Методическая разработка уроков по истории России
методическая разработка по истории

Верба Алексей Алексеевич

Методическая разработка уроков по истории России

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Урокам истории отводится огромная роль в воспитании и развитии личности, которые зависят не только от социального окружения и врожденных способностей, но и от мировоззрения и мироощущения ребенка в историческом пространстве. Помочь ребенку в саморазвитии, научить его отстаивать собственную позицию, жить в современном обществе и в ладу с самим собой помогают уроки на основе системно-деятельностного подхода.

Главной целью урока при системно-деятельностном подходе является создание условий для проявления учащимися разносторонней активной и максимально самостоятельной познавательной деятельности. Такие уроки весьма актуальны, так как они имеют непосредственное отношение к интересам каждого ученика, основанным на его личном опыте, способствуют усилению социальной активности, имеют практическую направленность. Каждый ученик является субъектом обучения, а целью его деятельности является не просто усвоение способов действия, а теоретических оснований, на которых они строятся. Каждый ученик на таком уроке решает свои социально значимые учебные задачи, а учитель является помощником и организатором учебной деятельности, создавая условия для успешного овладения знаниями и умениями своих подопечных. Работа в группах развивает у учащихся учебнопознавательные,  мировоззренческие компетентности и коммуникативные качества.  Конспект урока «Русь в конце XI  - начале  XII вв.» составлен    на основе системно-деятельностного подхода с организацией формирующего оценивания.

Урок разработан для учащихся 6 класса общеобразовательной школы по учебнику «История России  с древнейших времен  до конца XVI века» под редакцией И.Л. Андреева, И.Н. Фёдорова,  Издательство Дрофа, М.2018г.

    Это первый урок по теме  «Русь в середине XI  - начале  XII вв.» Урок соответствует требованиям учебной программы  (2 часа в неделю, 68 часов в год) и возрастным особенностям учащихся 6 класса, а так же психологическим и дидактическим требованиям современному уроку. По социальному паспорту, уровню развития класс является среднестатистическим.

 Актуальность урока заключается в том, что в процессе формирования  у учащихся универсальных и предметных компетентностей, а так же метапредметных навыков, происходит развитие личности в целом, полученные  знания и умения учащиеся смогут применить на практике. Проявляя на данном уроке самостоятельность, инициативность, умение устанавливать причинно-следственные связи, происходит не только процесс приращения знаний, но и воспитание уважительного и доброжелательного отношения к мнению другого человека, чувства ответственности, человеческого достоинства, гордости и сопричастности к истории Отечества.

     Осуществление поиска методов разрешения проблем происходит через  ответы на сформулированные учителем различного типа  продуктивные, репродуктивные и  проблемные вопросы.  Используются  различные средства и методы обучения, элементы технологии исследовательской деятельности, для активизации познавательной активности учащихся, что способствует созданию положительного эмоционального состояния, подводит каждого ребенка к формированию собственного суждения и анализу. Материал урока строится на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе.

Новизна заключается в том, что урок разработан по новому УМК под редакцией  И.Л. Андреева и И.Н. Фёдорова, на основе проблемных вопросов, ленты времени, исторических документов, предложенных авторами к каждому конкретному параграфу. Устанавливается интегрированная связь между историей и учебным предметом литература, что помогает учащимся ощутить историческое пространство, закреплённое в художественных образах и понять закономерности историко-литературного процесса, а так же  причинно-следственные связи происходящих событий XI  - начала  XII веков.

Содержание урока отвечает поставленной цели и задачам. Каждый из этапов урока построен по схеме: постановка  задачи - деятельность учащихся по её выполнению  - достижение результата деятельности  - контроль уровня по выполнению задачи. Этапы урока  содержат конкретную задачу, самостоятельно диагностируемую учащимися. Учащиеся работают с различными источниками информации. Используется система взаимо- и самоконтроля. Применяется система выбора вариативности домашнего задания.

Для достижения цели урока  и планируемых результатов используются различные методы, приёмы, формы индивидуальной, групповой  и коллективной работы. В качестве стратегической используется технология проблемно-поисковой деятельности, в качестве тактической - технология сотрудничества и групповая технология. В процессе решения поставленных задач на этапах учителем применяются приемы  критического мышления и элементы игровой  технологии. Методы обучения: репродуктивные, частично - поисковые.

Для изучения данной темы  и достижения цели в ходе проведения урока потребуется мультимедийный проектор, персональный компьютер, карточки с заданиями разноуровнего характера, оценочные листы, дидактический  раздаточный материал.

