разработка урока по изо 5 класс "Витражи"
методическая разработка (изобразительное искусство, 5 класс) по теме

Научить рисовать возможно только при условии свободы творчества и воображения. Проведенный урок  по гуманитарному направлению является тому подтверждением.

Урок по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Данная программа является целостным интегрированным курсом, позволяющим обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения.

Урок проведен в 5 классе по теме «Декоративное искусство Средневековья. Витражи», который является заключительным в разделе «Декор – человек, общество, время» учебника Горяевой Н.А., Островской О.В. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 класса общеобразоват.учреждений/под ред. Б.М.Неменского – 7-е изд. – М.:Просвещение, 2008.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_uroka.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока по теме

 «Прикладное искусство Средневековья. Витражи»

Перед началом урока парты группируются по четырем группам. Одна группа – учащиеся высокого уровня обученности.

Здравствуйте! Перед началом урока я хотела бы сказать «Никогда не скрывайте свои чувства… Сердце – это окно в мир счастья»

(подхожу к окну)

Я распахну окно весенней ночью –

И теплый ветер, запахи цветов

Ворвутся в комнату, где одиноко очень,

И мне подскажут строки для стихов.

Смотри в окно, и ты увидишь небо,

На небе звезды, полная луна,

Увидишь ты, как я скучаю где-то,

Стою, молчу, мечтаю у окна.

Стоя у окна, два разных человека  увидели красоту мира. Что для вас значит окно? Для чего оно нужно человеку? (ответы учащихся) А давно ли в жилище человека появилось окно? Может кто-нибудь знает, когда окна стали изготавливать из стекла? (ответы учащихся) Вы увидели в окне только практическое применение. А может ли окно быть произведением искусства? (ответы учащихся)

Посмотрите, пожалуйста, музыкальный клип, может быть он подскажет вам ответ на этот вопрос (идет клип «Мир, который нужен мне» - 3 мин).

Так может ли окно быть произведением искусства? А знаете ли вы, как называется картина, выполненная из цветного стекла? (если называется слово «витраж», озвучивается тема урока, записываем на доске)

(начинается презентация)

1 слайд - По латыни слово «витрум» обозначало «стекло», отсюда и произошло название «витраж» - это произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение.

Витражи появились очень давно. Их пытались делать еще во времена Древнего Египта. Но истинное рождение витражей произошло в Средние века, в Западной Европе. Давайте сейчас с вами отправимся в путешествие во времени и окажемся в средневековом городе.

2 слайд - Город в Средние века был небольшим, население составляло от 4 до 8 тысяч человек, не считая таких крупных городов, как Рим и Париж.    3 слайд - Улочки были узкими и грязными. Нечистоты сливали из окон прямо на тротуар. Единственным открытым местом была городская площадь, где проходили  Ярмарки, устраивались балаганы, празднества, здесь же проходили и казни.

4 слайд - Главным сооружением городской площади был Собор.  Во времена Средневековья церковь имела огромное влияние на общественную, политическую, и даже личную жизнь человека. Поэтому церковные сооружения – соборы старались украсить особым образом.

5 слайд – в нашем путешествии мы попадем внутрь Собора, чтобы узнать, что же здесь видели средневековые горожане.

Звучит органная музыка

6 слайд -            Есть чудеса на белом свете:

                             Глядели мы, глядели дети,

                              Как через узкие оконца,

                             Минуя каменный портал,

                              Сюда снаружи проникал

                            Огонь садящегося солнца.

7 слайд -

Вечерний свет уже погас, оставив стены,
И ленты витражей стемнели постепенно.

Был давний век суров,

Но труд для вечных истин

Витражных мастеров

Был вправду бескорыстен:

Ведь вы увидите под сводами немного,

Видны творенья те лишь адресату - Богу.

8 слайд - Горожане любовались самыми разнообразными орнаментами, композициями на религиозные сюжеты.

