Рабочие программы
рабочая программа по истории (5 класс)

Пиханова Арюна Баировна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

 

Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_istoriya_6_klass_23-24.docx90.98 КБ

Предварительный просмотр:

  

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

МАОУ «Гимназия № 33» г.Улан-Удэ

__________________________________________________________

РАССМОТРЕНО  

на заседании методического

объединения

_________________________

                        Гожинова М.Ф.

Приказ №1

от «29» 08 2023г.

СОГЛАСОВАНО  

с Научно-методическим

советом гимназии

_______________________

                        Дамбаева Л.Д.

Приказ№1

 от «30» 08 2023г.

   

УТВЕРЖДЕНО

Директор Гимназии №33 г.Улан-Удэ»

_____________________

                    Балданова Н.В.

Приказ№1

 от «30» 08 2023г.

   

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по история

для 6 класса

на 2023/2024 учебного года

                                    Пиханова Арюна Баировна

                             Учитель истории и обществознания

без категории

Улан-Удэ

            2023г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.

Задачами изучения истории являются:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета «История» в 6-х классах отводится по 68 часов (2 часа в неделю). В соответствии со спецификой разделов программы, данный объем распределяется следующим образом: История Средних веков – 32 часа; история России - 36 часов.

Учебно-методический комплект:

1. Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до начала XVI века: М.: «Русское слово», 2019г.

2. Учебник: История Средних веков. 6 класс/ Е. В. Агибалова, Г.М. Донской - М.: Просвещение, 2019

Реализация рабочей программы по предмету история (6 класс) направлена на достижение следующих целей:

  • создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирования познавательных интересов, критического мышления и определения собственной жизненной позиции;
  • воспитание у подростков патриотизма – уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности;
  • овладение обучающимися, знаниями о важнейших событиях мировой и отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
  • освоение учащимися базовых методов исторического познания, аналитического восприятия информации и навыков работы с различными источниками информации;
  • формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

В качестве контрольно-измерительных материалов используются:

- тематические контрольные работы (1-2 раза в четверть)

- итоговые контрольные работы (2 раза в год)

- материалы для индивидуальных и групповых заданий из учебника и рабочей тетради

Формы контроля:

  • Устный опрос 
  • Выполнение индивидуальных и письменных проектов
  • Письменный контроль, выполнение контрольных работ
  • Выполнение индивидуальных и групповых письменных заданий

Неурочные формы работы:

- игровая деятельность

- викторины

- конференции

- проектная деятельность

Общая характеристика курса

 На ступени основного общего образования изучение истории ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Реализация представленной программы подразумевает широкое использование межпредметных связей. Параллельное взаимодействие курсов истории и обществознания позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения. Связь курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение пользоваться статистическим и картографическим материалом.

        Следует отметить, что важную роль историческое образование играет в формировании и развитии навыков информационно-коммуникативной деятельности. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;
  • осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.

Метапредметные результаты

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей и др.);
  • использование современных источников информации;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
  • владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, владеть навыками и приемами диспута, построения аргументированных суждений, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты:

  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;
  • формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
  • овладение целостным представлением об историческом пути России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;
  • формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;
  • развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
  • приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
  • создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими  знаниями и умениями:

Знаниями:

  • ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);
  • периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);
  • основных информационных источников по историческим периодам;
  • наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;

Умениями:

  • извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);
  • сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;
  • различать факты и их интерпретации, оценки, классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;
  • давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;
  • на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории;
  • применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.

Содержание курса

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ 

Введение

Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья.

Народы Европы в раннее Средневековье

Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств. Завоевание франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Салическая правда. Принятие франками христианства.

Франкское государство в VIII–IX вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его военная реформа. Завоевания Карла Великого. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.

Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Возникновение Венгерского королевства. Христианизация Европы. Светские правители и папы.

Византийская империя в VI–ХI вв. 

