технологическая карта урока истории для 5 класса урок 2
план-конспект урока по истории (5 класс)

Данара Сергеевна Басангова

технологическая карта урока истории для 5 класса  урок 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока 227.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 2. НАУКИ – ПОМОЩНИЦЫ ИСТОРИИ

Педагогическая цель

Создать условия для формирования представлений об основных видах исторических источников, вспомогательных исторических дисциплинах

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-беседа

Планируемые
результаты
(предметные)

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность

Личностные
результаты

Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; идентификация своей принадлежности к народу, стране, государству; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде

Метапредметные результаты

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.)

Основное содержание темы, понятия и термины

Исторические источники: письменные и вещественные. Вспомогательные исторические науки (археология, антропонимика, геральдика, генеалогия, историческая метрология, нумизматика, лингвистика, сфрагистика, топонимика, хронология, этнография). 5 тыс. лет назад – изобретение письма

Образовательные ресурсы

Учебник. Энциклопедии. Интернет-ресурсы. Иллюстрации с изображением монет, гербов, печатей, предметами раскопок и др.


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа

– Как мы узнаем о жизни людей много-много лет назад? Есть ли у науки «истории» помощники?

Слушают учителя

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других

Беседа по вопросам

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Исторические источники: письменные и вещественные

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, исследовательский, наглядный.

Работа с учебником, ил-люстрациями, беседа, составление схемы

Предлагает найти в учебнике (с. 8) ответ на вопрос: «Откуда мы знаем, как жили наши предки?».

– Источники знаний – «следы» жизни древних людей.

Организует работу с иллюстрациями (письменные и вещественные исторические источники), составляет с учащимися таблицу (см. Приложение 1)

На основе текста и иллюстраций составляют описание исторических источников; раскрывают смысл, значение важнейших исторических понятий; составляют и заполняют таблицу

Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы.

Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства

Работа с текстом, беседа по вопросам, таблица

Вспомогательные исторические дисциплины

Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с иллю-

страциями, беседа, тезисы

Опираясь на наглядность, рассказывает о науках – помощницах истории, организует запись в виде тезисов (см. Приложение 2)

Раскрывают значения терминов

(важнейших исторических понятий). Осуществляют запись в виде тезисов

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей.

Познавательные: структурируют знания

Тезисы, беседа по вопросам

IV. Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная. Словесный. Беседа

Предлагает ответить на поставленный в начале урока вопрос.

– Как ученые узнают о жизни древнейших людей?

Излагают суждения. Называют исторические источники, вспомогательные исторические дисциплины

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Беседа по вопросам

V. Подведение итогов. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какой материал был трудным, непонятным?

– А что воспринималось легко?

– Попробуйте дать оценку уроку

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

VI. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

Записи в тетради. Групповой проект «Науки – помощницы истории»

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Проект, термины

Ресурсный материал к уроку

Приложение 1

Исторические источники

Вещественные

Письменные

Глиняные таблички, древние книги, надписи на камне, сборники законов

Жилища, посуда, орудия труда, оружие, монеты, произведения искусства

Приложение 2

Археология – «наука о древности», историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Сфрагистика – наука, изучающая печати. Печати – это штампы из любого твердого материала (камня, металла, кости), а также их оттиски (в металле, сургуче, воске, бумаге и др.). С древнейших времен печати служили для удостоверения документов.

Антропонимика – наука, изучающая имена собственные.

Геральдика – наука о гербах.

Генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств.

Метрология – наука об измерении расстояния, веса, длины, объема и площади.

Нумизматика – наука о монетах.

Лингвистика – наука о языках.

Топонимика – наука, изучающая географические названия.

Хронология – наука об измерении времени, изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников.

Этнография – наука о народах.

