Владимиро-Суздальское княжество"
план-конспект урока по истории (6 класс)

Кайнова Оксана Анатольевна

Технологическая карта урока систематизации знаний у обучающихся в 6 классе "Владимиро-Суздальское княжество", разработанный в системе СДО

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                   Кайнова Оксана Анатольевна,

                                                                                                                                                                                 учитель истории и обществознания

                                                                                                                                                                    МБОУ «Танзыбейская СОШ»,

 высшая квалификационная категория

Тема  

Владимиро-Суздальское княжество

Тип

Урок систематизации знаний

Цели:

  1. Деятельностная:

формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;

по достижению личностных результатов

метапредметных результатов:

1.1.Развитие способностей к  выделению, описанию и объяснению существенных признаков исторических явлений;

1.2.Формирование мировоззрения учащихся на основе философских категорий: общее — особенное — единичное; причина — следствие;

1.3.Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных  интересов, учебных мотивов;

1.4.Развитие коммуникативных УУД: умение слушать и вступать в диалог, определение цели и функции участников группы, управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;

1.5.Развитие  регулятивных УУД:  составление плана выступления и последовательности действий, контроль и оценка процесса и результата деятельности (учебных достижений);

1.6.Развитие умения анализировать, сопоставлять, обобщать, делать умозаключения, аргументировать свою точку зрения.

II.Содержательная:

расширение понятийной базы за счёт включения в нее новых элементов

по достижению предметных результатов

2.1.Усвоение новых понятий: аскетизм, архитектурный ансамбль, ополье.

2.2.Применение опорных понятий: удел, политическая раздробленность Руси, летопись, бояре;

2.3. Умение правильно показывать объекты на исторической карте;

2.4.Развитие познавательных УУД — общеучебных: умение осуществлять смысловое чтение, поиск и извлечение необходимой информации из читаемых текстов; логических — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных), выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Формы и методы, время, баллы

Действия педагога

Деятельность обучающихся

Метапредметные универсальные учебные  действия

Познавательные

УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные

УУД

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Коллективная форма работы, фронтальная беседа

5 мин.

Организует начало урока.

Заявка на оценку:

«5» -15 б. и более

«4» - 11-14 б.

«3» - 7 – 10 б.

 Критерии оценивания:

1.Вопрос (ответ) - понятие – 1б.

2.Вопрос (ответ) – суждение – 1б.

3.Дополнение – 1б.

4.Возражение – 1-3 б.

5.Сравнение – 1-3б.

6.Умозаключение – 1-3б.

7.Выступление от группы – 2-4б.

8.Активность – 1б.

9.Правильная осанка – 1б.

Обучающиеся записывают дату, вид работы, знакомятся с критериями оценивания,  ставят задачи на урок. Выводят гипотезы на проблемный вопрос: Владимиро-Суздальское княжество в XII-XIII вв. стало одним из самых сильных на Руси?

Гипотеза1: Поскольку княжества, находящиеся далеко от юга,  были защищены южными княжествами от набегов врагов, поэтому становились могущественными,  а  В-С княжество по своему географическому положению находилось на северо-востоке страны, следовательно, В-С княжество в XII-XIII вв. стало одним из самых сильных на Руси.

Гипотеза 2: Поскольку сильным княжеством на Руси считались земли, у которых был умный и сильный правитель, которые находятся в отдалении от внешней угрозы, где протекают речные артерии, которые способствуют развитию торговли и расцвету городов в княжестве, а Владимиро-Суздальское княжество имеет все данные характеристики, следовательно, Владимиро-Суздальское княжество было одно из самых сильных на Руси в 13 веке.

Решение поставленной проблемы

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы, формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

  1. Актуализация знаний опорных понятий в виде игры «Аукцион понятий»

5 мин.

  1.  Что называется политической раздробленностью Руси?
  2. Что считается уделом?
  3. Что понимается под Великим княжеством?
  4. Что представляют собой бояре?
  5. Что выражает собой феодальная зависимость?
  6. Что является источником политической раздробленности на Руси?
  7. Что такое междоусобица?
  8.  Каковы свойства и виды государственного управления на Руси?
  9. В чем заключалась сущность  объединения Руси?

Контроль за деятельностью  учащихся, корректировка ответов.

1. Ответы обучающихся

1) Политическая раздробленность – это закономерный процесс политического разделения  феодальных владений на Руси в середине 12 века на уделы.

2) Удел- владение младших членов княжеского рода.

3) Великое княжество – это княжество, которое считается одним из потенциальных центров объединения русских земель.

4) Бояре – знатные люди, которые служили у князя в старшей дружине.

5)Феодальная зависимость – это зависимость крестьянина от феодала.

6) Источником политической раздробленности на Руси является рост могущества отд. феодалов и они не хотят подчиняться Киеву.