Учащихся делятся для работы в группах по рядам   и выполняют задания одного типа. Имеется учащийся, заранее подготовленный, который знакомит класс с деятельностью князя Владимира Мономаха.

 При выполнении заданий, для  самостоятельной и групповой работы, у учащихся будут формироваться такие метаумения как формирование абстрактного, теоретического и  дискурсивного (рассуждающего) мышления, умение соотносить теорию и практику, анализировать,  сравнивать, выявлять общее, преобразовывать информацию. Дидактический материал необходим для определения  индивидуальных возможностей и способностей  при решении личностно - и социально - значимых проблем.

Создание и погружение в историческую ситуацию (в данном случае это исследовательская экспедиция) способствует поиску решения и актуализации деятельности. Возникающие вопросы  у конкретного ученика ему помогает решить группа, в которой он работает. Таким образом, создается ситуация эффективного усвоения знаний на уроке,  а так же происходит процесс развития и воспитания через общение между сверстниками.

Оценивание результатов учебных действий учащихся по пятибальной шкале происходит на каждом этапе работы, что способствует своевременному самоконтролю и взаимоконтролю с целью коррекции деятельности. Для выявления  у учащихся индивидуального уровня усвоения новой темы учитель использует различные виды контроля: творческие домашние задания, тест, опрос.

Оценка знаний проходит:

  1. На этапе актуализации знаний  и фиксации  затруднений в форме обратной связи (оценивается умение проводить анализ собственных затруднений).  
  2. На этапе  подготовки к восприятию и изучения новой темы (оцениваются умозаключения и умение формулировать  вывод).
  3. На этапе первичного закрепления знаний (в форме само- и взаимопроверки  при решении типовых заданий).
  4. На  этапе самостоятельной работы  и применения новых знаний и умений (в  форме теста, устного ответа  через самопроверку и обращение к эталону на слайде).

Оценка самостоятельной деятельности  происходит на этапе рефлексии.

 Совокупность форм и методов контроля способствует осознанному восприятию учащимися изучаемого материала, обеспечивает включенность каждого ученика в процесс познания. Объектом оценки метапредметных результатов является сформированность у обучающихся универсальных учебных действий. Инструментом контроля служит лист самооценки для учащихся. Итоговая оценка складывается из умений планировать, определять цель, делать выводы, представлять результаты учебных действий как индивидуально, так и в группе.

Урок   «Русь в середине XI  - начале  XII вв.» по типу является уроком открытия новых знаний, с элементами исследовательской деятельности.

Структура урока:

1.Организационный, мотивационно-целевой этап.

2.Актуализация знаний

3.Открытие новых знаний

4.Закрепление изученного материала

5.Рефлексивно-оценочный этап

Образовательная цель урока для учителя: Формирование знаний об эпохе феодальной раздробленности на Руси в конце XI- начале XII веков.

 Цель урока для учащихся: Усвоение знаний о факторах, причинах и последствиях феодальной раздробленности Древнерусского государства конца XI- начала XII вв.

  Задачи урока для учителя: 

  1. Актуализировать знания по вопросу о княжеских усобицах и феодальной раздробленности.
  2. Познакомить учащихся с деятельностью  киевского князя Владимира  Мономаха.
  3. Организовать работу учащихся  с дидактическим материалом по теме урока.
  4. Организовать взаимодействие учащихся в процессе группой работы.

   Задачи урока для учащихся:

1.  Закрепить знания о   факторах, причинах, последствиях   политики Ярослава Мудрого для его потомков.

2. Определить, что стало основным результатом политической деятельности Владимира  Мономаха.

 3. Проанализировать основные направления политики киевских князей периода политической раздробленности.

 

   Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Владение знаниями по истории России периода феодальной раздробленности; воспитание интереса и уважения к истории Отечества; умение вести диалог, применять полученные знания, обосновывать свою точку зрения.  

Метапредметные: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной  деятельности, проявлять способность и готовность  к сотрудничеству в коллективной работе.

Ученик научится:

Регулятивные: Определять проблему и цель урока, выдвигать версии, формулировать гипотезы, работать по плану. Проявлять инициативность и самостоятельность при работе с историческими источниками.

Познавательные: Излагать полученную информацию, уметь  оценивать и находить нужную  информацию; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследовательской деятельности;  устанавливать причинно-следственные связи,  анализировать и делать выводы.

