Методическая разработка урока истории
методическая разработка по истории (5 класс)

Калабаева Надежда Александровна

Методическая разработка урока истории по теме "Олимпийские игры в древности" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_istorii.docx348.08 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Название учебной дисциплины: история.

Класс: 5.

Продолжительность урока: 40 минут.

Раздел урока: Древняя Греция.

Тема   урока:   Олимпийские   игры   в  древности.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель   урока: сформировать знания об истории Олимпийских игр, сформулировать вывод об особой значимости игр в жизни греков.

Задачи:

  1. Усвоение фактов и основных идей о процессе зарождения Олимпийских игр с помощью иллюстративного материала.

2. Изучение новых понятий по данной теме, понятий о культуре здоровья в древности.

        3. Развитию умений и навыков учащихся работы с  текстом,  картой, формированию критического мышления и навыков  самостоятельной подготовки.

3.   Организация   деятельности   учащихся   по   применению   новых   знаний на практике путем составления электронных ментальных карт.

Планируемые   результаты:                

Предметные: понимать, как   проходили   Олимпийские   игры   в   Древней   

Греции, кому   они   были   посвящены, объяснять   значение   Олимпийских игр  

в   жизни   греков, называть   виды   спорта   в   Древней   Греции, давать определения понятиям «атлет», «ипподром», «пятиборье», «Олимпия», сравнивать олимпийские игры древности с современными.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать деятельность в учебной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

        Познавательные УУД: устанавливать   причинно-следственные связи, самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать; делать выводы, доказывать, сравнивать, анализировать – выделять главное.

КоммуникативныеУУД: участвовать   в   диалоге, слушать   и   понимать   других, высказывать   свою   точку   зрения, соблюдать   правила   речевого   этикета,   

сотрудничать   в   паре, группе.

Личностные: формирование  ценностного   отношения   к   здоровому   образу жизни на основе личностного осмысления социального, нравственного опыта людей   в   прошлом   и   настоящем, оценка значения спорта для формирования ЗОЖ.

Формы   организации   познавательной   деятельности   обучающихся:   

коллективная, групповая, индивидуальная.

Технологии проведения урока: элементы технологии проблемного обучения, развития критического мышления, формирования ключевых компетенций.

Оборудование: учебник   по   истории   Древнего   мира, раздаточный материал к уроку, карта, проектор, компьютер, ноутбуки, подключенные к сети.

Основные понятия: Олимпия, атлет, пятиборье, ипподром.

Ход   урока:

I.Организационный   момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! 

Давайте   с   самыми   лучшими   пожеланиями   и   улыбкой   начнем   этот урок.   Я   желаю всем нам плодотворной работы.   

II.   Актуализация   опорных   знаний   учащихся   и   подготовка   к   восприятию   материала. Создание проблемной ситуации.   

 Учитель: Скажите мне, пожалуйста, о каком государстве мы вели с вами речь на прошедших уроках? (Дети:  Древняя Греция) Вы   уже   знаете   о   том,   что,  несмотря   на появление  греческих    колоний,  язык,   письменность,   религия,   любимые   занятия   греков сохранялись    в прежнем   виде.   

Событие, о котором пойдет речь, играло    важную    роль    в    жизни    греков,  и связано   со   спортивными   состязаниями.

- Кто из вас занимается спортом? Зачем люди занимаются спортом?

Ответы детей.

Демонстрация слайда с изображением олимпийских колец.

-Какое отношение к спорту имеют, цветные кольца, изображенные на слайде?

Ответы детей.

Учитель: Это символ Олимпийских игр. Это самые главные спортивные соревнования, которые ждут спортсмены всего мира и все люди на Земле. Игры проводятся 1 раз в 4 года.

Кто знает,  что символизируют  эти  кольца?

Ответы детей.

Переплетенные  кольца  символизируют соединенные в  Олимпийской  связи   5 континентов. Отталкиваясь от моих слов и символа на экране, сформулируйте тему урока.

Ответы детей. («Появление Олимпийских игр», «Олимпийские игры в древности»)

Учитель: Какую цель урока и задачи мы сегодня поставим перед собой?

Ответы детей. Цель: изучить историю происхождения и развития Олимпийских игр.

Задачи: 1. Выяснить, когда состоялись первые олимпийские игры.

