Конспект урока по теме Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Период боярского правления.
план-конспект урока по истории (7 класс)

Еруткина Эмма

Конспект урока предназначен для обучающихся 7 класса для того чтобы познакомить учащихся с регентством Елены Глинской и  началом правления Ивана IV,способствовать формированию  представления о личности первого русского царя, выяснить значение венчания Ивана Грозного на царство для становления Российского государства,  продолжить развивать  умение работать и анализировать исторические тексты, группировать, выделять главное и обобщать исторические факты, формирование уважительного отношения к истории. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока 25.27 КБ
Файл Презентация к уроку2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Царствование Ивана IV. Регентство Елены Глинской. Период боярского правления.

Цель урока:

- познакомить учащихся с регентством Елены Глинской и началом правления Ивана IV.

Задачи урока:

- обучающие: способствовать формированию у учащихся представления о личности первого русского царя, выяснить значение венчания Ивана Грозного на царство для становления Российского государства.

- развивающая: продолжить развивать у учащихся умение работать и анализировать исторические тексты, группировать, выделять главное и обобщать исторические факты,

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа.

- воспитательная: формирование уважительного отношения к истории и традициям нашей Родины, чувства коллективизма, товарищества.

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные:

регулятивные:

-самостоятельно определять цели своего обучения;

-ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

-определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

познавательные:

-использовать общие приѐмы решения поставленных задач, выбирать

наиболее эффективные способы их решения;

-сопоставлять и обобщать факты;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы.

коммуникативные:

-организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-работать индивидуально, в паре, группе;

-осуществлять самооценку и взаимооценку.

Личностные:

-осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;

- усваивать традиционные ценности многонационального российского общества;

-приобрести опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям прошлого.

Тип урока - урок изучения нового материала

Формы работы учащихся – фронтальная беседа, работа с книгой, работа в парах, в группах, применение предыдущих знаний в новой ситуации.

Ресурсы урока: -История России.7 класс.Учеб.для общеобразоват.

организаций.В 2ч.Ч.{Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, И.В.Курукин, Ф.Я.Токарева}; под ред. А.В.Торкунова - М.:Просвещение, 2016

-ноутбук, проектор, презентация к уроку, тест.

Основные понятия и термины: регентство, венчание на царство, боярское правление, Основные даты: 1533-1584 гг. - правление Ивана IV, 1538 г.- смерть Елены Глинской, 1547 г - венчание Ивана IV на царство, восстание в Москве.

Персоналии: Елена Глинская, Иван IV, митрополит Макарий.

Структура и ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята! У нас сегодня открытый урок на котором присутствуют гости.

II. Этап проверки домашнего задания.

На прошлом уроке мы говорили об органах власти в России 16 века и сейчас я предлагаю вам выполнить тест. На выполнение теста 10 минут.

Самостоятельное выполнение работы и взаимопроверка.

Давайте проведем взаимопроверку, обменяемся листочками, проверим работы и оценим их в соответствии с критериями.

Выставление отметок.

III. Мотивационно-целевой этап

Введение в тему урока. Определение целей.

Посмотрите на слайд здесь мы видим памятник «Тысячелетие России». Он установлен в Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Авторами проекта памятника являются скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Памятник находится в новгородском детинце, напротив Софийского собора и бывшего здания присутственных мест. Всего памятник содержит 128 фигур. Представлены князья, цари, государственные деятели, полководцы, писатели, художники. Но нет скульптуры Ивана IV или Грозного. Почему?

Ваши предположения(обучающиеся высказывают свои предположения)

В ходе урока нам необходимо будет оценить начало правления Ивана IV.

Когда мы изучаем историческую личность что нас интересует?

Верно его биография, черты личности, что им был сделано.

Начнем с биографии.

Василий III умер в 1533 г., оставив наследником трѐхлетнего сына Ивана, назначив для попечения о сыне опекунский совет - из 7 бояр. Постоянная борьба за власть между боярами-опекунами Шуйскими, Бельскими, Глинскими, вынудила мать наследника взять управление государством в свои руки. Елена Васильевна (из рода князей Глинских)

управляла страной с 1533 по 1538 г. Что же известно историкам о Елене Глинской? Как оценивают они еѐ регентство?

