Разработки по ИЗО 6 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Стенькина Наталья Анатольевна

В этом разделе Вы найдете мои разработки по ИЗО для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Изо 6 класс21.13 КБ
Файл 6_klass.docx592.04 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс

Урок  № 2  на тему: «РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

 Цели:

·         познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, с материалами для его выполнения;

·          развивать навыки овладения техникой рисования;

·         воспитывать мотивацию к учебной деятельности;

·         учить выполнять рисунок карандашом или фломастером.

 Оборудование: презентация «Рисунок- основа изобразительного искусства», образцы  рисунков « Мое настроение», документ-камера для демонстрации педагогического рисунка.

 План урока.

Беседа о рисунке, его видах, материалах для его выполнения.

Постановка художественной задачи.

Образец педагогического рисунка.

Практическое выполнение.

Подведение итогов.

 

 Ход       урока.

I.                   Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II.                Сообщение темы урока. Общие сведения о рисунке.

Рисунок - важнейшие средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей: графикам, живописцам, скульпто­рам, архитекторам, оформителям. Оно необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете постигать технику выполнения рисунка.

(Объяснения учителя сопровождаются показом слайдов презентации)

 III.  Изучение нового материала.

Сообщение теоретических сведений о рисунке.

Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе, художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисунках-набросках, затем он накапливает нужные наблюдения в рисунках-этюдах и, наконец, отыскивает будущую композицию произведения в рисунке-эскизе. Один из величайших художников прошлого — Микеланджело, который одновременно был и живописцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок ...есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки».

Для художника рисунок - это лучшая школа, которая учит его владеть, то есть пристально вглядываться в окружающий мир, со­поставлять, анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, развитие художнического умения видеть и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.

По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается для себя удержать мгновенное впечатление или мысль. Это и тщательно отделанные, вполне законченные тоновые изображения. Впрочем, и понятие законченности здесь очень своеобразно: самый быстрый, беглый рисунок может быть по-своему художественно выразительным, совершенным, а значит и законченным.

Основная часть получаемой зрительной информации основывается на восприятии очертаний, контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания предметов окружающего мира. Именно этот первоэлемент изображения - линия - выступает в рисунке особенно ярко.

Обычно большие по размеру и трудоемкие произведения живописи и скульптуры требуют для своего создания и большого вре­мени. За это время очень часто настроение и замыслы художника претерпевают самые разнообразные и иногда очень значительные изменения. Первая, самая яркая мысль иногда уходит или слабеет. Рисунок в этом отношении имеет преимущество - он сохраняет в своем облике как бы застывший процесс поиска, становления художественного образа. Рисунки чаще всего выполняются художником для себя и потому наиболее эмоционально раскрывают его внутренний мир, его переживания, чувства, мечты и воспоминания.

Рисунок - самая простая, удобная и оперативная техника изобразительного искусства.

 Ознакомление с материалами и техникой работы с рисунками.

(Каждый материал и его возможности демонстрируются с помощью документ-камеры. Выполняются небольшие зарисовки в различных техниках).

 Для рисования художники используют очень многие инструменты и материалы. Первый и наиболее распространен­ный из них - обыкновенный графитный карандаш. Держат карандаш при рисовании особым образом, не так, как при письме.  Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», широко распространенным, знакомым с самых ранних лет каждому. Уже древним римлянам был известен карандаш, но только серебряный или свинцовый. В средние века к ним добавились оловянный и из сплава олова и свинца. След таких карандашей плохо сохранялся на пергаменте, и это делало их малопригодными для само­стоятельных работ - их использовали только для предварительных набросков, которые затем уже дорабатывали пером или кистью.

В конце XIII века в Европе появилась бумага, и это увеличило возможности металлических карандашей. Но и на бумаге они давали очень светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали.       Штрихи серебряного карандаша по происшествии некоторого времени окислялись и приобретали красновато-коричневый оттенок, становились более заметными. Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую штриховку, тщательную проработку формы. Серебряным карандашом пользовались великие мастера - Боттичелли, Гольбейн, Рафаэль и другие.

Такие карандаши не могли получить широкого распространения. Революцию в этом деле произвело открытие графита во вто­рой половине XVI века в Англии. На смену металлическим карандашам пришли графитные - более темные и более дешевые. Но и они имели крупные недостатки - пачкались, не очень хорошо дер­жались на бумаге, легко ломались. И только в конце XVIII века французский механик Гонте, смешав графитный порошок с глиной в удачной пропорции, изобрел в принципе тот карандаш, которым мы пользуемся и теперь. Характерной особенностью графитного карандаша является легкий металлический блеск его штрихов.

Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне раз­личных степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости. Более твердые обозначаются буквой Т (от IT до 7Т), более мягкие - буквой М (от 1М до 5М). Среднее положение занимают карандаши ТМ.

Для рисования наиболее подходят относительно мягкие карандаши марок от 1М до 5М. Эти карандаши могут давать линии раз­личной толщины, и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного.

Широко применяется в рисовании уголь. Его готовят особым образом - сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или березы в песке, в герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь - материал богатый, живописный, его возможности шире, чем у карандаша: им можно сделать маленький набросок и большое полотно.

Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря необычайной строгости и скупости средств перовая техника учит ху­дожника очень внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и существенное.

 Виды  рисунка.

Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз.

Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назначение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника. Набросок может исполняться с натуры, по памяти или воображению.

Зарисовка с натуры - краткосрочный рисунок. Его задача заключается не в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от натуры самое существенное, самое характер­ное, что в свою очередь дает возможность легче запоминать и восстанавливать виденное.

Эскиз (французское esguisse) - в изобразительном искусстве подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов, в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения и ищет соответствующие художественные средства.

Эскиз дает общее представление о том произведении, для которого он исполняется.

Этюд (французское etude - изучение) - в изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и ограниченно­го размера, выполняемое с натуры. В этюдах художники разрабатывают детали задуманного произведения

 III.  Практическая работа.

Задание.

Используя  предложенные образцы рисунков из серии « Мое настроение », вам нужно выполнить свой рисунок, передав в нем свои черты характера, настроение, поведение.

