Взаимодействие учителя истории и педагога-психолога на уроке
методическая разработка по истории
В данном материале представлены задания, позволяющие не только легче запоминать учебный материал, но и развивать такие психические процессы как мышление, внимание, память у обучающихся
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.47 КБ | |
| 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие учителя и психолога в процессе обучения
Современная школа ставит своей главной целью гармоничное развитие ребенка, которое предполагает интеллектуальное, физическое, эмоциональное, личностное развитие и т. д. В этой связи особенно значимой в современных условиях является работа службы сопровождения ребенка. Психологическое сопровождение обучающихся является в настоящее время одним из основных направлений работы каждой современной школы. Но, говоря о работе психолога, мы чаще всего представляем себе его деятельность в начальной школе. Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами своим опытом работы в области сотрудничества учителя-предметника и школьного психолога.
Среди многих педагогов бытует неправильное представление о роли психолога в образовательном процессе. Им представляется, что он сам, как по мановению волшебной палочки, в одночасье должен сделать из двоечника успевающего, превратить задиру и хулигана в тихого и послушного мальчика, повысить учебную мотивацию и т.д. Со своей стороны, каждый школьный психолог знает, что часто для изменения ситуации необходимо работать не только с ребенком, но и с педагогом, помогая найти правильное решение той или иной проблемы. Поэтому так важно для психолога донести до педагогов, в чем именно и как он может быть им полезен.
Особенно благоприятен для взаимодействия этап диагностики, с которого и начинают, как правило, свою деятельность в школе многие психологи. Ведь за короткое время можно многое узнать о ребенке, выявить причины того или иного поведения, найти ответы на волнующие вопросы. Знакомясь с результатами диагностики, педагогу становится ясно, почему ребенок учится хуже, плохо запоминает, отвлекается. И, если раньше учителя могли относить промахи ученика на свой счет, то теперь осознавали истинную причину такого поведения.
Но появляется вопрос: «А что с этим делать?» И вот тут-то и возникают сложности. Учитель ждет, что психолог скажет ему нечто такое, что, например, облегчит его работу с так называемыми «трудными» детьми, а еще лучше - сам решит все проблемы. Но психологу без взаимодействия с учителем не добиться успеха.
Можно обозначить следующие направления сотрудничества школьного психолога с педагогическим коллективом (перед вами на слайде):
• Участие психологов в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы.
• Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов.
• Проведение психологических тренингов и видеотренингов с педагогами, способствующих развитию педагогической рефлексии и выработке эффективных способов взаимодействия с учащимися, таких, как активное слушание, педагогическая поддержка, «я-сообщение» и т.д.
• Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.
• Индивидуальные консультации для учителей и воспитателей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития.
• Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий.
• Совместная с учителем подготовка уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей.
• Видеосъемка уроков и обсуждение с педагогами влияния различных педагогических технологий на психологическое состояние и развитие учеников.
• Проведение сеансов психологической разгрузки.
• Организация «круглых столов», дискуссий, направленных на оптимизацию взаимоотношений в педагогическом коллективе и взаимодействие всех участников педагогического процесса.
• Психотерапевтическая работа с педагогами.
Сегодня мне хотелось бы остановиться на таком направлении сотрудничества как совместная подготовка педагогом и психологом уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей.
Часто освоению материала на должном уровне детям мешает недостаточный уровень развития психических процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения.
Многие педагоги считают что работу по развитию данных процессов необходимо проводить в детском саду и начальной школе. Однако, это не так. Развитие мыслительных процессов необходимо продолжать на протяжении всего обучения в школе. Для этого необходимо тесное сотрудничество учителя и психолога. Ведь только психолог может подобрать те методики, которые будут наиболее эффективны.
И сегодня мы с вами познакомимся с несколькими методиками, которые можно адаптировать для использования, например, на уроках истории.
Для развития логического мышления можно использовать методику «4-ый лишний». Детям дается задание: «Найди лишнее изображение».
Давайте с вами попробуем выполнить это задание
Для усложнения задания вы можете попросить объяснить, почему 3 картинки объединены в одну группу, и к какой группе можно отнести оставшуюся, то есть приметить обобщение.
Еще одна методика, способствующая развитию мышления, называется «Классификация». Она может быть использована при работе как с наглядным материалом, так и с понятиями. Например, даем задание: «Разделите данные понятия на группы — классифицируйте». Объясните, по какому признаку вы разделили эти понятия (события всеобщей истории и истории России).
Для развития памяти психологи используют методику «10 слов».
Разумеется, количество слов может быть различным, в зависимости от сложности материала. Но более 10 понятий предлагать не рекомендуется.
Например, при изучении темы «В городе богини Афины» дети сталкиваются с ранее незнакомыми понятиями. В ходе закрепления темы детям предлагают 5 секунд для того, чтобы запомнить эти слова, а потом записать или назвать их. Выборочно можно попросить объяснить значение того или иного понятия.
На мой взгляд, одной из наиболее сложных тем, является культура.
