Технологическая карта урока истории 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс)

Способствовать ознакомлению с учебником; создать условия для формирования первоначальных представлений об эпохе Средневековья, этапах,  хронологических рамках данного исторического периода, периодизацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет,

Класс,учитель

История  6 класс

Макаренков Андрей Геннадьевич

Дата

№ урока

1

Тема урока

Введение. Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья/https://resh.edu.ru/subject/lesson/7893/main/253820/

Цель урока

Способствовать ознакомлению с учебником; создать условия для формирования первоначальных представлений об эпохе Средневековья, этапах,  хронологических рамках данного исторического периода, периодизацией.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Определяют место Средневековья на ленте времени, характеризуют источники, рассказывающие о средневековой эпохе, знают происхождение и смысл понятия «Средневековье».

Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике, преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы, используют знаково-символические средства, выделяют существенную информацию из текста.

Регулятивные: принимают учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносят в них необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы; выражают собственное  мнение, учатся аргументированно его отстаивать.

Проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу, осознают важность сохранения исторического наследия, проводят самооценку своей учебной деятельности

Тип урока

Урок изучения новой темы

Формы работы на уроке

индивидуальная, групповая, фронтальная

Информационно-образовательная среда

Учебник по Всеобщей истории. История Средних веков М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, видеофильм, презентация

Организационная структура урока

Название

 этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Проверяет наличие учебных принадлежностей к уроку.

Обучающиеся приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности

II. Постановка

учебных

задач

Знакомит с темой урока, требованиями, предъявляемыми к изучению курса, с учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями).

– Найдите в учебнике и назовите основные темы курса.

– Сформулируйте задачи, которые вам предстоит решить в ходе освоения предмета

Записывают тему урока
в тетрадь. Знакомятся с учебником. Формулируют задачи курса истории Средних веков

Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике.

Регулятивные: принимают учебную
задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу

III. Актуализация знаний

- Что такое история и что она изучает?

-Вспомните на какие эпохи ученые делят историю человечества

– Какую историю вы изучали в 5 классе? (Историю Древнего мира.)

– С какими странами вы познакомились в курсе истории Древнего мира?

(Древним Египтом, Междуречьем, Вавилоном, Китаем, Индией, Древней Грецией, Спартой, Древним Римом.)

Формулируют ответы, приводят примеры

(Перечисляют страны из курса истории Древнего мира и кратко их характеризуют)

Коммуникативные:выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью

IV. Изучение нового материала

Презентация «Что изучает история Средних веков» Комментирует информацию, содержащуюся в презентации, акцентирует внимание на основных моментах (см. Приложение 1)

Слушают учителя, знакомятся с  презентацией, делают записи в тетрадь/ Устанавливают  связь истории Средних веков с историей Древнего мира, знают происхождение и смысл понятия Средневековье»

Познавательные:преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей

Работа с лентойвремени

– Опираясь на текст в учебнике, начертите в тетради «Ленту времени» и обозначьте на ней основные периоды.

– Разделите эпоху Средневековья на основные этапы

Самостоятельная работа / Представляют длительность изучаемой исторической эпохи

Познавательные:используют знаково-символические средства.

Регулятивные:принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Работа с текстом учебника

Предлагает прочитать о том, по каким
источникам ученые изучают историю Средних веков, и ответить на следующие вопросы:

– Что такое исторические источники?

(Исторические источники – это вещественные, устные или письменные свидетельства, а также памятники эпохи, в том числе произведения искусства.)

– Какие источники по истории Средних веков вам известны? (Вещественные: инструменты, оружие, монеты, мебель, посуда, одежда, картины, храмы, замки
и т. д. Письменные: рукописи, деловые документы, законы, указы правителей, исторические сочинения, хроники, произведения художественной литературы, сочинения ученых и т. д. Произведения  искусства: иконы, фрески, картины, статуи.)

Работают с текстом учебника, самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы / Характеризуют
источники, рассказывающие об исторической эпохе

Познавательные: выделяют существенную информацию из текста.

Регулятивные: вносят в свои действия необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки.

Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения.

Личностные: осознают важность сохранения исторического наследия

V. Первичное  осмысление
и закрепление знаний

Рассказ учителя «Можно ли называть Средневековье темным временем?»(см. Приложение 2)

После рассказа задает вопросы:

– Почему Средние века часто называют темным временем? (Потому что в этот период в Европе постоянно шли феодальные войны.Различные болезни уничтожали население целых городов; господствовало религиозное сознание, действовал религиозный суд – инквизиция.)