Территория, население империи ромеев. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия и славяне. Власть императора и церковь. Церковные соборы. Культура Византии. Образование и книжное дело. Художественная культура (архитектура, мозаика, фреска, иконопись).

Арабы в VI–ХI вв. 

Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия арабов. Традиционные верования. Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Хиджра. Победа новой веры. Коран. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Культура исламского мира. Образование и наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и искусства. Архитектура.

Средневековое европейское общество 

Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальное землевладение. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок сеньора. Куртуазная культура. Крестьянство: зависимость от сеньора, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города – центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов за самоуправление. Средневековые города-республики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые пути в Средиземноморье и на Балтике. Ганза. Облик средневековых городов. Образ жизни и быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Борьба пап за независимость церкви от светской власти. Крестовые походы: цели, участники, итоги. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в ХII–ХV вв. 

Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк. Священная Римская империя в ХII–ХV вв. Польско-литовское государство в XIV–XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские государства в XII–XV вв. Развитие экономики в европейских странах в период зрелого Средневековья. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в ХII–ХV вв. Экспансия турок-османов. Османские завоевания на Балканах. Падение Константинополя.

Культура средневековой Европы 

Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Изобретение европейского книгопечатания; И.Гутенберг.

Страны Востока в Средние века 

Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение Византии), управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века: образование государства, власть императоров и управление сегунов. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат.

Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

Государства доколумбовой Америки в Средние века 

Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные верования, культура. Появление европейских завоевателей.

Обобщение 

Историческое и культурное наследие Средних веков.

ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ

Введение

Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России.

Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н. э.

Заселение территории нашей страны человеком. Палеолитическое искусство. Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Появление первого в мире колесного транспорта.

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тыс. до н. э. Скифы и скифская культура. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Пантикапей. Античный Херсонес. Скифское царство в Крыму. Дербент.

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования.

Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Русь в IX – начале XII в. 

Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.

Первые известия о Руси. Проблема образования государства Русь. Скандинавы на Руси. Начало династии Рюриковичей.

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь «из варяг в греки». Волжский торговый путь. Языческий пантеон.

Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Русь в конце X – начале XII в. Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси, волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы. Херсонес в культурных контактах Руси и Византии.

Культурное пространство. Русь в общеевропейском культурном контексте. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Культура Руси. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Русь в середине XII – начале XIII в. 

Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права; внешняя политика русских земель.

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.

Русские земли и их соседи в середине XIII – XIV в.

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго).

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород и немецкая Ганза.

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский. Взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV вв. Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.

Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.

Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Каменные соборы Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Формирование единого Русского государства в XV в. 

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Культурное пространство. Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси. Геннадиевская Библия. Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Русская икона как феномен мирового искусства. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Наш край с древнейших времен до конца XV в. (Материал по истории своего края привлекается при рассмотрении ключевых событий и процессов отечественной истории).

Обобщение

Распределение учебного времени

                      Раздел

Итого часов

Введение

2

Раздел I. Становление средневековой Европы (6-9 вв.)

6

Раздел II. Византийская империя и славяне в IX-XI  веках

2

Раздел III. Арабы в VI-IX вв.

3

Раздел  IV. Феодалы и крестьяне

2

Раздел V. Средневековый город и его обитатели

2

Раздел VI. Католическая церковь

2

Раздел VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвв.)

5

Раздел VIII. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

3

Раздел IX. Культура Западной Европы в Средние века

2

Раздел X. Азия, Африка, Америка в средние века

3

Раздел XI. Древние жители нашей Родины

4

Раздел XII. Русь в IX — XII вв.

12

Раздел XIII. Русские земли в середине XII — начале XIII в.

6

Раздел  XIV. Русь между Востоком и Западом

5

Раздел XV. Русские земли в середине XIII — XV в.

8

Итоговое повторение

1

Итого

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (68 часов)

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Количество часов, отведенных на

Контрольные работы

тесты

проверочные работы

Рефераты/ доклады

Введение.

1.Вводный урок. От древности к средневековью. Живое средневековье

1

2.Входная контрольная работа

1

1

Раздел I. Становление средневековой Европы (6-9 вв.) (6 часов)

3. Древние германцы. Образование варварских королевств.

