Разработка урока истории по теме "Древний Китай"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Разработка урока по истории по теме "Древний Китай" 5 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема:Древний Китай.
Цель: Формирование представлений о Древнем Китае, его географическом положении, природных условиях, о занятиях населения, изобретениях, об особенностях письменности, о мыслителе и мудреце Конфуции и о его влиянии его учения, на правила и нормы поведения всех жителей Китая
Планируемые результаты:
Предметные:
-применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущностных отличий государства Древний Китай;
- устанавливать причинно-следственную связь между природными условиями Китая и занятиями его жителей;
- высказывать суждения о роли учения Конфуция в жизни общества;
- использовать карту, как источник информации;
- выполнять упражнения на ленте времени.
Личностные:
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений в истории;
- уважение к историческому прошлому других народов.
Метапредметные:
Регулятивные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность.
Познавательные:
- умение работать с информацией учебника, карты, использовать материалы на электронных носителях;
-анализировать, обобщать факты, группировать, структурировать в виде таблицы.
Коммуникативные:
- умение эффективно сотрудничать в группе;
- строить монологическое контекстное высказывание;
- применение знаний и приобретённых умений в области других школьных предметов (литература, география, английский язык, художественная культура
Тип урока: комбинированный
Технологии, приемы, методы: урок- путешествие,проблемный метод, активные методы обучения
УМК: учебник «Всеобщая история. История Древнего мира», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. 5 класс.
ХОД УРОКА
I этап Организационный момент
Цель: настроить на сотрудничество и пробудить любознательность
1. Приветствие
Учитель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, пожалуйста, в окно, день сегодня пасмурный. Но у меня прекрасное настроение. Я надеюсь, что на урок ко мне вы тоже пришли с хорошим настроением. Давайте улыбнемся друг другу. И с удовольствием будем работать на уроке.
2 этап Актуализация знаний.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: вызвать интерес к изучению новой темы, побудить учащихся к активности, вызвать интерес к изучаемой стране
Учитель:Ребята, на уроках истории мы совершаем увлекательные путешествия в страны Древнего мира. Давайте вспомним, в каких странах мы уже побывали?(Дети отвечают: Древний Египет, Междуречье, Финикия, Ассирия, Персидская держава, Древняя Индия.)
Слайд 2
Учитель: Обратите внимание на слайд и попытайтесь определить, в какую страну мы отправимся сегодня. Почему вы так решили?
В Китае детям до 5 лет позволяют совершенно все – их никогда не ругают, считая святыми созданиями. Именно в этой стране изобрели мороженое. 4 тысячи лет назад кто-то случайно оставил в снегу смесь риса и молока, так и появилось мороженое. В Европу его привез Марко Поло. Еще в древности в этой стране играли в спортивную игру с мячом из кожи, напоминающую футбол. Сейчас в этой стране проживает 1 418 489 740 человек, каждый пятый на планете – житель этой страны. (Численность населения России
146 150 789).Каждый год рубят 20 миллионов деревьев, чтобы изготовить 80 миллиардов пар одноразовых палочек для еды. Китай является самым близким соседом России, и с ним мы поддерживаем экономические и политические связи.
Слайд 3
А полетим мы на самолете. Мы сегодня совершим рейс по маршруту Россия– Китай - Россия. Пристегните ремни. Взлетаем.
Слайд 4
Мы находимся на высоте 5000 м. Посмотрите в иллюминаторы, мы пролетаем над не менее интересной и загадочной страной Индией, о которой мы говорили на прошлых уроках. Экипаж нашего авиалайнера подготовил для вас задания по истории Индии. (приложение 2)
Слайд 5-6
Задание «Найди слово». Найдите и зачеркните в таблице слова, связанные с историей Индии, объясните, как они связаны с этой страной.
