Конспект урока "Театральные маски"
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме

Конспект урока "Театральные маски" разработан для учащихся 3 класса по программе Б.М.Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ АО «СКШИ им.С.И.Здоровцева»

Конспект  урока  

        Тема: «Театральные маски».

                                                                  Учитель: Бойко Е.В.

                                                                                   

 

Астрахань.

Класс: 3 класс по программе Б.М. Неменского.

Тема четверти: «Художник и зрелище».

Тема урока: «Театральные маски».

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: мини-лекция с объяснением и элементами игры.

Цель:  (дидактическая, воспитательная, развивающая)

1. Познакомить учащихся с историей маскарадной, театральной маски. Учить творчески участвовать в работе над созданием маски. Познакомить детей с техникой изготовления выцыинанок. Учить выполнять маски в технике выцыинанок. Совершенствовать навык работы с бумагой и ножницами (складывание, вырезывание).

2. Развивать фантазию, творческое воображение, любознательность.

3. Воспитывать любовь к театру, уважение к людям, которые дарят нам чувство радости и праздника в театре.

Оборудование и учебные наглядные пособия:

  1. для учителя:

зрительный ряд: изображения античных и карнавальных масок. Рисунки лиц (в виде схем) с островыраженным характером. Образцы современных масок.

литературный ряд: отрывки из литературных произведений, где дано описание персонажей с гротесковым характером внешности.

  1. для учащихся: бумага, ножницы, карандаш простой.

План урока.

  1. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока. -----------------------  2мин.

  1. Мини - лекция с объяснением и элементами беседы. --------------- 12мин.

  1. Самостоятельная работа. --------------------------------------------------20мин.

  1. Игра «Художник – Зритель». ---------------------------------------------4мин.

  1. Подведение итогов. ---------------------------------------------------------  2мин.

 Список литературы.

Ход урока.

1.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

    - Давайте вспомним, чему посвящена тема третей четверти? (Она посвящена изучению работы художника в создании зрелищных искусств).

    - Сегодня мы продолжим работу по изучению этой темы и поговорим о театральных масках, о том как они появились, из чего изготовлялись. Научимся сами делать маски.

2. Мини-лекция с объяснением и элементами беседы.

   - Театральное искусство – прежде всего как искусство лицедейства, осуществлённого при помощи фантазии и веры в то, что играешь.

   -  Достаточно вообразить себя кошкой, одеть маску, мяукнуть – и … начался театр.

Через карнавальную игру масок легко и реально осознать смысл понятий: «театр», «актёр», «зритель».

  - Как вы думаете, что можно назвать маской? (изображение животных одеваемое на лицо…).

  - Маска (позднелатинское mascus, masca)– это специальная накладка с каким-либо изображением (человеческого лица, звериной мордой или головой мифологического существа и др.), надеваемая на лицо человека.

   - Как вы думаете, из чего можно изготовить маски? (из бумаги, картона…)

  - Когда возникла маска, почему она должна быть яркой и выразительной? На эти вопросы нам поможет ответить история…

   - Обычай надевать маски уходит своими корнями в глубокую древность. Ещё первобытные люди использовали маски животных, чтобы представлять их. Танцуя в масках перед началом охоты, они надеялись умилостивить добрых духов и отпугнуть злых.

     Во время раскопок были найдены многочисленные маски между слоями высушенной каши: добрых богов следовало кормить, следовательно, при каждой еде нужно было оставлять им немного пищи. В свою очередь маска-бог обещала своё покровительство и помощь кормившим её людям.

     Маска могла использоваться для устрашения не только злых духов, но и противника. Но чаще маска рассматривалась как средство защиты от злых духов.

     Широко известен и обряд надевания масок на умерших, чтобы защитить их во время путешествия в потустороннем мире. Слепок из гипса или другого материала, снятый с лица умершего человека. Самая известная из таких масок  - золотая маска Тутанхамона. В 1922г  археолог Говард  Картери  лорд  Корнарвон, нашли гробницу фараона. В нескольких саркофагах, последний из которых был из чистого золота, весом более 110 кг., находилась мумия Тутанхамона. Мумия была буквально с головы до ног осыпана драгоценностями – от простых золотых бляшек до прекрасных изделий ювелирного искусства. Исследователи мумии установили её портретное сходство с золотой маской фараона. Известны посмертные маски А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л. Бетховена и других знаменитых людей. Маски снимались и с лица живого человека (например, прижизненные маски Петра1, И.В.Гёте).

     Маски изготавливались из разных материалов: глины, ткани, тонкого или толстого дерева, золота и других металлов. Некоторые из них представляют собой настоящие произведения искусства.

    У папуасов Новой Гвинеи сохранились великолепные маски из перьев, которые они надевали во время ритуальных церемоний. А в наши дни маски с успехом используются во время много-численных фестивалей и карнавалов.

