Работа с одаренными детьми
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ на 2012-2013 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_detmi.docx35.14 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными детьми

 Цели

 

1. Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта.

2. Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.

3. Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.

 

Задачи

 

1.Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся.

2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.

3.Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.

 

Принципы

 

1.Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.

2.Акцент на решающую роль теории.

3.Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

4.Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

5.Поддержание интереса, любознательности.

6.Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов эрудитов, викторин и т.д.

 

Методы

 

Проблемные, исследовательские, поисковые, практические методы.

 

Основные направления работы

 

I. Разработка учебных и дополнительных образовательных программ, контрольного, тестового материала для одаренных учащихся.

II.  Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.

III.Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.

IV.  Развитие творческих способностей учащихся.

V. .Поощрение – стимулирование дальнейших творческой деятельности.

VI. Организация методической работы с учителями по данной проблеме.

 

Основные мероприятия по реализации программы

 

I.                  Диагностика:

 

1.Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативности емкости.

2.Создание банка тестов для диагностирования учащихся с 1 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.

3.Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.

4.Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования.

5.Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.

6.Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

 

      II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:

 

1.Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.

2.Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.

3.Знакомство учащихся с новинками литературы.

4.Привлечение, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.

5.Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6.Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.

7.Организация помощи ученикам в подборе литературы.

8.Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.

9.Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.

 

       III. Развитие творческих способностей:

 

1.Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.

2.проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.

3.Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых работ;

- выступление в лекторских группах;

- назначение ответственными за проведение предметных недель;

- приобщение (в различных формах) к работе учителя;

- повышение степени сложности заданий;

- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

4.Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов, работа НОУ.

 

IV. Стимулирование – поощрение дальнейшей творческой деятельности:

 

1.Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам – медалистам, победителям и призерам районных, краевых олимпиад. К празднованию Дня школы – выставка творческих достижений учащихся.

2.Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).

3.Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.

4.Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.

5.Награждение отличников учебы по итогам года стипендиями.

 

Ожидаемые результаты:

 

- Удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого творческого, интеллектуального уровня.

- Формирование банка технологий и программ для выявления работы с одаренными детьми.

- Количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, поступление в вузы, качество знаний).

ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

2012-2013

учебный год

                                                Пояснительная записка

В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходит с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания.

Большинство одарённых детей, с соответствии с современным имущественным расселением семей, воспитывается в малообеспеченных семьях, не способных оплачивать индивидуализированное образование повышенного уровня. Вместе с тем, интеллектуальный потенциал общества страны во многом определяется адекватностью выявления одарённых детей и работы с ними. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. В педагогической практике накоплен большой потенциал идей по организации работы с одарёнными детьми. Б. М. Теплов определил деятельностный подход выявления одарённости (по результатам, успехам в какой-либо деятельности), при этом одарённость поделил на общую (к широкому спектру деятельности) и специальную (к определённому виду деятельности). И.Я. Лернер разделял одарённость на интеллектуальную и творческую. А.М. Матюшкин положил в основу развития одарённости творческий потенциал, заложенный в каждом ребёнке и развивающийся в процессе его взросления. Признаками одарённости считал доминирующую роль познавательной мотивации, исследовательскую творческую активность, возможность достижений нестандартных решений, возможность прогнозирования. Н.С. Лейтенес в основу формирования и роста способностей положил социальную среду, в которой исключительные задатки могут как развиваться, так и деградировать.

В последние года возникла актуальная необходимость выработки единого подхода к работе с одарёнными детьми, определения общих положений, с которыми, в целом, согласны представители самых разных течений в исследовании и развитии проблемы работы с одарёнными детьми. Такая попытка была предпринята в 1998 году авторским коллективом по созданию «Рабочей концепции одарённости» по заказу Министерства общего и профессионального образования РФ в рамках федеральной целевой программы «Одарённые дети». Концепция дает единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одарённости.

Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Талант и одарённость могут проявляться в самых разнообразных интеллектуальных и личностных особенностях. Становление одарённости возможно через целенаправленную работу по её выращиванию, совершенствованию, наращиванию культурного содержания на благоприятной почве задатков.

В сфере образования традиционно большое внимание уделяется академической одарённости. При этом, наряду с общей интеллектуальной академической одарённостью выделяют специальные виды одарённости (музыкальную, художественную, хореографическую, вокальную, социальную, лидерство и т.п.). Одарённость определяется как способность к выдающимся достижениям (актуальная одарённость) и как возможность достижения (потенциальная одарённость) в любой социально-значимой сфере человеческой деятельности. Во внимание необходимо принимать и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Проблема построения эффективной системы обучения, развития и психолого-педагогического сопровождения одарённых детей актуальна для любого общества. Именно эта, сравнительно небольшая часть детей, обладает психофизиологическими возможностями наиболее быстрого и успешного продвижения в интеллектуальном и творческом развитии. Эти дети способны в будущем обеспечить прогрессивное развитие общества в области науки, искусства, техники, в социальной сфере.

Поддержка, развитие и социализация одарённых детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одарённых, талантливых детей составляет задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.