(Гималаи, Инд, Ганг, корова, санскрит, рис, раджа, брахман, варна, хлопчатник, Ашока, арии, Будда, джунгли)
Г | И | О | В | А | Р | Н | А | Ж | К |
И | Н | А | У | Г | Р | М | О | Л | О |
М | Д | Д | Ж | У | Н | Г | Л | И | Р |
А | А | С | Д | Б | У | Д | Д | А | О |
Л | Р | С | А | Ш | О | К | А | П | В |
А | И | Б | Р | А | Х | М | А | Н | А |
И | И | Т | О | Г | А | Н | Г | Ю | Я |
Х | Л | О | П | Ч | А | Т | Н | И | К |
Ф | С | А | Н | С | К | Р | И | Т | В |
Р | А | Д | Ж | А | Т | П | Р | И | С |
3 этап Изучение нового материала.
Цель: познакомить с особенностями страны
- Географическое положение, природные условия и занятия жителей Древнего Китая. Группа 1
Слайд 7
Будьте готовы, самолет идет на посадку.
Итак, добро пожаловать в Древний Китай! Китайцы - народ гостеприимный, они приготовили для нас маршрутные листы.
Слайд 8
Маршрутный лист №1
Географическое положение, природные условия и занятия жителей Древнего Китая
Работая с картой атласа на странице 17 и дополнительными материалами, ответьте на вопросы:
1.В какой части Азии находится Китай?
2.На какой равнине селились древние китайцы? (покажите на карте)
3.Какие крупные реки протекают по территории Китая? (покажите на карте)
4. Какую реку и почему называли «рекой тысячи бедствий»?
4.Какие моря омывают территорию древнего Китая? (покажите на карте)
5. Исходя из природных условий, определите, какие занятия древних китайцев были основными?
6.Какая дорога получила название «Великий шёлковый путь»? Предположите, почему она так называлась? (покажите на карте)
Дополнительные материалы
В Восточной Азии, отгородившись от мира высокими горами, раскинулась Великая Китайская равнина, на которой и расселились китайцы. В древности ее покрывали густые леса. По необъятным просторам Китайской равнины протекают две величайшие реки Азии – Янцзы и Хуанхэ. Почвы вдоль берегов этих рек очень мягкие. Наиболее плодородны земли в долине Хуанхэ. Но река эта в сезон дождей часто выходит из берегов и затопляет все +вокруг. При этом река смывала поселения людей и посевы. Не случайно в Древнем Китае Хуанхэ «Рекой тысячи бедствий». Дорога, связывавшая Китай со странами Передней Азии и Европы, получила название «Великий шелковый путь».
Жена великого вождя Хуанди однажды сидела на балконе своего дворца и пила горячий душистый напиток. И вдруг ей в чашку упал с дерева кокон бабочки. Она поморщилась и захотела выбросить его, но зацепила пальцем ниточку: кокон распарился в чашке и от него стали отделяться нити. И тогда жена вождя бамбуковую палочку и намотала на нее тонкие легкие нити.
В 1 тыс. китайцы расселились по всей Великой Китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. Земля там с незапамятных времен желтого цвета, плодородна. Как гласит старинная легенда, сидя на берегу Хуанхэ, богиня Нюйва лепила человечков из желтой глины. Они выскальзывали из ее живородящих рук и заселили эту землю.
Слайд 9
Маршрутный лист №2 Китайский мудрец Конфуций
Как и другие народы, китайцы верили в сверхъестественные силы – богов, духов, драконов, обитающих в реках или горах. Но самым высшим существом для древних китайцев было – Небо. По их представлениям Небо – это предок правителя, поэтому императора в Китае называли – «Сын Неба», а подчиненные ему земли – Поднебесной.
Сейчас мы посетим храм Конфуция в Пекине и познакомимся с Конфуцием. Мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы, в историю мировой культуры вошёл как основоположник особой религии – конфуцианства.
Слайд 10 ВИДЕОРОЛИК
Почему Конфуция считали мудрецом?
Слайд 11
Прочтите высказывания Конфуция и ответьте на вопросы:
1.С какими утверждениями Конфуция вы согласны?
2. Какое, по вашему, мнению самое важное?
3.Сохранили ли высказывания Конфуция свое значение до настоящего времени?
Высказывания Конфуция
1. Высшая добродетель – уважение к старшим.
2. В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, а старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой.
3. Не только в семье, но и во всём государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими.