На уроках по данной тематике предлагаем такие задания. В течение 5- 7 секунд дети рассматривают изображения тех или иных памятников культуры.
Потом названия и изображения перемешиваются, а обучающиеся должны соотнести название и изображение.
Для развития внимания можно использовать задания на поиск определенных категорий, например, дат конкретного исторического периода.
Давайте попробуем с вами найти даты событий, случившихся в правление Екатерины 2
1785 — Жалованная грамота городам и дворянству
1783 — присоединение Крыма к России
1772, 1793, 1795 – Разделы Речи Посполитой
Еще одно задание, способствующее развитию внимания и памяти, мы часто используем на уроках. Называется оно «Найди ошибку». Например,
Ошибки:
- Регентшей Ивана IV была его мать Елена Глинская.
- Правила Елена Глинская с 1533 по 1538 год.
- Смутное время – более поздний период истории, связанный с династическим кризисом (пресечением династии Рюриковичей)
Для актуализации знаний терминологии и тренировке внимания используют методику «Спрятанные термины».
Дается задание: «Найдите термины в следующих фразах»
Туапсе Наташе понравился
Представлена шире форма для мальчиков
В офис календари привезли»
Разумеется, для достижения стабильных положительных результатов такая работа должна проводиться в течение длительного времени. Положительным моментом является то, что дети часто воспринимают такие задания как игровой момент, что повышает их мотивацию, а следовательно усвоение знаний становиться более глубоким.
Таким образом, мы можем говорить о том, что совместная деятельность педагога и психолога не только позволяет проводить работу по коррекции тех или иных особенностей личности учащихся, но и способствует повышению качества проводимых уроков, делая их более интересными и насыщенными.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Направления сотрудничества • Участие психологов в педагогических советах и методических объединениях. • Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов. • Проведение психологических тренингов и видеотренингов с педагогами • Проведение психолого-педагогических консилиумов . • Индивидуальные консультации для учителей. • Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. • Совместная с учителем подготовка уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей. • Видеосъемка уроков и обсуждение с педагогами влияния различных педагогических технологий на психологическое состояние и развитие учеников. • Проведение сеансов психологической разгрузки. • Организация «круглых столов», дискуссий. • Психотерапевтическая работа с педагогами.
Совместная подготовка уроков, ориентированных на развитие учащихся с учетом их познавательного стиля, возможностей и индивидуальных особенностей
Методика «4-й лишний»
Методика «Классификация» Столетняя война Крестовые походы Битва на реке Калке Битва при Пуатье Любечский съезд Невская битва
Методика «10 слов» Агора, портики, Парфенон, Акрополь, Ника, Афина, кариатиды, Керамик, фронтон, Гефест
Храмы Руси Успенский собор во Владимире Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи Собор Софии Премудрости Божией в Новгороде Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске
Храмы Руси Успенский собор во Владимире Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи Собор Софии Премудрости Божией в Новгороде Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске
2 1 7 8 5 1 7 9 3 1 1 7 8 3 7 8 2 6 3 9 9 3 4 1 5
2 1 7 8 5 1 7 9 3 1 1 7 8 3 7 8 2 6 3 9 9 3 4 1 5
2 1 7 8 5 1 7 9 3 1 1 7 8 3 7 8 2 6 3 9 9 3 4 1 5
2 1 7 8 5 1 7 9 3 1 1 7 8 3 7 8 2 6 3 9 9 3 4 1 5
2 1 7 8 5 1 7 9 3 1 1 7 8 3 7 8 2 6 3 9 9 3 4 1 5
2 1 7 8 5 1 7 9 3 1 1 7 8 3 7 8 2 6 3 9 9 3 4 1 5
«Найди ошибки» Россия в период правления Ивана IV Грозного Великий князь московский Василий III умер в I533 году, регентшей при трехлетнем сыне Иване стала его мать Софья Палеолог. Однако правила мать Ивана всего год. После ее смерти наступил период боярского правления, который был назван Смутным временем.
«Спрятанные термины» - Туапсе Наташе понравился - Представлена шире форма для мальчиков - В офис календари привезли
«Спрятанные термины» Туап се Нат аше понравился Представлена шире форма для мальчиков В офис календари привезли
«Спрятанные термины» Туап се Нат аше понравился Представлена ши ре форма для мальчиков В офис календари привезли
«Спрятанные термины» Туап се Нат аше понравился Представлена ши ре форма для мальчиков В о фис кал ендари привезли
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального мира дошкольников как одна из основ взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога
В данной статье представлены игры, которые помогают согласовать работу учителя-логопеда и педагога-психолога, позволяющие скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, сформировать социально-комм...

Повышение эффективности коррекционно – развивающего обучения детей дошкольного и школьного возраста через взаимодействие работы учителя - логопеда и педагога-психолога.
С целью повышения уровня воспитательного и коррекционного процессов, повышения эффективности работы с ребёнком необходимо постоянно изменять условия её организации, использовать...

«Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...

Памятка по проекту взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога
Работа велась в три этапа:1.диагностика2.коррекция3.анализ...

Взаимодействие социального педагога и педагога психолога. Работа с семьями СОП.
Программа комплексной реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении...

Групповое занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в 3 классе, как элемент модели взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие обучающихся с ОВЗ .
Помочь детям легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться....

Взаимодействие учителя-логопеда и педагога психолога.
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога....