2. Определить, где состоялись первые игры, и узнать, как они проходили.

3. Узнать, как возникли современные Олимпийские игры.

Учитель: Слушая сегодня моё объяснение, проводя собственные исследования, к концу урока постарайтесь дать ответ на следующий вопрос: «Какие факты подтверждают мысль о том, что олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?»

III.   Изучение   нового материала.

Учитель:

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в Древнюю Грецию и посетим первые Олимпийские игры, узнаем, как проводились игры в далёкой древности.

Для начала предлагаю вам поработать с картой на стр. 115 и ответить на вопрос, почему игры называются Олимпийскими?

Ответы детей.

Учитель: 

- Итак, местом проведения Олимпийских игр в древности была область в Южной Греции – Пелопоннес, где протекает река Алфей. Здесь находился город Олимпия, в котором были расположены храмы, святилища греческих богов, а также были расположены места для проведения тренировок и состязаний – стадион и ипподром. Именно здесь в Олимпии зародились игры в честь самого главного бога Древней Греции – Зевса.

Какой географический объект на карте Греции имеет похожее название? (Дети: гора Олимп).

Что мы о ней знаем? (Дети: Из мифов известно, что на ней жили греческие боги).

До Олимпии было легко добираться из всех греческих городов. В Олимпии располагался храм Зевса, поэтому она объявлялась священным местом, и всякий, кто вторгался сюда с оружием, объявлялся богоотступником.

В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

Какую информацию об Олимпиаде мы можем узнать из этого призыва?

Ответы детей.

1. В Олимпиаде участвовали все греческие полисы.

2. На время проведения Олимпиады, прекращались войны. Под страхом проклятия и немилости богов никто не мог появиться в Олимпии с оружием. Даже разбойники и пираты не нападали на путников.

3. Игры были честными.

Учитель: Пользуясь учебником, скажите, когда состоялись первые Олимпийские игры? (Дети: в 776 г. до н.э.). Запишите дату в свои тетради.

Сколько лет назад это произошло? Работа с лентой времени. (776+ 2021=2797 лет назад)

Физкультминутка. 

Дети встают. Учитель   называет   термины   и   просит   детей   –    похлопать три раза в ладоши, если   термин   относится   к   Древней   Греции, шагать на месте, если   к   другой   стране   Древнего   мира). Шаг   вперед –  шаг   назад

(утверждение   верно – вперед, неверно – назад).

Работа в группах.

Дети заранее до урока были поделены на 6 групп.

Учитель: Итак, мы с вами в Олимпии. 

Перед вами на партах лежит текст (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), а также вопросы к нему. В течение 5 минут вы должны поработать с материалом и устно ответить на вопросы. Время пошло.

Вопросы для 1 группы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

- Как шла подготовка к играм?

Ответы детей. К играм готовились почти за год до соревнований, а за месяц до открытия игр атлетам нужно было прибыть в Олимпию и тренироваться там.

- Ребята, скажите, все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

Ответы детей. Только богатые. У бедных людей не было денег и им нужно было работать, чтобы прокормить себя и свою семью.

Вопросы для 2 группы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

- Всем ли из жителей страны разрешалось присутствовать на играх? (Дети: нет, не всем).

- Кто мог принимать участие в играх? (Дети: Только мужчины)

- Были ли какие-то нарушения?

Ответы детей. Был случай, когда это правило было нарушено.

На Олимпийских играх позволялось присутствовать только мужчинам и подросткам. Замужние женщины не смели посещать Игры под страхом смерти. Лишь однажды это правило было нарушено. Это     была знаменитая Ференика. Ее брат и супруг были Олимпийскими чемпионами. Она сама тренировала собственного отпрыска и, гонимая желанием увидеть его фаворитом, отправилась с     ним     на     Игры.     Тренеры стояли порознь,  следя за собственными учениками. Она переоделась в мужскую одежду и стала вблизи с ними, с волнением следя за сыном. И вот его объявляют чемпионом! Мать не выдержала и бросилась его поздравить, одежда с нее рухнула, и все заметили, что на стадионе дама.

Судьи     были     в тяжелом положении.     По     закону, нарушительница  обязана быть     убита,     но так     как она  дочь,     сестра,     а ныне ещё и мама олимпийских чемпионов! Ее пощадили, но с этого времени ввели правило ныне только атлеты, но и тренеры обязаны стоять на трибуне голыми, дабы предупредить похожие истории.

