Методическая разработка урока истории в 8 классе «Петровская эпоха в истории региона (на примере Казанской губернии)»
методическая разработка по истории (8 класс)

Фазылзянова Ильмира Ильдусовна

      Данная методическая разработка урока была представлена во втором этапе Всероссийского конкурса (с международным участием) "История в школе: традиции и новации", организованного Российским историческим обществом и Ассоциацией учителей истории и обществознания РФ в 2022 году. В разработке представлена деятельность учителя и учащихся на всех этапах урока в соответствии с требованиями ФГОС. Презентация к уроку будет представлена отдельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

методическая разработка урока

 «Петровская эпоха в истории региона

(на примере Казанской губернии)»

8 класс

Автор работы:

Фазылзянова Ильмира Ильдусовна,

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

МАОУ «Гимназия №139 – Центр образования»

Приволжского района г. Казани,

fii@gim18.ru

268-72-40, 89179310725

Казань

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Вид урока: комбинированный.

Формы деятельности в соответствии с возрастными особенностями учащихся: репродуктивная деятельность работа по образцу, элементы интерпретационной активности учащихся.

Цели урока: 

образовательная: охарактеризовать значение петровских преобразований, выявить их роль в развитии Казанской губернии, закрепить и систематизировать реформы Петра Великого.

воспитательная: повысить интерес обучающихся к истории России и воспитать в них чувства уважения и гордости за историческое прошлое своего Отечества, культуру и традиции своего народа.

развивающая: доказать на основе исторических источников необходимость проведения реформ, развивать познавательные умения.

Задачи урока:

личностная: способствовать формированию нравственных качеств личности и социальной активности учащихся.

предметные: объяснить значение Казанской губернии в социально-экономическом развитии России; показать последствия проведенных реформ для разных категорий населения края; продолжить формирование умения работать с историческими картами и схемами.

метапредметные: формировать умение воспроизводить, систематизировать полученную информацию; обобщать и делать выводы.

Средства обучения: ноутбук; мультимедиа, историческая карта «Российская империя в XVIII в. (европейская часть)».

Межпредметные связи: обществознание; изобразительное искусство.

Методы обучения: словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение); наглядный (исторические карты, схемы, фото); проблемный (определение учащимися уроков петровских реформ в истории страны и края).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока:

  1. Организационный этап

9 июня 2022 года наша страна отметила 350-летие со дня рождения Петра Великого. Учитель задает вопрос: Почему Петра Алексеевича, последнего царя России и первого императора Российской империи, назвали Великим? Учитель, обобщает предложенные ответы учащихся: Пётр Великий – выдающийся государственный деятель, царь из династии Романовых, всероссийский император с 1721 года, великий реформатор. Его реформы способствовали развитию промышленности для нужд армии и флота, торговли, просвещения, быта и др.

Учитель представляет противоположные точки зрения на реформаторскую деятельность Петра С.М. Соловьева и М.Н. Милютина. Первый русский историк считал, что реформы Петра были необходимы и имели созревшие исторические причины, а второй утверждал, что император проводил их непоследовательно, без четкого плана действий. В конце урока мы попытаемся выявить свою точку зрения на реформы Петра в России в целом и в нашем крае.

 

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 

Учащиеся вместе с учителем ставят цели и задачи урока. Учитель приводит примеры выставочной экспозиции в Национальном музее Республики Татарстан, организованной в канун 1000-летия Казани в 2005 году, и посвященной истории XVIII века, в частности Петру I и его пребыванию в Казанской губернии в 1722 году, в год своего 50-летия: прижизненный портрет Петра, созданный неизвестным художником, в офицерском мундире с орденом святого Андрея Первозванного, учрежденного в эпоху правителя; электронный киоск с информацией о визитах российских императоров в Казань: Петра, Екатерины II и Павла I; а такңе триптих «Петр I в Казани» и картину неизвестного художника, на которой изображен Петр на корабле вблизи Казани.

  1. Актуализация знаний

Учитель: С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (Прибалтика, Голландия, Англия, Австрия). На слайде вы видите молодого Пера в непривычном для нас облике корабельного мастера и ученика в столярной мастерской. Петр считал, что самому необходимо сначала научиться новому, а потом научить других.  

