Команда  «Красных» готовит свои вопросы и замечания, критику позиции соперников.  (см. Приложение № ..)

11

2 мин

Выступление спикера № 2 команды «Красных»

12

1 мин

Выступление спикера № 3 команды «Красных»

13

1 мин

 Команда «Белых» даёт ответ на критику команды «Красных»

14

1,5 мин

Эксперты голосуют за понравившуюся им команду, определяется победитель 2 раунда. На доске появляется итог голосования. Ведущий даёт комментарии и объявляет регламент третьего раунда.

Третий  раунд дебатов

15

2 мин

Команды совещаются, пытаются найти у соперника слабые стороны. Готовят вопросы и замечания друг другу (по одному вопросу)

16

0,5 мин

Вопрос команды «Красных»

17

1 мин

Ответы команды «Белых»

18

1 мин

Команда «Красных» высказывает удовлетворение или неудовлетворение ответом соперника и приводит свой ответ на вопрос.

19

0,5 мин

Вопрос команды «Белых»

20

1 мин

Ответ команды «Красных»

21

1 мин

Команда «Белых» высказывает удовлетворение или неудовлетворение ответом соперника и приводит свой ответ на вопрос.

22

 1,5 мин

Эксперты голосуют за понравившуюся им команду, определяется победитель 3 раунда. На доске появляется итог голосования. Ведущий даёт комментарии и просит экспертов подвести итоги, высказать своё мнение.

Подведение итогов дебатов

21

3 мин

Выступление двух экспертов. (см. Приложение № ..)

22

3 мин

Слово ведущего: рефлексия, Написать эссе на тему «Октябрьская революция; благо или зло»?

 

  1. Заключительное слово учителя:

В сегодняшних дебатах прозвучали разные точки зрения о том, можно   Но в истории нет сослагательного наклонения, Октябрьская революция  – это факт,   хотя отрицающая команда привела очень хорошие аргументы о том, что ……

Дискуссии об отношении к Октябрьской революции   идут уже многие десятилетия. Как вы уже поняли, на многие вопросы, которые сегодня возникали, однозначного ответа нет. Требуется вдумчивый подход, лишённый категоричности.

 Н.А.Бердяев выразил главную мысль о революциях и гражданских войнах в словах: «Судьба России бесконечно дороже судьбы классов и партий, доктрин и учений».  




 Источник 2: https://drofa-ventana.ru/material/istorya-revolyuciya-1917-goda-v-rossii/ 

 Источник1:  https://drofa-ventana.ru/material/k-100-letiyu-velikoy-oktyabrskoy-sotsialisticheskoy-revolyutsii-razgov/

Источник 3:  Е.Г.Калинкина. Дебаты на уроках истории___          163

Источник 4:  Е.Г.Калинкина. Дебаты на уроках истории______161

Источник 5: https://www.youtube.com/watch?v=IdXA3D6pzaE 

         

 

 

 



Предварительный просмотр:

ВИДЕО

I. Вступление ведущего. (6 мин.)

Одно из крупнейших политических событий в истории человечества, повлиявшее на всю историю XX века, этап русской         революции, произошедший в России в октябре 1917 года имеет разные названия:

  • Октябрьская революция (полное официальное название в СССР – Великая Октябрьская социалистическая революция)
  • Октябрьский переворот
  • Большевистский переворот
  • Третья русская революция

Разные названия имеет одно и тоже событие потому, что существует широкий спектр оценок Октябрьской революции: для одних это национальная катастрофа, приведшая к Гражданской войне, отставанию от прочих современных государств и установлению в России тоталитарной системы правления (либо, наоборот, к гибели Великой России как империи);

Для других – величайшее прогрессивное событие в истории человечества, оказавшее огромное влияние на весь мир, а России позволившее выбрать некапиталистический путь развития, ликвидировать феодальные пережитки и непосредственно в 1917 году скорее спасшее её от катастрофы.

Между этими крайними точками зрения есть широкий спектр промежуточных.