Вопросы 3 группе. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

- Сколько дней длились игры? (Дети: 5 дней)

 -Что же было в первый день?

Ответы детей. Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться честно. Судьи клялись выносить справедливые решения.

Словарь на доске. Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения.

-Как назывались состязания, которые проводились во второй и третий день Олимпиады?

Ответы детей. Кулачный   бой, Бег   с   оружием, Гонки   колесниц, Пятиборье.

Словарь на доске. Пятиборье – соревнование одного человека в пяти видах спорта.

-Что входило в пятиборье?

Ответы детей. Бег, прыжки в длину, борьба, метание диска, метание копья.

Вопросы 4 группе. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

-Дайте характеристику соревнованиям пятиборья.

Ответы детей.

1.  Пятиборье начиналось с бега. Дистанция бега равнялась одному стадию - 192 м (от этого названия произошло наше слово – стадион). Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун догнал зайца, другой обогнал лошадь, третий бежал так легко и быстро, что не оставлял следов на песке.

2. Следующим видом соревнования были прыжки в длину. Для увеличения длины прыжка атлеты пользовались гантелями из камня или металла. В момент прыжка руки с гантелями резко выбрасывались вперед.

3. Борьба – панкратион. Древнегреческое «каратэ». Кто побеждал в борьбе?

В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить увечья, но правил, в принципе не существовало.

4 - 5. На беговой дорожке устраивались соревнования по метанию диска и копья. Диски были каменными или бронзовыми, самые большие весили более 5 кг.

Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний самый захватывающий,  проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц.

-В какой день проходили гонки колесниц? (Дети: Они проходили в четвертый день соревнований.)

Словарь. Ипподром – место для проведения конных состязаний.

Вопросы 5 группе. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

- Что происходило в пятый день Олимпиады? Как награждали победителей?

Ответы детей.

В этот день перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!»  Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.

Вопросы 6 группе. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

-Сколько раз состоялись игры в Древней Греции? (Дети: Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза)

-Почему Олимпийские игры были запрещены?

Ответы детей. Но вот в  393 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I  запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Ответы детей.

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена – французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

IV. Закрепление изученного материала.

Работа так же проводится по группам.

Учитель: Ребята, вы все уже знакомы с понятием «ментальная» или «мыслительная карта» и знаете, как ее составлять на листе бумаги. Сегодня вы попробуете вместе по группам сделать такую карту в интернете. Перед вами ноутбуки, на которых открыт сайт сервиса Mindomo.com. Я просила заранее зарегистрироваться на этом сайте как можно больше из вас и ввести свои данные до урока для вхождения в данный сервис. Давайте попробуем составить мыслительную карту по сегодняшней теме «Олимпийские игры в древности». Вся группа работает вместе, сообща, выделяют самые важные идеи, мысли, ассоциации с данной темой. Кто первым выполнит задание, поднимаете руку.

Дети выполняют работу и затем представляют свои карты. Анализ результатов.  (ПРИЛОЖЕНИЕ 8)

       V. Подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель: А теперь настало время вспомнить о вопросе, который звучал  в  начале нашего урока. Какие факты подтверждают мысль о том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим праздником?

Ученики называют факты, говорящие о том, что Олимпийские игры были любимым праздником древних греков.

Ответы детей. Посвящались богам, объявлялся мир, съезжались жители всей Греции, 10-ти месячная подготовка к играм и др.

Учитель:Ребята!   Вы   хорошо   усвоили   материал   новой   темы   и   узнали   много   интересного   об   олимпийском   движении.   У   каждого   из   вас   есть   

лист «Оцени свою работу на уроке» (ПРИЛОЖЕНИЕ 9), на котором представлен комплект   олимпийских   медалей:   золотая,   серебряная,   бронзовая, и медная.  Оцените свою работу на сегодняшнем   уроке по таким критериям как «отличная работа», «хорошая работа», «удовлетворительная работа», «неудовлетворительная работа». Поставьте соответствующую галочку внизу медали.   В свою очередь, я также хочу   оценить   вашу   работу   на   уроке. Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно хотелось бы отметь работу …, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки ещё впереди.