1

4. Государство франков

1

5. Христианская церковь в VI-VIII вв.

1

6. Возникновение и распад империи Карла Великого

1

7. Феодальная раздробленность в IX-XI вв.

1

8. Англия в раннее средневековье

1

1

Раздел II. Византийская империя и славяне в IX-XI  веках (2 ч.)

9. Византия – государственное устройство и культура

1

10. Образование славянских государств

1

Раздел III. Арабы в VI-IX вв. (3 ч.)

11. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

1

12.Культура стран халифата

1

13. Обобщение по теме «Раннее средневековье»

1

1

Раздел  IV. Феодалы и крестьяне (2 ч.)

Средневековая деревня и ее обитатели

1

15. В рыцарском замке

1

Раздел V. Средневековый город и его обитатели (2 ч.)

16. Средневековый город

1

17. Горожане и их образ жизни. Торговля в средние века.

1

Раздел VI. Католическая церковь (2 часа)

18. Могущество католической церкви

1

19. Крестовые походы

1

Раздел VII. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XVвв.) (5 часов)

20. Объединение Франции

1

21. Что считают англичане началом своих свобод

1

22. Столетняя война

1

23. Усиление королевской власти во Франции и в Англии

1

24. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.

1

Раздел VIII. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв. (3 часа)

25. Гуситское движение в Чехии

1

26. Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

27. Обобщение по теме «Развитое и Позднее Средневековье.»

1

1

Раздел IX. Культура Западной Европы в Средние века (2 часа)

28. Образование и философия, литература и искусство

1

29. Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения.

1

Раздел X. Азия, Африка, Америка в средние века (3 часа)

30. Средневековая Азия: Китай, Индия и Япония

1

31. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1

32. Обобщающее повторение по курсу «История Средних веков»

1

1

Раздел XI. Древние жители нашей Родины (4 ч.)

33. Введение. Первобытная эпоха

1

34. Народы и государства нашей страны в древности

1

35. Восточная Европа в середине I тысячелетия

1

36. Восточные славяне в древности

1

1

Раздел XII. Русь в IX - XII вв. (12 ч.)

37. Образование государства Русь

1

38. Образование государства Русь

1

39. Первые русские князья

1

40. Князь Владимир и Крещение Руси

1

41. Русь при Ярославе Мудром

1

42. Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол

1

43. Древняя Русь: общество и государство

1

44. Развитие городов и быт жителей Руси

1

45. Православная церковь в Древней Руси

1

46. Литература Древней Руси

1

47. Искусство Древней Руси

1

48. Обобщение по теме «Русь в IX -XII вв.»

1

1

Раздел XIII. Русские земли в середине XII - начале XIII в. (6 ч.)

49. Образование самостоятельных русских земель

1

50. Земли Южной Руси

1

51. Юго-Западная Русь

1

52. Новгородская земля

1

53. Северо-Восточная Русь

1

54. Обобщение по теме «Русские земли в середине XII - начале XIII в.»

1

1

Раздел XIV. Русь между Востоком и Западом (5 ч.)

55. Монгольское нашествие на Русь

1

56. Натиск с Запада

1

57. Золотая Орда. Народы и государства евразийской степи и

Сибири в XIII-XV вв.

1

58. Русские земли под властью Золотой Орды

1

59. Великое княжество Литовское и русские земли

1

Раздел XV. Русские земли в середине XIII-XV в. (8 ч.)

60. Судьбы Северо-Западной и Северо-Восточной земель после монгольского нашествия

1

61. Дмитрий Донской и борьба русских земель с Ордой

1

62. Русские земли в конце XIV - первой половине XV в.

1

63. Конец эпохи раздробленности

1

64. Русская православная церковь во второй половине XIII-XV в.

1

65. Русская литература во второй половине XIII-XV в.

1

66. Искусство во второй половине XIII-XV в.

1

67. Обобщение по теме «Русские земли в середине XIII-XV в.»