– Какие положительные  явления современной жизни берут начало в Средневековье? (Средние века подарили людям множество вещей: были изобретены фарфор, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое. Современные государства Европы появились именно в это время. Современные формы демократии, суд присяжных, такие формы правления, как монархия, берут начало в Средневековье. Первые университеты также были открыты в Средневековье, было доказано, что земля шарообразна, и т. д.)

Слушают рассказ учителя, формулируют

ответы, приводят примеры / Дают характеристику изучаемой эпохи

Регулятивные: принимают учебную задачу и  планируют

свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: формулируют устные ответы на поставленные вопросы, выражают собственное  мнение, учатся аргументировано его отстаивать

VI. Итоги урока. Рефлексия

Обобщающая беседа

– Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь?

– Что нового вы сегодня узнали?

– Что запомнилось больше всего?

– Довольны ли вы своей работой?

Отвечают
на вопросы, оценивают свою работу
на уроке, эмоциональное

Личностные: проводят самооценку своей учебной деятельности.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя

Домашнее задание

Стр. 4-7  прочитать, повторить записи в тетради

Записывают домашнее задание

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

Средневековье – это эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем, продлившаяся примерно 11 столетий, от гибели Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий.

Эпоху Средневековья принято делить на три этапа:

1) раннее Средневековье (конец V – середина XI вв.) – зарождение отличительных черт эпохи;

2) развитое Средневековье (середина XI–XIII вв.) – период максимального расцвета феодализма, складывание национальных государств;

3) позднее Средневековье (XIV–XV вв.)  – период зарождения капиталистических черт в обществе и постепенного разложения феодального строя.

Приложение 2

МОЖНО ЛИ НАЗЫВАТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ТЕМНЫМ ВРЕМЕНЕМ?

Период Средневековья медиевисты (от слова медиа, то есть средний, – историки, которые изучают Средние века) оценивают неоднозначно. Первоначально главенствовало мнение, что Средние века – это период темных веков, когда по всей Европе бушевали эпидемии холеры, оспы, уносящие население целых городов, шли непрерывные междоусобные войны: Столетняя война, Война Алой и Белой розы, многочисленные феодальные войны, то есть военные конфликты между сеньорами и вассалами. Отражением подобных настроений был тот факт, что сам термин «Средние века» как отрезок времени, характеризующий период от падения Западной Римской империи до эпохи Возрождения, появился сравнительно поздно. До этого использовался термин «темные века».

Господство религиозного сознания позволило появиться и просуществовать несколько веков такому явлению, как инквизиция (учреждения римско-католической церкви, предназначенные для борьбы с инакомыслием), внесшему множество кровавых страниц в и без того насыщенный войнами период. Для примера можно привести несколько фактов. В Средние века весьма распространенным явлением была так называемая охота на ведьм. По последним данным, в Европе было сожжено приблизительно 100 тысяч женщин и девушек, считавшихся ведьмами. Чтобы попасть на скамью подсудимых, достаточно было иметь, например, зеленые глаза или рыжие волосы – это считалось знаком дьявола; или просто чихнуть во время проповеди… такие простые вещи могли повлечь за собой судебное разбирательство, которое сопровождалось применением разнообразных пыток, и последующее публичное сожжение на центральной городской площади. Основной же удар инквизиции был направлен на подавление многочисленных еретических учений, получивших широкое распространение в этот период и подрывавших авторитет католической церкви. Все эти явления действительно имели место. Но все ли было только плохо? Современные ученые пришли к выводу, что нет. Средние века подарили нам множество вещей, без которых мы не представляем себе повседневную жизнь: фарфоровую посуду, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое.  

Большинство современных государств образовались именно в это время – Англия, Франция, Нидерланды, Германия и др.  В Средние века в Европе зародилась  система современной демократии с ее атрибутами  – представительными учреждениями (парламентом) и судом присяжных. В основе средневекового законодательства, как и законов многих современных государств, таких как Великобритания, Франция, Германия, США, Россия и пр., лежит римское право, которое было записано и  усовершенствовано по приказу византийского императора Юстиниана также в Средние века. Формы правления, которые существуют и сейчас, к примеру монархия, – тоже достижение этого времени.

В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, было изобретено книгопечатание, положено начало развитию таких наук, как алгебра, астрономия, люди убедились, что Земля – круглая. Достижения средневековой культуры – это готический и романский стили в архитектуре, литература, живопись эпохи Возрождения... Все это тоже Средневековье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”

Форма урока: Урок -практикум Тип урока:Урок  отработки умений и рефлексии.Цели для ученика:·          уметь обобщать и систематизировать зна...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС

Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование  представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...

Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс

Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...