Рисунок должен быть выполнен в графике. В своей работе вы можете пользоваться карандашами разной твердости.

 Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

1) Контроль организации рабочего места;

2) Контроль правильности выполнения приемов рисунка;

 3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднении;

 IV.      Итог урока.

1.  Выставка работ учащихся.

2.  Заключительное  слово учителя.

Сегодня на уроке вы на практике убедились, что, изображая что-либо, можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями, штрихами,  которые помогут зрителю увидеть их выразительность. В своих работах вы сумели эти приемы отразить.



Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока ИЗО в 6-м классе: "Объемные изображения в скульптуре"

Стенькина Н.А.учитель ИЗО

Статья отнесена к разделу: Преподавание МХК и ИЗО

Цели:

  1. Познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, связью объёма с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами;
  2. Учить создавать объёмные изображения животных, используя пластилин;
  3. Воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.

Оборудование:

  1. Презентация по теме урока «Искусство ваяния» (Приложение 1).
  2. Изображения скульптурных форм.
  3. Пластилин, баночки с водой, ткань для протирки рук, подкладочные салфетки, ножи для пластилина, стеки, сито.
  4. Демонстрационные таблицы «Приёмы лепки».

Словарь: скульптура, лепка, рельеф

План урока

  1. Организационный момент. (Приложение 2. Стихотворение В. Коркина «Я и солнышко»)
  2. Сообщение темы урока.
  3. Изучение нового материала: сообщения подготовленных учащихся, презентация по теме урока «Искусство ваяния».
  4. Постановка художественной задачи. Практическая работа.
  5. Выставка детских работ. Обобщение полученных знаний.
  6. Итог урока. Оценивание.
  7. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности рабочего места.

2. Сообщение темы урока.

- Ребята, посмотрите и скажите, произведения какого вида искусства вы видите на доске? (Скульптуры.)

- Как вы думаете, случайно ли они попали сюда? (Нет, не случайно.)

- О чём же пойдёт речь сегодня на уроке? (О скульптуре.)

- От первых идолов, от дольменов, магических камней, далёких прообразов сегодняшних памятников шло сознание возможности скульптуры, понимание выразительности и эмоциональности её материала.

В скульптуре, пожалуй, как ни в каком ином виде художественного творчества, ясна его способность давать обобщённую метографическую форму жизненных явлений.

Слово «скульптура» нам известно уже давно, но вот какими возможностями обладает объёмное изображение, какие виды скульптурных изображений существуют, мы познакомимся сегодня на уроке. Кроме того, вы сами побываете в роли скульпторов и создадите из пластилина скульптуру животного.

3. Изучение нового материала.

(Сообщения учащихся сопровождаются показом слайдов и комментариями учителя.)

Учитель:

- Скульптура – древнейший вид искусства, возникший на заре существования человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства? (Слайд 1.) В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста. Скульптура, в отличие от живописи, имен настоящий, реальный, а не изображённый объём. Круглую статую можно обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные точки зрения. К скульптуре можно прикоснуться рукой, ощутить шероховатую или гладкую поверхность камня, округлость формы. Слово «скульптура»первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки.

1-й ученик: Что изображает скульптура.

- Основной предмет изображения в круглой скульптуре – человек, хотя иногда скульпторы изображают животных и птиц, а ещё реже – неодушевлённые предметы. (Слайд 2.) Возможности скульптуры существенно отличаются от возможностей живописи. В круглой скульптуре весьма сложно воспроизвести картины природы, нельзя показать особенности воздушной атмосферы. Изображая в основном только человека, скульпторы, тем не менее, умеют выразить в его телесной форме любые идеи – от лирических, задушевных до самых грандиозных и величественных. (Слайд 3.)

2-й ученик: Скульптура – не копия натуры.

- Подобно любому из художников, скульптор должен уметь верно передавать натуру (т. е. собственно то, что является предметом изображения). Он должен хорошо знать строение человеческого тела, его пропорции, мускулатуру, уметь достоверно показывать движение. (Слайд 4.) но скульптор вовсе не стремится точно копировать то, что видит в жизни. Если сделать точную копию человеческого лица или фигуры, получится нечто весьма неприглядное – застывший, неживой двойник. Для того чтобы получилось произведение искусства, отражающее чувства и раздумья скульптора, необходимо отображать самое важное, существенное, убрать ненужные детали, а что-то выделить, подчеркнуть, преувеличить. Скульптор не копирует, он творит, создаёт новую форму. (Слайд 5.)

3-й ученик: Где можно встретить скульптуру.

- Скульптура создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду – на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных залов и в комнатах современных квартир. Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и художественные особенности её формы. (Слайд 6.)

ФИЗМИНУТКА (Приложение 3)

4-й ученик: Виды скульптуры.

- Существует несколько видов скульптуры (Слайд7).

Монументальная скульптура. (Слайд 8, 9.)

Монументальная (от латинского moneo – «напоминаю») скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека. В них проявляется способность скульптуры воплощать в обобщённых образах великие идеи. Чем грандиознее замысел, там больше ваятель должен проявить творческой фантазии, чтобы добиться ясности и выразительности пластических форм.

5-й ученик: Парковая скульптура. (Слайд 10, 11.)

- Мраморные и бронзовые статуи часто встречают нас на аллеях старинных парков, украшают фонтаны. Такая скульптура обычно не выражает больших, значительных идей. Она служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм.

6-й ученик: Скульптура малых форм. (Слайд 12, 13.)

- Скульптура может быть предназначена для жизни в интерьере. Это так называемая скульптура «малых форм». Такие статуэтки созданы для долгого рассматривания. «собеседования» с хозяевами дома. Их выполняют особенно тщательно, уделяя особое внимание мелким деталям и подробностям. У мелкой пластики чаще всего нет постамента, лишь иногда – небольшая подставка.

Учитель: Фасады дворцов и храмов (рельеф). (Слайд 14, 15).