VI.   Домашнее   задание:   

Первый уровень (минимальный, оценка «3»): Параграф   33,   пересказ, ответить на вопросы.

Второй уровень (средний, оценка «4»): используя учебник и дополнительную литературу, подготовьте сообщение об известных древнегреческих атлетах.

Третий уровень (продвинутый, оценка «5»): придумайте    рассказ   об  Олимпийских   играх   от   имени участника   или   зрителя на выбор.

Учитель: Спасибо за урок! До свидания!

Приложение 1

Проведение   Олимпийских    игр

В    год    Олимпийских    игр    глашатаи    разносили    по полисам Эллады отрадное известие:        «Все    в    Олимпию! Состязания  объявлены!    Дороги     безопасны!    Одолеют сильнейшие!»
        Наилучших жеребцов выделяли им    во    встреченных    поселениях.    

Так     гонцы    несли    всем    грекам приглашение    на праздник.

В соревнованиях имели     возможность принимать     участие все     свободные     греки: богатые      и бедные. Впрочем, как     правило, членами игр     становились     состоятельные греки. На     Олимпийских     играх     позволялось присуствовать    лишь только мужчинам и юношам.     

Замужние дамы не     смели приходить     на      Игры под боязнью погибели. Только один     раз это    правило     было     нарушено.     Кто  же сумел пойти     на подобный риск? Это     была знаменитая Ференика. Ее     брат     и супруг были     Олимпийскими     чемпионами.     Она     сама     тренировала собственного отпрыска и,     гонимая     желанием     увидеть его фаворитом, отправилась с     ним     на     Игры.     Тренеры     стояли порознь, следя за собственными учениками.     Она     переоделась     в     мужскую одежду и     стала вблизи с     ними,     с волнением следя за сыном. И     вот…     его     объявляют     чемпионом! 
Мать не     выдержала     и     бросилась     его     поздравить     одежда с     нее рухнула,     и     все заметили,      что на     стадионе     дама. Судьи     были     в тяжелом положении.     По     закону,     нарушительница обязана быть     убита,     но так     как она  дочь,     сестра,     а ныне ещё и мама олимпийских     чемпионов!     Ее     пощадили,     но     с этого     времени          ввели  правило    ныне только атлеты,     но     и     тренеры обязаны стоять     на трибуне        голыми, дабы предупредить похожие    истории.
         Олимпийские     игры проходили летом     и длились 5 дней.

Первый   день. Атлеты   приносили   жертвы   богам,   давали   клятву   бороться   честно.   Запрещалось   прибегать   к   незаконным   приемам,   убивать   своего   противника,   спорить   с   судьями   и   подкупать   их.   За   это   наказывали   плетью.   Судьи   клялись   выносить   справедливые   решения.

Клятва   участника   соревнований:
Я,   Кореб,   сын   Пареса,   афинянин,   подтверждаю   перед   Зевсом,   что   тренировался,   как   того   требуют   древние   традиции   великого   праздника.   Торжественно   клянусь   в   том,   что   для   достижения   победы   не   буду   употреблять   в   соревновании   недостойных   приёмов.
         Клятва   судей:

Мы,   судьи,   клятвенно   обещаем,   что   будем   выносить   свои   решения   честно   и   неподкупно.
        Второй   —   четвертый   дни   –   дни   состязаний.

Виды   соревнований: Кулачный   бой, Бег   с   оружием, Гонки   колесниц, Пятиборье.

Пятиборье – это соревнование   одного   человека   в   пяти   видах   спорта: бег,

прыжки   в   длину, метание   копья, метание   диска, борьба.

1.Пятиборье       начиналось       с       бега.       Дистанция       бега       равнялась 1 стадию192       м       (от сего наименования произошло название       стадион).       Бегуны       развивали невообразимую       скорость. В       случае,       если верить старинным писателям,        один       раз бегун настигнул зайца, иной опередил лошадь. Глава       города       Аргос впоследствии собственной победы       в       беге       сбегал       из       Олимпии       домой, дабы заявить о собственной победе       и возвратился назад, чтобы       принять роль в состязаниях надлежащего дня.       Всего       за некоторое       

количество часов       он       пробежал       расстояние  в       пределах 100       км.