Коммуникативные: Принимать позицию собеседника и грамотно высказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, проводить аналогии при сравнении источников информации, умение работать в группе, определяя  возможные роли в совместной деятельности, проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению.

Личностные: Проявлять готовность к самообразованию, чувство ответственности и  способность к продуктивному сотрудничеству в образовательной деятельности.  

Результативность урока зависит от организации групповой работы, психологического комфорта, создания атмосферы сотрудничества, сотворчества и степени самостоятельности учащихся.

Технологическая карта конструирования урока

Предмет

История

      Класс

6 класс

Тема урока

«Русь в конце XI  -  начале  XII вв.»

Образовательная цель урока

Формирование знаний об эпохе феодальной раздробленности на Руси в конце XI- начале XII веков.

Цель для учащихся

Усвоение знаний о факторах, причинах и последствиях феодальной раздробленности Древнерусского государства конца XI- начала XII вв.

Задачи урока для учащихся

1.    Закрепить знания о   причинах и последствиях  политики Ярослава Мудрого для его потомков.

2.    Определить, что стало основным результатом политической деятельности Владимира  Мономаха.

3. Проанализировать основные направления политики киевских князей периода политической раздробленности.

Задачи урока для учителя

  1. Актуализировать знания по вопросу о княжеских усобицах и феодальной раздробленности.
  2. Познакомить учащихся с деятельностью  киевского князя Владимира  Мономаха.
  3. Организовать работу учащихся с дидактическим материалом по теме урока.
  4. Организовать взаимодействие учащихся в процессе групповой работы.

                                                                                            Планируемые образовательные результаты

          Предметные

Метапредметные

Личностные

Владение знаниями по истории России периода феодальной раздробленности; воспитание интереса и уважения к истории Отечества; умение вести диалог, применять полученные знания, обосновывать свою точку зрения.   Умение применять полученные знания для осмысления сущности происходящих явлений.

Регулятивные: Определять цель и проблему, выдвигать версии, работать по плану. Проявлять инициативность и самостоятельность при работе с историческими источниками.

Познавательные: Находить нужную  информацию, устанавливать причинно-следственные связи,  анализировать и делать выводы.

Коммуникативные: Принимать позицию собеседника и грамотно высказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, проводить анологии при сравнении источников информации, умение работать в группе, определяя  возможные роли в совместной деятельности, проявлять уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку и его мнению.

Проявлять готовность к самообразованию, чувство ответственности и  способность к продуктивному сотрудничеству в образовательной деятельности.   Формирование гражданской идентичности, человеческого достоинства, своей позиции (точки зрения). Воспитание интереса и уважения к истории Отечества.

                                                                                                           Условия реализации урока

Информационные ресурсы

Учебная литература

Методические ресурсы

Оборудование

Учебник для 6 класса «История России  с древнейших времен  до конца XVI века» И.Л. Андреев, И.Н. Фёдоров  Издательство Дрофа, М.2018г.

Словарь, поурочные рзработки, дидактические материалы.

Мультимедийный проектор, персональный компьютер.

Основные понятия

Усобица, «Русская Правда», Владимир Мономах,  съезд князей, династическое правление, лествичная система княжения.

Форма проведения урока

Урок изучения нового материала.

                                                       I. Создание проблемной ситуации, формулировка темы и цели урока   – 6 мин.

   

       Этапы урока

Деятельность учителя

     

      Деятельность учащихся

   

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент. Приветствие. Мотивация  учебной деятельности.

 

2.Постановка учебной задачи. Определение  цели урока.

Добрый день. Ребята, приходилось ли вам читать или смотреть художественные фильмы, где исторические факты были искажены либо допущены хронологические  ошибки и неточности?

Предлагаю отправиться в исследовательскую экпедицию  в качестве экспертов, архивистов и  хронографов. Итогом нашей работы будет собранный  материал и правдивые исторические факты  для сценария фильма  по теме «Русь в конце  XI- начале XII вв.», который мы постараемся создать на следующем уроке.

Проверьте раздаточный материал,  в котором вы поэтапно будете выполнять индивидуальные  и групповые задания.

Здесь же есть таблица с критериями оценки к каждому заданию. Вы  самостоятельно сможете оценить себя, что поможет вам сравнить ваши предыдущие знания с полученными сегодня  на уроке.

Вы уже знаете, что после смерти  Владимира Святого…, подскажите, в каком году (ответ учащихся:  в 1015г.), между его сыновьями началась кровавая борьба за власть, от которой погибли братья Борис и Глеб. Победил в данной усобице Ярослав, заняв киевский престол. Распри на время прекратились, но перед своей смертью…, в каком году? (ответ учащихся:  в 1054г.), он, как и его отец,  разделил земли между своими сыновьями.