9 слайд – Домский Собор – патриарх Средневекового зодчества в Прибалтике. Украшенный замечательными витражами, этот собор, где звучит органная музыка и сейчас является красивейшим концертным залом Латвии.

10 слайд -  

Давно забыт тот мастер, что когда-то

Собрал витраж из пёстрого стекла.

А мы все тщимся подобрать слова,

Чтоб воссоздать творение собрата.

11 слайд –

И, наконец, мы, дрогнувшей рукой,

Осколки сложим в пёструю картину.

И, засияв по-новому, стекло

Стихом иным в столетиях застынет…

Давно прошла эпоха Средневековья, менялись города, менялись страны, менялись художественные стили. На долгие годы витражи оставались напоминанием о «темных» веках и сохранялись только в продолжавших служить Соборах.

Но в конце 19 века интерес к витражам вспыхнул с новой силой. На рубеже веков, появление нового стиля «модерн», заставило художников-декораторов, архитекторов, дизайнеров по-новому взглянуть на произведения старинных мастеров.

12 слайд – возникает современное витражное искусство. Оно было далеко от библейских сюжетов и изображало, по большей части природу, пейзажи, цветы, животных, все то, что приятно глазу и радует сердце.

(Перед вами лежат карточки с изображениями разновидностей витражного искусства. Подумайте и соедините между собой те картинки, которые имеют общие признаки, т.е. похожи друг на друга. А теперь подумайте, соответствует ли ваше представление о витражах общепринятой классификации. Согласны ли вы с….)

13 слайд – в начале 20 века американский художник Луис-Комфорт Тиффани смог довести витражное искусство до совершенства. Он использовал технику витража в декорировании предметов быта: настольных ламп, светильников, ваз. Сам стиль в Америке получил название «Тиффани»

14 слайд – Фьюзинг – одна из разновидностей витражей, буквально переводится как «спекание». Кусочки разноцветного стекла предварительно вырезаются, складываются в картинку и запекаются в печи при высокой температуре. Получаются индивидуальные, не похожие друг на друга произведения искусства: часы, украшения, шкатулки и мн.др.

15 слайд – расписной витраж предполагает работу с контуром, которым наносится рисунок (он выполняет роль металлической рамки, которую раньше использовали при сборке витражей) и витражными красками, которыми заливается пространство между контуром.

(Скажите, правильно ли вы распределили изображения в группы. Давайте определим: какой вид витража представлен в каждой группе)

А как вы сами поняли названия разновидностей витражного искусства (работа с понятийным колесом) С чем у вас ассоциируется это понятие?

Физ.минутка

Знаете ли вы, что 2011 год объявлен в России Годом Космонавтики, а через несколько дней -  30 марта пройдет День Защиты Земли?  Сейчас вы попробуете сотворить маленькое чудо для нашей Земли, которая является частичкой огромного Космоса. Эта группа будет работать индивидуально. Остальные будут работать в группах. У вас на столах стоят краски, кисточки, вода, подготовленное стекло. Художник, чтобы сделать витраж сначала наносит рисунок на бумагу, а уже затем переносит его на стекло. Каждый будет выполнять свой кусочек коллективной работы. Дайте название своей работе и творчески представьте то, что изображено на вашем витраже. придумайте историю или подберите стихотворение, которое подойдет к вашей работе. Приступайте. Если кому-то что-то непонятно, обращайтесь за помощью.

(класс разбит на группы: одна – продвинутый уровень: им предлагается индивидуальная работа с витражными красками – роспись тарелок, часов. Три других выполняют проекты – роспись  кусочков стекла 15х15 см и сбор их в единую картину) работа 10 мин.  Представление своей работы

После творческой работы, изменилось ли ваше представление об окне? Что теперь оно для вас значит?

Рефлексия:

На уроке я узнал….

На уроке я научился….

Я чувствовал себя на уроке….

(кто хочет озвучить вслух?)

Закончить урок мне хотелось бы словами «Мы часто видим вещи не такими, какие они есть, а такими, какие мы есть…» Я желаю вам видеть в мире только прекрасное. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...