Елена была чудо как хороша: стройная, живая, грациозная, с удивительно тонкими и правильными чертами удлинѐнного лица. В столице Русского государства Елена Глинская появилась в возрасте четырнадцати лет и сразу затмила красотой всех местных боярынь и

княжон. Увидев еѐ в Успенском соборе на одном из церковных праздников, Василий III уже не смог еѐ позабыть. Она была второй супругой Василия III, которому было 47 лет, когда он еѐ встретил. Ему пришлось отправить в монастырь свою первую жену Соломонию Сабурову, от брака с которой у него не было детей.

Елена при изумительной красоте была ещѐ и умна, весела нравом и прекрасно образована: она знала немецкий и польский языки, говорила и писала по-латыни. К тому же была она знатного рода и состояла в дальнем родстве со многими властительными южнославянскими домами.

Мнение о ней не было однозначным. Одни восхваляют за те реформы и твѐрдый курс, которые она проводила, другие осуждают за излишнюю жестокость, с которой она расправлялась со своими врагами. (Юрий Дмитровский, Андрей Старицкий)

Реформы.

–Денежная (утверждение единой общегосударственной системы счѐта; введение копейки).

– Единые для всех меры веса и длины

– Укрепление Москвы.

– Строительство стен Китай-города.

– Стабилизация отношений с Польшей и Швецией

- перемирие с Литвой (1537)

В апреле 1538 г. молодая правительница внезапно скончалась. (В настоящее время уже доказано, что Елена Глинская умерла от отравления солями ртути. Это выяснилось при исследовании еѐ останков.

Вопрос классу:

-Что мы узнали о родителях Ивана?

- Какой правительницей была Елена Глинская?

После смерти матери Иван остался сиротой. Он еще был слишком мал,

чтобы править самостоятельно. В России началось правление различных боярских группировок – Шуйские, Бельские, Глинские, которые боролись за власть, должности, расхищали казну.

В истории России Ивана IV известен под прозвищем – Грозный.Каким же он был? Как формировался его характер? От рождения он имел дурные качества или приобрѐл их вследствие воспитания и обстоятельств? Мы найдѐм ответ на этот вопрос, выполнив следующее задание. Работа с пунктом 2 параграфа 6, выписать черты характера Ивана IV в виде кластера(схемы).

-Какие черты личности Ивана IV для Вас положительны, а какие нет? Почему?

Вот что вспоминал сам Иван о своем детстве.

Было мне в это время восемь лет; и так подданные наши достигли осуществления своих желаний – получили царство без правителя, об нас же, государях своих, никакой заботы сердечной не проявили, сами же ринулись к богатству и славе и перессорились при этом друг с другом. И чего только они не натворили! Сколько бояр наших, и доброжелателей нашего отца, и воевод перебили! Дворы, и села, и имущества наших дядей взяли себе и водворились в них. И сокровища матери нашей перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная ногами и тыча палками, а остальное разделили.

Нас же с единородным братом моим, Георгием, начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, но все делали не по своей воле и не так, как обычно поступают дети. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас не взглянет .

Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили коварным образом: говорили, будто детям боярским на жалование, а взяли себе, а их жаловали не за дело, назначали не по достоинству; а бесчисленную казну деда нашего и отца нашего забрали себе и на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние.

Какой вывод можно сделать из этих отрывков?

Воспитанием юного правителя никто не занимался.

Митрополит Макарий занимался образованием Ивана. Митрополит старался внушить молодому Ивану мысль о его особом предназначении – быть наместником Бога на земле. Макарий считал, что Иван должен принять титул царя, чтобы, во-первых, возвыситься над боярами и князьями, во-вторых, стать вровень с великими монархами мира.

16 января 1547 года (запись в тетрадь) венчание на царство. Оно проходило в Успенском соборе. Ивана Васильевича посадили на золоченный трон, на плечи одели бармы (круг золототканой материи), и митрополит возложил ему на голову шапку Мономаха.

Вскоре состоялась и свадьба царя с боярышней Анастасией Захарьиной.

В годы боярского правления резко ухудшилось положение народных

масс.

Злоупотребления бояр стали, в конечном счете, главной причиной восстания в Москве в 1547 году.

