Урок - игра во 2 классе Петр Первый
план-конспект урока по истории

Бондаренко А.Н.

Урок для 2 класса, проводимый учащимися 10- класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_petr_velikiy.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

.

Открытый урок для учеников 2 класса, проведенный учащимися 10 класса в рамках преемственности «сад-школа-социум»

Тема: «Петр Великий»

Цель: сформировать у учащихся образ Петра I, как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, дать представление о реформах Петра. Урок проводят активисты  - старшеклассники для младших классов при поддержке учителя. После урока проводится рефлексия для учащихся 10 класса с целью самооценки их деятельности.

Задачи: 1. Образовательная – познакомить с жизнью Петра Великого, с его реформами

2. Развивающая – развивать познавательные способности учащихся, устную речь и коммуникативные умения

3. Воспитательная – способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.

                                              Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности

   Учитель читает стихотворение:

Познание – великая страна

Как бесконечность глубока она.

В страну ведут великие пути,

Не всякому легко по ним идти.

Тому в страну познанья путь открыт,

В ком жажда знаний тайная горит

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в историческое путешествие по «реке времени». И познакомимся с удивительным человеком, который изменил весь ход нашей истории.   Пусть этот урок откроет вам много нового.

2.  Мотивация учебной деятельности

Учитель - Представьте себе великана, без малого трех аршин, целой головы выше любой толпы, среди которой ему приходилось стоять. (Аршин – старинная русская мера длины, равная 0,711 метра – побольше 71 см). Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку или перерезать ножом кусок сукна на лету. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Если он не спал, то непременно что-нибудь строил. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII  веке.

- Как вы думаете, о ком идет речь? (О царе Петре I)

/Открывается  портрет Петра I- 

4. Объявление темы урока.

   -Тема нашего урока: «Петр Первый» 

Есть те, кто уже что то знает про этого правителя?(слушаем ответы)

На уроке вы познакомитесь с жизнью Петра I, с его реформами. В конце урока вы ответите мне на вопрос:

          -Почему в истории России царя Петра I назвали « Великим»?

  5. Изучение нового материала

  Уч:

Петр родился 30 мая 1672 года.

Наталья Кирилловна нежно любила своего сына, берегла его и заботилась о том, чтобы сделался добрым и умным  мальчиком. Царевич Петр рос не по дням, а по часам: в девять лет  казался пятнадцатилетним юношей. Был он высок ростом и очень красив лицом. Умно и весело смотрели его большие черные глаза, волосы его вились черными локонами.

      Петр I стал царем в 1682 году, когда ему было всего 10 лет. Однако по настоящему править он начал позднее.

Петр был любознательным, одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам, с особенным увлечением обучался военной премудрости.

Раз московские купцы подарили ему на именины саблю. С тех пор он не расставался с нею. Набрал он себе много товарищей, потому что принимал играть всех мальчиков, которые приходили к нему, даже незнатного рода. Учил их маршировать :  раз, два! раз, два! Учил их строить игрушечные крепости и брать их.

Пётр 1 брал уроки рисования и гравёрного дела, профессионально играл на фортепиано. Он хорошо знал математику, географию, военное дело, иностранные языки. Он освоил около 14 ремёсел. Среди них плотник, столяр, слесарь, кузнец, врач, картограф, штурман, артиллерист, навигатор, кораблестроитель, часовщик, оружейник, типограф, архитектор. Одно ремесло Петру оказалось не под силу – плетение лаптей. Как-то он воскликнул в сердцах: «нет ремесла мудрёнее лапотного…»

 - Что такое лапти?.(слушаем ответы)

Представляете, он мог в одиночку построить корабль, знал весь процесс от и до, но лапти плести у него не получилось. Он стал первым русским царем, который поехал за границу учиться различным премудростям и познавать ремесла. Это путешествие вошло в историю как «Великое посольство» и оно стало источником вдохновения для будущих изменений. Что же Петр Первый изменил в жизни нашего народа и почему про него говорят – «Он прорубил окно в Европу»

Уч:

При Петре I Россия сделала большой шаг вперед. Было построено множество мануфактур – промышленных предприятий того времени.

Возникли школы, училища и Академия наук.

     Появились первые газеты, первый постоянный театр, значительно расширился выпуск книг, в том числе учебников. Первая газета называлась «Ведомости». Появился первый музей «Кунсткамера».

Мы празднуем Новый год 1 января – это Петр I ввел новый календарь и повелел отсчитывать годы от Рождества Христова.

Петр ввел новые обычаи: брить бороды, носить европейскую (короткую) одежду.

А что нового он принес в русское меню?

