методическая разработка урока истории 10 класс
план-конспект урока по истории (10 класс)
методическая разработка урока в 10 классе по теме "Политическое развитие в 1920 годах"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока истории 10 класс.
Тема: Политическое развитие в 1920 гг.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: изучение особенностей политического развития страны в 1920 гг
Задачи:
Образовательные – расширить знания учащихся о ситуации в стране и политической борьбе в 1920 гг
Развивающие- способствовать закреплению умений поиска информации в различных источниках, умений анализировать полученную информацию
Воспитательные-способствовать воспитанию чувства сопричастности к сложным периодам в истории нашей страны.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты:
Предметные -обеспечение усвоения учащимися событий истории нашей страны в 1920 годах
Личностные – создание условия для высказывания учащимися своей точки зрения
Метапредметные – создание условий для работы с различными историческими источниками , в том числе, учебнике
Ход урока:
- Организационный этап. Приветствие учителя, эмоциональный настрой учащихся.
- Актуализация знаний. На доске написаны термины: продналог, «золотой червонец», концессия, нэпман, трест, кооперация, СССР – к какому периоду в истории нашей страны относятся данные понятия? Дайте его определение и укажите хронологические рамки
- Основной этап – объяснение нового материала.
НЭП включал в себя не только экономические. Но и политические преобразования. Именно политическое развитие страны и является темой нашего урока.
Проблемный вопрос : Почему И. В. Сталин смог победить конкурентов в борьбе за власть ( стр. 178, учебник История России 10 класс.)
После завершения гражданской войны обострилась борьба за власть, активизировались внутри партийные дискуссии о путях развития страны. Чтобы избежать раскола в партии, в марте 1927 года 10 съезд партии принял резолюцию о «Единстве в партии». Усилилась роль Политбюро, ставшего фактически руководящим органом. Длительное время признанным и авторитетным лидером партии оставался В. И. Ленин. среди его соратников можно назвать Г. Зиновьева, Л. Каменева, И. Сталина, Л. Троцкого и других. ( на слайдах презентации - портреты политических деятелей). В 1922 году на должность генерального секретаря партии был избран И. Сталин, который руководил партийным аппаратом.
Ситуация изменилась в 1922-1923 годах в связи с болезнью В. Ленина, который опасаясь за дальнейшее развитие страны и обстановки в партии пишет несколько писем, получивших название «Завещание», в которых дает свои предложения о будущем руководстве страной.
Давайте познакомимся с предложениями Ленина.
Класс делится на несколько групп для работы с текстами.
Ваша задача: узнать, что предлагал Ленин в своей работе. Почему он выступал против единоличного руководства партией и страной?
ПИСЬМО К СЪЕЗДУ
Группа 1.
(23 декабря 1922 года)
Я советовал бы очень предпринять на этом съезде ряд перемен в нашем политическом строе.
Мне хочется поделиться с вами теми соображениями, которые я считаю наиболее важными.
В первую голову я ставлю увеличение числа членов ЦК до нескольких десятков или даже до сотни. Мне думается, что нашему Центральному Комитету грозили бы большие опасности на случай, если бы течение событий не было бы вполне благоприятно для нас (а на это мы рассчитывать не можем),- если бы мы не предприняли такой реформы.
Затем, я думаю предложить вниманию съезда придать законодательный характер на известных условиях решениям Госплана, идя в этом отношении навстречу тов. Троцкому, до известной степени и на известных условиях.
Что касается до первого пункта, т. е. до увеличения числа членов ЦК, то я думаю, что такая вещь нужна и для поднятия авторитета ЦК, и для серьезной работы по улучшению нашего аппарата, и для предотвращения того, чтобы конфликты небольших частей ЦК могли получить слишком непомерное значение для всех судеб партии.
Мне думается, что 50-100 членов ЦК наша партия вправе требовать от рабочего класса и может получить от него без чрезмерного напряжения его сил.
Такая реформа значительно увеличила бы прочность нашей партии и облегчила бы для нее борьбу среди враждебных государств, которая, по моему мнению, может и должна сильно обостриться в ближайшие годы. Мне думается, что устойчивость нашей партии благодаря такой мере выиграла бы в тысячу раз.
Группа 2
(24 декабря 1922 года)
Под устойчивостью Центрального Комитета, о которой я говорил выше, я разумею меры против раскола, поскольку такие меры вообще могут быть приняты…
Наша партия опирается на два класса и поэтому возможна ее неустойчивость и неизбежно ее падение, если бы между этими двумя классами не могло состояться соглашения. На этот случай принимать те или иные меры, вообще рассуждать об устойчивости нашего ЦК бесполезно. Никакие меры в этом случае не окажутся способными предупредить раскол. Но я надеюсь, что это слишком отдаленное будущее и слишком невероятное событие, чтобы о нем говорить.
Я имею в виду устойчивость, как гарантию от раскола на ближайшее время, и намерен разобрать здесь ряд соображений чисто личного свойства.
Я думаю, что основным в вопросе устойчивости с этой точки зрения являются такие члены ЦК, как Сталин и Троцкий. Отношения между ними, по-моему, составляют большую половину опасности того раскола, который мог бы быть избегнут и избежанию которого, по моему мнению, должно служить, между прочим, увеличение числа членов ЦК до 50, до 100 человек.
Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью. С другой стороны, тов. Троцкий, как доказала уже его борьба против ЦК в связи с вопросом о НКПС1, отличается не только выдающимися способностями. Лично он, пожалуй, самый способный человек в настоящем ЦК, но и чрезмерно хватающий самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела.
