Конспект конкурсного урока Международные отношения в XVI-XVIII веках.
план-конспект урока по истории (7 класс)

Коротин Вячеслав Станиславович

Конспект позволяет раскрыть суть и причины международных конфликтов рассмотреть ход Тридцатилетней войны; развивать умение анализировать, обобщать факты, систематизировать исторические факты в  таблицу, умение выделять главное; воспитывать у учащихся уважительное отношение  к историческому прошлому и любовь к истории; формировать представление о войне как о самом негативном способе решения конфликтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mezhdunarodnye_otnosheniya_v_xvi-xviii_vekah.docx48.61 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок Коротина В.С. по теме: «Международные отношения в XVI-XVIII веках

Класс: 7

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока: раскрыть суть и причины международных конфликтов;

                     рассмотреть ход Тридцатилетней войны;

                  развивать умение анализировать, обобщать факты, систематизировать

                  исторические факты в  таблицу, умение выделять главное;

                     воспитывать у учащихся уважительное отношение  к историческому  

                     прошлому и любовь к истории;

                    формировать представление о войне как о самом негативном способе решения                      

                    конфликтов

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Я попрошу вас, прежде чем пройти за парты, подойти к моему столу и взять по листочку. Затем сесть за парту в соответствии с цветом вашего листочка.

  1. Мотивация к обучению

Тема нашего урока: Международные отношения в 16-18вв.

Международные отношения являются важнейшим элементом в жизни общества. К сожалению, иногда отношения между отдельными странами чрезвычайно обостряются и даже заходят в тупик. Подобные явления характерны и для современной жизни. Примером чего может служить гражданское противостояние в Украине и религиозная война на Ближнем Востоке.

Аналогичные события происходили и в прошлом. Ярким свидетельством этого является 30-летняя война 1618-1648 гг.

На этом уроке мы должны изучить причины, ход и последствия 30-летней войны, развивать навыки работы в группах, а также подумать над вопросом: « что же такое война?»

  1. Актуализация.

Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним

На какие два лагеря разделилась Европа к середине ХVI века?

Кто такие протестанты?

Где мы видели наиболее жесткое противостояние между двумя лагерями?

  1. Объяснение нового материала

Стоит отметить, что в международной жизни Европы в 16-18 вв. существовали 2 точки зрения, на то как должна выглядеть политическая карта Европы.

Первая точка зрения принадлежала правителям Священной Римской империи-Габсбургам,  смысл ее заключался в том, что должна существовать лишь одна единая империя, которая бы объединяла европейские страны, в главе, которой бы стоял- католический император, поддерживаемый Папой Римским, а все остальные должны являться ее вассалами.

Вторая точка зрения принадлежала Англии и Франции: в Европе должны существовать самостоятельные национальные абсолютистские государства.

Эпохе Нового времени более соответствовала вторая идея, но так как точек зрения было 2 конфликт в Европе стал неизбежным.

Причины войны:

1. Религиозное столкновение католиков и протестантов;

2.Экономические противоречия  (т.е. борьба за колонии, за рынки, за господство на морских торговых путях)

3. Личная неприязнь правителей

В результате Европа раскололась на 2 лагеря: протестантские государства создали Евангелистскую лигу, затем к ним присоединилась Франция

Католические государства объединились в Католическую лигу.(Работа с картой)

Вспыхнувшая война стала первым общеевропейским конфликтом.

Сейчас мы с вами должны рассмотреть ход и значение 30-летней войны. Для этого мы с вами поиграем. Итогом нашей работы должно стать заполнение таблиц, которые лежат перед вами. (Приложение 1)

V. Метод «Ажурная пилка»

Я не зря разделила вас на 4 группы.  Так как нам с вами необходимо найти ответы на 4 основных вопроса.

