Конспект урока по ИЗО в 5 классе
план-конспект урока (изобразительное искусство, 5 класс) по теме

Тлепбергенова Айзада Мусановна

 По совместительству я преподаю  ИЗО и предлагаю  вашему вниманию один из уроков. На этом уроке мы работали над оформлением пасхальных яиц...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_izo_v_5_klasse.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Приморская СОШ»

План-конспект урока по ИЗО.

Учитель: Тлепбергенова А.М.

5 класс

Тема урока:


«Выполнение эскиза росписи пасхального яйца»

(комбинированный урок)

Цели урока:

- обучение 

умению составлять эскиз росписи пасхального яйца с использованием символики «Писанки»;

- формирование

интереса к изобразительному искусству;

развитие

речи, памяти, мышления, творческое воображение,  художественно-эстетические навыки учащихся, глазомер и внимание,

расширение кругозора учащихся о работах народных умельцев;

- воспитание

воспитание любви к народному искусству, аккуратности и трудолюбие.

Оборудование:

Для учащихся:

лист бумаги

ф-А4, шаблон яйца, карандаш, краски (гуашь),

кисти

салфетки, банки с водой, ластик;


для учителя:


конспект

Литература:


1. Юный художник. – 2004г. №10;


2. В.С. Кузин,

Э.И. Кубышкина

«Изобразительное искусство» - «Дрофа», 2008г.


3. А.А. Данилов,

Л.Г. Косулина

«Всеобщая

История»

5 класс

Дрофа,

«Веди-Принт»

Москва - 2008

ПЛАН УРОКА (40 минут)

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку (5 минут)
  2. Сообщение темы и цели урока.  (5 минут)
  3. Теоретические сведения. (5 минут)
  4. Беседа по теме урока. (5 минут)
  5. Практическая часть. Самостоятельное выполнение эскиза росписи пасхального яйца.(20 минут)
  6. Подведение итогов урока. (5 минут)

Ход урока

  1. Организационный момент урока.

  1. Приветствие:

В чистой, тёпленькой водичке

Рыбки плещутся в пруду.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песок.

А у нас звенит звонок

Начинается урок.

  1. Проверка готовности учащихся к уроку.

  1. Прежде, чем начать занятие, проверим, всёли у вас готово к уроку. Я буду читать загадки, а вы покажете предмет, о котором в них говорится:

  1. Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски,

Потом окрашенной косичкой

В альбоме водит по страничке.

                                           (Кисточка)

  1. Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота,

Там глядишь – красота.

                                           (Краски)

  1. Как называются краски, которые вы принесли?   (Гуашь)

  1. Черный Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где носом поведёт,

Там линия пройдёт.

                                    (Карандаш)

  1. Семя плоско

Поле гладко,

Кто умеет,

Тот и сеет,

Семя не всходит

А плод приносит.  (Бумага)

  1. Если ей работу дашь –

Зря трудился карандаш.

                                  (Резинка)

  1. Ещё нам сегодня будут нужны баночка с водой, палитра и салфетки.

Для того, чтобы вам удобно было работать, вспомним как организовать своё рабочее место и разложить необходимые материале на столе.

                Правила:

  1. Лист бумаги кладём перед собой.
  2. С правой стороны ближе к нам, ставим баночки с гуашью, дальше с водой.
  3. Подготовка красок к работе.

- Смачивание красок.

  1. Чтобы на ваши краски и кисточки всегда было приятно смотреть, необходимо вспомнить правила работы с художественными материалами.

Законы юного художника:

  1. Аккуратно смачивать кисточки в воде, излишки воды вытирать о край баночки, можно использовать салфетку для промачивания кистей.
  2. Нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей причёску, а также долго держать опущенной  в воде.
  3. Промывать кисть, чтобы не пачкать краски;
  4. После работы гуашь надо плотно закрыть, чтобы она не высохла.
  1. Молодцы ребята! А мы продолжаем работать дальше. По ходу нашей работы, я попрошу вас на мои вопросы отвечать, не выкрикивая, а поднимать руку. Я вижу ваши руки, а потом слышу вас.