4. Мудрый правитель не наказывает людей, а терпеливо воспитывает, по - отечески наставляет.
5. Уважай старость, все стареют. Почитай и береги своих родителей.
6. Учись прилежно, знания пригодятся в жизни.
7. Не следуй дурным примерам, будь воспитанным, уважай обычаи других.
8. Не делай людям то, что себе не желаешь.
9. Человек, не имеющий друзей, как дерево без корней."
Работа с линией времени.
− Отметьте на линии времени, года жизни Конфуция? (551–479 гг. до н. э.) − Вычислите, сколько лет прошло со дня смерти Конфуция? (2024 + 479=2503) − Ребята, обратите внимание, более двух тысяч лет прошло после смерти Конфуция. А его до сих пор помнят во всем мире, читают его высказывания.
Слайд 12
Динамическая пауза (физминутка).
Цель: Побудить учащихся к активности
В древнем Китае появилось искусство Цигун(ци — энергия, гунн — умение) - это искусство применения энергии ци, которое позволяет поддерживать духовное и физическое здоровье, продлить жизнь, лечить различные заболевания, а также может применяться в бою.
Сейчас под звуки древнекитайской мелодии мы выполним одно из лучших упражнений Цигун "Подъем неба".
Встаньте прямо, расслабьте мышцы, ноги поставьте вместе. Руки опустите вниз. Поверните кисти рук пальцами навстречу друг другу. Ладони направьте к земле и держите их перед собой. Поднимите руки вперед и вверх. Ладони направьте вверх, к небу. Выполняя движение руками, плавно вдохните через нос. Посмотрите на пальцы рук, подняв голову. Плавно задержите дыхание. Затем через стороны опустите руки вниз, плавно выдыхая ртом. Одновременно опустите голову и посмотрите вперед. Каждый раз, двигая ладони навстречу небу, чувствуйте, как распрямляется спина.
Маршрутный лист №3 Письменность и книги Древнего Китая.
Слайд 13
Ребята, сейчас нас ждет еще одна экскурсия в школу древнего Китая.
Главной целью обучения было освоение письма.
Прочесть п.3 «Мудрость в знании старинных книг» стр.113 учебника.
Слайд 14 Ответить на вопросы
1.Как называлась письменность Китая?
2.Что представляли собой книги?
Слайд 15
Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Они писали иероглифами. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука.
В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов. Только для того чтобы выучить все иероглифы, нужно больше 20 лет. Письменные принадлежности, несмотря на кажущуюся простоту, были очень дорогими. Писали кистями, обмакивая их в чернила изготовленные из золы. Очень высоко ценилось искусство каллиграфии – красивое написание иероглифов. Учащимся приходилось сдавать очень большое количество экзаменов. Но те ученики, которые обучились чтению, письму счету в древнем Китае могли рассчитывать на достойную и хорошо обеспеченную материально жизнь. Потому что они могли занять очень престижную должность чиновника.
Существует легенда, что однажды один из правителей Китая прогуливался по берегу Хуанхэ. Вдруг он увидел Дракона, на спине которого были нарисованы знаки. Правитель их срисовал и обратил внимание, что знаки похожи на следы птичьих лап. Он понял, что все окружающее его едино и может обозначаться этими знаками. Так появились иероглифы.
4. Закрепление изученного материала.
К сожалению, наше путешествие завершается. Нам необходимо собрать багаж: на доске по очереди учащиеся записывают ключевые слова по теме (Восточная Азия, Хуанхэ, Янцзы, шёлк, Поднебесная, иероглифы, Конфуций, мудрец, бамбуковые книги, земледелие, Великий шелковый путь, дракон и т.д.).
Слайд 16
Займите свои места в самолете. Взлетаем. Чтобы вы в полете не скучали,
экипаж подготовил для вас задания по истории Китая. О каких знаменитых открытиях древних китайцев идет речь?
1. И гремит он и сверкает, 2. На ладонь он ляжет весь. | 5. Чтоб читать и рисовать, Есть букварь, и есть тетрадь. Для нашего же блага Придумана… | 3. Был листком зелёным — 4. Из меня посуду тонкую, |
Итак, ребята, мы можем с уверенностью сказать с вами, что Китай – это удивительная страна с многовековой культурой и историей, с которой мы продолжим знакомство на следующем уроке.