Итак, все, кто сидят за столами с зелеными пирамидками станут экспертами по первому вопросу «Начало войны»

Красные – по второму вопросу «Чешский и датский периоды в войне»

Синие – по третьему вопросу «Шведский и французский периоды в войне»

Желтые – по четвертому вопросу «Завершение войны»

Ваша задача совместно  изучить свой вопрос, а затем составить новые группы, в соответствии с номером на вашем листочке. В каждой новой группе будут 4 эксперта по 4 разным вопросам. Вам необходимо очень хорошо изучить свой вопрос, чтобы затем объяснить другим членам группы изученный вами материал и совместными усилиями заполнить таблицу.  Рекомендации для выполнения заданий лежат у вас на столах.

  1. Работа экспертов (5мин)
  2. Работа домашних групп (7 мин)

Перед вами лежат конверты с  ответами на ваши вопросы. Вам необходимо из предложенных  вариантов выбрать правильные и вклеить их в таблицу.

1.

Начало войны

1.1.

Страны-участники

     Испания  Франция   Италия   Швеция   Дания   Россия  

Германские католические княжества    Германские протестантские княжества

Священная Римская империя

1.2.

Цели стран участников

Священная Римская империя – установить контроль Габсбургов над большей частью Европы

Франция и ее союзники – не допустить усиления Габсбургов в Европе

1.3.

Повод к войне

1618 г. – чешские дворяне-протестанты выбросили из окна королевских наместников-католиков

2.

Чешский и датский периоды в войне

2.1.

Ход военных действий

1620г. – разгром чешской армии войсками императора Фердинанда II

Чехия стала австрийской провинцией Богемией

1625г. вступление в войну Дании

2.2.

Выдающийся полководец, причины его побед

Альбрехт фон Валленштейн – чешский дворянин, полководец Священной Римской империи

Армия состоит из наемников, должна сама себя содержать путем ограбления населения

1629г. – разгром А. Валленштейном армии датчан

3.

Шведский и французский периоды в войне

3.1.

Ход военных действий

1630г. – вступление в войну Швеции

1632г. – разгром шведами войск императора у Лютцена, гибель Густава II Адольфа

1635г. – король Франции Людовик XIII объявил войну Испании и Германии

3.2.

Выдающийся полководец, причины его побед

Густав II Адольф – шведский король

Армия небольшая, но профессиональная. 3 рода войск, во главе которых кадровые офицеры. Высокая скорость стрельбы. Армия состоит из крестьян, призванных на основе воинской повинности

4.

Завершение войны

4.1.

Содержание Вестфальского мира

1648г. – заключение Вестфальского мира

Франция получила Эльзас

Швеция получила земли на Балтийском побережье, закрепив свой контроль над устьями немецких рек Одер, Эльба и Везера

Голландия получила независимость от Испании

Германские князья стали неограниченными монархами, независимыми от власти императора

4.2.

Последствия войны для Европы

Уравнение в правах католиков и гугенотов

Установление равновесия сил в Европе

Молодцы! Я проверю ваши таблицы и выставлю оценки

VI. Рефлексия

А теперь давайте посмотрим, как вы усвоили изученный вами материал.

Перед вами видеовопросы. Смотрите и слушайте внимательно.

  1. Какое событие здесь показано? (чешские дворяне-протестанты выбросили из окна королевских наместников-католиков)

В каком году оно произошло? Что за этим последовало?

  1. О какой армии здесь идет речь? (армия Валленштейна, армия католиков, императора)

Почему император с радостью согласился набирать армию по принципам Валленштейна?

  1. Какое событие мы видим? (Смерть короля Густава II Адольфа)? Когда и где оно произошло? Что произошло в результате?
  2. О чем здесь идет речь? (Заключение Вестфальского мира). Каковы условия Вестфальского мира? Покажите на карте изменения, произошедшие в Европе после подписания Вестфальского мира?

А теперь давайте подумаем:

  • Какие способы разрешения противоречий между государствами выработало человечество?
  • Что для вас означает термин «война»?