В этом же году произошел сильный пожар, в результате которого 80 тыс. Москвичей остались без крыши над головой. Иван только тогда понял, насколько все серьезно и задумался о реформах

Ивану на тот момент было всего 17 лет. У него не было опыта правления, поэтому ему помогали его друзья-советчики, которых стали называть Избранной радой (совет)

Вывод: Таким образом, после венчания на царство в 1547 году и создания Избранной рады началось самостоятельное правление Ивана IV Грозного.

Давайте вернемся к началу урока каким было начало правления Ивана IV (ответы обучающихся)

Рефлексия: (слайд)

-Мы узнали…, Мы развивали…, мы воспитывали в себе…, мне понравилось…. Меня заинтересовало…, Я смог…

#1048;нструктаж по выполнению домашнего задания:

для всех уч-ся: параграф 6, пункты 1-5 вопросы 1-3 устно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Лажъяльская средняя общеобразовательная школа» Царствование Ивана IV Регентство Елены Глинской Период боярского правления Подготовила: Еруткина Э.А. учитель истории и обществознания 2023 год

Слайд 2

Цель урока познакомить обучающихся с временем регентства Елены Глинской и началом правления Ивана IV

Слайд 3

Задачи урока: способствовать формированию у обучающихся представления о личности первого русского царя, выяснить значение венчания Ивана Грозного на царство для становления Российского государства. развивающая: продолжить развивать у обучающихся умение работать и анализировать исторические тексты, группировать, выделять главное и обобщать исторические факты, продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа. формирование уважительного отношения к истории и традициям нашей Родины, чувства коллективизма, товарищества.

Слайд 4

«Тысячелетие России» ( скульпторы М. Микешин, И. Ш редер и архитектор В. Гартман )

Слайд 5

Родители Ивана IV

Слайд 6

Реформы Елены Глинской Денежная (утверждение единой общегосударственной системы счѐта ; введение копейки). Единые для всех меры веса и длины Укрепление Москвы. Строительство стен Китай-города. Стабилизация отношений с Польшей и Швецией П еремирие с Литвой (1537)

Слайд 7

Изображения Ивана Грозного

Слайд 8

…Было мне в это время восемь лет; и так подданные наши достигли осуществления своих желаний – получили царство без правителя, об нас же, государях своих, никакой заботы сердечной не проявили, сами же ринулись к богатству и славе и перессорились при этом друг с другом. И чего только они не натворили! Сколько бояр наших, и доброжелателей нашего отца, и воевод перебили! Дворы, и села, и имущества наших дядей взяли себе и водворились в них. И сокровища матери нашей перенесли в Большую казну, при этом неистово пиная ногами и тыча палками, а остальное разделили. Нас же с единородным братом моим, Георгием, начали воспитывать как чужеземцев или последних бедняков. Тогда натерпелись мы лишений и в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, но все делали не по своей воле и не так, как обычно поступают дети. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас не взглянет . Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Все расхитили коварным образом: говорили, будто детям боярским на жалование, а взяли себе, а их жаловали не за дело, назначали не по достоинству; а бесчисленную казну деда нашего и отца нашего забрали себе и на деньги те наковали для себя золотые и серебряные сосуды и начертали на них имена своих родителей, будто это их наследственное достояние.

Слайд 9

1547 – венчание на царство

Слайд 10

Рефлексия Мы узнали… М не понравилось…. Меня заинтересовало…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме: "Образ Ивана Грозного в первой части поэмы М. Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

В плене-конспекте интересны методический подход к изучению исторической личности, формы работы с учащимися, способствующие формированию читательской компетентности учащихся....

Конспект урока по теме "Формы правления"

Конспект урока по теме "Формы правления" для 9 класса по учебнику А.И.Кравченко с презентацией....

Урок "Россия в царствование Ивана Грозного"

Урок истории  по теме  «Россия в царствование Ивана Грозного». Урок разработан с использованием технологической карты, которая позволяет реализовать главную цель : научиться рационально...

Конспект урока на тему: «Правление Павла I»История России 7 класс

Конспект урока на тему:"Правление Павла I"....

Разработка урока по теме Регентство Елены Глинской. Период боярского правления.

данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию и дидактический материал к уроку по теме "Правление Елены Глинской. Период боярского правления"...

План-конспект урока по теме «Эпоха Ивана Грозного»

Цель: выявление уровня знаний учеников по теме «Эпоха Ивана Грозного», формулирование обобщения знаний по периоду правления Ивана IV, обобщение, систематизация и закрепление знаний по теме...