Технологическая карта урока истории
план-конспект урока по истории (5 класс)

Технологическая карта урока истории Древнего мира для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx53.82 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО. Бауэр Н.В.

Класс.        5        

УМК. «Всеобщая история. История Древнего мира.» 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая Предмет . Всеобщая история.

Тема. Афинская демократия при Перикле

Тип урока. Изучение нового материала

Место и роль урока в изучаемой теме. Завершающий урок по разделу « Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии» Цель. Создать условия для ознакомления обучающихся с устройством афинской демократии при Перикле и почему афиняне        

  считали такое управление наилучшим. Развивать умения анализировать, делать выводы, изучая деятельность Перикла.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные

действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Умения изучать и систематизировать

Ставят цель, принимают

Извлекают необходимую

Умеют сотрудничать работать в группе, в паре.

Слушают

собеседника, понимают речь других. выражают свои

мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои суждения.

Умеют выражать

свои мысли в письменной форме, строить речевое высказывание в устной форме.

Принимают социальную

информацию из различных исторических и современных источников.

Способность применять понятийный аппарат

учебную задачу, планировать свою

деятельность.

информацию из

прочитанного текста Анализируют, строят

роль обучающегося. Устанавливают  связь

м е ж д у        ц е л ь ю

исторического знания и приёмы

Осуществляют

логическую цепь

д е я т е л ь н о с т и и   е е

исторического анализа для раскрытия

сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах

самооценку

самоконтроль, самооценку, принимают

рассуждений, сравнивают

выполненные задания , находят ошибки.

результатом. Осваивают

гуманистические

всеобщей истории

Расширение опыта оценочной деятельности

решения осознанного

выбора в учебной и

Переносят информацию

из одной знаковой

традиции    и    ценности

современного общества,

на основе осмысления жизни и деяний

познавательной

системы в другую (из

уважение прав и свобод

личностей

Основное содержание темы. Расцвет

афинской демократии. Избрание Перикла

деятельности.

текста в схему). Обобщают изученное.

человека.

первым стратегом (443 г.до н.э.). Перикл в

должности стратега. Афинская демократия

при Перикле.

Основные понятия. Оратор, первый стратег,

Народное собрание, Совет пятисот, демос,

демократия.

Ход урока

Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения

планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные,

познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов

урока

1

Организационный

момент

Создать условия

для включения

Коллективная Фронтальная

Создаёт эмоциональный настрой на работу на уроке, настраивает класс на продуктивную деятельность.

Здравствуйте! Ребята,

сегодня мы с вами продолжим изучать историю Древней Греции в период высшего расцвета.

Презентация (Слайд

1)

Давайте вспомним, где расположена Греция, на каком полуострове, какие омывают моря.

Определите, какая

область Греции изображена на карте и вспомните главный город.

Оценивают

Личностные:

Наблюдение

Самоопределение учебной деятельности

обучающихся в учебно- познавательную деятельность

подготовленность рабочего места, мобилизуют внимание.

принимают социальную роль обучающегося.

Фронтальны й опрос

Отвечают на

Коммуникативные:

вопросы учителя.

слушают

собеседника,

понимают речь

других.

Регулятивные:

самостоятельно

организуют рабочее

место, настраивают

себя на

продуктивную

работу.

2

Постановка учебной задачи

Научить учащихся формулировать задачи урока

Коллективная

Сообщает тему урока и организует беседу по

целеполаганию.

Записывают тему урока.

Формулируют цель в

Регулятивные:

-ставят цель,

принимают

Беседа

Афиняне гордились тем, что они, простой народ,

содержательном и организационном аспектах.

учебную задачу;

- определяют границы «знания-

незнания».

принимают участие

в управлении

Коммуникативные:

государством.

Значимость данной темы огромна, идея демократии возникла в древности, прошла

- выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, обосновывать свои

суждения

через века и

утвердилась во

многих странах

мира, в том числе и в

нашей стране.

Поэтому, изучая

афинскую

демократию времен

Перикла, вы можете

извлечь важные для

себя как гражданина

уроки бескорыстного

служения своему

Отечеству.

3

Актуализация знаний

Организовать работу по изученному материалу

Работа в парах

Для начала вспомним предыдущий урок, термины, которые помогут нам в изучении нового материала.

Взаимопроверка. Учащиеся объясняют друг друга значение терминов и выставляют оценки (Приложение 1.).

Регулятивные:

-ставят цель, принимают учебную задачу;

- определяют границы «знания- незнания».