II. Сообщение темы и цели урока.

-Ребята, вспомним, какую роль в изобразительном искусстве играет эскиз?

- Ответ учащихся:

Эскиз – выполнение подготовительного наброска для более крупной работы.

  1. Сегодня на уроке вы будете в роли художников, создающие эскизы пасхального яйца, которые вы можете применить при крашении яиц к светлому дню Пасхи.

Тема урока: Выполнение эскиза росписи пасхального яйца.

  1. Цели нашего урока следующие:

  1. обучение учащихся умению составлять эскизы росписи пасхальных яиц с  использованием символики писанки;
  1. ознакомление учащихся с разновидностями росписи яиц;
  1.  развитие речи, памяти, мышления, творческое  воображение, художественно-эстетические навыки  учащихся, глазомер  и тонкую  

     моторику руки;

  1.  формирование интереса к изобразительному   искусству;
  1.  расширение кругозора  о работах  народных умельцев;
  2.  воспитание любви к народному искусству, аккуратности и трудолюбию.

III. Сообщение теоретических сведений.

  1. Каждую весну, когда дни становятся длиннее, а ночи короче весь мир отмечает светлый праздник «Пасха». Для людей это величайший праздник прихода солнца и пробуждение природы. И неразрывно с этим  праздником связан обычай дарить  друг другу крашеные яйца.

Существует несколько версий крашения яиц на праздник. Один из них связан с именем римского императора Марка Аврелия. В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его матери, снесло яйцо, помеченное красными точками. Счастливое знамение было истолковано как рождение будущего императора. С 224 года у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца.

Яйцо, как священная эмблема, каждого народа на Земле. Откуда  этот вселенский символ?

Для человека разумного яйцо было известно, как наиболее удачно изображающее начало и тайну Бытия. Постепенное развитие невидимого зародыша внутри скорлупы, превращение этого зародыша в живое существо, которое разбивало свою оболочку, всегда должно было казаться постоянным чудом, т.е. яйцо сотворение мира, начало мира.

Славяне его также видели и считали, что

скорлупа – небесный свод, белок – воздух и вода, желток – земля.

Вот и получилась Вселенная.

Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни, не могло быть обделено вниманием и любовью народа. Его старались украсить, т.е расписать. По данным археологии, роспись на яйце появилась несколько тысяч лет назад. Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красно. С тех пор и пошла традиция росписи живых яиц, т.е. снесённой птицей. Расписывали гусиные, утиные и куриные яйца. Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных. А вот как  это делали, мы сейчас узнаем от волшебного мастера Украшение.

IV. Беседа по теме урока.

Крашенка – это обычно просто окрашенное в определённый цвет яичко. Делается это к Пасхе и Проводам. Их освещали, после чего они считались святым подарком. С крашенкой связано немало легенд и обрядов. Считается, если утром в Светлое воскресенье, девушка положит в воду красное яичко, и умоется этой водой, то красивой будет весь год. На  праздник Красная горка парни и девицы крашенки с горы скатывают.

Крапанка – это ещё один вид расписного яичка. Делалось оно так. Яйцо окрашивалось в какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал, и яйцо окунали в другой цвет. Цветов могло быть сколько угодно. Главное помнить – тот цвет краски, в которую вы окунали последний раз яичко, и будет основным цветом. Крапанки чаще всего делали дети. Так матери приучали дочек к работе с яйцом и воском для более сложной росписи в дальнейшем. Яички раскрашивались сырым,  и поэтому с ними нужно было быть бережными. Иначе быть ему разбитым.

Малёванка – это более сложный вид. Используется воск и специальные кистки или же просто кисточки, которыми разрисовывалось  яичко. Женщина или дети рисовали на яичке всё, что захочется.

