Разработка урока по теме "Натюрморт"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Рамазанова Альфия Рафиковна

В разработке представлен урок "Натюрморт в цвете", который входит в раздел "Натюрморт", изучаемый в 6 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon natyurmort_-moy_otkrytyy_urok.doc35.5 КБ
Office presentation icon zadanie.ppt178 КБ
Office presentation icon cvetovedenie.ppt2.51 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока      Натюрморт в цвете.

Цели и задачи урока:

Продолжать знакомить учащихся с жанром “натюрморт”, основами композиции и правилами постановки натюрморта;

Показать, как необходимо подбирать цвета для натюрморта.

Показать значение и место натюрморта в искусстве, роль и значение вещей в жизни человека;

Сформировать умения в создании натюрморта в цвете в ходе практической работы.

Зрительный ряд:

Картины художников, презентации

Иллюстрации композиционного построения натюрморта.

Раздаточный материал (заготовленные рисунки для аппликации, клей, бумага, требования для правильного составления натюрморта).

                                                      Ход урока:

Организацинный момент

Сегодняшний урок у нас продолжает знакомить вас с  общей  темой  “Натюрморт”. Мы  продолжим знакомиться с вами с натюрмортом, как с первым жанром изобразительного искусства, узнаем основные правила постановки натюрморта и проследим как натюрморт отражается в творчестве некоторых художников.

На прошлом уроке вы узнали, что в изобразительное искусство подразделяется не только на виды, но еще и имеет свои жанры. А давайте вспомним с вами что такое “Жанр”.

Жанр – исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства

А какие виды искусства вы знаете? (литература, танец, балет, театр, музыка, изобразительное искусство и др.) Итак, виды искусства мы вспомнили, а какие жанры изо вы знаете? (Анималистический, бытовой, батальный, сказочно – былинный, исторический, натюрморт, портрет, пейзаж).

Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. И эти предметы называются предметами быта. У каждой вещи своя история и судьба, так же как и у людей. Одни вещи – аристократы. Это дорогие, любимые , красивые вещи и занимают они почетное место в вашем доме. А другие – труженики ,  это каждодневные наши помощники. Есть и особые вещи в доме, которые дороги по каким то причинам. И у каждого из вас есть такие вещи.

Много красивых и нужных вещей можно увидеть на картинах художников разных стран и эпох. Именно изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников и все они по – своему рассказывали о нем и передавали всё в своём цвете . И тема нашего сегодняшнего урока так и называется “ Натюрморт в цвете”.

Авторы картин изображают самые скромные обычные вещи и силой своего искусства раскрывают всю красоту и поэтичность. Картина о мире вещей называется “натюрморт” .

“Натюрморт” (от фр. слова Natur – натура и Mert -мертвая) – это жанр изо, в котором героями являются неживые вещи (мертвая природа)

или

– это композиция из двух и более неодушевленных предметов

 – А как вы понимаете “неодушевленные предметы”? (ответы учащихся)

Составление натюрморта – акт творческий, в нем проявляются вкусы и склонности художника, его композиционная культура. Не зря И. С. Болотина обращается к следующим словам: “ Натюрморт больше, чем какой – либо другой жанр, ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него. В этом смысле натюрморт – ключ к любой картине, так как он учит постигать собственно живопись; любоваться изображением, его красотой, силой, глубиной…”

Натюрморт не может быть составлен из случайно выбранных предметов.

К изображению натюрморта применяются определенные требования. И мы с вами сегодня лишь поверхностно познакомимся с ними.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К НАТЮРМОРТУ:

КОМПОЗИЦИЯ НАТЮРМОРТА ДОЛЖНА СОСТАВЛЯТЬ ИЗ ПРЕДМЕТОВ, ТЕМАТИЧЕСКИ СВЯЗАННЫХ МЕЖДУ СОБОЙ (н – р, если рядом с овощами поставить книгу или гипсовую статуэтку, то постановка будет выглядеть нелепой);

В СОСТАВ НАТЮРМОРТА ДОЛЖНЫ ВХОДИТЬ ПРЕДМЕТЫ, РАЗНООБРАЗНЫЕ ПО ФОРМЕ, ВЕЛИЧИНЕ, ФАКТУРЕ И ЦВЕТУ(н – р, два или несколько предметов одинакового размера и формы не могут произвести впечатления единого целого. Но и нужно избегать слишком большой разницы в размерах: спичечный коробок рядом с большим сосудом);