- Существует два основных вида пластики: круглая скульптура и рельеф. Их возможности и особенности очень сильно отличаются. Круглая скульптура «живёт» в свободном пространстве, её можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Рельеф (от латинского rilievo – «выступ, выпуклость, подъём») подобен объемному рисунку, выполненного в глине или в камне. На ровной поверхности камня. Дерева или другого материала скульптор вылепливает, вырезает или высекает изображения фигур, предметов, нередко создавая сложные сюжетные композиции. При этом изображение остаётся связанным с фоном, выступает из него – выпукло или совсем чуть-чуть, оставаясь плоским.

Скульптурные рельефы нередко являются частью декоративного убранства храмов и дворцов. Они непосредственно связаны с архитектурой, а их сюжеты часто «рассказывают нам о здании или о его хозяине.

Виды рельефа. (Слайд 16, 17, 18, 19, 20, 21)

- В зависимости от того, насколько объёмно изображение фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют два вида рельефа:

  1. Барельеф – низкий, достаточно плоский рельеф. Используют на медалях и монетах, для украшения архитектурных сооружений.
  2. Горельеф – высокий рельеф, скульптурное изображение отступает от фона и даётся почти в полный объём. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти круглыми. Иногда они выглядят как статуи, приставленные к плоскости гладкого фона.
  3. Живописный рельеф – по своим особенностям напоминающий живописную картину.
  4. Врезанный рельеф – изображение в таком рельефе не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. Контуры и изображения словно процарапаны скульптором на поверхности камня.
  5. Геммы – рельефы на драгоценных и полудрагоценных камнях, украшениях. Заглубленное изображение, врезанное вглубь твёрдого минерала, называется «инталия», а выпуклое, выступающее над поверхностью камня – «камея».

Материалы скульптора. (Слайд 22, 23, 24, 25, 26, 27.)

- «Тот и не был скульптором. Кто скажет вам: мне всё равно: можно ту вещь исполнить и в мраморе, можно и в бронзе», - писал русский скульптор И. Ефимов. Каждый материал наделяет скульптуру своими качествами, словно отдаёт произведению частицу своей души. Все материалы скульптора можно разделить на мягкие и твёрдые.

Мягкие материалы – это глина, пластилин, воск. Работая с этими материалами, скульптор, собственно говоря, занимается лепкой – он вылепливает, постепенно наращивая объём будущей статуи.

Твёрдые материалы – различные камни – мрамор, известняк, песчаник, а также дерево и слоновая кость. Из твёрдого, прочного камня с древнейших времён высекали скульптуры гробниц и храмов.

Металл – особняком среди материалов скульптора стоят металлы: бронза, медь, чугун и золото. Способ изготовления металлических скульптур особый – сначала создаётся модель будущего произведения, а затем с неё делают металлическую отливку.

ФИЗМИНУТКА (Приложение 3)

4. Постановка художественной задачи. Практическая работа.

- Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и выполнить фигуру какого-либо животного. Но сначала, давайте повторим основные способы лепки. (Работа то схемам-таблицам)

Основные приёмы лепки: отрываем, раскатываем, соединяем.

  1. Шар;
  2. Яйцо;
  3. Капля;
  4. Колбаска;
  5. Жгутик;
  6. Завиток;
  7. Морковка;
  8. Лепёшка;
  9. Полоска;
  10. Пластик;
  11. Трубочка;
  12. Соломка.

Самостоятельная работа детей.

5. Выставка детских работ. Обобщение полученных знаний. (Слайд 28.)

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что обозначает слово «скульптура»?

- Перечислите виды скульптуры.

- Перечислите материалы скульптора.

6. Итог урока. Оценивание.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня вы все потрудились на славу. Благодарю вас за сотрудничество.

7. Домашнее задание.

- Принести изображения разных видов скульптуры.

Приемы лепки.

"Античная расписная керамика". Урок в 7-м классе

Царегородцева Светлана Юрьевнаучитель изобразительного искусства

Статья отнесена к разделу: Преподавание МХК и ИЗО

Цель урока: познакомить учащихся с искусством древнегреческой керамики, видами росписи, систематизировать и обобщить знания учащихся об искусстве древней Греции. Развивать чувство прекрасного, творческое мышление, воображение. Воспитывать усидчивость, трудолюбие.

Задачи урока:

  1. Совершенствовать навыки работы кистью;
  2. Совершенствовать приемы построения композиции, при выполнении орнамента;
  3. Закрепить технические навыки работы гуашью.

Оборудование:

Материалы: кисти № 2, 3, гуашь, шаблоны, повторяющие форму греческого сосуда.

Зрительный ряд: фотографии изделий древнегреческой керамики, плакат с изображением различных форм сосудов, таблица с изображением одежды древних греков, плакат с изображением корабля.

Литературный ряд: отрывок из поэмы Гомера.

Музыкальный ряд: национальная греческая мелодия - танец “Сиртаки”.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Сообщение темы и целей урока – 5 мин.
  3. Беседа – 8 мин.
  4. Инструктаж – 5мин.
  5. Самостоятельная работа учащихся – 20 мин.
  6. Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

- Вспомните, как звучит тема четверти? (“Изобразительное искусство зарубежных стран”).

- С искусством какой страны мы знакомились на предыдущих уроках?

- Сегодня мы продолжаем знакомства с искусством Древней Греции. Тема нашего урока “Античная расписная керамика”. Второй час - выполнение росписи сосуда. А эпиграфом к уроку будут слова великого древнегреческого поэта Гомера: “О, Греция!

Из глубины веков я слышу звуки праздника.

Яви свой лик, богам подобный!

Пусть зрители увидят твое искусство!”

- С культурой и искусством древнегреческого народа мы знакомились на прошлых уроках. Этот кроссворд позволит закрепить ваши знания. Ключевое слово нашего кроссворда “Античность”, от лат. слова “антигиус”, т. е. “древний”, и говоря “античное искусство” - мы подразумеваем искусство Древней Греции и Рима.

Вопросы:

  1. Главный храм Акрополя.
  2. Богиня, в честь которой построен Парфенон.
  3. Одежда древних греков из легкой струящейся ткани.
  4. Древнегреческий скульптор, автор скульптуры “Дискобол”.
  5. Мастер, создающий изделия из глины.
  6. Так называли себя древние греки.
  7. Порядок расположения элементов в древнегреческой архитектуре.
  8. Верховный бог.
  9. Древнегреческий скульптор, написавший теоретический труд “Канон”.
  10. Древнегреческий философ.