Дряпанка – это яичко, которое царапают, таким образом, по одноцветной краске нанося орнамент. Царапают обычно с помощью какого-то металлического острия. Есть и ещё так называемая «прорезная роспись» - это когда из цельной скорлупы вырезают ажурное  изделие.

  1. Спасибо мастеру Украшение за такой увлекательный рассказ.

А  я вам расскажу о следующем виде росписи яиц – Писанка. Эскиз которого мы и будем выполнять.

Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки –это обереги. В Красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С Писанками существовало много обрядов, но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берётся писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет.

Основные цвета орнамента Писанок – белый, жёлтый, красный и чёрный.

Сначала на яйцо наносится сетка из разных пересекающихся  фигур. Сетка называется – разводом.

Развод  - основа орнамента Писанки, позволяющий легко и просто нанести на поверхность яйца самый сложный узор.

Носик кисточки макают в растопленный воск и покрывают горячим воском те части орнамента, которые на Писанке должны быть белыми. После нанесения воска яйцо окунают в желтую краску на 1-2 минуты. Вынув яйцо

из краски, промачивают мягкой салфеткой. Потом покрывают воском те части узора ,которые должны быть жёлтыми, и окунают яйцо в красную краску. Воском рисуют линии и поля, которые должны быть красными и красят яйцо в чёрный цвет. Завершив крашение и роспись, яйцо помещают в тёплую духовку или нагревают над пламенем свечи. Когда воск на скорлупе растает, стирают его салфеткой, и ярче огня вспыхнет Писанка Смазывают её жиром или покрывают  тонким слоем лака.

 Достаточно много символов для росписи….

Каждый символ имел своё значение. Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные  Писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Рано утром все мы встанем,

Руки вверх с тобой потянем,

Сделаем по три наклона

Вправо, влево, прямо, снова

Пошагаем мы на месте,

Улыбнёмся друзьям вместе,

Раз -  присядем, два – присядем

И на стул тихонько сядем.

V. Практическая работа учащихся.

Задание: сегодня вы  попробуете самостоятельно  составить эскиз для                                                                

                 росписи Писанки.

Вспомните, какими цветами пользовались мастера? (белый, жёлтый, красный  и чёрный).

Форму яйца обводим по шаблону.

Этапы выполнения эскиза:

  1. На сферическую поверхность яйца наносим сетку, развод – пересечение кругов и овалов;
  2. Составляем узор;
  3. Расписываем цветом;
  4. Обводка цветом каждого элемента орнамента, для выразительности.

VI. Подведение итога урока.

  1. Выставка работ учащихся и  обсуждение.

Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите, какие замечательные эскизы у вас получились. По ним вы можете расписать Писанку и подарить маме, бабушке и другим членам семьи.

  1. Обобщение по теме урока
  1. Для чего делали яйца-писанки?
  2. Какие цвета использовали мастера?
  3. Что нового вы узнали на уроке?

( Вернуться к цели урока)

  1. Заключительное слово учителя.

Творения русских умельцев дороже

Душе моей всяких иных.

И чем-то особым и звонким похожи

На тех, кто задумывал их.

Вглядишься:

И что-то былое воскреснет,

И вспомнится отблеск костров,

И видишь:

Становится дерево

Песней

Задумчивых мастеров.

В резьбе и узоре,

В раскраске весенней

Остались умельцев черты:

Внезапная грусть

И лихое веселье,

Которые с виду просты….

                                              (Б. Дубровин)

Меняются времена, меняется мода, но все-таки народные промыслы живы.

 И по-прежнему изделия народных мастеров приносят нам радость.

 (заключительный)

Пора надежд и возрождения

Опять пришла! Душа поёт!

Так пусть Христово Воскресение

Любовь и счастье принесёт!

Конец урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.

ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями,  развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...

Презентация урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику "Spotlight"; Конспект урока в 7 классе на тему "Who is who?" по учебнику Spotlight

Программа семинара учителей английского языка на тему: «Активные формы и методы обучения в условиях реализации ФГОС"Презентация на тему "Активные методы обчения на уроках английского я...