ПРЕДМЕТЫ ДОЛЖНЫ ГАРМОНИЧНО СОЧЕТАТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ, СОСТАВЛЯЯ ЕДИННОЕ ЦЕЛОЕ, НО НЕ ЗАГОРАЖИВАЯ ДРУГ ДРУГА (разумный контраст большого и малого, белого и темного, широкого и узкого, блестящего и матового, предметы сферической и плоскостной формы усиливают выразительность, устраняет однообразие, оживляет обстановку) ;

В КОМПОЗИЦИИ ДОЛЖЕН БЫТЬ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР. ЕГО ЛУЧШЕ РАСПРЕДЕЛЯТЬ НА ВТОРОМ ПЛАНЕ И ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫДЕЛИТЬ РАСПОЛОЖЕНИЕМ, ЦВЕТОМ, КОНТРАСТОМ (во всей группе должен быть основной предмет, который по по своему смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным, центральным.)

Натюрморты широко распространены в живописи, графике и скульптуре.

Сегодня мы с вами будем работать в группах..

Но прежде чем приступить к практической работе нам необходимо немножко отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА.

ЗАДАНИЕ:

На сегодняшнем уроке работать будем с аппликацией. Мы попробуем составить натюрморт, применяя требования к нему;

А затем каждая пара попробует доказать правильность составленного натюрморта

Из предлагаемых вырезанных предметов составить натюрморт по темам:

“ Кухонные принадлежности”

“ Натюрморт делового человека”

“ Фрукты”

“ Мир художника”

(Предлагаются заготовки для натюрморта).

 Работа длится 5 – 7 минут.

 Работы демонстрируются и каждая группа показывает  составленный натюрморт, прикрепив его к доске.

Вывод по уроку:

1. Что нового вы узнали о натюрморте? (натюрморт нужно составлять по правилам, чтобы его составить необходимо в него погрузиться.).

2. Какие чувства воспитывает в вас произведения искусства – натюрморт? (Красота натюрморта воспитывает эстетический вкус, ….)

3. Что мы можем сказать о натюрморте, глядя на него? (Мы видим, что в нем показан прекрасный мир вещей, он говорит не только о жизни вещей, но и о быте их хозяев).

А теперь закрепим понятие о цветах . Вы знаете, что через неделю наступит Новый год, в каждом доме зажгутся огни красивой ёлки. У нас с Вами тоже есть своя ёлочка, и символические новогодние шары двух цветов . Я предлагаю оценить наше творчество жёлтый цвет- тёплый, если наш урок вам понравился, а синий, если урок- не понравился.

Домашнее задание:

Создайте свой натюрморт.

Оценки за урок следующие:

Спасибо за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задание Создайте свой натюрморт из предложенных заготовок Для этого нужно: Выбрать фон, согласно восприятию цвета Убрать лишний элемент, не подходящий общей теме Прокрасить заготовки, соотнося их с фоном рисунка Дать название соей работе

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цвет Основы цветоведения

Слайд 4

Основные цвета

Слайд 5

Составные цвета

Слайд 6

Смешиваемые цвета

Слайд 7

Теплые цвета

Слайд 8

Холодные цвета

Слайд 9

Хроматические цвета Ахроматические цвета

Слайд 11

Розовый Алый Багряный Изумрудный Персиковый Фисташковый Цвет морской волны Фиолетовый Сиреневый Салатный Лиловый Сливовый Хаки Вишневый Баклажан Бирюзовый Бордовый Бежевый

Слайд 12

Восприятие цвета — это наши ощущения, впечатления от цвета, и здесь бывают самые разные превращения. Например, посмотри: белый квадрат на черном фоне выглядит крупнее, чем точно такой же черный квадрат на белом фоне.

Слайд 13

Желтый квадрат на белом фоне производит впечатление мягкого и спокойного тепла. А когда мы его же поместим на черный фон, он будет казаться нам очень светлым, ярким, резким.

Слайд 14

Синий квадрат на желтом фоне будет выглядеть темным и глубоким, а на фиолетовом фоне тот же квадрат как бы выцветет и пожелтеет, потому что желтый цвет является дополнительным к фиолетовому.

Слайд 15

В народном искусстве символика цвета часто складывалась под воздействием красок окружающей природы. Например, в желтых песках пустынь самым ярким, звучным и красивым виделся голубой цвет, а в зелени лесов, так же как и на белом, холодном снегу, особенно нарядным, звучным казался красный цвет.

Слайд 16

Цвет оказывает влияние на наше самочувствие. Синий , голубой , зеленый цвета успокаивают, скорее всего, потому, что напоминают о цвете неба, моря, растений. Оранжевый , красный цвета как бы пробуждают энергию, желание действовать. В течение всей истории в сознании людей закреплялись определенные представления о связи различных цветов с разными жизненными явлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...