     Самой популярной и самой загадочной вещью во времена античности, когда в лицедействе участвовало всего 2-3 актёра являются, безусловно, маски. Мужские и женские, трагические и комические, безобразные и прекрасные, маски как бы оживают под взглядом зрителя.  Так в театрах Древней Греции и Рима с огромными зрительными залами маски стали необходимы для актёра. Изготовлялись они из дерева, гипса, имели преимущественно карикатурные черты, часто передавали портретное сходство, но были тяжелы и неудобны. В спектаклях переодевания были частым явлением, поэтому появились сдвоенные, строенные маски, позволяющие моментально менять один сценический облик на другой из доброго в злого, из старого в молодого, из весёлого в грустного. Актёры играли только в масках с лицами больше головы (маски делались большими, чтобы их было хорошо видно многочисленным зрителям). Маски делались и из холста; с помощью гипса им придавалась различная форма, при этом оставлялись прорези для глаз и рта. Затем маски раскрашивали и сверху крепили парик. Для усиления голоса маски-шлемы снабжались изнутри металлическими резонаторами.

В Греции театральные маски использовались для выражения эмоций. Римские маски – возрождение портрета. Африканские – шаманские маски.

     Маска скрывала истинную суть происходящего. Она была знаком перехода от бессмертного к смертному, от небесного к земному, от мифического к обыденному. Под масками спрятано глубокое отличие мира древнего, ритуального от обычного, человеческого, освобождённого от высоких помыслов. Эти миры ещё не стали полярными, но их равновесие нарушилось: маска означала переход от одного состояния к другому.

      -А сейчас мы используем маски? (Да.) Где и когда? (на Новый год).

     - Правильно. Когда вы готовитесь к какому-либо празднику – Новому году, Рождеству, школьному балу, то обязательно или покупаете или сами мастерите маскарадную маску. От предвкушения того, что она скроет лицо и ты сможешь вдоволь повеселиться, пошутить среди гудящей толпы на празднике, вас охватывают самые радужные настроения…

    - Обычай появляться в масках и особых костюмах – исторических, сказочных, этнографических – появился давным-давно. Здесь вновь необходимо упомянуть наших предков, ещё в античные времена наряжавшихся в диковинные костюмы, скрывавших лица масками, когда они отправлялись на ярмарочные представления, масленичные гуляния, земледельческие праздники… Это-то и были первые маскарады, а их наши предки обожали.

С 13-14веков в некоторых европейских странах народ пристрастился к гуляниям под открытым небом. Эти гуляния называются карнавалами. Когда в средневековые времена проходили городские праздники, то представители ремесленных цехов тоже появлялись на них в маскарадных костюмах и масках. И, наконец, маскарадные маски и костюмы с улиц и площадей просочились на придворные празднества. Это уже были театральные зрелища – интерлюдии, морески, маски и т.д.

   - Что такое маски?

   - Это увеселительное придворное представление в Англии в 16-17веках, проходившее во время торжественного пиршества, например свадебного. В дорогих маскарадных костюмах, под музыку, на сцене, украшенной богатыми декорациями, актёры-любители и профессионалы шествовали и танцевали; в перерывах между танцами и шествием выступали певцы и поэты. Причём поэты читали объяснительный текст, чтобы гостям и хозяевам было понятно разворачивавшееся действие.

   - К середине 18 века маски подготовили рождение английской оперы.

   - Мореска (в переводе с испанского означает «мавританская») – это в итальянском театре 16-17веков музыкально-танцевальная сцена. Возникла мореска из старинного мавританского танца, который был популярен в средневековой Испании, а затем завоевал в 15веке многие европейские страны.

   - Интерлюдия первоначально была коротким сценическим действием в промежутках праздника. Театр 15века без интерлюдий уже не обходился. Как же! Публика с нетерпением ждала, когда иносказательные персонажи – добродетели и пороки – разыграют сценку. Конечно же, актёры-исполнители будут в диковинных масках, а это так интересно!

   - Но вернёмся к маскарадам. Были они и в России тоже. Царь Пётр1, побывав в заморских странах, решил, что лучшего увеселения для русской публики сыскать сложно. Поэтому и вводил маскарады в российскую жизнь в приказном порядке.

   - Некоторые маскарады были триумфальными празднествами, посвящёнными тому или иному политическому событию. В 1721 году, после завершения победой России войны России и Швеции, учинили величайший праздник – маскарад. А когда в 1763 году Великая княгиня Екатерина Алексеевна восходила на российский престол, знаменитейший русский актёр Фёдор Волков поставил в Москве череду маскарадов – театрализованные шествия. Они шли во время коронации новой самодержицы Екатерины ll.

   - Со второй половины 18века маскарад превратился в бал. Приглашённые на бал-маскарад обязательно должны были являться в маске и диковинном костюме.

      Эта традиция сохраняется и поныне. Вот почему вы спешите сделать маскарадную маску перед Новым годом.

   - Теперь в большинстве европейских стран актёры не надевают масок на сцене, но сценический облик актёра в образе конкретного героя, как и в древние времена, определяет художник. Таким образом, цель работы художника в театре – помочь актёру.

    - А чем сейчас заменили маски? (гримом).

   - Как называется художник накладывающий на актёров грим?(гримёр).

