Методическая разработка конспекта урока по дополнительному образованию "Карнавальные маски".
методическая разработка (изобразительное искусство, 7 класс) на тему

Остова Тамара Анатольевна

История создания Венецианских масок. Выполнение работы в технике папье - маше. Украшение маски декором. Выставка детских работ: декоративные маски.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Государственная общеобразовательная школа №591

Невского района г. Санкт- Петербурга

Методическая разработка

занятия кружка по художественному труду

на тему «Карнавальная маска».

Разработчик:

Остова Тамара Анатольевна

учитель дополнительного образования

ГОУ СОШ №591

2012-2013 учебный год

Занятие кружка по художественному труду

На тему: «Карнавальная маска».

Цель: расширить знания учащихся о создании карнавальных масок

          (на примере Венецианского карнавала)

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей создания венецианских масок;
  2. Закрепление знаний при передачи пропорций лица человека;
  3. Закрепление знаний при работе в технике папье-маше;
  4. Развитие фантазии, художественного вкуса;
  5. Выявление индивидуальных способностей детей.

Ход  занятия

  1. Организационный  момент-2 мин.
  2. Актуализация опорных знаний – 3 мин
  3. Формирование новых знаний-15 мин.
  4. Практическая работа- 25 мин.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к занятию.

  1. На прошлом занятии мы с вами сделали подготовительный слепок из пластилина для будущей карнавальной маски, и сегодня мы поговорим как создавали и декорировали карнавальные маски в Венеции.

  1. Формирование новых знаний.

Венеция – один из самых романтичных и живописных уголков Италии, «северная жемчужина», стоящая на островах, соединенных сетью каналов, вдохновлявшая многие поколения поэтов, художников и музыкантов. Легкие гондолы, скользящие по водной глади,- такой же неотъемлемый символ этого города как и знаменитый венецианский карнавал.

                   

Венецианский карнавал насчитывает почти тысячелетнюю историю. Еще в 1094 году дож Витале Фалиеро отметил его в анналах города. Само слово «карнавал» происходит от «carnasciale» - отказ от мяса, религиозный пост перед Пасхой. Но со временем строгие ограничения потеряли силу, и это событие превратилось в веселый и пестрый праздник.

        В 1296 году Сенат Венецианской Республики провозгласил праздничным днем последний день перед Великим Постом. Таким образом, карнавал получил официальный статус светского праздника.

В последующие годы празднования достигли огромного размаха. Они начинались еще с первого воскресенья октября, продолжались до дня Св. Епифании и достигали своего расцвета в последние дни перед Постом. Весь этот длительный период многие венецианцы повсеместно носили небольшие маски  bautta, скрыв под ней свое настоящее лицо.

Карнавал праздновали не только богатые венецианские вельможи, устраивая костюмированные балы в роскошных дворцах. Простой люд также веселился на улицах и площадях. Повсеместно выступали акробаты, жонглеры, дрессированные хищники, привезенные из далеких стран. В передвижных лавках можно было купить всевозможные сладости или просто подкрепиться.

Неотъемлемая часть карнавального шоу – традиционные венецианские маски: сегодня, как и в стародавние времена, самые популярные маски карнавала -Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто.

                                                   

Баута- одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид. Пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой.

Интересно, что нижняя часть маски была устроена таким образом, что человек  мог есть и пить, не обнажая лица.

Венецианская маска «кот – маской Кота венецианский карнавал обязан старой забавной легенде. В ней рассказывается, как некий бедный китаец приехал в Венецию со своим старым котом. Кошек в городе не водилось, зато мышей было в преизбытке. Голодное животное набросилось на добычу и за несколько дней освободило островную республику от грызунов. Дож настолько обрадовался, что одарил китайца несметными сокровищами и отправил домой с большим почетом. Чудо-животное осталось во дворце, на случай будущих нашествий.

Венецианская Дама

Очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу времен Тициана – нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валерии, Саломея, Фантазия и другие.        