Эти два качества двух выдающихся вождей современного ЦК способны ненароком привести к расколу, и если наша партия не примет мер к тому, чтобы этому помешать, то раскол может наступить неожиданно.
Группа 3
Из молодых членов ЦК хочу сказать несколько слов о Бухарине и Пятакове. Это, по-моему, самые выдающиеся силы (из самых молодых сил), и относительно их надо бы иметь в виду следующее: Бухарин не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нем есть нечто схоластическое (он никогда не учился и, думаю, никогда не понимал вполне диалектики).
(25 декабря 1922 года)
Затем Пятаков - человек несомненно выдающейся воли и выдающихся способностей, но слишком увлекающийся администраторством и администраторской стороной дела, чтобы на него можно было положиться в серьезном политическом вопросе.
Конечно, и то и другое замечание делаются мной лишь для настоящего времени в предположении, что эти оба выдающиеся и преданные работники не найдут случая пополнить свои знания и изменить свои односторонности.
Добавление к письму от 24 декабря 1922 г.
(4 января 1923 г.)
Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лоялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д.
Группа 4
(26 декабря 1922 г.)
Увеличение числа членов ЦК до количества 50 или даже 100 человек должно служить, по-моему, двоякой или даже троякой цели, чем больше будет членов ЦК, тем больше будет обучение цекистской работе и тем меньше будет опасности раскола от какой-нибудь неосторожности. Привлечение многих рабочих в ЦК будет помогать рабочим улучшить наш аппарат, который из рук вон плох.
Я представляю себе дело таким образом, что несколько десятков рабочих, входя в состав ЦК, могут лучше, чем кто бы то ни было другой, заняться проверкой, улучшением и пересозданием нашего аппарата. РКИ3, которой принадлежала эта функция вначале, оказалась не в состоянии справиться с нею и может быть употреблена лишь как "придаток" или как помощница, при известных условиях, к этим членам ЦК. Рабочие, входящие в ЦК, должны быть, по моему мнению, преимущественно не из тех рабочих, которые прошли длинную советскую службу (к рабочим в этой части своего письма я отношу всюду и крестьян), потому что в этих рабочих уже создались известные традиции и известные предубеждения, с которыми именно желательно бороться.
В число рабочих членов ЦК должны войти преимущественно рабочие, стоящие ниже того слоя, который выдвинулся у нас за пять лет в число советских служащих, и принадлежащие ближе к числу рядовых рабочих и крестьян, которые, однако, не попадают и разряд прямо или косвенно эксплуататоров. Я думаю, что такие рабочие, присутствуя на всех заседаниях ЦК, на всех заседаниях Политбюро, читая все документы ЦК, могут составить кадр преданных сторонников советского строя, способных, во-первых, придать устойчивость самому ЦК, во-вторых, способных действительно работать над обновлением и улучшением аппарата.
«Завещание» Ленина не было реализовано: после его смерти в 1924 году Сталин вновь избирается генеральным секретарём и начинается новый этап борьбы за власть. Чтобы определить эти этапы и их итоги поработаем с учебником, выполнив задание 1 на стр 182 параграф 16 - составление таблицы.
Учащиеся озвучивают содержание таблицы
Можем ли мы свами после изучения основных событий, ответить на наш вопрос и причинах победы И. Сталина?
Предлагаю вашему вниманию отрывок из статьи доктора исторических наук С.А. Кислицына. Какие причины победы Сталина называет он?
«…От сталинской партбюрократии отслоился ряд немногочисленных групп большевиков – технократов, пытавшихся встать на путь борьбы с режимом и предложить свои варианты развития страны…но сложившийся отрыв элиты от народа не позволил ее представителям обратится к массам, возглавить их недовольство…
Своеобразный инфантилизм революционеров-интеллектуалов явился следствием их социально- психологического перерождения. Оппозиционно- интеллигентская часть оппозиции была сломлена…»
- Этап первичного закрепления материала: о каких событиях в политической жизни страны вы узнали?
- Домашнее задание: стр 183, сформулируйте ответ на главный вопрос параграфа и обоснуйте его 20-3 аргументами.
- Рефлексия:
Теперь я знаю…
Я понял…
Я выполнял задания…
У меня получилось….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;
В плане указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная); оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...
Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»
В кусе изучения «Истории России XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова, Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "История Древней Индии" по ФГОС
Надеюсь, что разработка поможет коллегам при подготовке к уроку в 5 классе....

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции».
Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме: «XIV век в истории Европы. Восстания крестьян в Англии и Франции" соответствует требованиям ФГОС второго поколения....

Методическая разработка урока истории в 6-м классе "История семьи – страница многовековой истории Отечества"
методическая рабработка...

Методическая разработка урока истории в 5 классе "Итоговый урок по курсу "История Древнего мира" "
Тип урока: повторительно-обобщающий.Место урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необ...

Методическая разработка урока истории "Итоговый урок по курсу "История Средних веков" "
Тип урока: повторительно-обобщающийМесто урока в учебном плане: урок проводится в завершении изучения курса истории Средних веков. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необх...