Сегодня мы рассмотрим полярные точки зрения в попытке понять, какие из них ближе к истине. (позиции представленных команд)

II. Представление команд.

 1) команда «за» (красные)

 2) команда «против» (белые)

III. Ведущий (8 мин.)

 1) Закономерна ли была революция, её неизбежность и причины

Была ли эта революция закономерна, её причины.

К. большевики имели широкую поддержку, были лучше других партий организованы, так что их победа стала закономерной.

К. Революция – историческая закономерность. При таком количестве противоречий в России она была неизбежна.

Б. Октябрьская и февральские революции произошли практически случайно. Объективных причин прихода к власти большевиками нет.

Б. Большевики не имели особой поддержки, вели себя авантюрно, но в итоге им улыбнулась удача

 2) Экономическое развитие

Революция 1917 года привела к крушению буржуазной системы, основанной на частной собственности. Спрашивается, это был прогресс или регресс?

Б. В начале ХХ века Российская империя была одной из самых развитых экономик мира, она успешно двигалась по пути прогресса. Революция всё испортила.

К. Россия была отсталой аграрной страной с прогнившим полуфеодальным режимом. Без революции ей было не обойтись.

Получается , для одних революция стала благом, для других – злом.

 3) Триумфальное шествие советской власти

К. Страна поддержала красных, поэтому сопротивление белых армий оказалось обречено.

Б. Большая часть населения была против красных, и лишь жестокостью и репрессиями большевикам удалось удержаться у власти.

 4) Раскол общества (соц-я сфера)

IV. Ведущий. Вопросы и ответы. (8 мин.)

  По 2 вопроса команд друг другу

 1) о политическом режиме (демократия или диктатура?)

 2) о культурной революции

Россия потеряла выдающиеся умы, интеллектуальную элиту, когда были высланы 160 деятелей культуры и науки на «Философском пароходе»

 3) об альтернативных путях (Корнилов)

 



Предварительный просмотр:

Обоснование позиции

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ЭТО БЛАГО ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ

Октябрьская революция – это предмет наивысшей национальной гордости россиян. Революция стала беспримерным взлётом исторического творчества масс, звёздным часом победившего народа, сбросившего ярмо капиталистической и помещичьей эксплуатации. Наша страна – первая, где социализм был осуществлен на практике. Победа Октября утвердила исторически беспримерные основы социального бытия людей: власть трудящихся – в политике, общественная собственность на средства производства – в экономике, коллективизм и товарищеская взаимопомощь – в человеческих отношениях. 26 октября принят декрет о мире, о земле. В след за декретом о мире, о земле Советская власть приняла законы: о введении рабочего контроля над производством и распределением продуктов, о 8-часовом рабочем дне, «Декларацию прав народов России». Декларация провозглашала, что отныне в России нет наций господствующих и наций угнетенных, все народы получают равные права на свободное развитие, на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

 Великий Октябрь избавил нашу Родину от эксплуатации человека человеком, от безработицы, от национального гнета, от нищеты и неграмотности. Революция превратила нашу страну в великую индустриальную державу, достигнут один из самых высоких в мире уровней образованности масс. Победа социалистической революции закрепила за человеком труда реальные права и свободы, основы демократического строя, решения национального вопроса в нашей стране

Кроме того, Октябрьская революция 1917 года входит в число Большой  триады революций: трёх Великих мировых Революций, кардинально изменивших старый классический мир – Английской XVII века, Французской XVIII века, Русской XX века.



Предварительный просмотр:

Позиция против революции (Белые)

  1. Начало. Позиция команды. (Мелконян)

Любые потрясения не проходят для всех одинаково хорошо и чаще всего чем-то приходится жертвовать. И даже если результатом революции есть что-то позитивное для одной области, то чаще всего есть что-то негативное для другой области. В революции никто не застрахован от ошибок, всё происходит достаточно радикально и времени на принятие верных решений не всегда хватает.