Венецианская маска «Вольто»

Также известна под названием Гражданин, поскольку ее носили  в  дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная маска, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке  имелась ручка).

                                                                                 

Венецианская маска «Доктор Чума»


В старину  одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уносила огромное количество жизней. Маску обычно не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества – считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку, чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост. Берется гипсовая форма, смазанная вазелином, и заполняется изнутри слоем папье-маше, приготовленного по особому рецепту. Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору. Маски нередко покрывают слоем специальной краски, чтобы они выглядели как старинные. Украшение поверхности – это зачастую медленный и кропотливый процесс с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, перьев бисера… здесь все зависит от фантазии художника.

 4.        Теперь переходим к практической работе: создать маску в технике папье-маше. Для этого необходимо взять слепок из пластилина и оклеить его бумагой, соблюдая следующую последовательность:

Шаг первый: порвите газеты на полоски, но ни в коем случае не режьте их. Опустите их в миску с водой и размачивайте.

Шаг второй: приготовьте клей для папье-маше. Используйте клей ПВА, смешанный с небольшим количеством воды. Смешивайте в таком соотношении: одна порция воды к двум клея (до жидкой консистенции).

Шаг третий: смажьте пластилиновую поверхность вазелином,  двумя слоями покройте маску газетной бумагой, смоченной водой,  не используя клея.

Шаг четвертый: после того, как вы нанесли два слоя  бумаги, третий и последующие пять слоев наносятся с использованием клея. Причем на лицо, щеки наклеивайте крупные куски, а нос и рот – мелкие.

Шаг пятый: высушите заготовку, снимите маску с пластилиновой основы, зашкурьте наждачной бумагой и покройте водоэмульсионной краской.

Шаг шестой: после высыхания сделать прорези для глаз и украсить маску декором.

Детские работы  карнавальных масок

(творческая выставка учащихся ГБОУ СОШ № 591)

       

       

          

        

Список используемой литературы

  1. Венецианский карнавал ru.wikipedia.org>wiki
  2. Венецианская маска: история, разновидности moiKompas.ru
  3. История возникновения масок theatre.dagest info>1istoriya
  4. Техника папье-маше  nadoma.com
  5. Папье-маше. Ярмарка мастеров livemaster.ru>topic/15737-pape-mashe  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта урока по информатике и ИКТ по теме: «Алгоритмизация и программирование»

 Школьная информатика в России начиналась с алгоритмизации и программирования, как с основной темы курса. Изучение раздела «Алгоритмизация и программирование», бесспорно, начинается ...

Методическая разработка. Конспект урока по теме: Раздел: Баскетбол. Тема урока: Бросок в кольцо с 2-х шагов.

Тема урока.  Баскетбол. Бросок в кольцо с 2-х шагов.Тип урока: урок изучения нового материала, урок  обучающе – развивающий.Оборудование урока: спортивный зал ПК «Энергия», детские баскетбол...

Методическая разработка: конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока «Вязание крючком»

Вязание крючком для начинающих. Инструменты и материалы. Охрана труда при работе с крючком....

Методическая разработка. Конспект урока по "Основам безопасности жизнедеятельности"_тема урока "Первая помощь пострадавшим и ее значение"_8 класс

Тема урока: Первая помощь пострадавшим и ее значение.Цель урока.Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использованы при этом. Сформировать у них убежд...

Методическая разработка. Конспект урока по курсу истории «Средние века» ( 6 класс) Тема урока: «Культура Византии»

Цели урока: знакомство с культурой ВизантииЗадачи– сформирование у учащихся представление о Византии, как наследнице античной культуры, развитии образования, научных знаниях, архитектуре.Результ...

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам: «Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Приняла ли русская интеллигенция революцию?».

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам:«Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Пр...

Методическая разработка. Конспект урока и презентация для 6 класса. Тема урока "Цветок ,его значение и строение .Соцветия "

Конспект урока и презентация  используются на уроках биологии в 6 классе. Данная разработка урока позволяет активизировать учебную деятельность учащихся, повысить эмоциональность восприятия. Испо...