Как вы думаете, от каких факторов зависит дальнейшая судьба государства?

Сегодня на уроке вы сможете  узнать, как наследники  распорядились своей властью, вместе сообща или врозь они правили, почему они так поступали  и каковы были результаты их княжения.

Сформулируйте цель нашего урока.

Молодцы!

Что мы должны узнать и на что обратить внимание, чтобы достигнуть цели?

Подводит учащихся к постановке задач.

Приветствуют учителя.

Организуются, концентрируют внимание. Знакомятся с раздаточным материалом.

Вступают в диалог с учителем. Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Отвечают на поставленные вопросы учителя.

Формулируют цель и определяют задачи  урока.

 

Регулятивные: Ставить цель, понимать задачи,  планировать деятельность.

Познавательные: Самостоятельно предлагать различные варианты и  способы решения проблемы. Отображать учебный  материал на основе изученого ранее.

Коммуникативные: Определять способы  взаимодействия и сотрудничества в группе. Уметь  выражать свои мысли, владеть монологической и диалогической речью.

 

II. Решение учебной   задачи – 33  мин.

1.Актуализация знаний, фиксация затруднений.

 

2.Подготовка к восприятию  и изучению новой темы.

3.Первичное закрепление изученного материала.

4.Самостоятельная работа.

Выполняем индивидуальное задание №1: Здесь допущены ошибки в соответствии древнерусской терминологии. Пожалуйста, определите соответствие термина и его значения.

Проверяем верные ответы на слайде.

Поставьте себе отметку в контрольном листе с критериями.

С первой задачей мы справились, уточнили термины.

Чтобы понимать о каких территориях Руси мы будем сегодня говорить, давайте вспомним, какие княжества и кому из своих сыновей завещал Ярослав Мудрый.

 Откройте  учебник на странице 53 и найдите города, в которых правили потомки Ярослава Мудрого (Изяслав - Киев, Святослав - Чернигов, Всеволод – Переяславль,  Вячеслав - Смоленск и Игорь – Владимир).        Изяслав, старший сын Ярослава Мудрого,  не смог удержаться на киевском престоле. В 1068 году он проиграл сражение с половцами и был изгнан из Киева. Повсюду на Руси вспыхивали восстания и мятежи. Восставшие убивали и грабили знать. Часто вожаками восставших становились языческие жрецы - волхвы.  

Мы проверили подлинность еще одних данных для фильма,  узнали, где  правили потомки Ярослава.

Давайте перечислим факторы, свидетельствующие о том, что  на Руси, после смерти Ярослава Мудрого, начался период феодальной раздробленности?

               

Теперь нужно проверить новые данные для нащего фильма и выяснить причины и последствия феодальной раздробленности. Для этого мы выполним групповое задание №2

1 группа (ряд): выбирает из списка экономические и политические причины.

2 группа:

выбирает только положительные последствия.

3 группа:  выбрает  отрицательные  последствия.

Совместно проверяют, обсуждают.

Выявляет затруднения.

 

Молодцы. Спасибо всем, кто активно работал в группе над заданием, выяснил причины и последствия раздробленности. Приступаем к следующей страничке нашего сценария.

Чтобы избежать вражды между собой и защитить Русь от внешних врагов, братья решили собраться на съезде в г. Любеч.

Обратимся  к отрывку из «Повести временных лет», написанному Нестором «В лето 1097г. Пришли Святополк, и Владимир, и Давид Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег и собрались в Любече для устроения мира (между собой). И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою... и на том целовали крест: если кто пойдет на кого (войной), то на того будем все...», и, принеся клятву, разошлись восвояси...» 

Какое решение приняли сыновья и внуки Ярослава?

Давайте познакомимся с деятельностью другого киевского князя Владимира Мономаха, правившего с 1113 по 1125гг.,  о котором выдающийся русский историк Н. Костомаров писал: «Никто не оставил по себе такой громкой и доброй памяти, как Владимир Мономах, князь деятельный, сильный волею, выдававшийся здравым умом посреди своей братии, князей русских». 

Когда режиссеры или исследователи пишут сценарий, то они сравнивают и анализируют  деятельность исторических персоналий. Давайте и мы  выполним   задание №3, где нужно указать, что было общего в деятельности  Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

Подводит к формированию совместного вывода, что киевские князья  понимали, как важны для  обеспечения порядка не только объединение государства, но и  единые законы.