7) Междоусобица – это война или несогласие между удельными князьями в государстве за верховенство власти, за территорию.

8)  Государственное управление на Руси было таковым:  Глава государства носит титул великого князя, главы регионов именуются удельными князьями. Верховная власть передается по наследству, на основе обычая,  по которому княжеская власть переходит от князя к младшему брату, а затем к старшему племяннику. Это право обеспечивало занятие княжеского престола только взрослыми мужчинами, которые могли быть наемными управляющими, самостоятельно осуществлять руководство государством, в первую очередь — быть военными руководителями.

9) Сущность объединения Руси заключалась в «собирании русских земель» в единое государство для защиты своей территории от внешних врагов.

Анализ объекта с целью выделения признаков (существенных и несущественных) – ЛогПУУД;

*Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме – ОУПУУД;

*Умение выделять родо-видовые связи – Лог.ПУУД;

Уметь:

* обосновывать и доказывать свою точку зрения;

 *слушать собеседника;

*позитивно относиться к процессу общения;

*уметь формулировать собственное мнение и позицию.

*Умение формулировать правильно суждение – Ком.УУД;

Уметь контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям

  1. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы

Коллективная форма работы, фронтальная беседа

5 мин

 В середине 12 в. некогда единая Киевская держава распалась на ряд самостоятельных земель и княжеств.

Проблемный вопрос: Почему Владимиро-Суздальское княжество стало одним из самых сильных на Руси?

План урока:

1. Работа с новыми понятиями «Переводчик»

2.Географическое положение княжества, природа и люди.  «Географ»

3.Характеристика исторических личностей в В-С. княжестве «Исторический портрет»

4.Хронология событий расцвета В-С. Княжества «Число и количество»

Гипотеза:

Поскольку сильным княжеством на Руси считались земли, у которых был умный и сильный правитель, которые находятся в отдалении от внешней угрозы, где протекают речные артерии, которые способствуют развитию торговли и расцвету городов в княжестве, а Владимиро-Суздальское княжество имеет все данные характеристики, следовательно, Владимиро-Суздальское княжество было одно из самых сильных на Руси в 13 веке.

- Задача для учащихся:  Выполнить систему заданий к п.13 « В.-С.княжества периода феодальной раздробленности».

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием исторической карты.

понимать различные позиции других людей, отличных от собственных;  

уметь формулировать собственное мнение и позицию.

выполнять учебные действия в устной форме

4. Открытие новых знаний

Индивидуальный труд

10  мин.

Система заданий к тексту п.13.

1.Изучите определения  понятий: аскетизм, архитектурный ансамбль, ополье, определите родовой и видовые признаки этих понятий в п.13

2.Покажите на карте и назовите

-территорию и границы Владимиро-Суздальского княжества,

-крупные реки, столицу,

- соседей, сравните В-С. княжество с Киевским, выделяя общие и особенные признаки.

3. Почему у князя Юрия Владимировича было прозвище Долгорукий? У Андрея Юрьевича – Боголюбский? У Всеволода Юрьевича – Большое гнездо?

4. Вследствие чего правители В.-С. княжества стали самыми могущественными в Древнерусском государстве?

5. Вследствие чего В.-С. княжество стало одним из самых сильных княжеств в Древнерусском государстве в 12-13 вв.

  1. Аскетизм – образ жизни (род. призн), когда люди отказываются от земных благ (вид. признак), воздерживаются от удовлетворения потребностей для достижения религиозного идеала (вид. признак).
  2. Архитектурный ансамбль –  сооружение (род.пр.), единое по замыслу, состоящее из нескольких зданий.
  3. Ополье – природный район (род. пр.) с плодородной почвой, который находится во Владимиро- Суздальском княжестве.

Сравнение Киевского и В-С княжества:

Так же, как и в Киевском княжестве, так и во Владимиро-Суздальском люди говорили на одном языке.

В отличие от Киевского княжества, которое граничило с половцами и было подвержено большему разграблению кочевниками и удельными князьями, поэтому теряло титул великого сильного княжества, В.-С. княжество со всех сторон защищено от кочевников другими княжествами, а также чащами непроходимого леса, поэтому княжество стало одним из самых сильных в Древнерусском государстве, и т.п.

Структурирование определения понятий.

 Смысловое чтение как осмысление цели чтения – ОУПУУД;

*Поиск и извлечение необходимой информации – ОУПУУД;

*Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме – ОУПУУД;

*Анализ объекта с целью выделения признаков (существенных и несущественных) – ЛогПУУД;

*Выбор оснований и критериев для сравнения – ЛогПУУД.;

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Умение самостоятельно находить ресурсы для решения поставленной задачи.

  1. Первичное закрепление нового знания Простая кооперация, работа в группах

5 мин.