В 1698г., вернувшись из «Великого посольства», Пётр развернул масштабную модернизацию страны.

С целью актуализации знаний учащихся учитель задает вопрос: Как Вы понимаете понятие «модернизация».

Ученики дают свои ответы. Учитель обобщает их ответы. Затем учитель предлагает вниманию учащихся фрагменты исторических карт из серии «Чертежная карта Сибири», созданной в 1701 году русским картографом Ремезовым по приказу Петра, на основе собранной из них информации Петр проводил реформы по реорганизации устаревших государственного и местного управлений.

  1. Первичное усвоение новых знаний

 Учитель дает материал об административной реформе 1708-1710 гг. на основе исторической карты «Губернии в 1708 г.», схемы «Система местного управления при Петре I», знакомит далее с административно-территориальным делением Казанской губернии в н.  XVIII в: губерния состояла из воеводств (с 1719г. – провинций):

Свияжского, Пензенского, Симбирского, Уфимского, Астраханского и др., а также дает данные ревизской переписи 1718-1724 гг. о населении края, о его социальном и национальном составе:

Население: 590 тыс. чел. По подушной переписи 1718-1724 гг. учтено 260 тыс. татар. Основная масса населения: государственные крестьяне (80%),  половину из которых составляли лашманы (лесорубы) (23,7 тыс. чел.) и 47 тыс. дворов ясачных крестьян (с 1724 г.); 13 тыс. крещеных иноверцев (4,7% от общей численности нерусского населения); 33 тыс. чел. покинули территорию Казанского края.

Учитель раскрывает содержание и результаты податной реформы в крае:

Общий объем налогообложения увеличился вдвое. Подушная подать с государственного крестьянина составляла 1 рубль 14 копеек, с помещичьего крестьянина – 74 копейки. К государственным крестьянам отнесли всех сельских жителей непомещичьих земель. Бывшие ясачники также стали платить подушную подать. Кроме подушной подати государственные крестьяне были обложены местными налогами и несли многочисленные натуральные повинности: строительная, подводная, постойная, рекрутская.  Так тысячи крестьян края строили Петербург, Кронштадт, Азов, Ладожский канал, Рижский порт, ряд других городов, крепостей, портов и каналов.

Далее учитель знакомит с развитием казенных мануфактур, показывая на исторической карте «Российская империя в XVIII в. (европейская часть)» предприятия промышленности в Казанской губернии и в европейской части России, на схеме «Казенные мануфактуры» представляет результаты их деятельности по производству необходимого для армии и флота.

Учитель знакомит с деятельностью Казанского Адмиралтейства, включавшего в себя Астраханскую, Казанскую и Нижегородскую верфи и вводит понятие о новой группе в социальной структуре населения края «лашманах» - «приписных к мануфактурным работам».

Учитель знакомит с историей Казанской суконной мануфактурой, созданной по Указу Петра в 1714 г. Первым руководителем предприятия назначен из Москвы подполковник Грузинцев, которого Петр постоянно ругал за плохое качество продукции и низкие результаты, вследствие чего Петр назначил руководить мануфактурой предприимчивого казанского купца И. Михляева, владевшего суконной мануфактурой, где дела шли успешно. Так при И.Михляеве количество работников увеличилось с 200 до 600 чел., а к концу века – до 1700 чел.

Идет демонстрация фото казенной и частной суконной мануфактуры купца И.Михляева.

         Третьей крупной казенной мануфактурой края являлся «пумповый» завод по производству насосов, подошвенной кожи и юфти для армии и флота, созданный в 1719 г. по Указу Петра.

 После знакомства с развитием крупных промышленных предприятий учитель дает фотоматериал о местах в Казани, связанным с именем Петра, в частности о доме купца И.Михляева, где гостил Петр, и о Петропавловском соборе, построенном на средства купцов в 1723-1725 г.

          Учитель далее раскрывает суть приказов Петра о христианизации нерусского населения края: Указ 1714 г. о конфискации земель русских крепостных крестьян татарских служилых людей, отказавшихся креститься в шестимесячный срок, и Указ 1720 г. о предоставлении налоговых льгот на три года крещеным и об освобождении их от рекрутской повинности. Правда оба приказа не имели больших результатов (с 1719-1725 г. по данным Казанской епархии крестилось среди нерусского населения немногим более 2 тыс. чел.), что говорит о противостояния местного нерусского населения политике христианизации, проводимой жесткими мерами со времен Ивана Грозного, покорившего Казанское ханство в 1552 г.