Карточки Взаимоконтр оль

Коммуникативные

:

-умение слушать друг друга

-умение задавать вопрос

Изучение нового материала

Отложите листочки с понятиями в сторону, найдите на столе бланки, рассмотрите их. Сегодня ваша оценка будет складываться из трёх – это оценка за проверку понятий, ваша самооценка за урок и оценка учителя.

1

Постановка проблемы

Создать условия для включения обучающихся в исследовательску ю деятельность

Коллективная

Ставится проблемная задача:

Можно ли считать Афинское государство во времена Перикла

образцовым,

Записывают проблемную задачу

Регулятивные:

-ставят цель, принимают учебную задачу;

Беседа

идеальным?

Для того чтобы решить эту задачу мы будем исследовать особенности Афинского полиса этого периода.

2

Демократическое устройство Афинского государства

Продолжить формирование у детей умений работать с текстом учебника.

Индивидуаль ная

Организует индивидуальную работу учащихся с текстом учебника.

Обучающимся. раздаются вопросы к тексту учебника, на которые они должны ответить (Приложение №2).

Читают текст в учебнике, отвечают на вопросы

Регулятивные:

- планируют свою деятельность Познавательные: ориентируются в учебнике;        - извлекают необходимую информацию из прочитанного текста;

Самоконтроль

Коммуникативны е

- умение выражать свои мысли в письменной форме.

Выяснить понимание прочитанного текста

Коллективная

Игра «Да-нет»

Зачитывается утверждение для определения правильного или неправильного ответа

При правильном утверждение поднимают руки.

При неверном утверждение не поднимают руки.

Регулятивные:

- определяют правильность выполненного задания

Экспресс- контроль

(Приложение №3)

Презентация (слайд с изображением схемы управления при Перикле)

Заполняют схему управления Афинами при Перикле.

Сравнивают с эталоном

Познавательные:

- используют знако- символические средства для решения учебной задачи

Самоконтроль Оценка заполненной схемы управления при Перикле.

3

Первый стратег Перикл

Исследовать особенности Афинского полиса периода правления Перикла через продолжение работы с текстом из дополнительных источников ,

Групповая

Организует работу в группах.

Учащимся выдается задание на группу (подготовиться к выступлению на Народном собрание)

( Приложение №4)

Знакомятся с заданием, работают с дополнительной информацией, составляют план защиты, текст выступления.

Регулятивные:

  • ставят цель;
  • планируют свою деятельность;

Коммуникативны е:

  • умеют сотрудничать, работать в группе;

  • умение строить

Экспертный лист учителя,

взаимооценка

формулировать выводы, обобщать события.

Сформировать у обучающихся – на примере деятельности Перикла - представление о бескорыстном служении своему Отечеству

Сообщает о готовности групп

Презентация (слайд с изображением Перикла, Народного собрания)

Выступают, начиная со слов « Я аристократ предлагаю избрать Перикла стратегом!

Мне нравится в нем то, что……»

После выступления другие группы голосуют

речевое высказывание в устной форме;

  • умение обосновывать свои суждения

Познавательные :

  • осмысленное восприятие текста,

-осуществляют анализ, строят логическую цепь рассуждений.

Личностные:

Осваивают гуманистические традиции и ценности современного общества, уважение прав и свобод человека

4

Закрепление нового материала

Способствовать уяснению учащимися наиболее

существенных

признаков

Индивидуаль ная

Работа в парах

Организует работу учащихся по заполнению таблицы

«Позитивные и

негативные черты афинской

Заполняют индивидуально таблицу.

Осуществляют взаимопроверку,

Регулятивные:

- сохраняют учебную задачу;

Взаимоконтрол ь по таблице

демократии во время правления Перикла.

Дать ответ на проблемную задачу.

.

Фронтальная

демократии» (Приложение №5)

проверяя правильность ответов с правильными ответами.

Отвечают на поставленную задачу

Познавательные:

  • анализируют, сравнивают выполненные задания с эталоном, находят ошибки, при помощи учителя находят существенные признаки.

Коммуникативны е:

  • выстраивают монологическую и диалогическую речь;

Продолжить формирование умений применять полученные знания на практике

Индивидуаль ная

Организует индивидуальную работу по выполнению дифференцированны х заданий (выбор учащимися заданий на «3», «4», «5»)

(Приложение №6)

Выбирают уровень сложности и выполняют задания.