Я бы хотела, чтобы вы запомнили на всю жизнь: война – худшее из зол человечества! Никакие экономические, территориальные, религиозные притязания, ничьи личные амбиции не стоят пролитой человеческой крови! Международные конфликты неизбежны. Вы – будущее человечества и именно вы будете решать, по какому пути пойдет человечество. Я надеюсь, вы сделаете правильный выбор!

Домашнее задание: параграф 19, составить конспект последнего пункта параграфа

Приложение 1.    30-летняя война 1618-1648 гг

1.

Начало войны

1.1.

Страны-участники

Евангелистская лига (протестанты)

Католическая лига

1.2.

Цели стран участников

1.3.

Повод к войне

2.

Чешский и датский периоды в войне

2.1.

Ход военных действий

2.2.

Выдающийся полководец, причины его побед

портрет

3.

Шведский и французский периоды в войне

3.1.

Ход военных действий

3.2.

Выдающийся полководец, причины его побед

портрет

4.

Завершение войны

4.1.

Содержание Вестфальского мира

4.2.

Последствия войны для Европы

Материал для разрезания (вклеить в таблицу)

    Франция     Швеция   Дания   Россия   Нидерланды

Германские протестантские княжества

Священная Римская империя  Испания  Германские католические княжества    

Священная Римская империя – установить контроль Габсбургов над большей частью Европы

Франция и ее союзники – не допустить усиления Габсбургов в Европе

1618 г. – чешские дворяне-протестанты выбросили из окна королевских наместников-католиков

1620г. – разгром чешской армии войсками императора Фердинанда II

Чехия стала австрийской провинцией Богемией

1625г. вступление в войну Дании

Альбрехт фон Валленштейн – чешский дворянин, полководец Священной Римской империи

Армия состоит из наемников, должна сама себя содержать путем ограбления населения

1629г. – разгром А. Валленштейном армии датчан

1630г. – вступление в войну Швеции

Густав II Адольф – шведский король

Армия небольшая, но профессиональная. 3 рода войск, во главе которых кадровые офицеры. Высокая скорость стрельбы. Армия состоит из крестьян, призванных на основе воинской повинности

1632г. – разгром шведами войск императора у Лютцена, гибель Густава II Адольфа

1635г. – король Франции Людовик XIII объявил войну Испании и Германии

1648г. – заключение Вестфальского мира

Франция получила Эльзас

Швеция получила земли на Балтийском побережье, закрепив свой контроль над устьями немецких рек Одер, Эльба и Везера

Голландия получила независимость от Испании

Германские князья стали неограниченными монархами, независимыми от власти императора

Уравнение в правах католиков и гугенотов

Установление равновесия сил в Европе

1618год             1618-1630годы              1630-1648 годы             1648год

Портреты полководцев

wallenstein  wallenstein wallenstein wallenstein wallenstein wallenstein

 (512x699, 99Kb)  (512x699, 99Kb)  (512x699, 99Kb)

 (512x699, 99Kb)  (512x699, 99Kb)  (512x699, 99Kb)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока 8 класс "Международные отношения в конце 19 века"

Урок интегрирует материал всеобщей истории и истории России....

Технологическая карта урока "Международные отношения в XVIII веке"

Технологическая карта урока "Международные отношения в XVIII веке".Цель урока - охарактеризовать и изучить систему международных отношений в Европе в XVIII в....

Международные отношения в XVI – XVIII веках.

Презентация содержит краткий конспект международных отношений в XVI – XVIII веках. Данная презентация необходима при систематизации пройденного учебного материала, так как он является доста...

Разработка урока на тему: "Международные отношения в XVI – XVIII веках"

В работе представлена разработка урока для 7 класса по теме "Международные отношения в XVI – XVIII веках". Урок разработан по ФГОС. Имеет разнообразие деятельности обучающихся....

Конспект урока: Международные отношения в XVI-XVIII вв.

Тема урока: Международные отношения в XVI-XVIII вв.Цели урока: Сформировать у учащихся  представление о причинах территориальных изменений XVI - середины XVII веков и их значении.Тридцатилетняя в...