1

1

Итоговое повторение (2 ч.)

68. Обобщающее повторение по курсу «История России с древнейших времён до начала XVI в.»

2

1

Распределение 30% учебного плана на организацию внеурочной формы работы в 6 классах.

По предмету история.  Учитель Пиханова А.Б.

тема

Общее количество часов

Неурочные формы работы организации образовательного процесса

(содержание части, формируемой участниками образовательного процесса)

Проекты, решение проектных задач

Познавательные лаборатории

Творческие мастерские

Учебные занятия

Другое

Введение. Становление средневековой Европы (6-9 вв.). Византийская империя и славяне в IX-XI вв. Арабы в VI-IX вв.

13

Проекты о различных деятелях, сражениях и странах эпохи раннего Средневековья – Аттила и битва на Каталаунских полях, Хлодвиг, Карл Великий и легенда о Роланде, средневековые Ирландия и Шотландия, Викинги и их походы в страны Европы и в Северную Атлантику, Кирилл и Мефодий, Великоморавская держава, Мохаммед, Великий Шелковый путь, кочевые империи Евразии и др.

Проведение викторин

Изготовление макетов воинов и вооружения эпохи Раннего Средневековья. Макеты архитектурных сооружений Византии (собор святой Софии) и арабского халифата

Выставка по мотивам легенд западноевропейского раннего средневековья и арабских легенд и сказок. Чтение дополнительной литературы

Феодалы и крестьяне. Средневековый город и его обитатели

4

Проекты о жизни крестьян, феодалов, горожан, их повседневных занятиях и культуре, про средневековые ярмарки и особенности торговли

Проведение викторин

Изготовление макетов рыцарских замков и средневекового города.

Выставка рисунков о разных сторонах жизни средневековых крестьян, феодалов и горожан. Чтение дополнительной литературы

Католическая церковь.

2

Проекты о различных сторонах жизни церкви, про легендарных деятелей эпохи Крестовых походов – Ричард Львиное Сердце, Саладин и др.; про рыцарские ордена – госпитальеров (иоаннитов), тамплиеров и др. - и их особенности

Проведение викторин. Дискуссия о положительных и негативных последствиях Крестовых походов

Изготовление макетов замков крестоносцев, монастырей и др.

Выставка рисунков о разных странах Западной Азии в древности. Чтение дополнительной литературы

Образование централизованных государств в Западной Европе. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

9

Проекты о деятелях этих стран и народов – о выдающихся королях Франции (Филипп Август II, ФилиппIV, Людовик XI), Англии (Вильгельм Завоеватель, Генрих II, Иоанн Безземельный и др.), Германии (Фридрих Барбаросса и др.), Испании (Фердинанд и Изабелла), славянских стран (Стефан Душан, Карл I Чешский и др.), про героев этих стран и народов – Жанну д/Арк, Гильома Каля, Уильяма Уоллеса, Уота Тайлера, Яна Гуса, Яна Жижку и др.; про выдающиеся события этой эпохи – Великую Хартию вольностей, Столетнюю войну, Войну Алой и Белой Розы, Реконкисту, про развитие республик Северной Италии, про гуситские войны, битву на Косовом поле и др.

Проведение викторин

Изготовление макетов сражений, одежды, вооружения эпохи. Инсценировки различных событий истории  этих стран

Выставка рисунков и разных предметов о различных странах и героях. Чтение дополнительной литературы

Культура Западной Европы в Средние века

2

Проекты (путеводители) по деятелям культуры эпохи Средневековья  - как по выдающимся личностям – таким, как Данте, Петрарка, Фома Аквинский, Марко Поло и др., так и по различным направлениям культуры и искусства – в архитектуре (романский и готический стили), живописи, литературы (рыцарской литературы – менестрелей и трубадуров; городской литературы; про вагантов и др.), деятелей науки и философии. Проекты про средневековые университеты и особенности их жизни

Проведение викторин. Игра в средневековый диспут

Изготовление макетов романского и готического храмов

Выставка рисунков на тему средневековой культуры. Чтение дополнительной литературы

Азия, Африка, Америка в средние века

3

Проекты (путеводители) по странам средневековой Азии, Африки и Америки; проекты о различных сторонах жизни этих регионов.