Эволюция же в этом плане куда лучше, хоть и существенно медленнее.

  1. Случайность или закономерность? (        Нечаева              )

Революция была вовсе не закономерна, сами большевики весной 1917 года и предположить не могли, что придут к власти в результате социалистической революции.

Она произошла как результат стечения обстоятельств:

Согласно теории Карла Маркса социалистическая революция могла произойти в зрелых социально-экономических условиях. А Россия являлась страной среднеразвитого капитализма, переживавшей завершающий этап промышленной революции и начальную стадию капиталистической индустриализации.

О преждевременности революции в России  придерживался Плеханов «Русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем испечён будет пшеничный пирог социализма, и…пока она такой муки не смолола, участие буржуазии в государственном управлении необходимо в интересах самих трудящихся»

  1. Экономика (Нечаева)

Современные политики, историки обвиняют большевиков в развале экономики России, основанной на частной собственности и доведении её до коллапса. Но насколько это мнение справедливо? Спрашивается, это был прогресс или регресс?

О неизбежности социалистической революции думали далеко не все большевики (Каменев, Зиновьев), т.к. пролетарская революция должна произойти согласно теории Карла Маркса в развитой экономически стране, в которой развитие экономики достигает таких размеров, что в рамках капитализма уже развиваться не может (Европе, а не в отсталой России.) Это было подтверждено тупиковой политикой «Военного коммунизма» и введением НЭПа (новой экономической политики), о котором говорил Ленин, что НЭП — это всерьёз и надолго. Страна была ещё не готова к социализму.

Реформы должны быть для людей, а не люди для реформ.

В ходе революционных преобразований и экспериментов сельскохозяйственная страна стала ввозить зерно из-за границы: Черчилль подметил «Я всегда думал, что умру от старости, но, когда Россия, кормившая всю Европу, стала покупать хлеб, я понял, что умру от смеха».

В тоже время говорить о том, что исключительно после революции стали появляться передовые отрасли производства тоже нельзя: русская экономика была 5-й в мире по объёму промышленного производства. Существовало развитое самолётостроение (самолёты Сикорского, который стал основателем современного американского вертолётостроения). И многие учёные, прославившиеся в советское время, начали свою работу ещё до революции.

  1. Политика (Бурнашёва)

Период с 25 октября (7 ноября) 1917 до февраля-марта 1918 г. В.И. Ленин назвал «триумфальным шествием Советской власти. По всей России народные массы поддержали власть советов». Можем ли мы согласиться с мнением Владимира Ильича?

Революция всегда рывок. Она переворачивает пласты привычной жизни.

В то же время революция - время беззакония, когда старые законы уже не действуют, а новых ещё нет.

Широкие народные массы не связывали свою дальнейшую судьбу с курсом большевиков на кардинальное социалистическое переустройство общества.

Это показали свободные выборы в Учредительное собрание, которые проходили в ноябре 1917 г. Около 72% избирателей отдали свои голоса за правых эсеров, меньшевиков, кадетов, за тех, которые всячески противились социалистическим экспериментам в экономике, политической и культурной сферах, отстаивали буржуазно-демократический путь развития России.

4.1 Социальная сфера (Савоськин)

Как сказал британский историк Томас Карлейль «Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются её плодами отпетые негодяи».

В ноябре 1917 г. Совнарком одобрил декрет, объявивший кадетов партией врагов народа, тем самым объявив вне закона влиятельную среди имущих слоёв населения, интеллигенции и студенчества партию.

27 октября были закрыты органы печати 150 ведущих оппозиционных газет и журналов.

Гейм 2

5. Вопросы оппонентам (                        )

1) Установленная большевиками рабоче-крестьянская власть являлась ли подлинно властью трудящихся или всё-таки принадлежала какой-то одной части населения?

Революция создаёт раскол в обществе.

Никогда нельзя использовать революцию для решения социальных проблем. Конституция РСФСР, принятая в июле 1918 г. декларировала, что власть принадлежит всему рабочему населению страны и крестьянству, как его союзнику.