Цель: создание условий для оптимального развития одаренных и способных детей.

Задачи:

Изучение приемов целенаправленного наблюдения и диагностики учащихся.

Создание условий для совершенствования способностей учащихся через включение в самостоятельную деятельность.

Совершенствование форм работы с одаренными детьми.

КОМПОНЕНТ

ПРЕДМЕТНЫЙ

МЕТОДИЧЕСКИЙ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Совершенствовать формы, методы работы с одаренными детьми на уроке.

Составление плана подготовки учащихся к олимпиадам.

Участие детей в конкурсах.

Включение родителей в работу с одаренными детьми.

План подготовки одного ученика к конференциям.

Утверждаю

Директор школы:_________/А.В.Хоменко/

План работы с одаренными детьми

2012 – 2013 уч. год

Организационная деятельность

Наименование

мероприятия

Сроки проведения

Исполнители

Своевременные выявления одаренных детей

В течение года

Учитель - предметник

2.

Формирование базы данных одаренных детей школы

Ежегодно

Учитель - предметник

3.

Предоставление данных базы для школьной базы данных одаренных детей

По запросу

Учитель - предметник

Учебная деятельность

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Исполнители

1

Интеллектуальные игры

Ежегодно

Учитель - предметник

2

Организация предметной недели « В Мире искусства», предметная неделя технологии.

Май

Учитель- предметник

3

Использование в образовательном процессе экспериментальных технологий

Ежегодно

Учитель -предметник

4

Организация профильного обучения старшей школы

В течение года

Учитель- предметник

5

Поддержка сайта о школе (совместная деятельность педагогов и учащихся в области информационных технологий)

В течение года

Учитель- предметник

6

Разработка положения о школьной олимпиаде школьников

Октябрь

Учитель -предметник

7

Проведение школьных олимпиад по:

- ИЗО, технология, искусство

Ноябрь  (ежегодно)

Учитель- предметник

8

Участие в районных олимпиадах по:

- технология, искусство

Ежегодно

Учитель- предметник

9

Проведение школьных олимпиад для учащихся начальных классов

Март

Учитель -предметник

Проведение мероприятий для развития одаренных детей

Наименование мероприятия

Сроки проведения

Исполнители

Проведение школьных мероприятий

1

Организация и проведение, предметных недель, олимпиад

В течение года

Учитель -предметник

2

Организация исследовательской деятельности способных учащихся через работу школьного научного общества

В течение года

Учитель- предметник

3

Организация и проведение конкурсов поделок, рисунков, плакатов на экологическую и  на противопожарную тематику.

Ежегодно

Учитель- предметник

4

Организация выставки рисунков учащихся

Ежегодно

Учитель -предметник

5

Организация и проведение конкурсов:

-«Моя мама лучшая на свете»;

- «Учитель! Перед именем твоим…»

Октябрь

Учитель -предметник

6

Участие в школьном конкурсе детского рисунка «Люблю тебя, мой край родной!»

Декабрь-январь

Учитель- предметник

Проведение районных  мероприятий:

1

Участие в районных конкурсах рисунков  

В течение года

Учитель- предметник

2

Участие в районной исследовательской работе

Ежегодно  

Учитель -предметник

3

Участие в дистанционных предметных олимпиадах

В течение года

Учитель- предметник

4

Участие в районной научной конференции учащихся

Ежегодно

Учитель- предметник

5

Участие в конкурсе мультимедийных проектов

Ежегодно

Учитель- предметник

6

Участие в районном конкурсе новогодних плакатов

Декабрь

Учитель- предметник

Участие в областных межрегиональных, Всероссийских мероприятиях:

1

Участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, проектах:

В течение года

Учитель- предметник

2

Участие в областных, региональных, всероссийских, международных конкурсах:

В течение года

Учитель- предметник

СПИСОК ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ПО ПРЕДМЕТАМ

2012/2013 уч.год

ПРЕДМЕТ

Ф.И. учащегося

КЛАСС

1

2

3

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ

ИСКУССТВО

Горбатова Валерия

2

Лукина Алина

2

Желтова Мария

3

Лесив Наталья

3

Парфенова Анна

4

Згурская Виктория

5

Кокая Давид

5

Сидорова Наталья

5

Никерова Анастасия

5

Фатьянова Екатерина

6

Жирнова Яна

7

Шувалова Елизавета

7

Чиннова Елена

8

Чернышева Татьяна

9

Агишева Татьяна

10

Васильева Юлия

10

Кокая Александра

10

ТЕХНОЛОГИЯ

Романова Наталья

6

Шувалова Елизавета

7

Лабутина Вера

7

Чиннова Елена

8

Тюкина Наталья

11

Кирьянова Юлия

11

Царукян  Кнара

11

ИСКУССТВО

Юдахина Дарья

9

Горбачева Мария

9

Хайруллина Динара

9

ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»

Система работы с одарёнными детьми  посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей

АннотацияВ статье описывается  система работы  образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной  деятельности включающую в себя  тьюто...