Проведение викторин, проведение «виртуальных экскурсий» по странам Востока и доколумбовой Америки

Изготовление макетов оружия и одежды, предметов быта жителей средневековых стран Азии, Африки и Америки

Выставка о разных сторонах жизни жителей средневековых стран Азии, Африки и Америки. Чтение дополнительной литературы

Древние жители нашей Родины

4

Проекты (путеводители) по древним племенам, народам и городам на территории нашей страны; про различные страны и народы, про занятия и быт древних славян и их богов

Проведение викторин. Проект-инсценировка «Год древних славян» - приметы, праздники, обряды и занятия на каждый месяц

Изготовление макетов оружия и одежды, храмов, домов и курганов, предметов быта древних греков, скифов, славян

Выставка рисунков по теме. Чтение дополнительной литературы

Русь в IX-XII вв.

12

Проекты о князьях Древней Руси – Кие и его братьях и сестре, Рюрике и его братьях, Аскольде и Дире, Олеге, Игоре, Ольге, Святославе и его сыновьях, Владимире Святом, Борисе и Глебе, Ярославе Мудром и его сыновьях и дочерях, Владимире Мономахе и Олеге Гориславиче, Мстислеве Великом; и о выдающихся деятелях – Несторе, Илларионе и др.

Проведение викторин.

Изготовление макетов древнерусских городов, княжеских замков, храмов, доспехов и вооружения дружинников, макетов сражений и битв

Выставка рисунков на тему культуры Древней Руси. Чтение дополнительной литературы

Русские земли в середине XII - начале XIII в.

6

Проекты (путеводители) о жизни населения различных городов и княжеств – Великого Новгорода, Черниговской Руси (Чернигова, Новгорода-Северского и др.), Юго-Западной Руси (Галича, Владимира Волынского и др.), Северо-Восточной Руси (Ростова Великого, Суздаля, Владимира-на-Клязьме, ранней Москвы и др.); про князей – Игоря Святославича, Ярослава Осмомысла, Романа Мстиславича Волынского, Даниила Галицкого, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо и др.; про самые известные архитектурные сооружения

Проведение викторин. проведение «виртуальных экскурсий» по княжествам и городам Руси 12-13 вв.

Изготовление макетов древнерусских городов, княжеских замков, храмов, доспехов и вооружения дружинников, макетов сражений и битв

Выставка рисунков на тему культуры Древней и средневековой Руси. Чтение дополнительной литературы

Русь между Востоком и Западом

5

Проекты про Александра Невского, его битвы (Невская битва и Ледовое побоище), его деятельность, про битву на реке Калке, про Чингисхана и создание Монгольской империи, про завоевания и тактику монголов, про нашествие Батыя и про ханов Золотой Орды – Батыя, Узбека, Джанибека, Мамая, Тохтамыша, Едигея, Ахмата; про Тамерлана; про князей Литвы – Гедемина, Ольгерда, Ягайло, Витовта

Проведение викторин. Проведение «виртальных  экскурсий» по Золотой Орде и Великому Княжеству Литовскому.

Изготовление макетов средневековых русских городов, княжеских замков, храмов, доспехов и вооружения дружинников, макетов сражений и битв

Выставка рисунков на тему культуры средневековой Руси. Чтение дополнительной литературы

Русские земли в середине XIII-XV в.

8

Проекты про князей – Даниила Александровича, тверских князей, Ивана Калиты, Симеона Гордого, Дмитрия Донского и его брата Владимира Андреевича, Василия 1, Василия 2 и его противников, Ивана 3 Великого; про сражения эпохи – битву на реке Воже, Куликовскую битву, Стояние на реке Угре и др.; про выдающихся церковных деятелей – митрополита Алексея и Сергия Радонежского; про выдающихся иконописцев – Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия

Проведение викторин. Проведение «виртальной экскурсии» по древней Москве.