Откройте учебник на странице 65 – 66 и, используя текст параграфа, выполните  задание №4: какая информация пропущена в  таблице? Хронографы, проверьте, все ли даты написаны верно?

Можете обсудить основное содержание документов в парах.

Поднимите руку, кто справился с заданием; теперь те, у кого задание вызвало затруднение.

Выясняет причину затруднений, обсуждают задание.

 Чтобы закрепить полученные знания, нам предстоит выполнить последнее тестовое задание №4.

Проверяет, выявляет затруднения.

Выполняют задание №1. Проверяют по эталону на слайде. Выставляют баллы.

Работают с картой. Отвечают на вопросы учителя.

Перечисляют факторы феодальной раздробленности (междоусобные войны, убийство Бориса и Глеба, падение  значения торгового пути «из варяг в греки», отсутствие серьезной внешней угрозы, раздел Руси на уделы между князьями – братьями, народные восстания).

Выполняют задание по группам. Проверяют его по шаблону и обсуждают. Выставляют баллы в листе самооценки.

 

Отвечают на поставленные вопросы, преобразуют незнание в знание.

Один из учащихся, заранее подготовленный,  кратко рассказывает о деятельности князя Владимира Мономаха.

Выполняют задание. Обсуждают в парах. Проверяют на слайде и выставляют баллы.

Участвуют в формировании вывода.

Работают с текстом учебника. Преобразуют информацию, заполняя пропуски в таблице. Проверяют по эталону на слайде. Выставляют баллы за работу.

Самостоятельно выполняют тест. Проверяют его на слайде. Выставляют баллы за урок в листе самооценки.

Регулятивные: Планировать деятельность; ориентироваться по карте, определять промежуточные  и конечные цели.

Познавательные: Выделять главное и формулировать цель. Отображать учебный  материал на основе изученого ранее и на основе полученной новой информации.

Коммуникативные: Уметь  выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей, владеть монологической и диалогической речью.

Регулятивные: Планировать деятельность, прогнозировать.

Познавательные: Строить логическую цепь умозаключений, обосновывать свои суждения, решать проблему. 

Коммуникативные: Осуществлять инициативное сотрудничество с целью  поиска и выбора информации. 

Регулятивные: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; преобразовывать информацию.

Познавательные: Уметь отбирать информацию для поиска нового знания.  Перерабатывать информацию для создания нужного продукта.

Коммуникативные: Выработать  умение слушать собеседника, контролировать и корректировать свою деятельность, уметь принимать иное мнение, согласовывать свои действия и  понимать позицию партнера, вступать в сотрудничество.

Регулятивные: Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; преобразовывать информацию.

Познавательные: Уметь отбирать источники информации для поиска нового знания.  Работать с нужной информацией разными способами, перерабатывать  её для создания нужного продукта.

                                                             Ш. Рефлексия деятельности (итог урока) -6 мин.

1.Подведение итогов. Рефлексия.

2.Домашнее задание.

 

Ребята, давайте подведем итог. Все ли правдивые данные мы собрали для сценария нашего фильма?

О чем мы узнали сегодня на уроке?

Какой бы вы дали ответ на вопрос: Усобицы, народные восстания, набеги кочевников  способствовали укреплению политического строя Древнерусского государства или ослабили его?

А. Внешние и внутренние причины поставили Древнерусское государство на край гибели.

Б. Государство и общество укрепились, преодолевая внешние и внутренние трудности.

В. От усобиц и набегов кочевников страдали только князья правящей династии, а народ продолжал жить своей жизнью.

Спасибо. Действительно, в итоге княжеских усобиц Русская земля разделилась на 15 самостоятельных княжеств. Но, русских людей продолжали объединять: общая религия, законы Русской правды, правящая династия Рюриковичей, идея единства Руси. Об этом мы узнаем подробнее на следующем уроке.

Проверьте, пожалуйста, контрольные оценочные листы с критериями.  Поставьте себе итоговую отметку за урок.

Сегодня вы активно работали, молодцы! Особое спасибо …….(фамилии уч-ся).

Достигли ли мы поставленной цели?

Все ли задачи были выполнены?

Скажите, а как полученные знания могут пригодиться вам в современное время, где вы их можете использовать?

Поясняет домашнее задание (на выбор №1 или №2,3)  к параграфу 8, страница 63-68.

1.Творческое задание (тонкие и толстые вопросы). Составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы. Минимальный уровень – 5 вопросов, средний уровень – 7-8 вопросов, высокий (повышенный) уровень – 10 вопросов. 

