Рабочая программа по ИЗО для 5 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Рабочая программа по ИЗО для 5 класса ..Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского.

Цель программы по изобразительному искусству для 5 класса предоставляет каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни, помогает в формировании любви и уважения к своей Родине. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_izo_2011.doc221.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 им. Ю.А. Гагарина

СОГЛАСОВАНО:        УТВЕРЖДАЮ:

Председатель МС МОБУ СОШ № 3        Директор МОБУ СОШ №3

им. Ю.А. Гагарина                им. Ю.А. Гагарина

«___»__________2011 год

(протокол №___)                ________ В.И. Коренякин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учитель    Шайхиева Н.И.

Предмет   Изобразительное искусство

Класс       5

Учебный год   2011-2012

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

 учителей гуманитарно-

эстетическог цикла

«____»_________ 2011г.

(протокол №___)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена в соответствии с программой по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского, допущенной Департаментом образовательных стандартов общего образования РФ Министерства образования РФ по изобразительному искусству для 5-9 классов общеобразовательных учреждений, с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №108), и рассчитана на общеобразовательную школу - 1 час в неделю.

Цель программы по изобразительному искусству для 5 класса предоставляет каждому школьнику освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни, помогает в формировании любви и уважения к своей Родине.

Курс изобразительного искусства опирается на следующие виды деятельности:

Познавательная деятельность;

  1. использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования);
  1. умение разделять процессы на этапы;
  1. творческое решение учебных и практических задач;

Информационно-коммуникативная деятельность;

  1. адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания;
  1. выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем;
  1. использование различных источников информации;

Рефлексивная деятельность:

  1. владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.

Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.

Произведения прикладного искусства играют большую роль в развитии художественной культуры, в подготовке к восприятию различных жанров искусства. Народное искусство специфично синтезирует в себе выразительные средства скульптуры, архитектуры, графики и живописи, поэтому так велико его значение в системе эстетического и художественного воспитания.

На решение главной задачи, пробуждения фантазии ученика и увлечения его народным  творчеством направлена данная программа. В течении учебного года учащиеся изучают народные промыслы России, узнают о существовании связи композиции костюма с народной архитектурой и орнаментом. Знакомятся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ. Большое внимание уделяется истории искусства, укреплению межпредметных связей (литература, история, мировая и художественная культура, музыка).

  1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

Нормативные документы

1

Закон РФ «Об образовании».

2

Изобразительное искусство. Программы общеобразовательных учреждений 5-9 классы. Автор- Б.М.Неменский. Москва. Дрофа. 2001-2006

3

Федеральный компонент государственного стандарта общего  образования. Стандарт основного общего образования  по изобразительному искусству.

4

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (2004 г.).

  1. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Изучение изобразительного искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:

·        воспитание культуры восприятия произведений изобразительного декоративно- прикладного искусства, архитектуры;

·        развитие художественно- творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

·        освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

·        овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме ( с натуры, по представлению, по памяти, по воображению);

·        формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

  1. ЗАДАЧИ КУРСА

Цель художественного образования определяет характер конкретных задач:

  1. сформировать представление об  основных географических центрах народных промыслов России:
  2. овладеть элементарными приемами росписи предметов народного быта;
  3. развитие ощущения гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
  4. владеть основными сведениями о видах современного декоративно – прикладного искусства и их роли в жизни человека;
  5. формирование у учащихся навыков работы в области декоративно – прикладного искусства;
  6. освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому пониманию смысла и замысла художественных произведений;
  7. развитие у учащихся изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения;
  8. освоение языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и воплощения, собственных художественно-образных замыслов в ходе творческих заданий.

  1. КОМПЕТЕНЦИИ

        Учащиеся 5 класса должны знать:

  1. особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
  2. основные центры народных промыслов, историю их развития и возникновения (Гжель, Жостово, Хохлома, Дымково);
  3. уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (Древний Египет, Япония, средневековая Европа);
  4. иметь представление об основных тенденциях развития современного повседневного и выставочного искусства;
  5. различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
  6. роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.