    - Я уже говорила, что маски готовили из разного материала. Но мы сегодня будем делать маски из бумаги в технике выцыинанок. Мы уже работали в этой технике, только я её вам не называла. В этой технике можно изготовить ограду, снежинки и т.д.

   - Прежде чем приступить к изготовлению масок, давайте, выполним несколько упражнений, предварительно вспомнив правила работы с ножницами (передавать ножницы кольцами вперёд…).

На согнутом пополам листке бумаги вырезаем элементы лица (работа вместе с учителем).

   - Чтобы сделать маску. Сложите лист бумаги пополам и на одной стороне нанесите изображение половины лица задуманного персонажа. Чтобы облегчить работу, места, предназначенные для вырезания заштрихуйте. Вырежьте, разверните. Маска готова.

   - Прежде чем выполнить маску, необходимо представить себе тот образ, который вы хотите изобразить, его характер. Давайте представим себе Царевну-Лебедь…

3. Практическая работа.

Задание: конструирование выразительных острохарактерных масок из бумаги (индивидуальная работа)

4. Игра «Художник-Зритель».

Выставка.

   - Весь урок мы с вами были художниками, а теперь давайте побудем зрителями и посмотрим, какие маски у нас получились. Удалось ли авторам передать характер задуманных персонажей.

Похвала и оценивание работ.

5. Подведение итогов.

- Какова была тема сегодняшнего урока?

- Из чего изготавливали маски?  

- В какой  технике мы работали?

- Какова роль художника в изготовлении масок?

- Чем в современном театре заменены маски?

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

-Урок окончен. Всем спасибо.

Используемая литература.

1. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Том 10. Составитель Шяляева Г. П.- М.; Филологическое общество «СЛОВО», 1995-446с.с132-133.

2. Золоева Л., Порьяз А.

      Мировая культура: Древняя Греция. Древний Рим.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.-447с.:ил.- (Мировая культура).с.114-118.

3. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений программы с краткими методическими рекомендациями изобразительное искусство и художественный труд 1-8 классы. Москва «Просвещение» 2007.

4. Энциклопедия для детей. Т.7.Искусство. Ч.1.Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времён до эпохи Возрождения. Издание 2-е, исправленное. –М.: аванта+,2002.-688с.: ил.с.155.

5. Юный художник.№8 1985.

6. Юный художник. №9 1985.

7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Театр. Автор: И.А.Андриянова - Голицына; - М.; ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Издательство Астрель», 2000 – 448с.: ил.с126-128.

* Демонстрируя маски – обратить внимание учеников на их характеры: добрые и злые, весёлые и грустные, объяснить при этом, какими средствами достигается выразительность. Дети должны почувствовать, что форма лица, расположение глаз, поднятые или опущенные уголки губ, а также цветовое решение помогает в создании образа маски.

А у князя жёнка есть,                                                      Правду молвить, молодица

Что не можно глаз отвесть:                                            Уж и впрямь была царица:

Днём свет Божий затмевает,                                           Высока, стройна, бела,

Ночью землю освещает;                                                  И умом и всем взяла;

Месяц под косой блестит,                                               Но зато горда, ломлива,

А во лбу звезда горит;                                                     Своенравна и ревнива…

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;                                                   Но царевна молодая,

А как речь-то говорит,                                                    Тихомолком расцветая,

Словно реченька журчит.                                                Между тем росла, росла,

                    (А.С.Пушкин).                                              Поднялась – и расцвела,

                                                                                            Белолица, черноброва,

                                                                                            Нраву кроткого      

                                                                                            такого…

                                          Маска. Фрагмент мозаики. Вилла Адриана.

         

Африканская маска.                                       Саркофаг фараона Тутанхамона из гробницы в  

                                                                         Фивал. Фрагмент. XIV в до н.э. Египетский  

                                                                         музей, Каир.

   

     

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта урока по дополнительному образованию "Карнавальные маски".

История создания Венецианских масок. Выполнение работы в технике папье - маше. Украшение маски декором. Выставка детских работ: декоративные маски....

Конспект урока труда в 3 классе "Маска собаки"

Конспект урока труда в 3 классе "Маска собаки"...

«Маска, маска. Я тебя знаю…» (Венецианский карнавал: история, традиции, маски)

Данная презентация полезна как учителям, так и обучающимся, на уроках изобразительного искусства при создании коллажей, разработке мини-проектов,. Также данный материал можно использовать в кружках ху...

Мастер - класс "Маска, маска, я тебя знаю"

Цель – вовлечь участников семинара в активное диалоговое пространство.Задачи мастер – класса:1....

Конспект интегрированного занятия в художественной школе-студии "Маски"

Маски появились очень давно. Люди, не зная истинного Бога, придумывали богов. Они делали маски и думали, что духи поселяются и живут в них. Поэтому этим маскам поклонялись и молились....

Конспект занятия "Изготовление театральной маски"

Методическая разработка открытого занятия "Театральные маски". К конспекту прилагается презентация....

Конспект учебного занятия "Лепим маску вместе с мамой"

В конспекте подробно описаны все этапы изготовления маски в технике папье-маше, а также ход занятия, который поддерживается педагогом с помощью проблемных вопросов и заданий, в том числе на смену комм...