Конспект урока по истории "Греки и критяне"
план-конспект урока по истории

новая тема урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_greki_i_krityane.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

ТИП УРОКА:  Урок введения нового знания.

МЕТОДЫ РАБОТЫ: урок с элементами групповой работы, технологий: ИКТ, дифференцированного обучения, продуктивного чтения и здоровьесбережения.

        

ЗАДАЧИ УРОКА:

Личностные: формирование  коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, развитие сотрудничества при работе в группах, готовности и способность учащихся к саморазвитию, воспитание интереса к истории  как к науке.

Предметные: познакомить учащихся с особенностями географического положения, природы Древней Греции, занятиями ее жителей, с древнейшим периодом греческой истории, объяснять и конкретизировать примерами смысл новых терминов и понятий (

Метапредметные:

  • регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
  • познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять продуктивное чтение, умение выявлять причинно-следственные связи.
  • коммуникативные: умение работать в группе для достижения общей цели, формирование собственного мнения и позиции.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УРОКА

Урок составлен на основе УМК издательства «Просвещение»:

Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искендерова. – М.: Просвещение, 2013. Рабочая тетрадь Всеобщая история. История Древнего мира, в 2-х частях, 5 класс.  Г.И. Годер., - М.: Просвещение. 2014.

Историческая карта «Древняя Греция», оценочный лист, авторская презентация с иллюстративным рядом; раздаточный материал с заданиями для работы в парах.

ХОД УРОКА

1.Психологический настрой на урок.

Прозвенел звонок для нас.      

Все зашли спокойно в класс.  

  Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.  

 Тихо сели, спинки прямо.      

Вижу класс наш хоть куда.  

 2.Организационный момент.

  1. Мы начнем урок друзья и я хочу проверить у вас  наличие  всех необходимых для урока принадлежностей.  Посмотрите внимательно на нашу доску. Какое слово на ней написано? Слово «ТРУД». Что такое труд? Ответы детей: это работа, деятельность, выполнение заданий. Давайте вспомним, что оно обозначает на нашем уроке?

Труд на нашем уроке это шифровка где Т- это наши тетеради. Покажите ваши тетради. (Дети поднимают и показывают тетради). Р. - это наши? (Ручки, демонстрируют наличие ручек) У - это наши учебники, Д-дневники. Покажите ваши дневники, (демонстрируют учебники и дневники). Хорошо, значит, мы готовы к уроку и можем начинать.

         Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

3.Микромодуль воспоминание.

На предыдущих уроках мы познакомились с вами с историей стран Древнего Востока и Азии. Познакомились с их природными условиями, географическим положением, занятиями населения структурой обществ, религиозными верованиями, изобретениями и открытиями, сделанными в древности.

-А сейчас я прошу вас обратить внимание на это историческое лукошко  в нем на листках написаны предметы о которых речь шла в главе Древний Восток. (Сл.1) Теперь мы точно  знаем из каких стран, они к нам пришли. Наша с вами задача, вспомнить из какой страны они к нам попали? ( Ученики берут листочки из лукошка называют страну, из которой они пришли к нам)

Предметы:

  1.   Бумага – ответ учащихся: бумага изобретена в Древнем Китае.
  2. Шахматы– ответ учащихся: игра  была придумана в Индии.
  3.  Стекло- ответ учащихся: В Финикии было изобретено прозрачное стекло.
  4. Монета – ответ учащихся: Первую в мире монету начали чеканить в Лидии.
  5. Компас – ответ учащихся: Древнейший компас изобретен в Китае.
  6. Сахар – ответ учащихся: Древней Индии впервые появился сахар, его делали из сладкого сока сахарного тростника.
  7.   Чай – ответ учащихся: В Древнем Китае  научились выращивать чайные кусты.
  8.  Пурпурная  краска – ответ учащихся:  В Финикии  из раковин улиток добывали пурпурную краску.

Но это еще не все. Государства Древнего Востока дали  много выдающихся имен и достижений. Помните ли вы их? Давайте посмотрим, насколько хорошо вы их помните. Но это задание будет оцениваться по особенному: то количество баллов, которое наберет группа пойдет вам в общий зачет. Вы обратили внимание, что на сегодняшнем уроке нам предстоит не только поработать в парах, но и в группах. Обратите внимание на слайде правила работы в группах, не забывайте их.(Сл.2) 

 Вам  необходимо назвать имена, изображённых на слайде лиц и назвать сооружения древности. ( Сл.3-4)

 Проверьте себя (4).

Максимальное количество баллов -9. Оцените свою работу.

4.Микромодуль символического образа.

У меня в историческом лукошке остался один листочек, на котором написано слово ваза (Сл.6)

Итак, с историей какого государства связано это слово?  (Учащиеся: с историей Древней Греции)

Это конечно Древнейшая Греция.

Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки на веки.
Даже порой удивленье берёт:
Ну, до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали, 
Мудрые мифы они создавали
(с детства знакомы любому из нас
и Прометей, и Геракл, и Атлант).
Древние греки моря бороздили, 
Время для спорта они находили,
И Олимпийские игры они 
Тоже придумали в давние дни!

А как называется народ, проживающий  на территории Греции (греки).

Есть такая страна посреди винно-цветного моря, -

Крит прекрасный, богатый, волнами отовсюду омытый.

В нем городов - девяносто, а людям, так нету и счета...

Кносс - между всех городов величайший на Крите.