Пять тысячелетий назад около Балканского полуострова зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества. Древние греки создали искусство, понятное не только одним эллинам, но и всем другим народам. Античное искусство пронизано светом, радостью, верой в достоинство и красоту человека. Идеалом Древних греков стал образ гармонически развитого человека - гражданина.

III. Объяснение нового материала.

- На прошлом уроке мы познакомились с секретами изготовления керамической посуды древних греков. Говорили о том, что изделия гончаров очень ценились.

- Как вы думаете, почему?

- Вспомните, как называлось предместье Афин, где жили гончары? (“Керамик”, от греческого слова “керамос”, т. е. “глина”, а отсюда уже и слово “керамика” - изделие из обожженной глины).

- В Древней Греции были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов.

- Что еще вам известно о древнегреческой керамике? (Греки разрабатывали для определенных типов сосудов специальные формы).

- Назовите виды древнегреческих сосудов, вспомните, для чего они служили?

Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения масла, воды и пищевых продуктов.

Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой.

Кирик - широкая чаша с ручками для вина.

Пиксид - сосуд для хранения женских украшений.

Арибалл - сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.

Рис 1.

Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда. Вазопись, так мы называем искусство росписи.

- Существовало два стиля вазописи. Более ранний стиль – чернофигурный – сформировался к VI веку до н. э. Черные фигуры изобретали на оранжево-красном фоне.

В V веке фон стал черным, а фигуры – оранжево-красными, цвета обожженной глины. Этот стиль получил название – краснофигурный.

Рис. 2.

Рис. 3.

Внимательно рассмотрите фотографии с изображением древнегреческой вазописи, как вы думаете, какие сюжеты изображали древнегреческие мастера?

- Действительно, вазопись является своеобразной иллюстрацией жизни древних греков. Именно роспись ваз дает нам наглядное представление о верованиях и быте народа.

Основные сюжеты – это фрагменты легенд-мифов. Почему? (В образе богов греки воплощали представление о совершенном человеке и сами стремились достичь этого идеала).

- Вспомните и назовите героев древних мифов. (Верховный Бог – Зевс; Клио – муза истории; Терпсихора – муза танца; Геракл – сын Зевса, совершивший 12 подвигов: умертвил девятиглавую гидру, задушил неуязвимого немейского льва и т. д.( за эти подвиги Зевс даровал ему вечную жизнь); Одиссей – царь острова Итака, известен своим умом и храбростью, о его странствиях повествует “Одиссея” Гомера (ослепил циклопа, проплывая мимо острова сладкоголосых сирен, приковал себя к мачте); Ахилл – воин, младенцем мать окунула его в священные воды Стикса, отчего его тело стало неуязвимым; бог моря Посейдон и его сын Тесей, который совершил немало подвигов, в кносском лабиринте уничтожил Минотавра и нашел выход оттуда с помощью клубка Ариадны; Гермес – сын Зевса, подаривший людям огонь.

Помимо мифологических сюжетов изображались сцены из жизни: погребальные обряды, военные действия, празднества, гимнастические игры и состязания.

- Чтобы ярче представить эпоху того времени, давайте на несколько минут перенесемся в то время и послушаем, как жители Эллады поведали бы нам о росписи сосудов.

Рис. 4

1-й ученик: В веке VI, задолго до нынешней эры, в Греции славной жил вазописец, умелый, Эксекий. На кратерах красных черным писал он фигуры античных героев.

Доблестный воин Ахиллес, на бессмертных похожий, жизненный путь избрал он краткий, но славою полный.

Аякс – богатырь высокий такой и могучий. Он головой и плечами всех превышает. После Ахилла, воин он самый храбрый и сильный.

Ахилл быстроногий и храбрый Аякс меж собою дружили. В битвах жестоких немало врагов одолели. Здесь же мы видим друзей, увлеченных мирной игрою.

Рис.5

2-й ученик: Годы прошли, сменялись цари и поэты. В веке далеком, пятом, до нынешней эры черные вазы с фигурами красного цвета выполнил мастер Ефроний. Пишет героев античных он, в сраженьях, не знающих страха, пишет богов, что живут на Олимпе, а также актеров. Маски надели они и явили народу искусство. Мастер, желая укрепить чудесные вазы, орнаменты ввел из веток плюща и листьев оливы, овы писал, розетки и волны, что несут корабли и земляки родным и брегам чужестранным.

Итак, теперь мы с вами знаем, что в VI веке доминирует чернофигурная вазопись, с четким силуэтом, выразительным жестом и движением. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на фоне глины. Крупнейшим вазописцем того времени был Эксекий.

К V веку появилась новая техника вазописи – краснофигурная роспись со светлыми фигурами на черном фоне. Естественный красноватый цвет позволял четко передавать анатомию и пластику, что дало мощный толчок в развитии рисунка и композиции.

Выдающимся представителем краснофигурного стиля был Ефроний.

IV. Самостоятельная работа учащихся

- У каждого из вас подготовлен шаблон, повторяющий силуэт древнегреческого сосуда. Ваша задача укрепить свое изделие, росписью по мотивам греческой вазописи. При этом вы должны учесть следующее:

  1. Выбор сюжета росписи.
  2. Центральную часть сосуда займет роспись с изображением сюжета. Чтобы подчеркнуть форму предмета, помещаем роспись в полосе (показ на доске).
  3. Сюжетное изображение дополняем орнаментальной полосой, характерной для античной вазописи. С элементами древнегреческого орнамента мы знакомились на прошлом уроке. Также орнаментом подчеркиваем форму горлышка и дна сосуда.
  4. Первая группа работает в черно-фигурном стиле, вторая группа – в красно-фигурном.

- Помогать в выполнении рисунка вам будут таблица, напоминающая о том, как одевались древние греки и музыка. Во время вашей работы будет звучать национальная греческая музыка - танец “Сиртаки”. Вот как о нем сказал Гомер: “Юноши в хоре и девы, одетые в легкие платья, за руки взявши друг друга, сиртаки плясали. Быстро они на проворных ногах в хороводе кружились, также легко, как в станке колесо под рукою привычной, если горшечник захочет проверить, легко ли вертится”. Изображение танца может служить сюжетом вашей работы.