2.Следующими состязаниями были       прыжки       в       длину.       Для увеличения длины      прыжка       атлеты использовали гантели       из       камня или       из        металла.       В       момент       прыжка       руки       с       гантелями быстро выбрасывались       вперед.

3. Борение  панкратион.       Древнегреческое       каратэ.    Кто одерживал       победу в  борьбе?В       борьбе       в       стойке одерживал       победу тот,       кто три     раза бросал врага на    землю. Борение на       земле проводилась до       тех       пор, пока       же раз из врагов не       сдавался. Невозможно было       наносить       увечья,       но       правил,       в       принципе       не было.

5.       На       беговой       дорожке       устраивались состязания по       метанию       диска       и  копья.       Диски       были       каменными или       же бронзовыми, гигантские весили больше 5       кг.
        Все эти соревнования проходили на стадионе, но один вид состязаний самый захватывающий,  проходил на ипподроме (место для проведения конных соревнований) – это гонки колесниц. 

     На большой скорости       колесницы,       запряженные       четверками лошадок,       неслись   по манежу ипподрома.       Но известность победителю доставалась  не       возничему,       а владельцу упряжки,       богачу,       вся       доблесть       которого       состояла       в       том, собственно,       что он обладал колесницей       и жеребцами.

Внимание посетителей на       Олимпийских       играх       вызывали       кулачные  бои.       В       кулачном поединке греки       ценили       ловкость и       умение,       а      не дерзкую мощь. К       

примеру, известный древнегреческий       математик       и       философ       Пифагор стал фаворитом Олимпийских    игр в       кулачном    бою.  

На пятый день  перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!»  Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели  учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.

Олимпийские игры в Древней Греции состоялись 293 раза.

Но вот в  393 году, когда Греция, находилась под властью Рима, римский император Феодосий I  запретил проводить Олимпийские игры, как языческие. Через несколько лет он приказал сжечь постройки в Олимпии, а позже дожди, ветер полностью разрушили некогда процветающий город.

Возрождение Олимпийского движения связано с именем барона Пьера де Кубертена - французского историка, литератора, педагога и общественно-политического деятеля. В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году I Олимпийских игр по примеру античных. В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.

Приложение 2

Вопросы к 1 группе

- Как шла подготовка к играм?

- Все ли могли позволить себе не работать и тренироваться долгими месяцами?

Приложение 3

Вопросы ко 2 группе

- Всем ли из присутствующих разрешалось присутствовать на играх?

 - Кто мог принимать участие в играх?

- Были ли какие-то нарушения?

Приложение 4

Вопросы к 3 группе

- Сколько дней длились игры?

 -Что же было в первый день?

-Как назывались состязания которые проводились во второй и третий день Олимпиады?

-Что входило в пятиборье?

Приложение 5

Вопросы к 4 группе

-Дайте характеристику соревнованиям пятиборья (бег, прыжки в длину, борьба, метание диска, метание копья)

-В какой день проходили гонки колесниц?

Приложение 6

Вопросы к 5 группе

-Как награждали победителей?

- Что происходило в пятый день Олимпиады?

Приложение 7

Вопросы к 6 группе

-Сколько раз состоялись игры в Древней Греции?

-Почему Олимпийские игры были запрещены?

- Когда же вновь возродились Олимпийские игры?

Приложение 8

C:\Users\Надежда\Desktop\IMG_8313.jpg

Приложение 9

Оцени свою работу на уроке

gold-medal.jpg

Золотая медаль -  «отличная работа»

kisspng-silver-medal-gold-medal-award-clip-art-medal-5ab5b39bc0db17.1458464415218574357899.jpg

Серебряная медаль - «хорошая работа»

385403_kartinki-bronzovaya-medal.jpg

Бронзовая медаль - «удовлетворительная работа»

1024168_zagotovki-medalei.jpg

Медная медаль – «неудовлетворительная работа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "История Древней Индии" по ФГОС

Надеюсь, что разработка поможет коллегам при подготовке к уроку в 5 классе....

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции».

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме:  «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции" соответствует  требованиям ФГОС второго поколения....

Методическая разработка урока истории с использованием ресурсов Исторического парка "Россия - моя история". Тема «Внешняя политика России в начале 21 века»

В процессе изучения данной темы создаются условия для творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания используя ресурсы Историчес5кого парка.Да...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "

Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...