Конспект урока по истории 7 класса "Наш край в XVII веке"
план-конспект урока по истории (7 класс)

В данном конспекте урока представляем технологическую карту урока по истории (7 класс) "Наш край в XVII" веке по проектной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_7_klass_istoriya.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация г. Улан-Удэ

Комитет по образованию

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 57  г. Улан-Удэ имени А. Цыденжапова»

Урок истории в 7 классе

«Наш край в XVII веке»

                                                                        Выполнила: Хинданова Э.Н.

                                                           учитель истории и обществознания

г. Улан-Удэ

2024г.

Технологическая карта урока истории

Тема «Наш край в XVII веке»

Класс 7в

Технология: проектная

 Цель: создать организационные и содержательные условия для практического использования обучающимися краеведческих знаний, формирование образного представления об истории и развитии родного края в XVII веке

Задачи:

  1. Способствовать закреплению представлений о малой Родине, развитию гордости за героическое прошлое своего края, интереса к культуре родного региона.
  2. Помочь осознать практическую значимость учебного материала, совершенствовать умения оперировать краеведческими знаниями, применять их в новой ситуации.
  3. Развивать навыки работы с картой, умение выполнять работу по плану, контролировать свою деятельность и работу напарника, анализировать и делать выводы.
  4. Способствовать развитию нравственно-эмоциональных качеств личности, ценностных ориентаций и отношений общей культуры, повышению грамотности устной и письменной речи; формированию уважительного отношения к родному краю, его культуре и истории.
  5. Формировать у обучающихся чувство ответственности за коллективную работу в группе, желание помогать другим, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты

Личностные:

- формирование чувства гордости за свою малую Родину, народ и историю родного края;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-стремление выполнять социально-

Регулятивные:

- способность к организации своей деятельности

- умение планировать, контролировать и анализировать, оценивать значимость проектной  деятельности

- умение взаимодействовать с одноклассниками

Познавательные:

- развитие широких познавательных мотивов, любознательности, творчества;

- умение выделять существенную информацию из найденного материала;

-умение сравнивать цель и результат;

-умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи

Коммуникативные:

-умение договариваться, находить общее решение практической задачи;

-умение убеждать, не просто высказываться, но приводить аргументы

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора;

- рефлексия своих действий

Межпредметные связи: краеведение, бурятский язык и литература, география, технология

Ресурсы урока: УМК под ред. А.В.Торкунова, «Уроки родиноведения» под ред. А.К.Тулохонова

Оборудование урока; мультимедийная интерактивная доска. Наглядные материалы: карта «Россия в XVII веке», иллюстрации, рисунки детей.

Организация пространства: фронтальная, работа в группе

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельности обучающихся

1 этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

Предварительная работа: подготовка к проекту, выбор проблемы, распределение на группы и сбор информации

Проблемное задание: Какое значение для будущего России имели походы русских путешественников, осуществляемые в XVII веке?

  1. Приветствует учащихся, мотивирует к проектной деятельности и организует фронтальную беседу и подводит к цели урока.
  2. Вопросы: Вы были на экскурсии по нашему городу? Есть ли у вас любимые места в Бурятии? А вы сами проводили экскурсию по памятным местам нашего региона? Вам было бы интересно выступать в роли экскурсовода? А вот мы попробуем! Подводит к выводу, что данное занятие имеет практическую направленность

Приветствуют учителя, дают полный ответ, приводят примеры. Включаются в проектную деятельность.

Осознают, что деятельность экскурсовода состоит из ряда действий, главное из которых – подготовка и проведение экскурсии

II этап: обработка информации, разработка собственного варианта решения проблемы.

Цель: организовать работу по проектам, создать условия для его реализации.

Рассмотрите карту современной России. Всегда ли ее территория была такой огромной?

Организует работу по группам, напоминает правила работы в группе

Учащиеся приступают к выполнению практической работы.

Ваша цель – выступить с презентацией и это не просто сообщение, это экскурсия.

Вначале нужно составить план выступления, анализируют информацию, вырабатывают программу действий: кто за кем будет говорить, взаимопроверка. 1 проект «Мой родной край в XVII веке»

2 проект «Первопроходцы»

3 проект «Основание города Верхнеудинска»

4 проект «Коренные народы Сибири в XVII веке»

III этап: Реализация плана проекта

Стимулирует поисковую деятельность, консультирует группы, оказывает необходимую помощь учащимся

Составляют текст выступления на 5-7 минут, используя имеющуюся информацию, необходимое количество фактического материала

IV этап: Защита проектов

Выслушивает вместе с классом выступления, по необходимости исправляет ошибки

Каждая группа выступает с презентацией- экскурсией, задают друг другу вопросы

V этап: Рефлексия. Самооценка и самоанализ

Предлагает выбрать среди проектов самый интересный и отметить авторов. Выставление оценок.

Выбирают путем голосования самый интересный проект

VI этап: Подведение итогов

Какое значение для будущего России имели походы русских путешественников, осуществляемые в XVII веке?

Предлагает «Ребята, вам нужно собрать или дорисовать плакат         « Казаки в остроге».

(На доску повесили чистый ватман, на столе лежат иллюстрации картин, фотографии, фрагменты рисунков, мозаика-лего)

 

Ребята отвечают на главный вопрос, решают проблему

Дополняя друг друга, каждый желающий мог подойти к доске и прикрепить к ватману или иллюстрацию, или самому дорисовать плакат.

