конспект урок изобразительного искусства "Дымковская карусель"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Хохлова Юлия Николаевна

Итоговый урок в5 классе Урок закрепления и обобщения полученных знаний, умений и навыков по разделу Народные промыслы, дымковская игрушка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_2.doc439.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ДЫМКОВСКАЯ КАРУСЕЛЬ»

Народное искусство несет о себе огромную информацию о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны игрушки–свистульки, которые делались для весеннего праздника “Свистунья”, знаменовавшего начало полевых работ. К Х1Х веку магическое содержание свистульки утратилось, и она превратилась в обычную детскую забаву.

В ряде центров производство игрушки получило самостоятельное значение. Дымковская игрушка – игрушка городская, исстари ее делали в слободе Дымково города Вятки (ныне – Киров). Для дымки традиционны такие персонажи как барыня, кормилица, фантастическая птица с большим хвостом и другие. Наглядность, праздничность игрушкам придают как лепные детали, так и цветовое оформление глиняной поверхности. На белом фоне–грунте ярче вспыхивают звучные цвета: красный, желтый, оранжевый, синий.

Ушел в далекое прошлое старинный праздник “Свистунья”. На смену старым мастерам пришли новые, бережно сохраняющие бесценные традиции народного искусства. Не забыта! Живет и восхищает во всех концах земного шара Дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа.

И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает

“Глазам – радость, душе – отрада!”

        

Глазам – радость, душе – отрада!”

«Дымковская карусель”

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

Вид урок: урок-сказка.

Тема урока: “ Дымковская игрушка” (народные промыслы).

Цель:

  • способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства;
  • закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке

Программные задачи:

  • продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
  • систематизировать и обобщить знания обучающихся о данном народном промысле;
  • развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;
  • развивать умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;
  • закрепить навыки кистевой росписи;
  • продолжать учить детей пользоваться печаткой-тычком при росписи объёмной формы ;
  • развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности;
  • воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа. 

Оборудование: (урок проходит в кабинете изобразительного искусства)

Для учителя:

  • оригинальные образцы дымковской игрушки выполнен ные мастерами промысла;
  • модели глиняных дымковских игрушек (работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров);
  • цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки;
  • таблицы с элементами узоров дымковской росписи;

                             

  • образцы рисунков-упражнений - “Дорисуй юбку”;  

         

  • игра «Найди свой узор».

                           

  • мультимедийная презентация «Дымка».

Для учащихся:

  • рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек
  • таблицы с элементами узоров дымковской росписи;
  • раздаточный материал: карты-вставки “Дорисуй юбку” с дополнительными карточками;

                                 

  • Поворотные круги для росписи объёмных форм;
  • глиняные игрушки на каждого ребёнка;

                                     

  • печатки-тычки различного диаметра;
  • краски темперные;
  • палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.

Музыкальный ряд:

  • вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;
  • Песня «Дымковская карусель»;
  • Песня «Чем знаменито Дымково? (слова В. Фафанова)»

Литературный ряд:

  • Стихи о дымковской игрушке;
  • Сказка о Дымке;
  • Кроссворд «Народные промыслы» (дополнительно для детей, которые раньше закончат выполнение работы).

                            

ПЛАН УРОКА

  1. Исполнение песни «Дымковская карусель». Вводная часть (игровая). Беседа о традиционных орнаментах Дымковской игрушки (мультимедийная презентация).
  2. Упражнение на закрепление изученного материала (Дорисуй юбку).
  3. Игра «Найди свой узор».
  4. Физминутка.
  5. Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек).
  6. Практическое выполнение задания. 
  7. Выставка работ, исполнение песни «Чем знаменито Дымково?».

1. Вводная часть урока (игровая).

В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек и  созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки. Под музыку в кабинет входит Дымковская барыня и исполняет песню «Дымковская карусель»

  • Учитель. – Ребята! Посмотрите кто к нам пришёл? (Дымковская барыня)
  • Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка.

  • Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково)
  • С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.
  • Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?

Я хочу вам сегодня рассказать интересную сказку, которую мне рассказала мастерица из Дымково. Рассаживайтесь поудобней и слушайте.

Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….

Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров  и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.

Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.

  • Учитель. – Понравилась вам ребята сказка? А дымковская игрушка?

Давайте внимательно рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).

Закрепление изученного материала (мультимедийная презентация)

  • Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

  • Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
  • Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;
  • Какие цвета брали для росписи игрушек?
  • Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

  • Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.
  • в ряд;
  • в шахматном порядке;
  • в клетке между линиями.
  • Обратите внимание на точки:
  • между кольцами;
  • на кольцах;
  • по краю колец.
  • Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).

     Дети садятся за столы.

2. Упражнение на закрепление изученного материала (выполнение упражнения на закрепление навыка кистевого приёма росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы «Дорисуй юбку»).

  • Учитель. – Посмотрите, на доску. Вы видите, какие красивые игрушки тут нарисованы. Мне их передали мастерицы дымковской игрушки. Но они мне передали не только завершённые работы, но и недорисованные, и просили меня, чтобы я их передала вам. Ну что, ребята поможем мастерицам в их работе? (дети выполняют упражнение «Дорисуй юбку»).

3. Игра «Найди свой узор».

  • Учитель. – А сейчас давайте с вами поиграем. У вас на столах лежат листочки с дымковскими игрушками, но они почему-то без узоров. Вам нужно будет подобрать необходимые для ваших фигурок узоры. Чья команда первой закончит и правильно подберёт узор, та и победит в нашей игре (дети выполняют задания игры).  

4. Физминутка.

5.  Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек).

  • Учитель. – Ребята!  А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят дымковские игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для  этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

  • Учитель. –
  • Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?
  • Какие?
  • Какие элементы росписи будете использовать?

  • Учитель. – Хорошо. Приступайте к работе (роспись глиняных фигурок по мотивам дымковских игрушек, во время самостоятельной работы детей звучит музыка).

6. Практическое выполнение задания  (во время работы детей помогаю им, подсказываю, как лучше выполнить задание, после выполнения, собираю работы у себя на столе, при этом читаю стишки о каждой игрушке).

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.

Красна девица в венце

У неё румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша!

Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!

А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах!

Он качает головой

Посмотрите я какой!

Яша-дружок

Дует в рожок,

Сидит на спинке

 У красивой свинке!

Индя-индя-индючок!

Ты похож на сундучок,

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!

7. Выставка работ, исполнение песни «Чем знаменито Дымково?».

Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!

А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.

А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен, кто не дорисовал свои работы, мы с вами их доделаем на следующем уроке. На этом наш урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида

Конспект урока изобразительного искусства в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида Учебно-методический комплекс:Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида ...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Тема урока "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Роспись собственной модели игрушки."

Данный урок - заключительный в серии уроков на тему "Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках".  Он предполагает самостоятельную работу детей над росписью собственной модели иг...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

Конспект урока изобразительного урока 6 класс "Стилизация в декоративном творчестве"

Конспект урока изобразительного искусства в 6 классе (по реалицации ФГОС) "Стилизация в декоративном творчестве"...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...


 

Комментарии

Хохлова Юлия Николаевна

очень интересный урок, дети были в восторге