Разделиться на 5 групп по 4 человека

 Чем можно объяснить столь резкий подъем в развитии В.-С в Древней Руси?

Задания группам:

1 группа –«Переводчики» Работа с новыми понятиями.

2 группа – «Географы», покажите на карте и назовите

-территорию и границы Владимиро-Суздальского княжества,

-крупные реки, столицу,

- соседей, сравните В-С. княжество с Киевским, выделяя общие и особенные признаки.

3 группа – «Историки» дать характеристику правления князей, объяснить их прозвища.

4 группа – «Эксперты», ответ на проблемный вопрос в виде умозаключения: Вследствие чего В.-С. княжество стало одним из самых сильных княжеств в Древнерусском государстве?

Дети отвечают на вопрос и правильно формулируя суждение, записывают ответ в тетрадь.

Уметь строить исторические рассуждения.

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Умение слушать и вступать в диалог

*Определение цели и функции участников группы.

Составление плана выступления и последовательности действий,

адекватно воспринимать оценку учителя;

уметь оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок.

5.Сложная кооперация

10 мин

Выступление от групп. Обсуждение выступлений

  • Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (ОУПУУД)
  • Умение слушать и вступать в диалог.

Постановка проблемных вопросов (Ком. УУД, Лог.УУД)

Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера

  1. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока

3 мин.

Обсуждает с учащимися критерии самооценивания их работы в течение урока                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Обсуждает с учащимися итоги урока в целом.

Участвуют в обсуждении критериев самооценивания их работы на  уроке.

Участвуют в подведении итогов урока в целом

Уметь строить исторические рассуждения не основе аргументов, подтверждая их фактами. 

Уметь реально оценивать свои силы и возможности; выделять ошибки и недочеты, для недопущения их в дальнейшем.

Адекватно воспринимать оценку учителя.

Контроль и оценка процесса и результата деятельности (учебных достижений)

  1. Обсуждение домашнего задания

2 мин

Мотивирует учащихся на выполнение домашнего задания:

  • п.13, сообщения по развитию культуры Владимиро-Суздальской земли.

Осознают значимость изученного материала.

Создают доклад, презентацию, экскурсию о развитии культуры Владимиро-Суздальского княжества в 12-13 вв.

Поиск дополнительных сведений по поставленной проблеме; развитие исторического мышления.

Умение отстаивать собственную позицию, аппелировать полученными сведениями.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Приложение 1.

Система работы

по изучению темы: «Владимиро-Суздальское княжество»

Индивидуальный труд

1.Изучите определения  понятий: аскетизм, архитектурный ансамбль, ополье, определите родовой и видовые признаки этих понятий в п.13, толковом словаре Ожегова.

2.Покажите на карте и назовите:

-территорию и границы Владимиро-Суздальского княжества;

-крупные реки, столицу, соседей;

-сравните Владимиро-Суздальское княжество с Киевским, выделяя общие и особенные признаки.

3. Почему у князя Юрия Владимировича было прозвище Долгорукий?

-У Андрея Юрьевича – Боголюбский?

-У Всеволода Юрьевича – Большое гнездо?

4. Вследствие чего правители Владимиро-Суздальского княжества стали самыми могущественными в Древнерусском государстве?

5. Вследствие чего Владимиро-Суздальское княжество стало одним из самых сильных княжеств в Древнерусском государстве в XII-XIII вв. Свой ответ выстроить в виде умозаключения (карточка №6)?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Танзыбейская средняя общеобразовательная школа» Развитие метапредметных УУД школьников на уроках истории средствами СДО на примере урока истории в 6 классе «Владимиро-Суздальское княжество в XII-XIII вв.» Кайнова Оксана Анатольевна, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Танзыбейская СОШ»

Слайд 2

Проблемный вопрос : Почему Владимиро-Суздальское княжество в XII-XIII вв. стало одним из самых могущественных на Руси? Задача на уроке : исследуя текст параграфа, выяснить причины усиления Владимиро-Суздальского княжества на Руси в XII-XII вв.

Слайд 3

Актуализация знаний опорных понятий Карточка №1 (СДО) (5 мин) Что называется политической раздробленностью Руси? Что считается уделом? Что понимается под Великим княжеством? Что представляют собой бояре? Что выражает феодальная зависимость? Что является источником политической раздробленности на Руси? Что такое междоусобица? Каковы свойства и виды государственного управления на Руси? В чем заключалась сущность объединения Руси? Какое УУД развивается : *Анализ объекта с целью выделения признаков (существенных и несущественных) – ЛогПУУД; *Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме – ОУПУУД; *Умение выделять родо-видовые связи – Лог.ПУУД; *Умение формулировать правильно суждение – Ком.УУД; *Оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям – Рег.УУД