Заполнить таблицу:

И- нтересно

Т- рудно

О- своено

Г- лавный вывод:      

                               Я люблю свой край!

Дополнительное творческое задание: написать сочинение-эссе «Мой любимый край»

 Приложение

1 проект «Мой край в XVII веке»

Республика Бурятия расположена в центре Евразии, между таежными пространствами Восточной Сибири и обширными степями Монголии. Площадь республики- 351,4 тыс. кв. км. Природа Бурятии красива и уникальна. Украшением является озеро Байкал.

В нашем крае сосредоточено огромное количество уникальных и разнообразных археологических памятников различных эпох. Самое большое число гуннских захоронений, одно из которых царское.

Через наш край проходил Великий чайный путь- караванный путь, пролегавший в XVI- XIX веках между Европой и Азией. Сыграл важную роль в сближении народов, развитии экономики и культуры. Кяхта стала чайной столицей России, снабжая около века чаем всю Россию и почти монопольно Западную Европу и связующим звеном между Российской империей и Китаем на Великом чайном пути.

 2 проект «Первопроходцы» 

1640г. отряд Максима Перфильева с севера достиг реки Витим 1645-1647г.

Василий Колесников и Иван Похабов переправились через Байкал, достигли устья р.Селенги и поднялись до рУды

1646г. Иван Галкин обогнул Байкал и оказался на р.Баргузин, построил острог

1653г. вверх по Селенге, затем по Хилку сотник Петр Бекетов основал острог Иргень, в 1658г. построены Телембинский и Еравинский - остроги, закрепили за Россией бассейн р. Витим и истоки Амура.В1665г. казаки Ловцов и Васильев ставят Селенгинский острог.

Для сбора ясака и перевозки зерна и другой провизии для первопроходцев было заложено в 1666г. Удинское зимовье

3 проект «Основание Верхнеудинска» 

 Весной 1666 года на высоком правом берегу, у слиянии рек Уды и Селенги, отрядом служилых людей под командой Гаврилы Ловцова и Осипа Васильева, было построено Удинское зимовье для сбора ясака с местного тунгусского населения. Позже в1667-80-х годах был построен Удинский острог приказчиком Селенгинского острога томским сыном боярским – Иваном Поршённиковым.  Через Удинский острог проходили русские караваны в Китай.  Острог стал главным местом хранения товаров и формирования караванов в Нерчинск.

4 проект « Коренные народы Сибири до XVII века»

Накануне прихода русских казаков в Забайкалье в середине XVII века родоплеменные объединения бурят (булагаты, эхириты, хори, хонгодоры и другие) проживали на огромной территории, простиравшейся от реки Аргунь на востоке до притоков Ангары на западе. Кроме бурятских племен были и многочисленные племена эвенков, тофаларов, дауров. Все эти сообщества были носителями различных хозяйственных укладов, занимаясь кочевым и полукочевым скотоводством, охотой, рыболовством, а некоторые племена осваивали земледелие.

Основой социальной организации бурят были кровнородственные объединения, управлявшиеся главами родов. Отсутствовало политическое единство, не было центра управления, способного представлять от своего имени большинство бурятского населения.

Отношения с бурятами в Сибири носили первоначально мирный характер. Они охотно изъявляли покорность «белому царю» и соглашались платить ясак.

Переломное событие для коренных народов: ускорился процесс консолидации разрозненных бурятских племен.

Подведение итогов.

Вывод: во II половине XVII века все коренные народы нашего края вошли в состав России добровольно. Бурятия становится важнейшим форпостом на востоке страны, а также источником финансового благополучия (пушнина, лес, золото, серебро и другие богатства недр).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Шатурский край в XVII веке".

I.Учитель: Кабанова Галина Валерьевна.II. Класс: 7 класс.III. Курс: История России, конец XVI-XVIII вв.IV. Тема урока: «Шатурский край в XVII веке».V. Тип урока: урок изучения нового материала....

Конспект урока "Промышленный переворот в Англии в XVII веке"

"Промышленный переворот в Англии в XVII веке" конспект и презентация с изображениями основных изобретений....

Конспект урока по истории Брянского края в 5 классе "Путешествие в мир профессий"

Конспект урока по истории Брянского края в 5 классе "Путешествие в мир профессий"...

Конспект урока по теме: Наш край в XVII – начале XVIII вв.

Конспект урока по теме: Наш край в XVII – начале XVIII вв. для обучающихся 8 класса специальной (коррекционной школы) VIII вида....

Конспект урока по истории Донского края: "Казак без верны не казак".

Конспект открытого урока по истории Донского края: "Казак без веры не казак"Цели урока: - развитие у обучающихся интереса к родной истории через раскрытие сущности исторических явлений и процессов на ...

Конспект урока по теме: "Наш край в конце XVII - начале XVIII века".

Конспект урока по теме: "Наш край в конце XVII - начале XVIII века" для обучающихся  8 класса с ОВЗ....

Конспект урока по истории на тему "Социально-экономическое развитие России в XVII веке"

Конспект урока по истории на тему "Социально-экономическое развитие России в XVII веке"Цель урока: Сформировать у учащихся  представления об изменениях в экономическом развитии России в...