Рис. 6

Рис. 7

 

Рис. 8

V. Подведение итогов урока

- Из истории мы с вами знаем. Что древние греки много путешествовали, вели обширную торговлю, поэтому я хочу, чтобы сейчас те изделия, которые у вас получились, мы поместили на этот древнегреческий корабль.

- Вот наш корабль, крепкопалубный, весла и мачты. Корабль быстролетный, подобный крылу или мысли. Загрузивши товары, у богов мы попросим защиты, мачту поднимем и белый на мачте расправим мы парус. Ветер попутный поймаем и выйдем в широкое море. Путь наш нелегкий к чужедальним лежит берегам.

- Ну а мы с вами еще раз удивимся и полюбуемся красотой формы и росписи древнегреческих сосудов.

- Тысячелетия отделяют нас от древних греков, неузнаваемо изменился мир, но до сих пор произведения античного искусства доставляют нам художественное наслаждение и служат нормой и образцом.

Работы учащихся:

Рис. 9

Рис. 10

Беседа о жанрах живописи. В гостях у картин

Бозвалова Светлана Алексеевнапедагог ИЗО

Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольникамиВнеклассная работаПреподавание МХК и ИЗО

Программное содержание

  1. Умение различать жанры живописи из общей массы картин
  2. Закреплять у детей представление о живописи, как виде изобразительного искусства, знать особенности каждого жанра
  3. Развивать эстетическую оценку, умение видеть с помощью каких средств выразительности изображена картина художником
  4. Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведения художников, т.е, что понравилось
  5. Умение работать в коллективе во время игры “Создание натюрморта”
  6. Знакомство с анималистическим жанром

Материал к занятию

Презентация к занятию, в последовательности изучаемых жанров, а так же проведении игры “Найди лишний жанр”.

При проведении такого занятия понадобится большое помещение - это может быть музыкальный зал или большая изостудия, театральная студия.

Проведение игры “Создание натюрморта” с большим количеством пособий: чайные сервизы, овощные и фруктовые муляжи, керамическая посуда, корзины, искусственные цветы.

На АРМе фрагмент обычного занятия изобразительной деятельности с присутствующими в зале детьми.

Атрибуты для басни Крылова “Лебедь, рак, и щука” - шапочки персонажей, накидки на плечи.

План проведения занятия

  1. Введение – определение жанра живописи
  1. Натюрморт (бытовой и природный)
  2. Игра “Создание натюрморта”
  3. Пейзаж (простой и сложный)
  4. Сказочный жанр
  5. Анималистический жанр (басня Крылова “Лебедь, рак и щука”)
  1. Игра “Найди лишний жанр”
  2. Творческая работа
  3. Подведение итогов

Ход занятия

Дети садятся на стулья для зрителей, а на рабочих столах у детей приготовлены фломастеры, акварельные мелки, бумага формата А-4.

1. …Ребята, сегодня мы с вами вспомним основные жанры живописи, а так же, в процессе нашего занятия познакомимся с новым жанром.

…Скажите, что такое жанр живописи? (ответы детей) Педагог даёт полное определение: жанр живописи – это вид художественных произведений с определёнными сюжетами, художественными образами, передаваемые художниками с помощью красок.

Педагог предлагает послушать стихотворение А. Кушнера, а на правильное дополнение детей к этому стихотворению, на АРМе будет показан фрагмент на тот или иной жанр: натюрморт, пейзаж, портрет.

Если видишь на картине, чашку кофе на столе 
Или морс в большом графине, или розу в хрустале 
Или бронзовую вазу, или торт, 
Или все предметы сразу, знай, что это
… натюрморт

(На АРМе можно показать натюрморты детей прошлых лет этой группы или репродукции известных художников Хруцкий “Цветы и плоды”.)

Педагог напоминает о том, что натюрморт делится на бытовой и природный. В процессе разговора дети дополняют, как выглядит бытовой натюрморт, а как природный. На АРМе в процессе разговора показываются фрагменты рисунков детей этой группы.

  1. После рассмотрения натюрмортов, педагог предлагает ребятам закрепить знания о бытовом натюрморте и природном с помощью игры “Создание натюрморта”. Дети присутствующие на занятии делятся на три команды для того чтобы, собрать натюрморты: бытовой, природный и природно-бытовой. Атрибуты к проведению данной игры располагаются на трёх столах в смешанном беспорядке. Эту игру может провести педагог психолог или педагог изо студии.

Объяснение правил игры

Природно-бытовой натюрморт

Бытовой натюрморт

Природный натюрморт

На проведение игры, уделяется 5-7 минут. После проведения игры, педагог рассматривает с ребятами правильность создания натюрмортов, благодарит детей, беседа о жанрах продолжается, ребятам предлагается сесть на свои места в зрительном зале.

Если видишь на картине нарисована река 
Или ель и белый иней, или сад и облака, 
Или снежная равнина, или поле и шалаш 
Обязательно картина называется …
пейзаж

(На АРМе можно показать пейзажи детей прошлых лет этой группы или репродукции известных художников Левитан “Март”, Шишкин “Поваленное дерево”.)

…В дополнении к этому, педагог в процессе дискуссии, предлагает вспомнить о том, что пейзаж бывает простой и сложный: в простом пейзаже - один план или два, а в сложном от трёх и до шести планов.

  1. Если видишь, что с картины, смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном, или вроде верхолаз,
Лётчик или балерина, или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется …
портрет

(На АРМе показать репродукции портретов известных художников)

Педагог рассматривает с детьми три вида портрета: фас – вид прямо, поворот 3\4, профиль – вид с боку.

(Педагог предлагает вспомнить детям, какие жанры живописи были детьми рассмотрены ранее, на занятии изо. В процессе разговора педагог задаёт наводящие вопросы.)

  1. … На занятии, мы с вами рассматривали сказочный жанр, давайте рассмотрим репродукции великого художника сказочника Васнецова.