2.Задание по карте:  Используя карту на стр. учебника 53 или ресурсы Интернета,  обозначить на карте города: Киев, Чернигов, Переяславль,  Смоленск, Владимир, Любеч, реки Дон и Днепр.

3. Лента времени (хронология) задание №3, стр.68, выписать даты в тетрадь.  СПАСИБО ЗА УРОК!

Отвечают на поставленные вопросы, обсуждают, приходят к единому мнению.

Примерный ответ учащихся

(Мы узнали о деятельности киевских князей. О том, что положение Руси в XI - XII веке характеризовалось междоусобными войнами, народными восстаниями. Они привели  к ухудшению внешней и внутренней политики, к разорению городов и сел, захвату пленных, нескончаемым поборам. Жизнь людей значительно осложнилась. Больше всех страдал простой народ, он поднимался на восстания и мятежи).

Участвуют в коллективном обсуждении.

Высказывают свое мнение, аргументируют, обосновывают ответ.

Подводят итог,  выражают свое мнение.

Отвечают на вопрос.

Уточняют и задают вопросы по выполнению домашнего задания.

Регулятивные: Осознавать, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, контролировать качество выполнения заданий  и  корректировать уровень усвоения материала.

Познавательные: Обосновывать свои суждения, выстраивать умозаключения.

Коммуникативные: Выработать  умение слушать собеседника, контролировать и корректировать деятельность партнера, принимать другое мнение, понимать позицию партнера, согласовывать свои действия с партнером, вступать в сотрудничество.

                                                                                                                                                                                                                                          Приложение 1

Раздаточный материал для учащихся

Задание №1

 Найдите ошибку и соотнесите древнерусский термин и его объяснение

1.княжеская усобица    

                                     

2. «Русская   Правда»  

                     

3.династическое правление    

     

4.лествичная система княжения  

 

5.феодальная раздробленность    

А.власть, передаваемая от отца к старшему сыну

Б. период ослабления центральной власти, такое положение в     государстве, когда оно делится на несколько самостоятельных частей, и характеризуется междоусобными войнами.

В.право наследства переходящее не от отца к сыну, а от старшего брата к следующему.

Г.сборник правовых норм Киевской Руси с 1016г.

Д. вражда, борьба за престол между князьями.

  1.  , 2-    , 3 –В  , 4-А   , 5-      .

Задание №2

Группа №1: Выберите из списка причины феодальной раздробленности Древней Руси, разделив их на  экономические и политические. Результаты (номера) занесите в таблицу.

экономические  причины

политические причины

1. Князья-наместники имели свой аппарат управления.

2. Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя, отстаивающего их интересы.

3. В Древнерусском государстве не было четкого порядка наследования киевского престола.

4. Упадок Киевской земли из-за княжеских усобиц и половецких набегов.

5. Возвышение новых городских центров.

6. Упадок торгового пути «из варяг в греки»

7. Рост крупного землевладения.

8. Любечский съезд князей.

9.Изменения в хозяйстве страны, появление эксплуатации (присвоение результатов чужого труда)

Задание №2

 Группа№2: В списке приведены последствия раздробленности, выберите только  положительные. Результаты (номера) занесите в таблицу.

Положительные последствия

1. Рост экономики княжеств.

2. Ослабление военной мощи и обороноспособности Руси.

3. Более мелкими княжествами легче управлять.

4. Экономическое и культурное развитие шло быстрее и успешнее.

5. Не прекращались усобицы между князьями.

6. Обогащение культуры.

7. Нападение кочевников.

8. Княжества продолжали дробиться.

9. Рост городов.

Задание №2

Группа №3: Из списка последствий раздробленности, выделите только отрицательные.

Отрицательные последствия

1. Рост экономики княжеств.

2. Ослабление военной мощи и обороноспособности Руси.

3. Более мелкими княжествами легче управлять.

4. Экономическое и культурное развитие шло быстрее и успешнее.

5. Не прекращались усобицы между князьями.

6. Обогащение культуры.

7. Нападение кочевников.

8. Княжества продолжали дробиться.

9. Рост городов.

Задание №3

Укажите, что было общего и отличительного  в деятельности князей Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

Критерии

Общее

Различия

1. Внутренняя политика князя была направлена на сглаживание социальных противоречий и на сохранение единства Руси.

2. Участвовал в важнейших походах против внешних врагов. Призывал прекратить усобицы и объединиться против половцев.

