Конспект урока по истории в 5 классе на тему: "Древний Египет"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Чуприна Алена Юрьевна

Данный урок истории для 5 класса посвящён знакомству с одной из древнейших и наиболее развитых цивилизаций мира - Древним Египтом. Урок разработан в соответствии с ФГОС ООО и направлен на формирование у учащихся  предметных знаний, универсальных учебных действий (УУД), способствующих развитию познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 5 классе по теме: "Древний Египет" с применением активных методов обучения (АМО)

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о Древнем Египте как одной из первых цивилизаций, познакомить с географическим положением, хозяйством, общественным строем и культурой Древнего Египта.

Задачи урока:

Образовательные:

• Познакомить учащихся с географическим положением Древнего Египта и его влиянием на жизнь людей.

• Изучить основные занятия древних египтян (земледелие, скотоводство, ремесло).

• Ознакомить с общественным устройством Древнего Египта (фараон, знать, писцы, воины, земледельцы, рабы).

• Рассмотреть основные достижения культуры Древнего Египта (письменность, архитектура, искусство, наука).

Развивающие:

• Развивать умение работать с картой, выделять и систематизировать информацию.

• Развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы.

• Развивать умение работать в группе и представлять результаты своей работы.

• Развивать коммуникативные навыки и умение выражать свои мысли.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к истории и культуре древних цивилизаций.

• Формировать уважительное отношение к культурному наследию.

• Воспитывать чувство коллективизма и ответственности за результаты совместной работы.

Планируемые результаты:

Предметные: Знание географического положения Древнего Египта, основных занятий древних египтян, общественного устройства и культурных достижений.

Метапредметные:

• Регулятивные: умение планировать свою деятельность на уроке, контролировать свои действия, оценивать результаты своей работы.

• Познавательные: умение работать с картой, учебником и другими источниками информации, анализировать информацию, выделять главное, делать выводы.

• Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других, выражать свою точку зрения.

Личностные: Проявление интереса к истории и культуре Древнего Египта, осознание ценности культурного наследия.

Оборудование:

• Учебник по всеобщей истории для 5 класса.

• Карта "Древний Египет".

• Иллюстрации с изображением Древнего Египта (пирамиды, сфинкс, иероглифы, предметы быта).

• Раздаточный материал (карточки с заданиями, отрывки из исторических источников).

• Мультимедийный проектор и экран.

Активные методы обучения (АМО), используемые на уроке:

• "Ассоциации". Для актуализации знаний учащихся и подготовки к изучению новой темы.

• "Кластер". Для систематизации информации об основных занятиях древних египтян.

• "Интервью". Для изучения общественного устройства Древнего Египта.

• "Галерея". Для представления и обсуждения культурных достижений Древнего Египта.

• "Синквейн". Для подведения итогов урока и закрепления ключевых понятий.

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты)

• Приветствие учащихся.

• Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний (5 минут)

АМО "Ассоциации":

• Учитель предлагает учащимся назвать слова и понятия, которые у них ассоциируются со словом "Египет".

• Учитель записывает все ассоциации на доске.

• Учитель подводит итог, акцентируя внимание на те ассоциации, которые связаны с темой урока.

• Актуализация имеющихся знаний, создание мотивации к изучению нового материала, определение целей урока.

III. Изучение нового материала (25 минут)

1. Географическое положение Древнего Египта (5 минут):

• Учитель предлагает учащимся рассмотреть карту "Древний Египет" и ответить на вопросы:

- Где располагался Древний Египет?

- Какие реки протекали по территории Древнего Египта?

- Какие моря омывали берега Древнего Египта?

• Учитель рассказывает о влиянии географического положения на жизнь людей в Древнем Египте (теплый климат, плодородные почвы, река Нил как источник жизни и транспортная артерия).

• Учащиеся делают записи в тетрадях.

• Зачем? Формирование пространственного представления о Древнем Египте.