Урок 5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ

Педагогическая цель

Создать условия для раскрытия причин появления у древних людей религиозных верований, процесса зарождения искусства, описания первых произведений искусства, созданных человеком

Тип и вид урока

Усвоение навыков и умений / урок-беседа

Планируемые
результаты
(предметные)

Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Личностные
результаты

Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные результаты

Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины

Первые произведения искусства древних людей. Представления об окружающем мире. Верования первобытных людей. Существование души. Причины появления первых религиозных верований. Зарождение веры в богов. Оборотни, душа, религиозные верования, пещерная живопись, «страна мертвых», колдовство, искусство

Образовательные ресурсы

Учебник. Диск «История. Древний мир. Средние века. 5–6 классы». Учебные картины: «Особенности первобытного искусства», «Первобытный колдовской обряд», «Древний похоронный обряд», «Представления первобытных людей о “стране мертвых”». Рабочая тетрадь № 1


Организационная структура урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма
контроля

характеристика
основных видов
деятельности

формируемые УУД

I. Организационный
момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Проверка выполнения домашнего задания

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Сообщение, работа с хронологией

Организует выступление учащихся с сообщениями, работу с хронологией:
2 млн лет назад, 100 тыс. лет назад,
40 тыс. лет назад

Выступают с сообщениями о находках мамонтов на территории России

Познавательные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других

Сообщение,

хронология

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Знакомит с темой урока, предлагает сформулировать учебную задачу

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

Пещерная живопись. Загадки древнего рисунка

Групповая, фронтальная. Словесный, исследовательский.
Работа с текстом, чтение, беседа, работа с иллюстрацией

Организует работу с п. 1, 2 § 3 и беседу по вопросам: 

– Как была открыта пещерная живопись?

– Почему первобытные художники плохо изображали человека и хорошо передавали облик и характер зверей?

– Почему первобытные художники
изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?

Проводят поиск необходимой информации в тексте учебника, иллюстрациях. Характеризуют пещерную живопись. На основе текста и иллюстраций учебника, картин составляют описание объектов. Излагают суждения о причинах событий

Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов.

Коммуникативные: умеют работать в группе

Работа с текстом, беседа по вопросам

Человек «заколдовывает» зверя

Фронтальная. Объяснительно-ил-

люстративный. Рассказ учителя, работа с иллю-

страцией, беседа

Рассказывает, опираясь на иллюстрации, картины. Знакомит с терминами: колдовство, оборотни

С помощью учителя раскрывают смысл, значения терминов

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Беседа по вопросам

Религиозные

верования

Фронтальная. Объяснительно-ил-

люстративный. Рассказ учителя, работа с иллю-

страцией, беседа

Рассказывает о зарождении веры в души, «страну мертвых». Формулирует определение понятия «религиозные верования»

С помощью учителя раскрывают смысл, значения важнейших исторических понятий

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного текста

Беседа по вопросам

V. Контроль

знаний и способов действий

Индивидуальная. Практический. Работа по карточкам

Организует работу с компакт-диском. Комментирует задания по теме «Первобытные собиратели и охотники», контролирует выполнение

Самостоятельно работают с компакт-диском, выполняют дифференцированную работу по карточкам

Познавательные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме

Работа по карточкам

VI. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

– Смогли ли вы их достичь?

– Какие умения и навыки вы приобрели на уроке? Пригодятся ли они вам в повседневной жизни? Можно ли их использовать на других уроках?

– О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

VII. Информация о домашнем задании

Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя

Комментирует задание.

Сравнить древнейших людей и людей разумных. В чем между ними различие? в чем сходство?

Задание 12 в рабочей тетради

Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания

Письменный ответ. Задание в рабочей
тетради


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 11 Появление неравенства и знати

Цель урока: способствовать формированию представлений о развитии ремесла, изготовлению новых орудий труда, изменений в социальной сфере, связанных с переходом от родовой общины к соседской....

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 13 Государство на берегах Нила

Цель урока: способствовать формированию представления о природных условиях древнего Египта, возможности и особенности его хозяйственного освоения...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 14 Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

Цель урока: содействовать ознакомлению с образом жизни сельского населения и горожан Египта...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 16 Военные походы фараонов

Цель урока: создать условия для формирования представления об устройстве древнеегипетской армии, основных родах войск и вооружения...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 17 Религия древних египтян

Цель урока: Способствовать пониманию религиозной системы древнего Египта...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 15 Жизнь египетского вельможи

Цель урока: знакомство с образом жизни и службы вельмож...

Технологическая карта урока истории 5 класс Урок 18 Искусство древнего Египта

Цель урока: способствовать ознакомлению со строительством пирамид, особенностями похоронного обряда Древнего Египта создать условия для рассмотрения устройства египетских храмов как величайших памятни...