3. Основным направлением внешней политики было восточное и южное.

4.Благодаря выдающимся дипломатическим способностям, его период  правления считается успешным, авторитет Руси был очень велик.

 5.Для обеспечения порядка ввел первый письменный свод законов «Русская Правда»

Задание №4

Вставьте пропуски  в таблице  «Основное содержание»

        Дата

   Название документа

           Основное содержание

1016г.

правда Ярослава

1068 – 1071гг.

правда Ярославичей

1113г.

устав Владимира  Мономаха

Проверочный тест

1). Какое событие произошло в 1067 г.?

А.Захват Новгорода войсками Всеслава?

Б.Поражение дружины Изяслава на берегу Альты?

В.Призвание Владимира Мономаха в Киев?

2). Отметьте верное утверждение

А. В 1097 г. в Киеве объявились волхвы, пророчествующие о стихийных бедствиях.
         Б. На Любечском съезде было решено отстранить от власти Олега Святославовича.

В. В  1113г. Владимир Всеволодович стал киевским князем.

3). Решение «каждый держит вотчину свою» было принято в:

А.1071г.           Б. 1097г.      В. 1093г.

4) .Организатором похода русских князей против половцев в 1111 году был

         А. Владимир Мономах    Б. Александр Невский   В. Ярослав Мудрый

5). Наиболее опасными противниками Руси с середины XI века были

             А. половцы           Б. печенеги           В. хазары

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Домашнее задание

1.Творческое задание на дом (тонкие и толстые вопросы) к параграфу 8 стр. 63-68.

Составить вопросы, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы. Минимальный уровень – 5 вопросов, средний уровень – 7-8 вопросов, высокий (повышенный) уровень – 10 вопросов.

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Как?

Что?

Где?

Почему?

Сколько?

Откуда?

Какой?

Зачем?

Если бы…, то…?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково значение?

государство

власть

усобица

«Русская Правда»

святые Борис и Глеб

Владимир Мономах

Ярослав Мудрый

съезд князей

династическое правление

лествичная система княжения    

            половецкая угроза

волхвы

феодальная раздробленность

2.Задание по карте:  Используя карту на стр. учебника 53, обозначить города: Киев, Чернигов, Переяславль,  Смоленск и Владимир. Указать г. Любеч, реки Дон и Днепр.

3. Лента времени (хронология) задание №3, стр.68, выписать даты в тетрадь.

Приложение 3

Ответы к заданиям для проверки

Задание №1

 Найдите ошибку и соотнесите древнерусский термин и его объяснение

1.княжеская усобица    

                                     

2. «Русская   Правда»  

                     

3.династическое правление    

     

4.лествичная система княжения  

 

5.феодальная раздробленность    

А.власть, передаваемая от отца к старшему сыну

Б. период ослабления центральной власти, такое положение в     государстве, когда оно делится на несколько самостоятельных частей, и характеризуется междоусобными войнами.

В.право наследства переходящее не от отца к сыну, а от старшего брата к следующему.

Г.сборник правовых норм Киевской Руси с 1016г.

Д. вражда, борьба за престол между князьями.

  1.  , 2-    , 3 –В  , 4-А   , 5-      .

(Ответ: 1 -Д, 2- Г, 3 –А , 4-В , 5- Б )

Задание №2

Группа №1: Выберите из списка причины феодальной раздробленности Древней Руси, разделив их на  экономические и политические. Результаты (номера) занесите в таблицу.

экономические  причины

политические причины

4, 5, 6, 7, 9

1, 2, 3, 8

1. Князья-наместники имели свой аппарат управления.

2. Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника, а собственного князя, отстаивающего их интересы.

3. В Древнерусском государстве не было четкого порядка наследования киевского престола.

4. Упадок Киевской земли из-за княжеских усобиц и половецких набегов.

5. Возвышение новых городских центров.

6. Упадок торгового пути «из варяг в греки»

7. Рост крупного землевладения.

8. Любечский съезд князей.

9.Изменения в хозяйстве страны, появление эксплуатации (присвоение результатов чужого труда)

Задание №2

 Группа№2: В списке приведены последствия раздробленности, выберите только  положительные. Результаты (номера) занесите в таблицу.

Положительные последствия

1, 3, 4, 6, 9

1. Рост экономики княжеств.

2. Ослабление военной мощи и обороноспособности Руси.

3. Более мелкими княжествами легче управлять.

4. Экономическое и культурное развитие шло быстрее и успешнее.