Учащиеся должны уметь:

  1. отражать в рисунках и проектах единство формы и декора ( на доступном уровне);
  1. создавать собственные проекты – импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов);
  2. создавать проекты предметов среды, объединенных единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи).

Учащиеся должны понимать:

  1.  о значение народных корней;
  2. о связи времен в народном искусстве;
  3. место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена.

VI. СТРУКТУРА КУРСА

№ п/п

Тема

Примерное

кол-во часов

1

Древние корни народного искусства.

8

2

Связь времен в народном искусстве.

8

3

Декоративное искусство в современном мире.

10

4

Декор, человек, общество, время.

8

Итого

34

VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Дата

Тема

Примечание

1-ая четверть. Древние корни народного  искусства.

1

2,7/09

  Искусство  Древней Руси – фундамент русской культуры.

Подобрать информацию по теме.

2-3

9,14/09

16,21/09

Древние образы в народном искусстве.

Вышивка.

4-5

23,28/09

30,5/10

Конструкция и декор предметов народного быта и труда.

Прялка, полотенце.

6-7

7,12/10

14,19/10

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома.

Создание композиции на плоскости.

8

21,26/10

Современное повседневное и выставочное искусство.

Проект комнаты.

9

28/10

Обобщение темы четверти.

2-ая четверть. «Связь времен в народном искусстве».

1-3

9,11/11

16,18/11

23,25/11

Древние образы, единство Формы и декора в народных игрушках.

Эскиз игрушки.

4-7

30,2/12

7,9/12

14,16/12

21,23/12

Народные промыслы их современное развитие. Гжель, Жостово, Городец.

Подбор иллюстраций по темам.

8

28,30/12

Древние образы в произведениях современного декоративно – прикладного искусства.

Эскиз матрешки.

3-ая четверть. Декоративное искусство в современном мире.

1-2

13,18/01

20,25/01

Народная праздничная одежда.

Эскиз костюма.

3

27,1/02

Кукла – берегиня в народном праздничном костюме.

4

3,8/02

Эскиз орнамента по мотивам вышивки народного костюма.

Рушник.

5-6

10,15/02

17,22/02

Праздничные народные гулянья «Наш веселый хоровод»

Урок – игра.

7

24,29/02

Народные промыслы родного края.

Семикаракорская керамика.

8-9

2,14/03

9,16/03

«Красота земли родной»

4-ая четверть. «Декор, человек, общество, время».

1

30,4/04

Украшения в жизни древних обществ.

Мифы, эпосы.

2-3

6,11/04

13,18/04

Декоративное искусство Древней Греции.

Костюм, керамика.

4

20,25/04

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.

Костюм эпохи Средневековья.

5

27,2/05

Улицы средневекового города.

Архитектура Средневековья.

6

4,9/05

О чем рассказывают гербы.

Составление герба.

7

11,16/05

Что такое эмблемы, зачем они нужны людям.

Эскиз.

8-9

18,23/05

25,30/05

Роль декоративно – прикладного искусства в жизни человека и общества.

Обобщение материала года.

VIII. КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Вид контроля

Примерная дата

1

Многообразие народных промыслов.

1

тест

21,23/12

2

Декоративно – прикладное искусство в жизни человека и общества.

1

тест

2,14/03

3

Передача пространства в интерьере..

1

Контрольный рисунок.

6,11/04

IX. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Б.М.Неменский

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»

2001-2006

Дрофа

2

О.В.Свиридова

Поурочные разработки по изобразительному искусству. 5 класс

2006

Волгоград. Издательство «Учитель»

3

Г.В.Беда.

Основы изобразительной грамоты.

1969

Москва.

4

А.Д.Алехин

Изобразительное искусство. Художник, педагог. Школа.

1984

М.; «Просвещение»

Интернет ресурсы. Диски.

X. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

№ п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

1

Блаватский В. Д.

История античной росписи керамики.

1953

М.; Издательство московского университета.

2

Бингем Дж.

Загадки рыцарского замка.

2005

М.: РОСМЕН.

3

Сурьянова Н.

Синие цветы Гжели.

1987

Москва. «Малыш».

4

Л.П.Стебловская

Учитесь рисовать

1980

Киев: Радяньска школа.

5

Макдональд Ф.

Одежда и украшения.

2002

 АСТ Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...