( На АРМе показываются работы художника “Три царевны подземного царства”, “Иван царевич на сером волке”, “Богатыри”, “Алёнушка” - необходимо рассмотреть характер всех персонажей этих произведений, как художник передавал с помощью красок доброту, красоту окружающего мира.)

 

  1. Затем педагог знакомит с новым жанром …анималистическим и в процессе рассказа, показывает на АРМе фрагменты работ художника Хохлова к мультфильму всем известному “Маугли”, также можно в дополнении рассмотреть иллюстрации к басням Крылова.

Анимал – это животное, т.е художники рисовали животных в человеческом обличие, подразумевалось, что они могут ходить как люди на задних лапах, и т.д.

Педагог рассказывает, что анималистический жанр – это сложная по своей сути работа, так как художнику необходимо нарисовать того или иного персонажа так, чтобы эта мысль была понятна и зрителю, ведь художник передавая характер персонажей – животных подразумевает в их обличие людей: добрых и злых, богатых и бедных, хитрых и т.д.

  1. Группа детей рассказывают басню Крылова “Лебедь, рак и щука”.

Атрибуты для этой игры заранее подготовлены педагогом – это могу быть шапочки персонажей.

  1. Педагог предлагает ребятам отдохнуть и закрепить знания о жанрах живописи, поиграть в игру “Найди лишний жанр”. Эту игру может провести педагог психолог или педагог изо. На АРМе включают фрагменты пейзажей, на фрагменте четвёртый пейзаж лишний, на эту игру отводится 5 минут.

3. После проведения игры, ребятам предлагается пройти за рабочие столы и нарисовать один из жанров сегодняшнего занятия. Творческая работа сопровождается музыкой “Времена года”.

На творческую работу отводится 10 минут. По окончании работы педагог вместе с ребятами рассматривают свои рисунки.

4. … Ребята сегодня мы с вами, провели огромную работу, рассмотрели новый жанр, в игровой форме закрепили знания об уже изученных. Вспомнили великих, известных художников, а также названия их картин. Вы очень хорошо поработали, благодарю всех присутствующих здесь ребят, за активное участие и хорошее поведение. На этой хорошей ноте, наше занятие закончено.

Буква – строка – шрифт. Искусство шрифта. 8-й класс

Володина Ирина Петровнаучитель МХК и ИЗО

Статья отнесена к разделу: Преподавание МХК и ИЗО

Цель урока: формирование умения использовать приемы, средства композиции, развитие эстетического вкуса на примере художественных произведений, построенных с учетом композиционных законов.

Задачи урока:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с требованиями, предъявляемыми к шрифтовым композициям в современном дизайне
  2. Развивающие: развивать познавательный интерес, способствовать формированию творческого воображения, развивать вкус и чувство композиции
  3. Воспитательные: воспитание познавательного интереса к искусству дизайна

Оснащение урока:

  1. Компьютерный класс.
  2. Мультимедиапроектор.
  3. Выставка полиграфической продукции.

План урока:

  1. Дать определение дизайна, основных категорий и роли шрифта в дизайне.
  2. Показ компьютерной презентации с последующим объяснением
  3. Выполнение самостоятельной работы с использованием ИКТ – технологий.

Организационный момент.

Вступление. Вот мы и подошли с Вами к тому моменту, когда сможем на практике использовать знания и композиционный опыт, которые приобрели, выполняя упражнения с квадратиками и линиями. Искусство композиции лежит в основе Графического Дизайна и определяет облик книг, журналов, плакатов, влияет на их образное восприятие.

Ход урока

Слайд 1,2 (Приложение 1.)

Тема, которую предстоит изучить сегодня , является “Буква – строка – шрифт. Искусство шрифта”.

  1. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции.
  2. Симметрия, асимметрия и динамическое равновесие.
  3. Движение и статика.
  4. Прямые линии и организация пространства.
  5. Цвет – элемент композиционного пространства.
  6. Буква – строка – шрифт. Искусство шрифта.

Слайд 3.

Что такое дизайн? Попробуем дать определение.

Дизайн – англ. “designe” – замысел, умысел, план, цель, намерение, творческий замысел, проект, чертеж, расчет, конструкция; эскиз, рисунок, узор, композиция искусство композиции, произведение искусства.

Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированный на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим

Слайд 4.

Какие основные категории и принципы в дизайне Вы можете назвать?

Ответы детей: цвет, форма – основные категории и единство, баланс, контраст – основные принципы дизайна..

Слайд 5.

Компьютерные технологии всё глубже проникают во все сферы человеческой деятельности. Художники и дизайнеры в своём творчестве активно и плодотворно используют возможности программно-технических комплексов на базе персональных компьютеров. В полиграфическом и промышленном дизайне творческие работы в настоящее время практически повсеместно создаются при помощи компьютерных технологий.

Компьютерный дизайн мы можем определить, как область дизайна, в которой в качестве основного инструмента художественного конструирования и проектирования используется компьютер. Ключевым понятием, определяющим особенность этого вида художественного творчества в словосочетании “компьютерный дизайн” является понятие “дизайн”. С возникновением и развитием компьютерной графики, художники-дизайнеры одними из первых начали её использовать в своём творчестве, и компьютерный дизайн в настоящее время применяется практически во всех областях дизайна:

– собственно графику;
– полиграфический дизайн;
– электронные издания;
– Web– дизайн;
– трехмерную графику

Слайд 6.

На предыдущих занятиях мы выяснили как воздействую на наше восприятие различные свободные формы – пятна и линии. Такие композиции воздействуют только ассоциативно-образно и никакой конкретной информации не несут. Но есть композиции, состоящие из линий, которые имеют конкретный смысл – это буквы.

Слайд 7.

Любая буква или иероглиф прежде всего изображение. Буква ведет свою родословную от рисунка. В глубокой древности всю информацию обозначали рисунками.
Картинное, или рисуночное письмо в виде наскальных рисунков у первобытных людей – называется пиктограммой.

Слайд 8.

Потом рисунки превратились в первые буквенные символы, которые и стали основой написания современных букв. (Рассматриваем рисунок.)

Слайд 9.