Слайд 4

Система заданий в СДО Работа с текстом учебника I этап: индивидуальный труд (15 мин.) 1.Раскройте смысл понятий: аскетизм, архитектурный ансамбль, ополье, определите родовой (одна черта)и видовые признаки (две черты) этих понятий в п.13, толковом словаре Ожегова. 2.Покажите на карте и назовите: -территорию и границы Владимиро-Суздальского княжества; -крупные реки, столицу, соседей; -сформулируйте 4 суждения на сравнение Владимиро-Суздальского княжества с Киевским, выделяя 2 общих и 2 особенных признака (карточка №3). Сделайте вывод о выгодности географического положения Владимиро-Суздальского княжества. 3. Почему у князя Юрия Владимировича было прозвище Долгорукий? -У Андрея Юрьевича – Боголюбский? -У Всеволода Юрьевича – Большое гнездо? 4. Вследствие чего правители Владимиро-Суздальского княжества стали самыми могущественными в Древнерусском государстве? 5. Вследствие чего Владимиро-Суздальское княжество стало одним из самых сильных княжеств в Древнерусском государстве в XII - XIII вв. Свой ответ выстроить в виде умозаключения (карточка №6)? Какое УУД развивается : *Смысловое чтение как осмысление цели чтения – ОУПУУД; *Поиск и извлечение необходимой информации – ОУПУУД; *Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме – ОУПУУД; *Анализ объекта с целью выделения признаков (существенных и несущественных) – ЛогПУУД; *Выбор оснований и критериев для сравнения – ЛогПУУД.; *Умение самостоятельно находить ресурсы для решения поставленной задачи – Рег. УУД

Слайд 5

II этап: простая кооперация (5 мин.). Задание: обсудить в группах результаты индивидуального труда и подготовить выступление по теме: 1 группа «Переводчики» — смысл понятий: аскетизм, архитектурный ансамбль, ополье, определите родовой (одна черта) и видовые признаки (две черты) у этих понятий в п.13, толковом словаре Ожегова. 2 группа «Географы» — п оказать на карте и назвать: -территорию и границы Владимиро-Суздальского княжества; -крупные реки, столицу, соседей; -сформулируйте 2 суждения на сравнение Владимиро-Суздальского княжества с Киевским, выделяя 1 общий и 1 особенный признаки (карточка №3). 3 группа «Историки» — Почему у князя Юрия Владимировича было прозвище Долгорукий? -У Андрея Юрьевича – Боголюбский? -У Всеволода Юрьевича – Большое гнездо? 4 группа «Эксперты» - Вследствие чего правители Владимиро-Суздальского княжества стали самыми могущественными в Древнерусском государстве? Как доказать, что Владимиро-Суздальское княжество стало одним из самых сильных княжеств в Древнерусском государстве в XII - XIII вв. ? Свой ответ выстроить в виде умозаключения (карточка №6) Какие УУД развиваются : *Составление плана выступления и последовательности действий (Рег.УУД); *Умение слушать и вступать в диалог (Ком. УУД); *Определение цели и функции участников группы (Ком. УУД)

Слайд 6

III этап: сложная кооперация. *Выступление групп по своей теме (по 3мин.). *Возражения, дополнения других групп. *Каждая группа может задать выступающей группе по 1 вопросу-суждения. *Анализ и оценка выступления групп представителями других групп. Какие УУД развиваются: Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (ОУПУУД); Умение слушать и вступать в диалог (Ком. УУД); Постановка вопросов (Ком. УУД, Лог.УУД); Управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера (Рег.Ком. УУД)

Слайд 7

IV этап: самооценка инд.труда: «5» – 15 б. и более «4» – 12-14 б. «3» – 8-11 б. Какие УУД развиваются: * Контроль и оценка процесса и результата деятельности (учебных достижений) (Ком. УУД, Рег.УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демо-тест к темам: "Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика"

Демо-тест к темам: "Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика" составлен по материалам учебника А.А. Данилова, Д.Д, Данилова и др. "Российская история с древнейших времен до начала XVI...

урок истории в 6 классе "Владимиро-Суздальское княжество"

Урок по данной теме является третьим уроком  в теме «Русь во второй половине XII – XIII в.» и соответствует требованиям Стандарта. Главной целью урока является создание условий для формиров...

Северо-Восточная Русь. Владимиро-Суздальское княжество

Презентация содержит картографический и изобразительный материал. Соответствует порядку изложения материала в учебнике А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной для 6 класса...

План-конспект урока по теме "Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика и Юго-Западная Русь".

План-конспект рассчитан на два урока, опирается на учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной для 6 класса....

Владимиро-Суздальское княжество. Часть 1.

Презентация к уроку истории....

Владимиро-Суздальское княжество. Часть 2.

Презентация к уроку истории....

Владимиро-Суздальское княжество. Часть 3.

Презентация к уроку истории....