Изготовление макетов средневековых русских городов, княжеских замков, храмов, доспехов и вооружения дружинников, макетов сражений и битв

Выставка рисунков на тему культуры средневековой Руси. Чтение дополнительной литературы

Список литературы для учителя

  1. Агафонов, С. В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс / С. В. Агафонов. - М. : Русское слово, 2005.
  2. Алферова, И. В. История России. Древняя Русь (XII-XV вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / И. В. Алферова, В. Ф. Блохин. - М. : Курсив, 2010.
  3. Биберина, А. В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Средних веков (V - конец XV в.). 6 класс / А. В. Биберина. - М. : Сфера, 2000.
  4. Блохин, В. Ф. История России. Древняя Русь (VI-X1I вв.) : пособие для учителя истории. 6 класс / В. Ф. Блохин. -М. : Курсив, 2010.
  5. Всеобщая история. Средние века. 6 класс : тесты, контрольные вопросы и задания / авт.- сост. С. Н. Степанько. - Волгоград : Учитель, 2009.
  6. Донской,        Г. М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков / Г. М. Донской. — М. : Просвещение, 1992.
  7. История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы : дополнительные материалы к урокам / авт.-сост. Н. А. Стыденко. - Волгоград : Учитель, 2008.
  8. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс : дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды) / авт.-сост. Н. Ю. Бухарева. - Волгоград : Учитель, 2009.
  9. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 6-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М. : Просвещение, 2011.
  10. История. 5-10 классы : игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях / авт.-сост. Н. Н. Ярцева. - Волгоград : Учитель, 2009.
  11. История Средних веков. Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. б класс / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград : Учитель, 20II.
  12. История. 5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Т. В. Типаева. — Волгоград : Учитель, 2008.        
  13. Кулагина, Г. А. Сто игр по истории /Г. А. Кулагина. - М. : Просвещение, 1983.
  14. Петрова, Н. Г. История Средних веков. Книга для учителя : учеб.-метод. материалы Н. Г. Петрова. — М.: Русское слово, 2002.
  15. Смирнов, С. Г. Задачник по истории Средних веков / С. Г. Смирнов. - М. : Просвещение, 2001.
  16. Черкашина, Т. История. 5-6 классы. Активизация познавательной деятельности учащих,., / Т. Черкашина. - Волгоград : Учитель, 2012.

Список литературы для учащихся.

  1. Амбаров, В. Н. История: большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. - М.: Дрофа, 1999.
  2. Багрова, JI. А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л. А. Багрова. - М. : ACT: Act- рель: Хранитель, 2002.
  3. Булычев, К. Тайны Средневековья / К. Булычев. - М.: Дрофа Плюс, 2011.
  4. Волкова, Е. В. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 класс : хрестоматия I Е. В. Волкова, Г. С. Хартулари. — М.: Дрофа, 2007.
  5. История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В. П. Будановой. - М.: Экс- мо-Пресс, 1999.
  6. Огнева, О. Рыцари. Турниры. Оружие. Детская энциклопедия / О. Огнева. - М.: Росмэн, 2000.
  7. Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира : энциклопедия / Е. О. Чекулаева. - М.: ACT, 2008.

Список использованной литературы:

1. Учебник: История России с древности до XVI века , 6 класс/ А. А. Данилов, Л. Г. Косулина - М.: Просвещение, 2012.

2. Учебник: История Средних веков. 6 класс/ Е. В. Агибалова, Г.М. Донской - М.: Просвещение, 2013

3. История России с древнейших времен до конца ХVIвека: 6 класс, поурочные разработки: пособие для учителя/ А.А. Данилов - М.:Просвещение,2009.

4. Рабочая программа по учебникам «История средних веков» Е. В. Агибаловой, Г.М. Донского и  «История России с древности до XVI века»  А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной – Волгоград: изд. «Учитель», 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...