На смену пиктографическому письму пришло и деографическое. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т.д.

Слайд 10.

Буквенно-звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до н.э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем знаки в зависимости от произношения могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь

Слайд 11.

С течением времени графические знаки усовершенствовались, на смену одним приходили другие, более простые по форме, передающие новое значение.

Слайд 12.

Шрифт (или шрифтовая гарнитура) – это буквы, объединенные одним стилем графического начертания. Сравните шрифты , придуманные разными дизайнерами.
Под рукой художника-дизайнера буквы приобретают форму и пропорции, свойственные только данному шрифту. От того, каким шрифтом, каким кеглем (т.е. размером шрифта) написано слово, зависит и его восприятие. На нас воздействует не только смысл слова, но и характер шрифта.

Слайд 13.

Давайте посмотрим , как выглядит шрифт в древности у разных народов.

Слайд 14.

Мы очень часто используем слово “шрифт”. Что это такое?

  1. Совокупность букв, цифр, знаков определенного рисунка стиля, служащая техническим средством воспроизведения речи на каком– либо языке.
  2. Комплект наборных литер (гарнитура) для типографского набора.
  3. Рисунок (конфигурация) букв, цифр, знаков.

В практике художников принято классифицировать шрифты по группам в исторической последовательности. Такая классификация удобна для восприятия и помогает изучать графические особенности шрифта. На современном уровне шрифт – основа графического дизайна, индикатор визуальной культуры. Именно в этой области к шрифтам предъявляются самые высокие требования

Слайд 15,16, 17, 18.

Какие требования предъявляются к шрифтовым композициям:

  1. Сбалансированность – это такая компоновка, с помощью которой можно достичь приятного для глаза распределения. На зрительное впечатление влияют: размеры, цвет, форма, плотность конкретного элемента.
  2. Пропорциональность – соотношение частей и целого.
  3. Ритмичность – чередование элементов, которое придает композиции четкость, стройность, особую выразительность, соразмерность.
  4. Равновесие – ощущение симметричности.
  5. Тон – светлота цвета. Ахроматическая – от белого к черному. Хроматическая – цветная.
  6. Контрастность – в переводе с французского “противоположность”.
  7. Гармоничность – взаимосвязь всех элементов, единство формы и цвета.
  8. Целостность – впечатление завершенности, простота элементов.

Слайд 19.

Буква состоит из структурных элементов – штрихов:
Основными называют штрихи, определяющие основы букв (прямые и кривые, вертикальные и наклонные, тонкие и толстые).
Соединительными штрихами называют элементы, соединяющие основные штрихи и образующие с ними конструктивную форму буквы.
Засечками называют дополнительные элементы.

Слайд 20.

Буква сама по себе может быть изобразительным элементом или цветовым акцентом, организующим всю композицию. Буква – своеобразная картина. Ее графический стиль зависит от характера и содержания текста. Часто буква играет роль эмблемы, графического обозначения или товара, фирмы или организации. Шрифт таит в себе большие изобразительные возможности.

Слайд 21.

Перед тем как приступит к практической части нашего урока, проведем физкультминутку.

Задание 1. Написать букву – образ.

Задание выполняется в любой программе (по выбору ученика).

Примеры образов: буква– цветок, буква– зверь, буква– предмет и т.д.

Слайд 22, 23.

Задание 2. Создать шрифтовую композицию.

  1. Шрифтовая композиция должна быть выполнена в соответствии с требованиями.
  2. Текст выдержан в одном стиле.
  3. Использованы разные виды модификации, которые психологически воздействуют на зрителя, вызывая различные ассоциации.

Для этого можно использовать такие приемы:

  1. Оттенить буквы.
  2. Применить закругленные или прямые подсечки.
  3. Обвести буквы по контуру.
  4. Применить полые буквы.
  5. Написать буквы только с помощью объемной тени и т.д.

Слайд 24.

Задание 3. Создать композицию, в которой роль линий разной толщины и длины будут выполнять строки, составляющие единое графическое целое с другими элементами.

Слайд 25.

Сравним линейные композиции из узорчатой полоски, прямой линии, буквенной строчки. В отличие от линии и полоски строка имеет смысл, т. е. несет информацию. Но изобразительного различия между линией и строчкой нет. Как элемент композиции они играют одинаковую роль.

Слайд 26.

Дизайнеры при создании эскиза плаката или афиши заменяют настоящий текст набором любых букв. Называется прием “рыба”.

Слайд 27.

План выполнения работы.

Подведение итогов урока.

С какими основными понятиями мы сегодня познакомились?
Ответы учеников.(компьютерная графика, пиктограмма, шрифт и т.д.)
Просмотр работ и анализ.

Список литературы.

За пределами Земли. 5–6-й класс

Титова Ольга Викторовнаучитель ИЗО

Статья отнесена к разделу: Преподавание МХК и ИЗО

Вид занятия: работа в технике “граттаж” – процарапывание.

Цель урока:
– развивать умения наблюдать за красотой в природе и окружающей жизни; совершенствовать графическую технику “граттаж”;
– формировать умения самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию;
– развивать любознательность, фантазию, воображение, творческое техническое и художественное мышления;
– формировать эмоциональное отношение к действительности, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни.

Задачи урока:
– знакомство с прекрасным и неповторимым миром – занимательной, малоизвестной и удивительной жизнью в космическом пространстве, создание декоративных композиций;
– формирование умения видеть красоту в природе, чуткого и бережного отношения к ней, культивирование чувства радости, гармонии, счастья, свободы, чувства удивления и восхищения удивительным миром природы; 
– развитие фантазии, воображения, создание разнообразных форм; формирование способности организовать изобразительное пространстве, использование в работах ярких контрастных цветов и их необычного сочетания, декоративных элементов; обобщение формы на основе выделения главного, характерного; формирование умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, привлекать знания, полученные на предыдущих занятиях изобразительного искусства и других учебных дисциплинах, из собственного жизненного опыта и наблюдений за природой;
– обогащение палитры художественных и зрительных образов, активизация зрительной памяти, наделение объекта изображение образными характеристиками: создание своей невиданной галактики;
– воспитывать трудолюбие, усидчивость, прививать интерес к изобразительному творчеству.