На деле же складывавшаяся государственно-политическая система резко расходилась с Конституцией. При выборах в Советы устанавливались существенные преимущества для рабочего класса по сравнению с крестьянством (в 5 раз)

Гейм 3

6) Форма осуществления власти: демократия или диктатура? (                     )

До осени 1917 г. в народном движении главенствовали демократические партии — меньшевики и эсеры, с 5 мая они входили во Временное правительство, то есть стали наряду с кадетами правящими и правительственными партиями. Их целью было решить назревшие задачи реформистскими методами, вывести страну из кризиса и обеспечить её развитие по буржуазно-демократическому пути. Меньшевики были убеждены, что Россия в силу её отсталости ещё не созрела для социализма, и считали, что «пределом возможных завоеваний... является полная демократизация страны на базе буржуазно-хозяйственных отношений».

После ареста генерала Корнилова, обвинённого в попытке установить военную диктатуру, Керенский опираясь на широкую антикорниловскую волну, укрепляя своё положение  и  стабилизируя обстановку в стране, 1 сентября провозглашает Россию республикой.

 14 сентября было созвано Демократическое совещание, призванное консолидировать российское общество на базе сплочения всех противников военной диктатуры. В нём участвовали представители социалистических партий, земств и городских дум, профсоюзов, Советов и армии. На совещании был избран постоянный орган - Временный совет Росси        йской республики (Предпарламент)

7.  Духовная сфера (Сараева)

Революционные преобразование в области образования не привнесли качественных улучшений, т.к. в 1917 году около 90% школ уже перешли на бесплатное обучение.

А в 30-40 гг. XX века в СССР вернули русскую гимназию.

Россия потеряла выдающиеся умы, интеллектуальную элиту, когда были высланы 160 деятелей культуры и науки на «Философском пароходе».

В ходе кардинальных преобразований культура потеряла преемственность качественного развития. Революционеры отмежёвывались от собственной истории, видя главной целью - мировую революцию.

Искусственное сокращение идеологического, культурного разнообразия обрекало духовную жизнь на застой и отставание от остального мира (предшествующее десятилетие не зря называли серебряным веком русской культуры, в том числе и из-за огромного культурного разнообразия).

8. У каждого исторического явления, процесса всегда есть

 множество вариантов  (Федин)

У каждого исторического явления, процесса всегда есть множество вариантов:

Альтернативой революции вполне могло стать буржуазно-демократическое эволюционное развитие, без кардинальной ломки всех сфер жизни общества. Яркий тому пример – Япония, Пруссия (Германия), начавшие преобразования практически одновременно с Россией во второй половине XIX века.

-В Японии в начале XX века 10-20-е годы начался демократический период Тайсё.

-Германия после Первой мировой войны стала республикой, так называемая Веймарская республика. С избираемым рейхстагом и президентом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе в форме дебатов на тему: «Ложь во спасение оправданна (по пьесе «На дне» Горького)»

Урок литературы в форме дебатов представляет собой новую образовательную технологию, которая не только способствует большей заинтересованности учащихся в учебном материале, но и помогает сформировать ...

Методическая разработка по английскому языку на тему: «Россия. Политическая система, символы, современные реалии.»

Тема: «Россия. Политическая система, символы, современные реалии»Формируемые компетенции:а) ОК 4:- студенты должны уяснить основную информацию о политической системе Российской Федерации; ...

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры, посвященной революции 1917 года в России "100 лет революции"

Познавательно-интеллектуальная игра проводится среди 5 команд учащихся 9-11 классов . Форма игры – видоизмененный вариант игры «За семью печатями"....

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам: «Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Приняла ли русская интеллигенция революцию?».

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам:«Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Пр...

Методическая разработка урока по теме " Участие граждан в политической жизни" 9 класс

Методическая разработка урока по теме" Участие граждан в политической жизни"9 класс...