         Яркими примерами противостояния стали антифеодальные выступления рабочего люда, крестьян и служилых людей, не согласных с религиозной и национальной политикой (у служилых татар, не желавших креститься, холопов перевели в крепостные, а их русских крепостных – в государственных крестьян).

На схеме «Антифеодальные выступления в регионе» представлены крупные восстания в 1704-1705 гг. в Казанском, Мензелинском и Уфимском уездах, в 1705 году среди стрельцов Казани и Астрахани, в 1704-1711 гг. среди татар и башкир.

  1. Первичная проверка понимания

         После изучения материала по реформам Петра в регионе учитель дает задания для обсуждения в классе:

  1. В каких областях экономики население Казанской губернии внесло свой вклад в развитие страны?
  2. Верно ли утверждение, что этот вклад существенно увеличился в первой четверти  XVIII в.?
  3. Сравните социально-экономическое положение служилых татар до и после Петра.
  4. Какие изменения и почему привнес в политику христианизации нерусского населения края Петр I?
  5. Какие уроки можно извлечь из опыта проведения петровских реформ и петровской эпохи в целом и в истории края?

  1. Первичное закрепление

         Учитель просит учащихся сделать выводы, высказать свои мнения об изученном об основных реформах Петра и их результатах в нашем крае.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

         Учитель корректирует формулировки в ответах учащихся, помогая им выделить самые важные результаты реформ Петра в крае.

  1. Рефлексия

          Учитель дает задание:

Какое из утверждений о политике Петра I, на ваш взгляд, верно? Свой ответ обоснуйте.

А. Петр I проводил политику, направленную на укрепление российского государства и консолидацию живущих в империи народов, способствовал бурному экономическому развитию страны.

Б. жесткими административными и экономическими мерами Петр I устанавливал тотальный контроль над населением страны, ограничивая свободу подданных, он строил экономическую систему, основанную на подневольном рабском труде.

         Учитель, выслушав ответы, предлагает не останавливаться на изученном, а пойти дальше в изучении петровской эпохи и сделать свой вывод о влиянии петровской эпохи на ход развития страны и нашего региона.

  1. Информация о домашнем задании

        Учитель предлагает изучить дополнительно материалы о петровской эпохе в истории страны и родного края.

Литература

1. Ключевский В.О. Сочинения. – В 8-ми т. – М.: Соцэкиздат, 1958. – Т. 4.

2. Соловьёв С.М. Публичные чтения о Петре Великом. / Чтения и рассказы по истории России. – М.: Изд-во «Правда», 1989.  –  С. 414-584.

3. Павленко Н.И. Пётр I. – В серии ЖЗЛ. – М.: Молодая гвардия, 1975.

4. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова. – М.: Мысль, 1987.

5. Каменский А.Б. От Петра до Павла I: реформы в России 18 века. – М., 1999.

6. Эйдельман Н.Я. Революции сверху в России. – М., 1990.

7. Кара-Мурза А.А., Поляков Л.В. «Реформатор». Русские о Петре I. Опыт аналитической антологии. – Иваново: Фора, 1994.

8. Исторический атлас Республики Татарстан: образы и пространство. – авт.-сост. А.Г.Ситдиков, Х.М.Абдуллин. – ООО «ПК «АСТЕР». – 2016. – 84 с.

9. Долгов Е.Б. Петр I и Каханская губернская администрация во времена Персидского похода 1722-1723 гг. // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2019. – №1. – С. 104-119.

10. Гилязов И.А., Пискарёв В.И. История Татарстана и татарского народа. XVIII в.: 8 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. / И.А.Гилязов, В.И.Пискарёв. – К.: Татар. дет. изд-во, 2018. – 96 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов». (методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)

Урок – мастерская на тему: «Тайная страница дворцовых переворотов».(методическая разработка урока в 7 классе в курсе Отечественной истории)...

Методическая разработка урока по теме: "Культура петровской эпохи"

Методическая разработка включает в себя: конспект урока (с технологической картой), страницу для заполнения обучающимися и празентацию....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....