Оборудование урока: лист с готовой основой, острый предмет, (китайская палочка, зубочистка), видео презентация (Презентация), карточки со словами; космическая музыка для урока

Ожидаемые варианты решения работы: создание коллективного панно “неизведанные галактики”.

Ход урока

1. Вступление.

– Ребята, сегодня у нас урок творчества. А творчество – это источник доброты, истины и красоты.

Но не каждому дано видеть красоту, есть люди которые остаются слепы, чужды прекрасному. Почему? – вы ответите мне после того, как послушаете внимательно притчу Сухомлинского “В поисках красоты”. (Отображается первый слайд презентации.)

Учитель рассказывает притчу пока звучит музыка на первом слайде.

Притча “В поисках КРАСОТЫ” В.А. Сухомлинский

“Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы.

Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.

Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:

– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.

А человек с холодным сердцем сказал:

– Да. Много воды.

Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:

– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!
– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.

Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.

Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.

Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.

Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:

– Да, крепкий камушек…”
– А вам приходилось видеть красоту на своем пути? (
Ответы детей.)
– Как вы думаете, ребята, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает? (
Ответы детей.)

– Сегодня мы с вами отправимся на поиски красоты. Мы с вами постараемся разглядеть красоту, красоту природы за пределами нашей земли (Слайд 2) – запись темы урока в тетради.

И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной.

Как вы думаете ребята а что нас там ждет в космическом пространстве (ответы детей) – (Слайд 3).

Много стихов и песен посвящено космосу, много музыки и картин написали люди пытаясь передать тайну и красоту космического пространства. Есенин писал о звездах.

Скажите ведь никто из вас точно не покидал планету Земля. Откуда у нас эти знания? (Ответы детей.)

Правильно, книги, телевидение передают нам информацию, которую изучили, добыли, доказали другие люди – ученые, астрономы, космонавты.

Словарная работа – “космонавт” (карточка слова на доске).

Справка учителя:

“космо” – упорядоченность, строение мира и “науто” – мореход, мореплаватель управляющий кораблем, греческое толкование слова.

Виктор Сапарин в фантастическом рассказе “Новая планета” (1950) дал популярность неизвестному слову, до этого космонавтов называли летчиками астронавтами.

– А знаете ли вы почему ученые, изучающие космос, это астрономы, а люди, побывавшие в космосе – это космонавты?
– И первые, кто побывал в космосе из людей (
ответы детей): Валентина Терешкова и Юрий Гагарин (Слайд 4)

В Калининграде установлен памятник космонавтам – почему? (Слайд 5)

– Чье имя носит наша школа? (Дважды герой Советского Союза выпускник нашей школы1961г. Романенко Ю.)

Это было домашним заданием: сообщение подготавливают дети (Слайд 5)

– Я предлагаю Вам посмотреть: каким видят космонавты мир окружающий нашу планету. (Слайд 6)
– Полеты в космос на яву и во сне, и тогда полет фантазии, не имеющей границ. Человек придумывает корабли и несуществующие города, миры – все это мечта, которая может стать явью…(
Слайд 7) И сегодня мы с вами будем фантазировать, мечтать, творить. Но сначала давайте вспомним материал прошлого урока.

На прошлом уроке мы с вами подготавливали основу для работы в технике “граттаж”.

Вспомните этапы нашей работы (Слайд 8)

Бумага для работы заготовлена заранее:

1) альбомный лист, а лучше – для черчения, покрывается разноцветными мелкими, мазками ярких цветов;
2) после высыхания такой основы этот же лист растирается тщательно свечкой (обычной хозяйственной);
3) затем закрашивается гуашью (цвет – по желанию), сушится.

На таком листе “выцарапывается” рисунок.

Словарная работа: “граттаж” – запись в тетради

Граттаж – это нерусское слово, в переводе с французского языка оно означает “царапать, скрести”. Такой способ известен давно, им пользовались многие художники.

– Гратаж – работа на восковой основе: (Слайд 9)

2. Постановка задачи практической работы.

Цель нашей практической работы: на черном листе увидеть и раскрыть людям красоту космического пространства.

– Перед работой вспомните некоторые правила из азбуки рисунка.

Рисунок – это образный язык линии. Какие виды штриха вы знаете? (Слайд 10) Попробуйте в тетради зарисовать такой, которого нет у меня.

Еще в сегодняшней работе важно передать пространство, это поможет сделать правило линейной перспективы (Слайд 11).

3. Физкультминутка (под музыку).

– Перед работой повторим правила работы с острыми предметами и приступим к работе (памятка на доске)

4. Самостоятельная работа

Дети рисуют под музыку. (Слайд 12)

5. Подведение итогов урока.

Выставка работ. Анализ выполненных работ.

– Где мы сегодня побывали?
– Что интересного узнали?
– Какую работу выполняли?
– Расскажите нам, что такое гратаж?

Посмотрите, какая она космическая красота. Какой прекрасный и таинственный мир космоса.

Выставка работ, демонстрация и краткая характеристика. (Слайд 13)

Давно нас ожидают 
Далекие планеты, 
Холодные планеты, 
Безмолвные поля. 
Но ни одна планета 
Не ждет нас так, как эта, 
Планета дорогая 
По имени Земля.

Заканчивая наш урок, я хочу напомнить вам что красота нашей земли, галактики, вселенной в ваших руках. (Слайд 14)

Сохраните этот мир чистым и ярким. Я верю. Я знаю, что в каждом из Вас бьется горячее сердце, которое умеет видеть и творить красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Разработка урока 7 класс "Северный Ледовитый океан"

Разработка урока по теме "Северный Ледовитый океан" для учащихся 7 классов. Урок построен по технологии личностно-ориентированного обучения.Тип урока:  урок новых знаний.Цель урока: выделить особ...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка (физика, 8 класс) по теме: Урок – соревнование «Изменение агрегатных состояний вещества» 8 класс (2 часа)

Тип урока: урок – соревнование, обобщение полученных знаний. Пояснительная записка:1.     Класс делится на 7-8 творческих групп по 3 человека в каждой.2....