Игра (угадай, что в мешочках).- Картофель, мандарины, апельсины,подсолнух, кофе) Принести непрозрачные пакетики, сложить, дать добровольцам попробовать угадать, что внутри- не глядя, потрогав.. Достает –угадывает,  пускает по классу –в это время короткие сообщения про каждый предмет рассказывает учитель.

  1. Проголодаешься – картофель посадить догадаешься.
    На Руси без картошки – что гулянка без гармошки.
    Картофель – второй хлеб.
    Вот какие пословицы поговорки были придуманы русским народом об этом растении, которое появилось у нас благодаря Петру.. Пётр I, путешествуя по Голландии, отведал там картофельные блюда и решил отослать партию картофеля в Петербург одному из своих приближённых, графу Шереметеву. Граф был очень рад вниманию царя. Когда же в присутствии слуг и домочадцев открыл мешок и... сильно разочаровался. С большой брезгливостью, двумя пальцами, он вынул из мешка серый неказистый «плод» , откусил кусочек, но тут же выплюнул. Не знали тогда в России, что делать с картофелем!
    Вы можете представить себе, что такое обычный продукт на нашем столе, как картошка, обыкновенная картошка была когда-то редким лакомством!
    Люди не умели его правильно выращивать, не знали даже что есть, и ели не клубни, а ягоды, которые ядовиты. Прошло более ста лет, прежде чем картофель стал привычными русским продуктом. Первое время это было редкое блюдо даже за царским столом. На парадном обеде в 1741 г. подали только 500 грамм для всего двора!
  2. Подсолнечник, подсолнух, по латыни «гелиантус», солнечный цветок, – не зря имя этого растения связано с солнцем. Благодаря интересной особенности – поворачивать венчик вслед за солнцем в течение дня, – подсолнечник обожествляли племена североамериканских индейцев еще 3 тысячи лет назад до н.э. Однако индейцы свято верили, что боги насыщают подсолнечник солнечной энергией, а потом это растение милостиво раздает ее людям через пищу и целебные зелья. И на самом деле, подсолнечник помогал им переносить тяготы жизни, насыщал маслянистой мукой, в состав которой входил и витамин E, весьма ценный для поддержания здоровья продукт. С легкой руки Петра Первого подсолнух попал в Россию в начале XVIII века и только там, благодаря прозорливости и мастерству маслодела Д.С. Бокарева превратился в великолепное сырье для производства подсолнечного масла.
  3. Апельсины довольно поздно появились в Европе, примерно в начале XV в. На своей родине, в Китае, их разводили задолго до начала нашей эры. Васко да Гама, возвратившись со своими спутниками в Европу, восторженно рассказывал о том, как в одной из гаваней восточного побережья Африки их угощали чудо-плодами — апельсинами. По другой версии, европейцы познакомились с апельсиновым деревом и его плодами благодаря крестоносцам, которые вывезли их из Палестины одновременно с лимонами. Кстати, само слово «апельсин» заимствовано у немцев и в переводе означает китайское яблоко («апфель» — яблоко, «сине» —Китай).
    В начале XVIII в. слава об апельсинах дошла и до России. В 1714 г. князь А. Д. Меньшиков построил дворец с большими оранжереями, в которых стали выращивать эти плоды, и дал ему название в честь апельсина — Ораниенбаум (от немецкого — апельсиновое дерево). А спустя некоторое время Екатерина II приказала именовать этот дворец вместе со слободой городом Ораниенбаум и посвятила ему герб: оранжевое апельсиновое дерево на серебряном фоне.
  4. В народе говорят: Родина мандарина – Юго-Восточная Азия. Так, в одной из китайских рукописей, датируемой 1178 годом, описывается 27 лучших сортов апельсинов и мандаринов. Кстати, это растение назвали так именно в Китае, потому что плоды его были доступны лишь самым богатым и родовитым жителям страны – мандаринам. Мандарин (португ. mandarim, от санскр. мантрин – советник), данное португальцами название чиновников (кит.- гуань) феодального Китая, перешедшее из португальского в русский и западно-европейские языки. Что касается России, великая империя узнала о мандаринах благодаря Петру Великому, который был восхищен привычкой европейцев встречать новый год с шумными фейерверками и подарками.
  5. Кофе. Не всем пришелся по вкусу ароматный черный напиток, придающий силы, лишающий сна, возбуждающий эмоции и чувства. Наверное, так происходит со всеми великими открытиями в мире. экстравагантный император Российский Петр I, в приказном порядке заставлял на своих знаменитых ассамблеях придворных пить кофе. Входящим в небезызвестную Кунсткамеру, при входе предлагалась чашечка кофе. Петр, пребывая в Голландии, так привык пить кофе, что решил всю свою дворцовую челядь заставить разделять пристрастия своего императора. Вот и правильно, если бы не он, то не скоро Россия получила в свое меню этот прекрасный напиток.