Слайд 17
Домашнее задание:
1.заполнить паспорт Конфуция;
2.подготовить сообщение по теме
«Великая Китайская стена» (по желанию).
Слайд 18
Учитель: Наш урок я хочу закончить словами великого китайского мудреца Конфуция: Учитесь! Ибо жизнь всегда напоминает нам, что любых наших знаний мало. Когда человек перестаёт учиться, он может потерять и то, чему научился раньше.
Слайд 19
Иероглиф «Счастье»
В новогоднюю ночь его помещают на поверхности дверей и стен. Изображение иероглифа должно провисеть в доме весь год, чтобы «счастью» было легче обнаружить место, куда явиться.
Маршрутный лист №1
Географическое положение, природные условия и занятия жителей Древнего Китая
Работая с картой атласа настранице 17 и дополнительными материалами, ответьте на вопросы:
1.В какой части Азии находитсяКитай?
2.На какой равнине селились древние китайцы? (покажите на карте)
3.Какие крупные реки протекают по территории Китая? (покажите на карте)
4. Какую реку и почему называли «рекой тысячи бедствий»?
4.Какие моря омывают территорию древнего Китая? (покажите на карте)
5. Исходя из природных условий, определите, какие занятия древних китайцев были основными?
6.Какая дорога получила название «Великий шёлковый путь»? Предположите, почему она так называлась? (покажите на карте)
Дополнительные материалы
В Восточной Азии, отгородившись от мира высокими горами, раскинулась Великая Китайская равнина, на которой и расселились китайцы. В древности ее покрывали густые леса. По необъятным просторам Китайской равнины протекают две величайшие реки Азии – Янцзы и Хуанхэ. Почвы вдоль берегов этих рек очень мягкие. Наиболее плодородны земли в долине Хуанхэ. Но река эта в сезон дождей часто выходит из берегов и затопляет все +вокруг. При этом река смывала поселения людей и посевы. Не случайно в Древнем Китае Хуанхэ «Рекой тысячи бедствий».Дорога, связывавшая Китай со странами Передней Азии и Европы, получила название «Великий шелковый путь».
Маршрутный лист №2 Китайский мудрец Конфуций
Прочтите высказывания Конфуция и ответьте на вопросы:
1.С какими утверждениями Конфуция вы согласны?
2. Какое, по вашему, мнению самое важное?
3.Сохранили ли высказывания Конфуция свое значение до настоящего времени?
Высказывания Конфуция
1. Высшая добродетель – уважение к старшим.
2. В семье младшие братья должны оказывать знаки уважения старшим, а старшим следует относиться к младшим с отеческим вниманием и заботой.
3. Не только в семье, но и во всём государстве должен соблюдаться порядок в отношениях между старшими и младшими.
4. Мудрый правитель не наказывает людей, а терпеливо воспитывает, по - отечески наставляет.
5. Уважай старость, все стареют. Почитай и береги своих родителей.
6. Учись прилежно, знания пригодятся в жизни.
7. Не следуй дурным примерам, будь воспитанным, уважай обычаи других.
8. Не делай людям то, что себе не желаешь.
9. Человек, не имеющий друзей, как дерево без корней."
Маршрутный лист №3 Китайский мудрец Конфуций
Прочесть п.3 «Мудрость в знании старинных книг» стр.113 учебника.
Ответить на вопросы
1.Как называлась письменность Китая?
2.Что представляли собой книги?
3.Каково содержание книг?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»
В кусе изучения «Истории России XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова, Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).
Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"
методическая рабработка...
Разработка урока. Первый властелин единого Китая.
Цель - формирование представления о создании нового государства в Китае, создать представление о Цинь Шихуане, как об основателе новой державы. Тип урока - изучение нового материала....

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "
Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...

Методическая разработка урока истории "Итоговый урок по курсу "История Средних веков" "
Тип урока: повторительно-обобщающийМесто урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необх...