Царил в нем девятилетиями мудрый Минос...

О каком острове упоминается в стихотворении? (Остров Крит) А как называется народ, проживающий  на территории острова? (Критяне)

Предположите тему сегодняшнего урока?

И тема нашего урока: Древнейшая Греция. Греки и Критяне.(Сл. 7)

Греция дала человечеству очень многое – театр, скульптуру, архитектуру, живопись, Олимпийские  игры. Греция маленькая страна, но древние греки создали высокую культуру. В русском языке много слов греческого происхождения:   школа, география, ботаника, арифметика, история, грамматика, тетрадь, кино. Многие наши имена тоже греческого происхождения: Екатерина, Елена, Галина, Марина, Александр и другие.  (Сл.8-9)

Что-то из истории Древней Греции вы уже слышали, а что сегодня на уроке хотите узнать, выяснить (Сл.10) Это будут наши цели, а в соответствии с ними можем предположить план (Сл.11)

     Сегодня на уроке мы с вами ребята отправимся в путешествие в Древнейшую Грецию. Билеты я вам приобрела, это ваши зачетные листы. К ним еще прилагаются путевые листы, выполняя задания в которых мы будем продвигаться в нашем путешествии. Путевой лист для команды ГЕОГРАФЫ, ДОКУМЕНТАЛИСТЫ, ИСКАТЕЛИ.  Подпишите ваши билеты с названием команды.     Итак, мы готовы отправиться в путешествие.

А пока  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Любим мы историю, друзья!

Изучаем страны, учим строки,

Но нам без отдыха нельзя!

Так отдохнём мы на уроке:

 

Раз, два, три, четыре, пять…

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнём считать сначала.

          И опять считать начнем.

 Представьте что мы с вами финикийские мореплаватели, которые отправляются в далёкое плавание. Первым, кому сейчас предстоит потрудиться- это географам, от ваших добытых в учебнике сведений зависит то, как командам удасться справиться с заданиями и получить в зачет как можно больше баллов  (Сл.12)  Двигаясь на северо-запад мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него и жил народ, которого мы  называем  греками, а страну Грецией.  Итак, первая наша остановка в путешествии называется порт «Практический» здесь мы познакомимся с географическим положением Греции. А для этого обратимся к карте на  слайде  № 14  ) учебниках (стр.111)

Учитель: Восточные народы жили по берегам больших рек, а греки расселились вокруг Эгейского моря, по выражению одного древнего писателя, как лягушки вокруг озера. Пришли они в эти края во втором тысячелетии до нашей эры с севера, примерно в тоже время, когда на востоке возникло Вавилонское царство.

     Эгейское море разделяет Европу и Азию, на его европейской стороне греки заняли полуостров, давайте найдем его на карте, как он называется? (это Балканский полуостров, дети показывают полуостров и называют его).          Какими морями омывается Греция и Балканский полуостров? (Эгейское и Ионическое.) Покажите их на карте. Есть ли в Греции крупные реки? ( Нет).

 На какие части условно мы можем разделить Грецию? ( Северная Греция, Средняя Греция и Южная - Пелопоннес.) Покажите их на карте.

Давайте послушаем географов, какую информацию отобрали они для предстоящей практической работы. Ваше выступление.

Практическая работа1. « Природные условия». Проверим себя(Сл.16) Выставим в зачетные листы баллы.

Мы продолжаем нашу работу  и нас  ждет Самостоятельная работа. 

 Я предлагаю вам несколько утверждений, а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение.  «+» или «-». Проверьте себя  (Сл. 17)

 Выставим в зачетные листы баллы.

Сейчас предстоит поработать документалистам и дополнить сведения географов.

У вас тоже имеется дополнительный материал, а это следующий порт КЛИМАТИЧЕСКИЙ он связан с занятиями населения жителей Древней Греции

Слайды 18-22

Отчет документалистов

Любая страна интересна не только с точки зрения природы, она славится, прежде всего, людьми. Поэтому мы с вами отправляемся в следующий порт «Мифический». Слайд № 22  Эгейское море усеяно множеством островов. Они находятся так близко друг от друга, что с них видны соседние острова. Самый большой остров – Крит. Этот остров считается частью Европы. В III тыс. до н. э. здесь возникло древнейшее в Европе государство. Слайд№  

С историей, которого мы познакомимся, обратившись к мифам « О Тесее и Минотавре» и  «О Дедале и Икаре». Но прежде давайте вспомним на основе, каких источников историки изучают прошлое? Ученики: Письменных и вещественных. Мифы мы отнесем, к каким источникам? Ученики: Письменным.

Как вы поняли настало время отчитаться Искателям

Просмотр миф о Тесее и Минотавре.

Задание отыскать имена и выполнить задание

Проверка, выставление баллов. Пока вы подсчитывайте общее количество баллов.

Пройтись по слайдам до конца.

Озвучиваем количество баллов по итогам урока

Итог урока:

Ребятам по очереди предлагается  высказаться  одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Знания Ваши нам так пригодились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Природа Греции. Греки и критяне"

Конспект урока  к начальному знакомству с разделом "Древняя Греция", в соответствии с ФГОС...

5 класс. Конспект урока "Древнейшая Греция. Греки и критяне"

План-конспект урока с применением технологии критического мышления....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Конспект урока истории в 5 классе "Греки и критяне"

Знакомство с историей Древней Греции и ее местоположением....