5. Не прекращались усобицы между князьями.

6. Обогащение культуры.

7. Нападение кочевников.

8. Княжества продолжали дробиться.

9. Рост городов.

Задание №2

Группа №3: Из списка последствий раздробленности, выделите только отрицательные.

Отрицательные последствия

2, 5, 7, 8

1. Рост экономики княжеств.

2. Ослабление военной мощи и обороноспособности Руси.

3. Более мелкими княжествами легче управлять.

4. Экономическое и культурное развитие шло быстрее и успешнее.

5. Не прекращались усобицы между князьями.

6. Обогащение культуры.

7. Нападение кочевников.

8. Княжества продолжали дробиться.

9. Рост городов.

Задание №3

Укажите, что было общего и отличительного  в деятельности князей Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

Критерии

Общее

Различия

1. Внутренняя политика князя была направлена на сглаживание социальных противоречий и на сохранение единства Руси.

2. Участвовал в важнейших походах против внешних врагов. Призывал прекратить усобицы и объединиться против половцев.

3. Основным направлением внешней политики было восточное и южное.

4.Благодаря выдающимся дипломатическим способностям, его период  правления считается успешным, авторитет Руси был очень велик.

 5.Для обеспечения порядка ввел первый письменный свод законов «Русская Правда»

1, 4

2, 3, 5

Задание №4

Вставьте пропуски  в таблице  «Основное содержание»

        Дата

   Название документа

           Основное содержание

1016г.

правда Ярослава

Преступления против личности.

1068 – 1071гг.

правда Ярославичей

Наказания за политические преступления и покушение на имущество и жизнь знати.

1113г.

устав Владимира  Мономаха

Регулирование имущественных отношений.

Проверочный тест

1). Какое событие произошло в 1067 г.?

А.Захват Новгорода войсками Всеслава?

Б.Поражение дружины Изяслава на берегу Альты?

В.Призвание Владимира Мономаха в Киев?

2). Отметьте верное утверждение

А. В 1097 г. в Киеве объявились волхвы, пророчествующие о стихийных бедствиях.
         Б. На Любечском съезде было решено отстранить от власти Олега Святославовича.

В. В  1113г. Владимир Всеволодович стал киевским князем.

3). Решение «каждый держит вотчину свою» было принято в:

А.1071г.           Б. 1097г.      В. 1093г.

4) .Организатором похода русских князей против половцев в 1111 году был

         А. Владимир Мономах    Б. Александр Невский   В. Ярослав Мудрый

5). Наиболее опасными противниками Руси с середины XI века были

             А. половцы           Б. печенеги           В. хазары

(ответы: 1-Б , 2- В ,3 -Б , 4 -А , 5-А )

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Персональный оценочный лист учащегося 6 класса МБОУ СОШ №3 ________________________________________

№  задания

критерии

баллы

1. На соотношение  древнерусского термина и его объяснение

За каждый верный ответ – 1 балл

(всего 5 баллов за 5 верных ответов)

2. Причины и последствия феодальной раздробленности

0 ошибок – 5 баллов

1-2 ошибки – 4 балла

3-4 ошибки – 3 балла

5 ошибок – 2 балла

3.Сравнительная характеристика князей

За каждый верный ответ – 1 балл

(всего 5 баллов за 5 верных ответов)

4.Заполнить пропуски в таблице «Основное содержание документа»

За каждый верный ответ -1 балл

(всего 3 балла)

4. Проверочный тест

За каждый верный ответ – 1 балл

(всего 5 баллов за 5 верных ответов)

Итого за урок:

23-20 баллов – отметка «5»

19-16 баллов – отметка «4»

15-12 баллов – отметка «3»

Описание: Новый рисунок (38)                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век

Анализировать политику Временного правительства в сравнении с деятельностью ведущих политических партий (большевиков, меньшевиков, эсеров, кадетов) на различных этапах революции;Определять альтернатив...

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны"

Методическая разработка урока по истории России 11 класс по теме "Международные отношения накануне второй мировой войны" в рамках ФГОС 2-го поколения....

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием РАФТ технологии.)

Методическая разработка урока по истории России. ( «Эпоха Петра I. Повторительно-обобщающий урок, с использованием  РАФТ технологии.) Разработка расчитана на учащихся 10 классов. Технология предп...

Методическая разработка урока по истории России. ( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).

Методическая разработка урока по истории России.( «Социально-экономическое положение России в начале ХХ века». Технология – шесть шляп мышления.).  На уроке предполагается изучение  нового м...