Регулятивные:

  • сохраняют учебную задачу;

  • делают осознанный выбор;

  • осуществляют самоконтроль.

Самооценка.

Отметка учителя по результатам выполненного задания.

Познавательные:

- анализируют, сравнивают, делают выводы.

5

Рефлексия

Способствовать установлению связи между деятельностью обучающихся на уроке и ее результатом.

Индивидуаль ная

Организует работу по таблице

(Приложение №7)

Проводят рефлексию на основе сформулированн ых в начале занятия целей (заполняют колонки таблицы)

Личностные:

- устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом;

Познавательные:

  • обобщают изученное.

Коммуникативны е:

  • оформляют свои мысли в письменной форме

Регулятивные:

  • соотносят цели и результаты

собственной

Самоанализ.

Анализ таблицы рефлексии

деятельности;

- оценивают результаты своей деятельности

6

Домашнее задание

Закрепить полученные знания на уроке, выбрать

Коллективная

Индивидуаль ная

Комментирует домашнее задание.

Задания: параграф 40, объяснять значение слов, ответить на вопросы.

Индивидуальные задания

  1. Один раз в год на Народном собрании опасных для демократии граждан подвергали остракизму. Что это значит?

  1. Познакомится с документом стр.194 и ответить на вопросы по документу.

Записывают домашнее задание

Регулятивные:

- принимают учебную задачу

Самоконтроль, самооценка

Ресурсный материал к уроку

Приложение №1

Древняя Греция

Полис

Небольшие самостоятельные государства

Демос

Простой народ

Ареопаг

Совет знати

Архонты

Знатные и богатые девять правителей Афинского полиса

Демократия

Власть демоса

Народное собрание

Орган, созданный для решения важнейших государственных дел

Граждане

Свободные жители Греции

Древняя Греция

Полис

Небольшие самостоятельные государства

Демос

Простой народ

Ареопаг

Совет знати

Архонты

Знатные и богатые девять правителей Афинского полиса

Демократия

Власть демоса

Народное собрание

Орган, созданный для решения важнейших государственных дел

Граждане

Свободные жители Греции

Древняя Греция

Полис

Небольшие самостоятельные государства

Демос

Простой народ

Ареопаг

Совет знати

Архонты

Знатные и богатые девять правителей Афинского полиса

Демократия

Власть демоса

Народное собрание

Орган, созданный для решения важнейших государственных дел

Граждане

Свободные жители Греции

Древняя Греция

Полис

Небольшие самостоятельные государства

Демос

Простой народ

Ареопаг

Совет знати

Архонты

Знатные и богатые девять правителей Афинского полиса

Демократия

Власть демоса

Народное собрание

Орган, созданный для решения важнейших государственных дел

Граждане

Свободные жители Греции

Древняя Греция

Дата

Полис

Демос

Ареопаг

Архонты

Демократия

Народное собрание

Граждане

Полис

Демос

Ареопаг

Архонты

Демократия

Народное собрание

Граждане

Приложение №2

  1. Кто из жителей Афин обладал правом участвовать в управлении государством? Кто таким правом не обладал?

  1. Как выбирали стратегов , на сколько лет?

  1. Чем занимались стратеги?

  1. С какого по какой год избирали первым стратегом Перикла. Кто такой оратор?

  1. Какие вопросы решало Народное собрание?

  1. Какие вопросы решал Совет пятисот?

  1. Как избирали судей, сборщиков налогов, смотрителей рынка? 8.Почему стратега выбирали не по жребию, а поднятием руки?
  1. Какие условия были созданы Периклом, чтобы беднейшие граждане не уклонялись от управлением государством?

Приложение №3

Игра "Да-нет”

  1. Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен

– способен участвовать в управлении государством? (да)

  1. Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”? (да)

  1. Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)

  1. Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков? (нет)

  1. Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)

  1. Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)

  1. Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)

  1. Верно ли, что собрание распоряжалось казной и утверждало расходы стратегов? (да)

Задание группе №1

Прочитайте текст. Выполните задание        Вы –

аристократы, богатые и знатные люди Афин. Вам предстоит выступить на народном собрании при избрании стратега. Выскажитесь, почему вы хотите , чтобы стратегом избрали Перикла? Дайте краткие ответы. (5 утверждений)

«Ксантипп, отец Перикла и его мать Агариста принадлежали к самым знаменитым афинским родам. Уже при рождении Перикл, сильный и здоровый ребенок, поразил всех необыкновенными размерами и формой головы. Этот недостаток так и остался у него на всю жизнь, и чтобы скрыть его, на портретах Перикла всегда изображали в шлеме. Зато сочинители комедий всячески издевались над необыкновенно большой головой Перикла и называли его Луковице головый.