Итак, мы с Вами познакомились с теми продуктами, которые попали на наш стол благодаря Петру 1.

7. Изучение нового материала (продолжение)

Одним из главных дел в жизни Петра первого стало создание новой армии.

Он создал большую регулярную армию, которая пополнялась рекрутами из крестьян и горожан.

Военная служба была пожизненной. Армия имела единое вооружение, единую форму одежды, обучалась по единому уставу.

6. Физкультминутка  -  Дети должны встать, повторять движения. Играем два раза.

Как солдаты на параде,

 Мы шагаем ряд за рядом,

Левой -раз , правой -раз ,

 Посмотрите все на нас.

Мы захлопали в ладошки - Дружно, веселей.

Застучали наши ножки - Громче и быстрей

! По коленочкам ударим - Тише, тише, тише!

Ручки, ручки поднимаем - Выше, выше, выше

. Завертелись наши ручки , Снова опустились.

Мы на месте покружились и остановились.

Продолжение

Санкт-Петербург

Среди болот, дорог и вьюг,
Как исполин из сказки,
Явился миру Петербург,
Волной любви обласкан!

Его скульптуры и дворцы,
Фонтаны, скверы, парки,
Его ограды и мосты,
Кораблик на Фонтанке,
Его кресты, его гранит –
Веков узор так прочен! –
Все восхищает и пленит
В сиянье белой ночи.

Он царя Петра творенье,
Город славы, город-сад.
Кораблей заморских флаги,
Вдоль Невы дворцов парад.

В Санкт-Петербурге стоит Медный всадник– самый известный памятник Петру I.

(смотрим короткое видео про историю создания города)

12. Закрепление изученного (работа в группах)

Задание « Найди пару»  

-Нужно соотнести даты и события, термины и их определения. Победит  команда, которая быстрее всех и правильнее  найдет все пары.

Ботик - «Дедушка русского флота»

Кунсткамера  - Первый музей

1700г. - Начало Северной войны

1703г - День рождения Санкт- Петербурга

«Ведомости» - Первая русская газета

14.Подведение итогов урока.

- О каком царе вы узнали сегодня на уроке?

Почему он – Великий?

Слушаем ответы.

17. Рефлексия.

Ведущий
Как вы думаете, сможете ли вы теперь рассказать своим друзьям, кто такой Петр первый и чем он запомнился своим потомкам? Поднимите руки – кто сможет?

18. Обобщение.

 -Много ярких людей было в нашей истории. Но нет среди них фигуры , равной Петру Первому.

 Пусть  в вашей памяти Пётр Первый останется как величайший правитель России.

Приложение 1

Рефлексия для старшеклассников

  1.  Сегодня я узнал, что работа учителя…
  2.  Было интересно…
  3.  Было трудно…
  4. Я понял, что…
  5. Теперь я могу…
  6. Я почувствовал, что…
  7.  У меня получилось…
  8. Я бы хотел/не хотел попробовать снова

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -игра. 5 класс. " Ох уж эти десятичные дроби"

Урок по математике в 5 классе. Тема " Десятичные дроби". Презентация к уроку....

"Калории:"За" и "Против" урок-игра (8 класс)

Предложенная презентация поможет в игровой форме обобщить знания учащихся по теме "Тепловые явления"...

Употребление местоимений (урок-игра). 6 класс

Урок содержит различные виды заданий по теме "Употребление местоимений", разработанных на основе отрывков из литературных произведений для детей, бытовых речевых ситуаций, загадок, пословиц и поговоро...

Остров сокровищ (урок-игра: 6 класс)

Ход урока    Представление команд: «Черная сирена» «Волна».Капитаны получают судовые журналы,Ведущий… В судовых журналах будете отмечать свой маршрут, за каждый правильный ответ к...

Интегрированный урок – игра (V класс и помощь I класса). Тема: Сказки и речевой этикет.

Урок азвития навыков сопоставления характера героя музыкального произведения с характером музыки....

Обобщающий урок по теме « Еда». (Урок игра) 3 класс. УМК Биболетова М. З.

Обобщающий урок по теме « Еда».  (Урок игра) 3 класс. УМК Биболетова М. З....

Урок-игра (8 класс) «Путешествие по морю основных классов неорганических соединений»

Материалы урока-игры (8 класс) «Путешествие по морю основных классов неорганических соединений»...