2. Основные занятия древних египтян (5 минут):

• Учитель предлагает учащимся прочитать текст учебника о земледелии, скотоводстве и ремесле в Древнем Египте.

• АМО "Кластер":

* Учитель предлагает учащимся составить кластер, отражающий основные занятия древних египтян.

* Учащиеся работают в группах, обсуждая и записывая информацию.

* Каждая группа представляет свой кластер.

* Учитель корректирует и дополняет кластер, записанный на доске.

• Зачем? Систематизация информации, развитие умения выделять главное и устанавливать взаимосвязи.

3. Общественное устройство Древнего Египта (10 минут):

• Учитель рассказывает об общественном устройстве Древнего Египта (фараон, знать, писцы, воины, земледельцы, рабы).

• АМО "Интервью":

* Учитель делит класс на группы, каждой из которых предлагается "взять интервью" у представителя определенного слоя населения Древнего Египта (например, у фараона, писца, земледельца).

* Учащиеся готовят вопросы и ответы, отражающие положение и обязанности представителей разных слоев населения.

* Представители каждой группы "дают интервью", отвечая на вопросы других групп.

• Зачем? Вовлечение в активную деятельность, развитие коммуникативных навыков, формирование представления об общественном устройстве Древнего Египта.

4. Культурные достижения Древнего Египта (5 минут):

• Учитель кратко рассказывает об основных достижениях культуры Древнего Египта (письменность, архитектура, искусство, наука).

• АМО "Галерея":

* Учитель развешивает на доске иллюстрации с изображением древнеегипетских пирамид, сфинкса, иероглифов, предметов быта.

* Учащиеся рассматривают иллюстрации и делятся своими впечатлениями и знаниями о них.

* Учитель дополняет информацию, отвечая на вопросы учащихся.

• Зачем? Визуализация информации, активизация познавательного интереса, формирование представления о культурном наследии Древнего Египта.

IV. Закрепление изученного материала (10 минут)

• АМО "Синквейн":

• Учитель предлагает учащимся составить синквейны на тему "Древний Египет".

• Учащиеся работают самостоятельно или в группах.

• Несколько учащихся зачитывают свои синквейны.

• Учитель подводит итог урока, акцентируя внимание на основных понятиях и достижениях Древнего Египта.

• Зачем? Краткое и образное выражение ключевых понятий урока, закрепление знаний, развитие творческого мышления.

V. Домашнее задание (2 минуты)

• Прочитать текст учебника о Древнем Египте.

• Нарисовать рисунок на тему "Древний Египет" (по желанию).

• Составить кроссворд по теме "Древний Египет" (по желанию).

VI. Рефлексия (1 минута)

• Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, ответить на вопросы:

- Что нового я узнал на уроке?

- Что мне больше всего понравилось на уроке?

- Что мне показалось сложным на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории. 5 класс. "Древний Египет"

Познакомить учащихся  с первым государством - Египет. Рассмотреть географическое положение Египта....

Урок + презентация по истории 5 класса на тему "Древний Египет"

Эта разработка ориентированна на знания и умения учащихся 5 классов по предмету - история, главе - Древний Египет. Содержит конспект и презентацию. Этот урок отличается многообразием форм, методов и п...

Урок обобщения в 5 классе по теме "Древний Египет"

Интерактивный урок обобщающего повторения проходит в динамичной форме - игра.  В результате учащиеся могут повторить основные события истории древнейшего государства на земле - Египта. Испо...

урок по истории Древнего мира на тему :"Древний Египет"

Данный урок предназначен для 5 класса  и соответствует требованиям ФГОС ООО...

Открытый урок по истории 5 класс ( по теме: "Древний Восток")

laquo;Древний Восток» - одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть ро...

Открытый урок по истории 5 класс на Тему Древний Египет

Пояснительная записка Применение игровых технологий на уроках истории Современный учитель истории должен уметь выбирать те формы и методы организации образовательного процесса, которые помог...