Перикл получил прекрасное образование. Его обучали и музыке и стихосложению. Слушал он лекции философа Зенона, который был мастер спорить и умел рядом ловких возражений поставить противника в безвыходное положение. Но больше всего сблизился с Периклом переехавший в Афины из Малой Азии философ Анаксагор, которого современники прозвали "Разумом". Этот человек утверждал, что событиями управляют не боги, а разум, при помощи которого можно понять весь окружающий нас мир.

Большие познания и природные способности сделали выступления Перикла прекрасными по форме и глубокими по содержанию. Все это предвещало Периклу успешную политическую карьеру. Походка его была размеренной, одежда всегда лежала правильными складками, речь оставалась неизменно спокойной и уравновешенной.

В течение сорока лет Перикл был одним из тех, кто стоял во главе государства, его влияние настолько усилилось,

что народ полностью доверил ему управление государством. В течение пятнадцати лет Перикл ежегодно избирался стратегом.

Задание группе № 2

Прочитайте текст. Выполни задание.

Вы - демос, незнатные и небогатые граждане Афин. Вам предстоит выступить на народном собрании при избрании стратега. Выскажитесь, почему вы хотите , чтобы стратегом избрали Перикла? Дайте краткие ответы. (5 утверждений)

«Перикл заботился о благе государства, не делая никаких послаблений прихотям отдельных граждан и не поддаваясь толпе, когда она хотела принять неверное решение. При нем были введены денежные выплаты гражданам за выполнение ими общественных обязанностей (участие в судопроизводстве в качестве присяжных, занятие разного рода должностей, служба в армии и во флоте). Такой порядок позволял любому гражданину, вне зависимости от его материального положения, пользоваться всеми политическими правами. Тратя большие средства на осуществление больших градостроительных проектов, Перикл старался превратить родной город в главный центр культурной и художественной жизни Эллады. При Перикле был создан специальный фонд для раздачи малоимущим гражданам денег на посещение театра; велось строительство общественных зданий (Парфенон, Пропилеи, Одеон), дававшее работу многим гражданам.»

Задание группе №3

Прочитайте текст. Выполни задание.

Вы – демос, незнатные и небогатые граждане Афин. Вам предстоит выступить на народном собрании при избрании стратега. Выскажитесь, почему вы хотите , чтобы стратегом избрали Перикла? Дайте краткие ответы. Выберите 5 утверждений.

«Внешняя политика Перикла была направлена на расширение и укрепление афинской морской державы. В качестве стратега Перикл лично руководил рядом военных кампаний и экспедиций. Много сделал Перикл для укрепления Афинского морского союза и установления контроля над важнейшими торговыми путями.

Когда он умирал, друзья и родственники, сидя у постели Перикла, вспоминали, как велики были его доблесть и ум. Сорок лет участвовал он в политической жизни, одерживая победы над врагами Афин. Друзья говорили, думая, что умирающий потерял сознание и не слышит их. Вдруг Перикл приподнялся и сказал: "Вы хвалите меня за то, что совершали и многие другие, но о самом великом, что я сделал, не говорите ничего. Ведь за годы моего правления ни один афинянин не был казнен по моему приказу".

Только когда Перикл умер, афиняне поняли, какого замечательного руководителя они потеряли. Даже противники вынуждены были признать огромный авторитет Перикла, основанный на любви и поддержке народа. Многие не замечали этого, пока Перикл был жив, но теперь, когда он умер, это стало ясно каждому. Популярность Перикла объясняется тем, что проводившаяся им политика отвечала интересам большинства афинских граждан. Он поднял морское могущество Афин, украсил город, особенно Акрополь, знаменитыми постройками. Греция при Перикле достигла высшей степени развития. При нём Афины являлись крупнейшим экономическим, политическим и культурным центром эллинского мира».

Задание группе №4.

Прочитайте текст. Выполни задание

Вы – аристократы, богатые и знатные люди Афин. Вам предстоит выступить на народном собрании при избрании стратега. Выскажитесь, почему вы хотите , чтобы стратегом избрали Перикла? Дайте краткие ответы. Выбери 5 утверждений

Перикл был богат и знатен, красив, высок ростом, широко образован и красноречив. Люди находили, что он похож на Зевса, и прозвали его Олимпийцем. Перикл защищал интересы большинства граждан Афин.

«Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на высшую должность. Сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан

Приложение №6

ФИ          

  1. Прочитайте объявление « Приглашаем всех на Народное собрание» Какую неточность вы заметили в объявлении? Объяснить почему

  1. Соедини стрелочками правильное утверждение

Народное собрание

Рассмотрение судебных дел и

вынесение решений

Стратеги

Обсуждение законов, следил за

пополнением казны

Совет пятисот

объявление войны, заключение мира,

утверждение законов

Народный суд

Руководство флотом и войском,

ведением переговоров с другими государствами

  1. Что изменилось в управлении Афинским государством в период правления Перикла. Найди ошибки. Запиши правильный ответ.

В Афинах после проведения демократических реформ (преобразований) решающая роль в управлении страной перешла к Ареопагу.

При Перикле существовало много государственных должностей. Государственные должности кроме стратегов можно было занять путем поднятием руки.

Благодаря Периклу тем, кто занимался политикой, стали объявлять благодарности. Не будь оплаты судьям, суд очутился бы в руках одних богатых.

Перикла 10 раз выбирало Народное собрание первым стратегом. Граждане ему доверяли. Благодаря своей деятельности он сделал Афины одним из самых могущественных и богатых городов Эллады, превратив его в центр культуры.

Приложение №7

Рефлексия

Что получилось ?

+ -

На уроке я

узнал

+_

Я не все понял на

уроке

+_

Дать объяснение

понятием

О выборах в

Народное собрание

Самостоятельно

прочитаю в учебнике

Работать с

учебником

Какое

управление

Спрошу у учителя

было в Афинах

Работать в группе

Кто такой

Перикл

Спрошу у

одноклассников

Выполнить задание

по выбору

Почему при

Перикле был

расцвет демократии

Первый аристократ: Афинский народ теряет уважение греков!

Второй: Союзники ругают нас за то, что мы перенесли общегреческую казну с острова Делос в Афины!

Первый: Деньги, собранные для ведения войны, растрачиваются на то, чтобы украсить город золотом и драгоценными камнями. Сколько денег он потратил зря!

Перикл: Мы не обязаны давать отчёт о расходовании союзных денег. Честно выполняя свои обязательства по отношению к союзникам, мы защищаем их от нападения варваров. Мы достаточно обеспечены всем, что нужно для войны, и имеем право тратить поступающие от союзников деньги

Аристократы (хором): Да! Да! Слишком много! на то, что даст жителям заработок, а городу вечную славу! Находят ли граждане, что и в самом деле истрачено больше, чем нужно?

Перикл: Хорошо. Я верну в казну деньги до последней драхмы. Продам всё, что имею, но возмещу расходы. А когда это сделаю, то прикажу на каждой постройке написать большими буквами: «Построено Периклом! Построено на деньги Перикла!»

Аристократы: Ещё чего!!!

Первый: Да не хотим мы этого! Постройки украшают наш город. Каждый, кто приезжает в Афины, первым делом идёт любоваться храмами и статуями.

Второй: Это наши постройки, мы гордимся ими! Почему твоё имя должно стоять на них?

Перикл: В таком случае, утвердите мои расходы, тогда все постройки и статуи будут ваши


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории в 5 классе по ФГОС Тема урока: “ Древний Рим ”

Форма урока: Урок -практикум Тип урока:Урок  отработки умений и рефлексии.Цели для ученика:·          уметь обобщать и систематизировать зна...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая" по ФГОС

Подробная технологическая карта урока истории в 5 классе по теме "история Древнего Китая"7 Цель урока: Формирование  представлений о Древнем Китае, его географическом положении, пр...

Технологическая карта урока истории "Что изучает история", 5 класс

Технологическая карта урока истории "Что изучает история" (по учебнику Вигасина А.А., Годера Г.И. и Свенцицкой И.С. "История Древнего мира", 5 класс ) составлен в соответствии с ФГ...

Технологическая карта урока истории "ЗНАЧЕНИЕ ПЕТРОВСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ"

обобщить знания учащихся о Петре 1 и его реформах, об их влиянии на  дальнейшую судьбу страны...

Технологическая карта урока истории в 5 классе по теме: "Обобщение и повторение изученного материала по теме "Древняя Греция" Учитель истории: Печенина Л.А.

Технологическая карта урока по истории Древнего мира в 5 классеВыполнил: учитель истории и обществознания Печенина Л.А....